Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте
статья
Основным продуктов театрализованной деятельности в детском саду является драматизация литературного произведения, в основном сказки. На основании чего, я разработала план работы над драматизацией в старшем возрасте. Он стотоит из 3 этапов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_v_starshem_doshkolnom_vozraste.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте
Основным продуктов театрализованной деятельности в детском саду является драматизация литературного произведения, в основном сказки. На основании чего, я разработала план работы над драматизацией в старшем возрасте. Он стотоит из 3 этапов.
1. Знакомство со сказкой.
- «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи:, миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д.
- Чтение и совместный анализ сказок.
- Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
- Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом)
- Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
- Театрализованные игры (Пальчиковый театр, кукольный театр и т.д.)
2. Работа над ролью
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации с помощью игр имитаций, игр превращений, игр на развитие речи и т.д.
- подготовка театрального костюма.
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.
3. Драматизация сказки
Правила драматизации (по Р. Калининой)
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте
В работе рассмотрены понятия эстетичсекого воспитания, формы организации театрализованной деятельности для старшего дошкольного возраста....
Основные направления театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте ДОУ
РРТ на тему организации театрализованной деятельности в ДОУ. Основные направления деятельности педагога дополнительного образования по сценическому мастерству с детьми дошкольного возраста....
Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками...
Программа организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Умки»
«В душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, ...
Приобщение детей к театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте
В статье раскрывается значение театрализации для развития ребенка-дошкольника, представлена характеристика и классификация театрализованных игр, предложены формы организации театрализованной дея...
Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста (http://kssovushka.ru/files/publications/612/files/0/teatralnaya-deyatelnost.docx)...