Проект культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе
проект (младшая группа)

Проект культурно-гигиенических навыков "Надо, надо умываться"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Проект по

 формированию культурно-гигиенических навыков

  у детей раннего возраста

"Надо, надо умываться "

     

Тип проекта: игровой

Срок реализации проекта: долгосрочный

Возраст детей: 2-3 года

Участники проекта: воспитатели, дети и их родители

Актуальность проекта:

   Культурно-гигиенические навыки- важная составная часть культуры поведения.

   Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, одежды и обуви.

    Работая с детьми раннего возраста, мы заметили, что у части детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: навык сводится к контакту с водой. Алгоритм умывания и мытья рук не сформирован. Вижу необходимость и значимость в формировании культурно гигиенических навыков детей группы.

   Детям раннего возраста необходимо объяснять и показывать, как засучить рукава, как намочить и намылить руки, как правильно вытирать их полотенцем (своим). Процесс мытья рук занимает существенную часть при проведении и подготовки различных режимных моментов. Именно в раннем возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Цель:

Создание условий для формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

- развивать навык опрятности

- формировать алгоритм мытья рук и пользования полотенцем

- закреплять навык пользования индивидуальными туалетными принадлежностями (носовым платком, полотенцем, расчёской, горшком);

- стимулировать умение самостоятельного принятия пищи, пользования ложкой;

- формировать самостоятельность и независимость при раздевании и одевании

-формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

  Предполагаемый результат:

- дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук;

-правильно пользуются мылом, аккуратно моют рук, самостоятельно   намыливают их;

-вытирают лицо и руки после умывания, вешают полотенце на место;

-повторяют вместе с воспитателем короткие стихотворения и потешки

об умывании, сопровождая действия текстом

- активность разной степени в одевании и раздевании

- расширяется пассивный и активный словарь

  Формы реализации проекта:

- Беседы;

- Рассматривание картин; серии картинок

-Чтение потешек, стихотворений;

-Практические упражнения

-Дидактические игры

- Просмотр мультфильмов

  Этапы работы над проектом:

  Подготовительный (организационный) этап:

Мероприятия

Цели

Сроки

  1. Подготовительный этап:

1.

Анализ деятельности  и компетенций детей в освоении КГН

Определение  актуального и ближайших зон развития  по формированию КГН

1.1019-11.10.19

2.

Изучение специальной литературы, подбор методических материалов и пособий.

Повышение  педагогической компетентности

1.1019-11.10.19

3.

Разработка плана реализации проекта по развитию компетенций детей по формированию КГН

Организация педагогической деятельности в системе

1.1019-11.10.19

Работа с родителями:

1

Анкетирование родителей.

Выявление  степени  заинтересованности  родителей в данной теме

2

Папка-передвижка

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Просвещение родителей по развитию компетенций детей по формированию КГН

3

Консультация для родителей на тему: «Как приучить ребенка к аккуратности»

Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН

4

Консультация: «Как научить ребенка одеваться самостоятельно»

Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН

5

Консультация: «Поведение малыша за столом»

Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН

6

Памятка: «Внешний вид малыша»

Повышение компетентности родителей в обучении детей раннего возраста навыкам формирования КГН

7

Книжка-малышка «О культуре КГН»

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания через творчество

Основной этап:

1

Рассматривание картинок:

«Дети моют руки»

«Мама моет дочку»

Беседа по ним.  

Закреплять навыки мытья рук и умывания.

Учить во время умывания не мочить одежду.

2

Дидактическое упражнение:

«Кукла Катя умывается»

Знакомство с алгоритмом деятельности при умывании

3

Подвижная игра

«Зайка серый умывается…»

Закреплять навыки мытья рук и умывания.

4

Чтение стихов и потешек:

«Ладушки, ладушки»

«Умница, Катенька»

«Гойда, гойда»

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

5

6

Рассматривание картинок:

«Дети моют руки» и беседа по ней.

Чтение потешки:

«Водичка, водичка…»

Дидактическое упражнение:

«Моем чисто руки и лицо»

Закреплять навыки мытья рук и умывания.

Учить во время умывания не мочить одежду.

Побуждать расчесывать короткие волосы.

Формирование умения правильно пользоваться мылом: аккуратно мыть лицо, руки, насухо вытираться после умывания

7

Чтение:

«Хлюп-хлюп» С. Капутикян

«Лапки» Г. Лагздынь

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

8

Дидактическое упражнение:

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Закреплять навыки мытья рук.

Учить во время умывания не мочить одежду.

9

Дидактическое упражнение:

«Научим мишку (зайку, куклу) правильно умываться»

«Покажем Винни-Пуху как вытирать руки и лицо полотенцем»

Чтение: «Мойдодыр» К. Чуковский, «Аленушка» С. Благинина

Учить засучивать рукава перед умыванием, закрепляем умение мыть руки.

Учить мыть лицо, не разбрызгивать воду.

Закреплять умение пользоваться носовым платком.

10

Чтение русской народной сказки: «Про непослушные ручки и ножки».

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

11

12

Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Беседа: «Что бы быть здоровым надо…»

Игровая ситуация «Как мама учила Мишку правильно кушать»

Учить засучивать рукава перед умыванием, закрепляем умение мыть руки.

