ТРИЗ
план-конспект занятия (старшая группа)

Сарыглар Оюмаа Семеновна

  Конспект занятия по составлению  творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ  (старший дошкольный возраст)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_triz.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида «Чечек» с.кызыл-Мажалык

                                                          Конспект занятия

              по составлению  творческого рассказа

            по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

                           (старший дошкольный возраст)

                                                                                   

                                                                                     

                                                                                   

                                                                                                      Составила: Сарыглар Оюмаа Семеновна                     

                                                                   Кызыл-Мажалык

                                                                          2018

Цель: подготовка детей к составлению  творческого   рассказа  по картине.

Задачи: учить подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;
- упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
- упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица;  развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
- расширять и активизировать  словарь детей  по теме «Зима»;
активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Словарная работа: снеговик, сосулька, капель, ель, верба, проталины, подзорная труба, объект, глазок, правило, эмблема, тает, цветёт,

Методические приёмы: Игровая мотивация «Волшебная картина»;

Игра «Подзорная труба»;
Игра «Фотографирование;

Игра «Вхождение в картину»;

ФИЗМИНУТКА;

Игра «Живые картинки»;

Игра «Превращение в объект на картине».

Ход занятия:

- Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим, ни одной мелочи детям. 

- Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба».
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
(навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его:  девочка, снеговик, дом, солнце, земля, небо, ёлки-3, лес, снег и т.д.)

Игра «Фотографирование». 

- Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.

-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
- Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.

-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)

– Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты», а поможет нам это запомнить эмблема (выставляю эмблему 1).

- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они  связаны? Кто  кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов (девочка-снеговик, потому что она его  слепила; солнце – снеговик, потому что оно пригревает снеговика, он тает; солнце превращает снег в сосульки; солнце пригревает крышу; солнце греет ёлки; верба зацветает от солнечного тепла; девочка живёт в доме):

-Молодцы! Все справились с заданием.

-А, что мы сейчас делали?( ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой. А вот эмблема(2) этой игры и её правило: «Один предмет связан с другим, потому что…). 

Игра «Вхождение в картину»

-Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и  представим себе, что мы перенеслись в картину.

-Откройте глаза,  ребята, вот мы и в картине, как  ласково светит зимнее солнышко.

ФИЗМИНУТКА "Слепи снежок"

 1,2,3,4

Мы с тобой снежок слепили -  («лепить», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (гладить одной ладошкой другую)

И совсем-совсем несладкий.  (грозить пальцем)

Раз — подбросим, (подбросить воображаемый снежок вверх)

Два — поймаем, (присесть, поймать воображаемый снежок)

Три — уроним (встать, роняя воображаемый снежок)

И… сломаем. (топать) 

-Молодцы, как хорошо погрелись под лучами весеннего солнца, почувствовали его тепло.

-Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите? (я слышу звуки капели, как с крыши падают сосульки, птички щебечут в лесу,  ручеёк журчит, девочка вздыхает ей жалко снеговика).

-Какие запахи ощущаете? (пахнет ёлочкой,  чувствую запах вербы ….).

-Молодцы, вот, сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.

-А, вот эмблемы этой игры и правило: «Я слышу как…», «Здесь пахнет…» (показ эмблемы(4.1, 4.2) и называние правила)

Игра «Живые картинки»

 -Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны определить: кто из вас кто и найти своё место на картине ( каждый ребёнок  по схеме определяет кто он и  где ему встать).

-Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».

-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.

-А вот, и эмблема(6) этой игры и правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».

Игра «Превращение в объект на картине» 

-Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).

-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня…..», а вот и эмблема игры.

«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы  превратились».

-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах.  А всему этому нас научила «волшебная» картина. А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.

МАСТЕР – КЛАСС на тему:

«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной.
  • Побудить к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.
  • Освоить методы и приемы составления творческих рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления.
  • Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе методов и приемов развития связной речи дошкольников, в рамках технологии ТРИЗ.

