Игры с песком
план-конспект занятия (старшая группа)

Степанец Ксения Сергеевна

Данный материал содержит призентацию - теоретическое обоснование выбранных форм и методов проведения развивающих занятий, а также, примерный кострукт занятия с использованием игр с песком. Даныый материал будет полезен психологам и поможет познакомится с миром песка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.odt28.86 КБ
Файл prezentatsiyastepanets1.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Конструкт занятия с детьми старшего дошкольного возраста с применением игр с песком

«В ГОСТЯХ У ПЕСОЧНОЙ ФЕИ»

Цель: Создание благоприятных условий и средств для гармоничного развития ребенка, развитие навыков управления своими чувствами и движениями.

Задачи:

  1. обучение способам снятия психофизической нагрузки, навыкам саморегуляции;
  2. создание положительного эмоционального настроя с помощью песочной терапии;
  3. формирование представлений о способах передачи разных эмоциональных состояний в имитационно-образных играх;
  4. совершенстовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес к сотруднечеству;
  5. способствовать разивитию воображения и творческих проявлений;
  6. воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации персонажй, желание прийти на помощь.

Ход занятия

  1. Приветствие.

Психолог. Здравствуйте ребята, давайте поздароваемся. Встанем в круг и сделаем пирамидку из наших ладоней, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, это я!»

  1. Ритуал «входа» в Песочную страну»

Психолог. Я снова приглашаю вас в путешествие в волшебную страну — Песочную. А кто из вас помнит, как мы можем в нее попасть?(при помощи цветка)

- Как вы помните, цветок мне подарила одна добрая Фея. Цветок помагает добрым, умным и смелым путешественникам попасть в любую сказку. А нам он поможет оказаться в сказочной песочной стране. Сейчас мы можем тихонько подойти к Волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протянуть над ним руки, закрыть глаза и с чистым сердцем попросить цветок пропусть нас в сказочную страну. А чтобы наш цветок еще и засиял волшебными огоньками, надо сдуть с него песчинки.

  1. Дыхательное упражнение.

Психолог. По моей команде делаем вдох-выдох. Руки над цветком, глаза . Глубоко вдохнули носиками, выдыхаем через рот, сдуваем песчинки! (повтор 3 раза, учим правильно дышать). Волшебный цветок дает нам волшебную силу, которой мы должны пользоваться осторожно. Ведь она может нам пригодиться для решения самых разных сказочных задач. А теперь откройте глаза. Мы свами находимся в волшебной стране. Посмотрите как светится наш цветок!!!

  1. Упражение «Здравствуй песок».

Психолог.Что должен сделать любой человек, если он попадает в новое место? (поздароваться) Положите руки на песок. Что вы чувствуете? Какой он на ощупь? (Холодный, мягкий).

Задания: 1)Дотронцться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй, всеми пальцами одновременно.2)Легко сжать кулачки спеском, затем медленно высыпать в песочницу, затем с напряжением сжать и высыпать. 3) Дотронуться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной. 4) Перетереть песок между пальцев, затем ладоней.

      V. Упражнение «Раскопки».

Психолог. Ребята, в нашу страну проникла Злая колдунья. И она заколдавала всех животных этой страны, засыпала песком. И они просят у вас помощи. Как вы думаете, мы сможем им помочь? (Дети при пощи больших кисточек раскапывают животных)

  1. Упражнение «Оживи животное».

Психолог. Теперь у вас, у каждого есть по фигурке животного, спрячте его в свои ладони. И не показывайте ни кому. А я предлагаю изобразить этих животных, которые вам попались, а мы попробуем отгадать. Подвигаться, изобразить звуки, которое оно издает. (Дети по очереди изображают животных, остальные отгадывают)

  1. Упражнение «Домики для животных».

Психолог. Ребята, посмотрите, наши животные почему-то грустят. Как вы думаете почему у они грустят? (Ответы детей. Нет домика)Давайте построим при пощи песка домики нашим животным. Из какого песка легче строить: из сухого или мокрого? (мокрого). Тогда давайте его смочим и приступим к строительству.

  1. Упражнение «Рисуем эмоции».

Психолог. Теперь наши животные стали веселыми, потому что никакой снег, дождь, ветер им не повредит, ведь у них есть такие замечательные домики. Нажи животные радуются! Давайте мы вместе с вами пройдем к песочным столикам и нарисуем эмоцию «радость». Как мы будем рисовать? (ответы детей). Можно украсить ваш рисунок камнями, пуговицами и т. д. (включается веселая музыка).

