СТАТЬЯ. Использование техники вопросов для развития критического мышления у дошкольников
статья

Харлашева Ирина Юрьевна

Почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Использование техники вопросов для развития критического мышления у дошкольников

Понятие «критическое мышление» и его характеристики.

Словосочетание «критическое мышление» в русском языке подразумевают некую сосредоточенность на недостатках.

 В английском языке понятие «критическое мышление» означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания.

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления

Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла - как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений; умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Думать критически, означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы , ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Критическое мышление - это не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений.

Джуди А. Браус и Дэвид Вуд выделили те характеристики, которые Б. Рассел определил как «как ряд навыков мышления».

Фокусирующие навыки:

  • Определение проблем в новой информации.
  • Определение направления и целей изучения новой информации.

Навыки сбора информации:

  • Получение информации при помощи одной или более сенсорных систем.
  •  Формулирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.

Навыки запоминания:

  • Хранение информации в долговременной памяти.
  • Восстановление информации из долговременной памяти.

Навыки организации:

  • Выявление черт сходства и различий разных объектов.
  • Группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков.
  • Представление  новой информации

Навыки анализирования:

  • Определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации.
  • Определение причинно-следственных связей.
  • Определение логичных заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.

Навыки генерирования:

  • Выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей.

Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Обучая детей думать подобным образом, педагоги  тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений.

Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Использование техники вопросов для развития критического мышления

Один мудрый человек как-то сравнил знак вопроса с крючком, на который ловятся идеи. Мы закидываем этот «крючок» и некоторое время ждем - вдруг что-то выловим? .

Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Педагоги и психологи с давних пор стремились создать классификацию всех вопросов. Это нужно было для практических целей. Зная, что каждый тип вопроса задействует одну из сторон мышления, мы сможем сознательно управлять,  как своим мышлением, так и мышлением детей, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере.

Итак, существует шесть типов вопросов, шесть больших «крючков», на которые можно поймать великое множество идей:

  • Простые вопросы, или «о пользе забывания»

Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти, называются ПРОСТЫМИ. Многие педагоги используют этот тип вопросов для оценки знаний учеников, так же поступают и родители. Если ребенок не отвечает, ему полагается изобразить на лице чувство вины и что-то сказать в свое оправдание.

Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию

Итак, простые вопросы - это вопросы, ответы на которые требуют знания фактической информации. Если знания не используются, они быстро забываются, поэтому разумнее помнить, где можно получить необходимые сведения, а не зазубривать механически.

  • Уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?»

В психологии есть такой термин - вербализация. Его используют, когда говорят об одной из техник активного слушания. При пассивном слушании человек стремится «подогнать» воспринимаемую информацию под свое представление об обсуждаемом предмете. Активное слушание отличается от пассивного рядом особенностей:

1. при активном слушании человек нацелен на установление психологического контакта с собеседником. Слушая, он пытается понять тот своеобразный язык, с помощью которого его визави выражает свои мысли.

2. активный слушатель стремится найти общее между своей точкой зрения и высказываниями собеседника, тогда как пассивный слушатель акцентируется на различиях, на спорных моментах. Второй путь гораздо привычнее и легче.

3. слушая активно, человек предоставляет собеседнику обратную связь. Обычно она начинается со слов «насколько я понял…», «правильно ли я вас поняла, что…», «то есть вы говорите, что…», «я поняла, что ты сказал о …» и т.д. Такие вопросы называются уточняющими

Возможные ошибки

1. Повторяют сказанное слишком подробно и дословно

2. Некоторые задают не уточняющие, а наводящие вопросы. Их еще называют формирующими.

3. Некоторые просят уточнить то, что им полностью непонятно.

4. Некоторые используют негативные мимику и жесты.

  • Оценочные вопросы

Мы очень часто забываем, что в наших мыслительных процессах эмоции занимают далеко не последнее место. Мы склонны сначала формировать эмоциональное отношение к какому-то явлению или предмету обсуждения, а затем уже осмысливать его рационально: приводить аргументы «за» и «против», анализировать и т.д.

Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призванытак называемые,  оценочные вопросы.

 Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Осознавая свое отношение к тем или иным людям, событиям, фактам и даже формулам, мы извлекаем на поверхность образы, которые оказывают на наше мышление значительное влияние, но в существовании которых,  мы не отдавали раньше себе отчета.

  • Творческие вопросы

Тот, кто считает, что творчество - удел избранных, весьма ошибается. Как правило, люди склонны думать, что творить - значит уметь хорошо рисовать, петь, танцевать или строить замки. Творчество - это особый склад ума. Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно нетворческим человеком.

. Дело в том, что фантазия по определению не бывает правильной или неправильной - каждый волен придумывать все, что захочется. Побуждая детей к подобной игре воображения, мы автоматически оказываемся с ними на равных. Их фантазии имеют точно такую же ценность, как и ваши! Разумеется в своей области вы - эксперт, но в мире предположений и вымыслов каждый сам себе специалист.

Рекомендации по использованию творческих вопросов

· Остерегайтесь делить фантазии детей на правильные и неправильные

· Не отвечайте на свой же вопрос

· Не критикуйте возможные предположения ни в какой форме

· После того, как все версии будут высказаны, сделайте паузу 5-10 секунд - возможно, кто-то еще что-то добавит

· Искренне благодарите за каждую версию.

  • Практические вопросы

Практический тип вопроса требует от человека каких-то действий, изменений. Может быть, поэтому он столь непопулярен среди любителей дискуссий о высоких материях? Ведь задавая вопросы практического характера, мы как бы берем на себя некоторую ответственность за будущие поступки.

Рекомендации по использованию практических вопросов

· Практический вопрос желательно начинать задавать со слов «Как мы можем…»

· В данном случае критика нужна, но желательно, чтобы она исходила не от взрослого, а от самих ребят.

· Вопрос нужно формулировать максимально точно

· Желательно, чтобы в вопросе звучала проблема, решение которой было бы важно для детей.

· Взрослому следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий. Помните, что любому человеку свойственно ошибаться. А рассказ воспитателя  о своих ошибках в детском возрасте способствует созданию дружелюбной, открытой атмосферы.

В наше время очень важно развивать критическое мышление у детей - чтобы ребенок стал получать удовольствие от новых знаний,  чтения книг, научился их анализировать и делать самостоятельные выводы, чтобы научился задавать умные вопросы и творчески находить на них ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"

Представлены материалы из опыта работы  воспитателя  МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска  Дунаевой А.Л. по  использованию  приёмов  технологии  развития  критического ...

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста

Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №5 «Солнышко» посредством использования игровых методов предпосылок развития критического мышления в ФЭМП.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №5 «Солнышко» посредством использования игровых методов предпосылок развития критического мышления в ФЭМП.Цель: закреплять представлени...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование техники «Друдлы» для развития креативного мышления у дошкольников»

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Креативность задействуется во множестве сфер ...