Cтресстоустойчивость как здоровьесберегающий фактор в профессиональной деятельности педагогов
статья

Андреева Татьяна Михайловна

стрессоустойчивость педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stressoustoychivost_pedagogov.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Стрессоустойчивость как здоровьесберегающий фактор в профессиональной деятельности педагогов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема стрессоустойчивости человека занимает одну из ведущих проблем современного, интенсивно развивающегося общества. Социально-экономические изменения, быстрый темп жизни, информационный поток – всё это приводит к увеличению эмоционального напряжения, возникновению стрессовых реакций, дезорганизации деятельности личности и к появлению психосоматических заболеваний. Данные состояния снижают личностный успех человека, качество выполнения трудовых обязанностей, и требуют большое количество энергетических затрат для того, чтобы поддерживать оптимальный психологический и физиологический уровень.

Стрессоустойчивость – это жизненно необходимая составляющая личности. Высокий уровень стрессоустойчивости является важнейшим качеством для современного человека. Именно оно позволяет переносить различные стрессы без негативных последствий для ежедневной деятельности и нервной системы.

К одной из наиболее напряженных профессий на сегодняшний день можно отнести профессию педагога. Данная профессия относится к системе «Человек-человек», что естественным образом подразумевает постоянное взаимодействие с людьми, а это, в свою очередь, требует больших эмоциональных затрат. К сожалению, люди данной профессии довольно часто подвергаются синдрому эмоционального выгорания. Это может быть связано как с высокой загруженностью дня, а также высоким уровнем эмоциональных и интеллектуальных нагрузок.

Профессия педагога требует от личности огромных интеллектуальных, физических и психологических затрат. Такие стресс-факторы как длительность рабочего дня, коммуникативные нагрузки, чувство ответственности, необходимость самосовершенствования и самообразования, постоянное общение с родителями, администрацией, коллегами могут оказывать негативное влияние на профессиональную деятельность педагога.

Стресс-факторы вызывают эмоциональное перенапряжение и истощение, влияют на психофизическое здоровье, а также могут развивать профессиональную деформацию личности.

В психологическом словаре, под редакцией Зинченко В.П. приводится определение понятию стресса как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Признаками стрессового напряжения могут являться: повышенная эмоциональная возбудимость, невозможность сосредоточиться на определенной деятельности, могут появляться ошибки в работе, либо деятельность, которая была важной, становится менее значимой, ухудшается память, концентрация внимания, появляется рассеянность. В данной ситуации необходимо помнить, что важным психологическим фактором, способным противостоять эмоциональным перегрузкам является такое интегративное качество личности как стрессоустойчивость.

Проблеме стрессоустойчивости посвящено большое количество работ, авторами которых являются отечественные исследователи, такие как Л. М. Аболин, В. А. Бодров, Л. А. Митина, Л. М. Маркова, В. А. Пономаренко, А. А. Реан, а также зарубежные авторы  Г. Селье, Р. С. Лазарус, Д. Гринберг, Ли Канг Хи и др.

В психологии существует много определений понятия «стрессоустойчивость». Значимыми является следующие:

- М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко, Р. Б. Кэттелл, П. Фресс П. Б. Зильберман, соотносят стрессоустойчивость с понятием «эмоциональная устойчивость»;

- стрессоустойчивость рассматривается как черта, качество, свойство, личности, которые влияют на характер деятельности (К. К. Платонов, Я. Рейковский, Е. А. Милерян, В. М. Писаренко, А. А. Реан, О.А. Сиротин и др.);

- стрессоустойчивость определяется как интегральная, комплексная характеристика, которая включает в себя поведенческие, психологические и физиологические компоненты (Л. М. Аболин, Б. Х. Варданян, В. С. Субботин).

В педагогической деятельности стрессоустойчивость можно определить как интегративное свойство человека, компонентом которого является эмоциональная устойчивость, которая в деятельности педагога помогает преодолевать сложные эмоциональные ситуации.

А. А. Баранов показал, что особенности стрессоустойчивости влияют на степень профессионального мастерства и педагогической деятельности, а С. В. Субботин выявил, что уровень стрессоустойчивости педагога могут оказывать влияние на личностные особенности воспитанников.

По уровню стрессоустойчивости выделяют 4 типа людей.