Формирование умения овладевать культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания

13

Дидактическое упражнение: 

«Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»

Формирование у детей таких положительных качеств как: бережливость и аккуратность

14

Чтение потешек:

«Идет коза рогатая…»

«Пошёл котик на торжок»

«Кисонька-мурысонька»

З. Александрова

«Вкусная каша»

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

15

Игровая ситуация:

«Как мишка учился кушать ложкой»

Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать всё до конца, проглатывать пищу, не оставлять её за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой.

16

Дидактическое упражнение:

«Кукла Катя села кушать»

Формирование умения правильно вести себя за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать)

17

Игровая ситуация:

«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»

Учить держать ложку тремя пальцами. Закреплять умение есть аккуратно, совершать навыки культуры еды.

18

Чтение:

«Кто скорее допьет»

С. Капутикян

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

19

Дидактическое упражнение:

«Кукла Маша села кушать»

Формирование умения правильно вести себя за столом, во время еды (не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать)

20

Чтение:

«Маша обедает»

С. Капутикян

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

21

Дидактическое упражнение:

«Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Учить держать ложку тремя пальцами. Закреплять умение есть аккуратно, совершать навыки культуры еды.

22

Чтение потешки:

«Уж я Танюшечке пирог испеку…» Е. Благинина

«Аленушка»

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

23

24

Дидактическое упражнение:

«Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду»

Игровая ситуация:

«Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке»

Формирование у детей таких положительных качеств как: бережливость и аккуратность

Продолжать учит застегивать пуговицы. Учить надевать носки, начиная с носка.

При раздевании перед сном побуждать вешать одежду на спинку стула.

Учить вежливо выражать просьбу о помощи.

25

Чтение:

«Я сама»

И. Муравейка

«Чьи башмачки»

Н. Павлова

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

26

Дидактическое упражнение:

«Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

Учить расстёгивать застёжки, упражнять в использовании различных видов застежек.

27

Дидактические упражнения:

«Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

«Научим мишку складывать одежду в раздевальном шкафчике»

Закреплять умения правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду перед сном. Продолжать учить пользоваться различными видами застёжек.

28

Рассматривание картинок:

«Девочка чумазая»

«Девочка аккуратная»

Закреплять навыки мытья рук и умывания.

Учить во время умывания не мочить одежду.

Побуждать расчесывать короткие волосы.

29

Дидактическое упражнение:

«Оденем куклу на прогулку»

«Разденем куклу после прогулки»

Формирование умения у детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

30

Дидактическое упражнение:

«Туфельки поссорились –подружились»

Формирование умения у детей правильно и самостоятельно одевать и снимать обувь.

31

Чтение:

«Мой мишка»

З. Александрова

«Чьи башмачки» Н. Павлова

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

32

Игровая ситуация:

«Как петушок разбудил утром детей»

Дидактическое упражнение:

«Уложим куклу спать»

Учить расстёгивать застёжки, упражнять в использовании различных видов застежек.

Учить надевать обувь, колготки, с помощью взрослого вешать одежду в шкаф.

При раздевании перед сном побуждать снимать обувь, платье, рубашку, колготки. Правильно вешать на стул.

Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

33

Дидактическое упражнение:

«Покажем кукле (зайчику, мишку), где находятся наши вещи»

Закреплять умения правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу.

34

Дидактическое упражнение:

«Сделаем из носочка гармошку»

Формирование умения у детей самостоятельно одевать и снимать носки  в определенной последовательности.

35

Чтение потешек:

«Наша Маша маленькая»

З. Александрова

«Катя в яслях»

Стимулировать интерес к деятельности, формирование когнитивного интереса.

Заключительный этап:

Итоговое занятие «Как мы научились мыть руки».

Актуализация компетенций детей группы в практическую деятельность.

Книжка - фотоотчет  для родителей

Знакомство родителей с результатами реализации проекта.

Мини-экскурсия в прачечную детского сада

Формировать представление у детей о профессиях детского сада. Вызвать у детей чувство уважения к труду прачки.

Презентация проекта в ДОУ

Обобщение и распространение опыта

Достигнутый результат:

Дети:

- с помощью взрослого приводят себя в порядок;

- пользуются индивидуальными предметами: носовым платком, полотенцем, расческой, горшком;

-аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб);

-при небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;

- аккуратно складывают снятую одежду;

Родители:

- получили консультации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

- укрепили связи между детским садом и семьёй.

Список литературы:

  1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2011г.
  2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.- М.: Мозаика – синтез, 2010г.
  3. Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011г.
  4. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айрист-пресс, 2007г.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2011.
  6. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа  / авт. – сост. В. И. Мустафаева. – 2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредствам познавательно-исследовательской деятельности....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки».

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»....

Проект формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»

Проектформирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»...

Проект "Культурно-гигиенические навыки" в первой младшей группе

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Микробы в жизни человека»

Цель: Формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.Задачи: -- приучать детей следить за своим внешним видом; -- формировать...

Конспект открытого занятия по культурно-гигиеническому воспитанию детей в первой младшей группе: «Страна чистоты»

Цель: Закрепление знаний детей о предметах гигиены, умение ими пользоваться.Задачи: Развивать понимание речи, активизировать словарь, память.Учить отвечать на простейшие вопросы.Побуждать детей к акти...