  1. Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Психолог. Нам пора возращаться. В этом нам поможет Волшебный цветок. Сейчас мы можем тихонько к нему подойти, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протянуть над ним руки, закрыть глаза и с чистым сердцем попросить цветок вернуть нас в детский сад.

Дети закрывают глаза и протягивают руки над цветком.

Психолог. Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам волшебную силу, которой мы можем пользоваться для решения самых разных задач в детском саду и дома. А теперь откройте глаза. Мы с вами находимся в детском саду.

  1. Рефлексия.

Психолог. Вот и закончилось наше путешествие.

  • Что вам больше всего понравилось?
  • Со всеми испытаниями справились?
  • Какие упражнения было трудно выполнять, какие легко?

XI.Прощание.

Встанем в круг и сделаем пирамидку из наших ладоней, улыбнемся и скажем: «Всем, всем, до свидания!»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Мурашова Е.В. «Дети — тюфяки и дети — катастрофы». М.,2017

  1. Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». В., 2016
  2. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.» М., 2017


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. «Игры с песком как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» Степанец Ксения Сергеевна Педагог – психолог МКДОУ ГО Заречный «Детство » СП «Теремок» Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищённо, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира

Слайд 2

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. И поэтому ее применение актуально в организации развивающей и обучающей работе педагога в условиях реализации требований ФГОС ДО. Взаимодействие с детьми предусматривает использование различных форм и методов песочной терапии в комплексе с сенсорными, коммуникативными, двигательными, познавательными и игровыми видами деятельности. В содержание каждого занятия включены наглядно-дидактические средства и современные приемы социально-личностного формирования дошкольников, различные творческие задания, которые вызывают интерес у детей 3-7 лет и способствуют формированию речи, произвольного внимания, памяти. Используются игровые образы, различные приспособления для рисования песком. Включены игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессивности, совершенствованию коммуникативных, игровых навыков, развитию познавательных процессов.

Слайд 3

Условия работы с детьми Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей). Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера.

Слайд 4

Виды игр с песком Игры на развитие тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук: «Мина», «Сапер», «Что спрятано в песке», «Чьи следы», «Оползень», « Секретики и др.» , «Рисование цветным песком» Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию речевых нарушений: Путешествия к звукам, Угадай звук и др » Игры для подготовки к школьному обучению «Письмена на песке», «Песочная грамматика», «Формы», «Песочная школа», « В поисках клада и др.» Игры– релаксации, снятия психоэмоционального напряжения: «Песочный дождь», «Ковер самолет», «Волшебный клубочек», Кричу- шепчу – молчу», Моделирование игр – сказок на песке Методы и приёмы: Обучающие игры Дискуссии Беседы Игры – коммуникации Экологические и исторические игры Проективные игры Познавательные игры Рисование цветным песком Просыпание цветной морской солью Элементы сказкотерапии Музыкальное сопровождение

Слайд 5

Набор игрового оборудования Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями): Л опатки, широкие кисточки, сита, воронки Человеческие персонажи Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.) Транспорт (наземный, водный, космический, и др.) Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.) Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.) Сказочные герои (злые и добрые) Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки) Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др . Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет в этом (фигурками из «Киндер - сюрприза», деталями конструкторов и пр .). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Слайд 6

Эффект песочной терапии: позитивное влияние на эмоциональное состояние детей; положительная динамика в развитии: образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсомоторного восприятия; развитие внимания и памяти. естественное поведение детей без запретов и ограничений в деятельности. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации (навыков общения и эмпатии).

Слайд 7

Правила игры с песком для малышей Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Слайд 8

Знакомство с Песочным человечком В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный Человек, приди! Игрушки помощники Ритуал «входа» В Песочную страну В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным А еще желательно Делать все внимательно!

Слайд 9

Песочные шарики Песочный дождь Раскопки

Слайд 10

Волшебные шарики Украшение геометрической фигуры шариками определенного цвета «Веселые вагончики» Игры на умение различать предметы по цветам; знакомство с геометрическими фигурами

Слайд 11

Декорации для сказочных приключений «Принцесса и Дракон» «В гостях у Песочной феи » В ладоши мы хлопнем Песочная фея нам помоги, Раз, два и три, В страну волшебную перенеси, Сердце свое для добра распахни

Слайд 13

Создание песочных картин

Слайд 14

Ветер в Песочной стране Ковер Самолет

Слайд 15

Фото с цветком Ритуал « Выхода» из Песочной страны В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

Слайд 18

Список использованной литературы Федосеева М.А., «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии», изд. Учитель, Волгоград, 2016 Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия ». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с. Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005 Зинкевич -Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006 – 208 Зинкевич -Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с . Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...

«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)

Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...

Игры с песком и на песке

Картотека игр с песком....

Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие

Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...