Проблема:

Как, каким образом повысить уровень коммуникативного развития воспитанников группы?

Ход мастер – класса:

1 часть. Презентация педагогического опыта.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

Актуальность

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.

Проблеме развития творческих способностей и развития речи детей большое внимание уделяли российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди наиболее значимых зарубежных авторов получили известность концепции: Дж. Гилфорда, В. Лоунфельда, А.Осборна, К.Тейлора, П.Торренса и др.

В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учёными: Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, И.В.Дубровиной, О.М.Дьяченко.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм воспитания.

В основе моего опыта работы лежит технология ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Г.С. Альтшулер).

Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитию речи и творческого воображения.

В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире».

2 часть. Методы и приемы работы с детьми.

Развитие творческих речевых способностей детей моей группы осуществляю в процессе коммуникативной, игровой, театрализованной, познавательной деятельности и других видов деятельности. Совместно с детьми сочиняем рассказы, сказки, небылицы, загадки. Заучивая или читая детям стихотворения, провожу с детьми их анализ, включаю в педагогический процесс игры по составлению рифмы.

При проведении НОД по образовательной области «коммуникация » включаю в работу с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.

Особое место в образовательной деятельности отвожу работе с картиной.

Основополагающим моментом в технологии ТРИЗ, по развитию связной речи дошкольников, является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления, посредством системы игровых упражнений. Мной были изучены, отобраны и систематизированы игры и творческие задания, способствующие развитию выразительности речи, мышления и творческого воображения воспитанников, обогащению их словарного запаса.

Использование технологии ТРИЗ способствовало повышению показателей развития творческого воображения, оригинальности, гибкости, беглости мышления, речевых способностей воспитанников моей группы. На начальном этапе (2010-2011г.): высокий уровень развития творческих способностей наблюдался у 6 детей-35%, средний уровень – 11детей (65%). На завершающем этапе (2011-2012г.) у 58,8% детей на высоком уровне сформированы творческое воображение и мышление, речь дошкольников. В 2011-2012 учебном году мной были выпущены дети в школу: из 19 воспитанников-у17 отсутствовали в поведении стеснительность, закомплексованность, они легко включались в учебную ситуацию. У выпускников моей группы были сформированы навыки рассказывания с элементами творчества, умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания. Дошкольники научились вести диалог с воспитателем и сверстниками, использовать в речи разные типы предложений, выразительные средства языка: понимать и подбирать сравнения, образные слова и выражения, глаголы, прилагательные, наречия.

Сегодня я хочу познакомить Вас с методами и приемами работы с детьми с использованием картины, которые будут интересны вам и вашим воспитанникам. Они помогут развивать речь ребенка, мышление и творческое воображение, обогащать его словарный запас.

ВИДЫ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ. (Методы и приемы работы по картине)

Составление рассказа фантастического

содержания

Составление рассказов от лица разных объектов

«Эмпатия»

Составление сказок нравственно-этического характера

Составление рифмованных текстов по картине

Составление загадок по картине

Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств

Прием «Пришел в гости Волшебник»

Увеличения-Уменьшения;

Деления-Объединения;

Выбрать объект (героя) на картине.

Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

Обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства.

Д\игра "Складушки-ладушки"

(подбор существительных, прилагательных, глаголов, рифмующихся между собой)

Выбрать объект, перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфическхарактеристики, части и т.д.).

Прием «Вхождение в картину»

Оживления-Окаменения;

«Могу Все- Могу Только»;

Волшебник

«Наоборот»;

Волшебник «Времени»

Вхождение в образ героя.

Приемы моделирования (схематическое обозначение героев сказки и буквенное обозначение черт характера).

Сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

Составление двухстрочных рифмующихся фраз.

выбрать наиболее удачный вариант сравнения.

«В гости приходят Волшебники»: "Я слушаю",

«Я чувствую запах»,

«Я трогаю руками»,

«Я чувствую вкус»

Я ощущаю лицом и руками

Инсценирование с детьми придуманных рассказов. Оформление книжки-малышки с их текстами.

