Главные вкладки

    КОНСУЛЬТАЦИЯ: СКАЗКОТЕРАПИЯ ИЛИ "ЛЕЧЕНИЕ" СКАЗКОЙ
    консультация (средняя группа)

    Никитина Мария Сергеевна

    Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, выполняющего ряд задач, таких как обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения ребенка, возможности выхода из проблемной ситуации (например, в отношениях со сверстниками, родителями и т. д.); развитие речи и др.

    Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

    Сказкотерапия  может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. Кроме того она может быть использована у детей с поведенческими нарушениями, а также у детей, имеющих особенности в эмоционально-волевом и психофизическом развитии (дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи и т. д.). В качестве материалов для данной терапии используются следующие виды сказок:

    - развивающие и обучающие сказки, которые позволяют ребенку накопить опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях;

    - народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических качеств: чувства взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, ответственности и др. ;

    - диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает;

    - психологические сказки, создающие такие условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с ребенком общих страхов, обретению чувства уверенности в себе, адекватному переживанию чувства неудачи или победы;

    -медитативные сказки, которые позволяют создать атмосферу позитива, комфорта, расслабления, снятие напряжения, возбуждения.

    Придуманные взрослыми сказки – это очень щадящий способ воздействия на внутренний мир ребенка. В них нет прямых поучений, наставлений, но ребенок через непосредственные переживания получает определенный опыт, полезные знания.

    Ребенок, слушая сказку, понимает, что герой сказки – это вымышленный персонаж, и в то же время он отождествляет себя с героем. Подобные произведения позволяют ребенку прочувствовать ситуацию, понять, что он не одинок в своих переживаниях, что другие люди в похожих ситуациях могут испытывать такие же ощущения, эмоции, что оказывает успокаивающее воздействие на малыша.

    Таким образом, главной целью сказкотерапии является не создать высокохудожественное произведение, а показать ребенку разные способы взаимодействия между людьми, способы поведения в определенных ситуациях и пути их разрешения. Умение преподнести, рассказать сказку, конечно, тоже здесь немаловажно.

    Следует помнить, что простое прочтение сказки не несет в себе никакой терапевтической нагрузки. Сказку нужно обыграть, инсценировать, тщательно проанализировать, дать ребенку прочувствовать внутренние переживания героя, а затем подвести выводы и сделать оценки по ее содержанию. Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка. Знакомство со сказкой должно происходить в ненавязчивой и дружеской обстановке, только в этом случае ребенок усвоит правила поведения в приведенных ситуациях, основы сглаживания конфликта. При знакомстве со сказкой для начала следует рассмотреть иллюстрации, героев, затем провести описание и анализ поступков героев. Как подведение итогов, можно выразить свое отношение к героям сказки и их поступкам, а также определить правильную модель поведения.

    Другими словами, работа со сказкой строится по следующей схеме:

    1) рассказ самой сказки; ее обсуждение. При обсуждении сказки ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение;

    2) рисование любого наиболее понравившегося и значимого для ребенка отрывка сказки;

    3) драматизация сказки. Ребенок интуитивно выбирает для себя роль наиболее близкого для него героя, а проиграв проблемную ситуацию находит выход из сложившейся ситуации.

    В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Важным является и то, что через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы ребенка, формируется его воображение.

    Таким образомсказки, их восприятие, проживание их нравственного урока являются условием формирования гармоничной личности ребенка, т. к. они не только развивают фантазию ребенка, но и создают положительный эмоциональный настрой малыша, придают ему уверенности в своих силах, позволяют найти самостоятельно выход из конкретной ситуации.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл КОНСУЛЬТАЦИЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ17.75 КБ

    Предварительный просмотр:

        Консультация «Сказкотерапия, или «лечение» сказкой»

     Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, выполняющего ряд задач, таких как обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения ребенка, возможности выхода из проблемной ситуации (например, в отношениях со сверстниками, родителями и т. д.); развитие речи и др.

    Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

    Сказкотерапия  может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. Кроме того она может быть использована у детей с поведенческими нарушениями, а также у детей, имеющих особенности в эмоционально-волевом и психофизическом развитии (дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи и т. д.). В качестве материалов для данной терапии используются следующие виды сказок:

    - развивающие и обучающие сказки, которые позволяют ребенку накопить опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях;

    - народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических качеств: чувства взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, ответственности и др. ;

    - диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает;

    - психологические сказки, создающие такие условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с ребенком общих страхов, обретению чувства уверенности в себе, адекватному переживанию чувства неудачи или победы;

    -медитативные сказки, которые позволяют создать атмосферу позитива, комфорта, расслабления, снятие напряжения, возбуждения.

    Придуманные взрослыми сказки – это очень щадящий способ воздействия на внутренний мир ребенка. В них нет прямых поучений, наставлений, но ребенок через непосредственные переживания получает определенный опыт, полезные знания.

    Ребенок, слушая сказку, понимает, что герой сказки – это вымышленный персонаж, и в то же время он отождествляет себя с героем. Подобные произведения позволяют ребенку прочувствовать ситуацию, понять, что он не одинок в своих переживаниях, что другие люди в похожих ситуациях могут испытывать такие же ощущения, эмоции, что оказывает успокаивающее воздействие на малыша.

    Таким образом, главной целью сказкотерапии является не создать высокохудожественное произведение, а показать ребенку разные способы взаимодействия между людьми, способы поведения в определенных ситуациях и пути их разрешения. Умение преподнести, рассказать сказку, конечно, тоже здесь немаловажно.

    Следует помнить, что простое прочтение сказки не несет в себе никакой терапевтической нагрузки. Сказку нужно обыграть, инсценировать, тщательно проанализировать, дать ребенку прочувствовать внутренние переживания героя, а затем подвести выводы и сделать оценки по ее содержанию. Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка. Знакомство со сказкой должно происходить в ненавязчивой и дружеской обстановке, только в этом случае ребенок усвоит правила поведения в приведенных ситуациях, основы сглаживания конфликта. При знакомстве со сказкой для начала следует рассмотреть иллюстрации, героев, затем провести описание и анализ поступков героев. Как подведение итогов, можно выразить свое отношение к героям сказки и их поступкам, а также определить правильную модель поведения.

    Другими словами, работа со сказкой строится по следующей схеме:

    1) рассказ самой сказки; ее обсуждение. При обсуждении сказки ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение,

    2) рисование любого наиболее понравившегося и значимого для ребенка отрывка сказки;

    3) драматизация сказки. Ребенок интуитивно выбирает для себя роль наиболее близкого для него героя, а проиграв проблемную ситуацию находит выход из сложившейся ситуации.

    В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Важным является и то, что через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы ребенка, формируется его воображение.

    Таким образомсказки, их восприятие, проживание их нравственного урока являются условием формирования гармоничной личности ребенка, т. к. они не только развивают фантазию ребенка, но и создают положительный эмоциональный настрой малыша, придают ему уверенности в своих силах, позволяют найти самостоятельно выход из конкретной ситуации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Сказкотерапия, ее практическое применение"

    Сказкотерапия способствует социальной адаптации, снижению тревожности и эмоциональной напряженности у детей-дошкольников...

    Консультация "Сказкотерапия в ДОУ"

    краткое введение в использование сказкотерапии в детском саду...

    Консультация "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

    Сказка - особый способ освоения мира, позволяющий ребенку в специфической форме понять и систематизировать знания...

    Консультация "Сказкотерапия"

    консультация для родителей доу...

    Презентация Консультация "Сказкотерапия"–эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Сказкотерапия –эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста...

    Консультация «Сказкотерапия, как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста»

    Сказка – это прекрасный и увлекательный мир! Сказка – самое яркое воспоминание детства: сказки читали нам родители в детстве, и мы видели чудесные сны, в которых каждый...

    Консультация "Сказкотерапия как средство развития связной речи детей"

    В конспекте раскрыта работа по сказкотерапии как одно из средств развития связной речи детей....