К первому типу относятся стрессоустойчивые люди, которые легко адаптируются в трудных и кризисных ситуациях, восприимчивы к переменам. Ко второму типу, относятся стрессонеустойчивые лица, которые тяжело и кризисно воспринимают любые изменения в жизни, они ригидны в поведении, а их установки и взгляды непоколебимы. Также люди способны в любой ситуации приходить в состояние напряжения. Третий тип людей условно можно назвать стрессотренируемыми. Они склонны принимать любые изменения, но адаптироваться к ним они будут постепенно. К четвёртому типу относятся стрессотормозные люди, которые стремятся не изменять своего мировоззрения, но в качестве исключения способны однократно внести изменения в жизни.

Стрессоустойчивость можно сформировать, так как данная способность является приобретенным свойством личности. Для того чтобы выработать или повысить данное качество, необходимо искать ресурсы, которые смогут помочь личности преодолевать отрицательные последствия эмоционально негативных ситуаций.  

Чаще всего стрессоустойчивость будет завесить от того, как сформированы навыки саморегуляции, под которой понимается процесс психологического воздействия человека на себя, на свое поведение с целью достижения и поддержания оптимальных, желательных для него психологических состояний.

Практические рекомендации по повышению стрессоустойчивости педагогов:

1) найти для себя занятие, с помощью которого появится возможность переключаться от повседневных трудностей на радостные моменты;

2) следовать приёмам позитивной терапии: опора на положительное в жизни, развитие оптимистичности, положительные «фантазии о будущем»;

3) мотивировать себя на достижение успеха: необходимо ставить перед собой цели и разрабатывать шаги к их достижению;

4) необходимо стремиться видеть вокруг, в окружающих людях, только хорошее и позитивное, т.к. уровень устойчивости к стрессам будет во многом зависеть от внутреннего настроя;

5) негативные эмоции можно разрядить чувством юмора;

6) заниматься спортом, йогой;

7) применять технику успокаивающего дыхания – стабилизировав свое дыхание можно снять напряжение всего организма;

8) постараться как можно ярче представить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, это поможет отвлечься от стрессовой ситуации.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц тела.

     Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными. А нежный свет течёт дальше по груди, по животу… Пусть свет гладит ваши руки, пальцы. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Дыхательные приёмы для снятия напряжения.

  1. Сначала необходимо глубоко вдохнуть. Затем нужно задержать дыхание, мысленно представить круг и медленно выдохнуть вообразимую фигуру. Несколько раз повторить, и затем представить любую геометрическую фигуру и проделать тоже самое.
  2. Упражнение, которое можно выполнять перед любой психологически напряженной ситуацией. Представьте внутри себя на уровне груди мощный пресс. Делая короткий энергичный вдох, четко ощутите в груди этот пресс, его тяжесть, мощь. Производя медленный, продолжительный выдох, мысленно «опускайте» пресс вниз, представляя, как он подавляет, вытесняет накопившуюся в теле психическую напряженность, отрицательные эмоции. В конце упражнения «пресс» как будто выталкивает негативные переживания.

Релаксация с элементами визуализации.

Представьте, что вы только что спустились по длинной череде деревянных ступеней и очутились на берегу самого чистого и красивого пляжа. Вы садитесь на песок  и замечаете, какой он белый и гладкий, теплый и мягкий. Вы зачерпываете его ладонями, он сыплется сквозь пальцы и кажется текучим, как вода. Вы ложитесь на живот, чувствуя, как теплый песок тотчас же принимает форму вашего тела. Легкий бриз обдувает ваше лицо. Рокочет прибой, вздымаясь белыми гребнями, которые, набегая на кромку песка, разбиваются у ваших ног. Пахнет солью и морем, и вы вдыхаете глубоко-глубоко. Вам спокойно, вы чувствуете себя в безопасности.

Литература

  1. Багадаева О.Ю. Стрессогенные факторы в профессии педагога дома

   ребенка. М.: Вектор науки ТГУ. Вып. № 2. Иркутск, 2014.

  1. Митин Г.В. Профилактика и коррекция негативных психических состояний педагогов. М.: СГИ, 1999. 165 с.
  2. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие. М.: Психотерапия. 2006. 256 с.
  3. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. 2012. №9. 243-246 с.
  4. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 672 с.
  5. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Цель статьи – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...

Проект для педагогов ДОУ на тему: «Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики профессионального выгорания педагогов»

Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев  нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя - как фактор успешной профессиональной компетенции педагогов МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя -  как фактор успешной профессиональной компетенции педагогов МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»...

Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ

laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...