Описание восприятия изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.

Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не".

Речевая зарисовка ощущений.

Описание отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике

Предложить передать диалоги персонажей картины (мини-театр).

Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.

Составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине происходит в несколько этапов. Работа по картине с использованием предложенной технологии может проводиться в течение нескольких НОД, так же по усмотрению педагога могут использоваться не все этапы, а выборочно несколько этапов.

На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа.

3 часть. Практическая деятельность.

Педагогам предлагается картина «Богатыри» В.М.Васнецов

1 этап "Определение состава картины"

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

Для побуждения слушателей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "Подзорная труба".

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др.

Окончательным итогом данной игры является рефлексия: осознание слушателями производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".

2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для того, что бы обучить слушателей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются творческие задания:

  • пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта

(сначала воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит

объяснить, почему он это сделал. Затем дети самостоятельно объединяют

объекты на картине.

  • «Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
  • Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат".

Осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".

Ведущий: Предлагаю сыграть сказку «Теремок» в измененном виде.

Игра "Теремок" (Слушатели стоят в кругу)

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов. На каждого ребенка - один рисунок. В дальнейшем могут быть объекты картины.

Ход игры:

1-й вариант: каждый слушатель получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий хозяин теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок условный) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. (2 вариант – что у нас общего, чем можешь быть полезен)

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры.

3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать

определенные органы чувств;

  • учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Для описания объектов, изображенных на картине с помощью органов чувств, использую прием "вхождения в картину". Даются творческие задания:

  • Пришел волшебник "Я слушаю" («Я чувствую запах», «Я трогаю

руками», «Я чувствую вкус»).

* Назови объекты, которые могут издавать звук.

* Я ощущаю лицом и руками…

Слушателям предлагается описать возможные ощущения, прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой, эмоционально проживать ситуацию, самим придумывать продолжение истории с объектами, изображенными на картине.

4 этап "Составление рассказов-фантазий"

Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов

фантазирования;

  • учить составлять рассказы фантастического содержания.

Для обучения составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник".

  1. Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
  2. Волшебник «Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается).
  3. Волшебник «Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
  4. Волшебник «Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
  5. Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное)
  6. Волшебник «Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).

этап "Составление сказок нравственно-этического характера"

Цели: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины;

  • учить выводить мораль из составленного текста сказки.

Слушателям предлагается рассмотреть картину, затем предлагаются задания:

а) Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.

б) Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

в) Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

г) Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

д) Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя.

ж) Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.

з) Придумывание названия сказки.

4 часть. Задание слушателям.

Уважаемые коллеги, вы познакомились с некоторыми видами составления рассказов по картине. Приглашаю вас поиграть в игру «Собери картину» и разделиться на подгруппы. Предлагаю каждой подгруппе составить один из видов рассказов, наиболее понравившийся вам.

5 часть. РЕФЛЕКСИЯ

Дискуссия по результатам совместной деятельности слушателей. Слушание придуманных творческих рассказов

- Понравился ли вам мастер-класс?

- Услышали ли вы что-то новое и интересное для себя?

- Легко ли вам было выполнять задание?

- Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?

6 частьЗаключение. Фотография на память, или «Ожившая картина»

Вид рассказа "Описание местонахождения объектов на картине"

Цели:

  • учить детей пространственной ориентировке на картине;
  • активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
  • учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;
  • формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
  1. Самоанализ мастер- класса.

Комментарии по ходу мастер- класса.

В результате использования представленной технологии при работе по картине у детей развивается:

  • Навыки рассказывания с элементами творчества.
  • Умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
  • Умение преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания.
  • Умение составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
  • умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.
  • Умение составлять тексты морально-этического плана по мотивам содержания картины.
  • Умение составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
  • повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами.

У выпускников моей группы хорошие показатели по уровню развития воображения и речевому развитию. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в НОД, психологически раскованны и уверенны на занятиях. Поэтому адаптивное использование данных методов и приёмов в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.

Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства педагогов, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...