Программа "Детство"
презентация

Кизрина Марина Владимировна

Программа "Детство" (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»

Слайд 2

Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы : Кандидат педагогических наук, профессор Бабаева Татьяна Игоревна

Слайд 3

Доктор педагогических наук, профессор Гогоберидзе А лександра Г ививна

Слайд 4

Кандидат педагогических наук, доцент Солнцева Ольга Викторовна

Слайд 5

АВТОРЫ О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина , А. М. Вербенец , А. Г. Гогоберидзе , Т . С. Грядкина , В. А. Деркунская , Т. А.Ивченко, Н . О. Никонова, Л . К. Ничипоренко,В . А. Новицкая, З . А. Михайлова, М . Н. Полякова, Л. С. Римашевская , О.В . Солнцева, О . Н. Сомкова , Р. И. Яфизова .

Слайд 6

Цель программы Создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Слайд 7

ЗАДАЧИ Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманною отношения в детской деятельности, поведении, поступках; Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания Включаться в творческую деятельность; Органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Слайд 8

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ Концептуальные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития по сути определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство». Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.

Слайд 9

Принципы построения программы 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

Слайд 10

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Уникальность программы «Детство» заключается в том, что впервые в истории отечественного дошкольного образования программу разработал коллектив кафедры учебного университета под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой В.И. Логиновой. Федеральная образовательная программа дошкольного образования «Детство» создана коллективом авторов - преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена в 1990г.

Слайд 11

Краткое содержание программы Авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Возраст детей: Охватывает возрастной диапазон от 2 до 7 лет Цель программы «Детство»: обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Девиз программы “Детство”: “Чувствовать - Познавать - Творить”. Занятия в программе “Детство”: Обучение детей строится как увлекательная игровая деятельность. Деятельность в условиях развивающей педагогической среды, например, детский сад, позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного и к самостоятельной деятельности. Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: • «Познание» Помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др. Развитии их познавательной активности, любознательности. • «Гуманное отношение» Ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру. • «Созидание» Развитие самостоятельности как высшего проявления творчества. • «Здоровый образ жизни» Воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни. «Детство» - программа с выраженной гуманистической направленностью. Авторы программы делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела, участвовать в охране окружающей среды. Для авторов программы идеальный детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. Основное общеобразовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путём интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главными из которых является игра. Обучение детей строится как увлекательная проблемно - ролевая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппа.» Новизна программы определяется тем, что в ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

Слайд 12

Отзывы педагогических коллективов по использованию программы «Детство» « …Не первый год мы работаем по программе «Детство». Программа помогает развить индивидуальные способности ребенка, учит работать его как в коллективе, так и самостоятельно. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова включают в себя то, что пронизывает все ее разделы , и придает ей единую целостность. Программа «Детство» родилась в Петербурге. Здесь авторы пытались отразить в его содержание атмосферу самого города- показать его красоту, взаимоотношение друг с другом, пробудить чувство гордости к родному городу, к традициям. Исходя из этого мы видим, что большую значимость играет региональный компонент. Так как наш детский сад комбинированного вида, обучение ведется на двух языках: на русском и татарском. Это позволяет носителям татарского языка усовершенствовать свои языковые знания , а носителям русских и других языков познавать азы языка своей республики… » Идрисова Л. Т. в оспитатель МАДОУ №136 Вахитовского района г. Казани

Слайд 13

«…На сегодняшний день согласно ФГОС дошкольного образования каждое учреждение составляет свою образовательную программу, на основе которой выстаивается образовательный процесс. Она разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы, с учетом вариативной примерной программы. Также в содержание программы могут быть включены и парциальные программы в соответствии с приоритетными направлениями организации. Что же изменилось в программе «Детство» с введением ФГОС дошкольного образования? По мнению Веры Александровны Деркунской , ФГОС дошкольного образования оказался гораздо ближе авторам программы, нежели ФГТ. Стандарт позволил более ярко показать особенности программы. Почему? Во-первых, потому что стандарт призывает нас к реализации трех основных идей, которые всегда были в основе программы «Детство». Первая идея – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства. В общем, это идея всегда существовала в дошкольном образовании, но, к сожалению, ограничивалась рамками подготовки к школьному обучению, «натаскиванию на школу». Но идея готовить к будущему, минуя настоящее, сама по себя является утопичной. Каждая ступень образования должна быть ориентирована на свой возраст. И задача подготовки к школьному обучению не должна превалировать на дошкольной ступени образования. В то же время нельзя сказать, что педагоги вообще не готовят ребенка к школе. Конечно, готовят. Задачи, которые решаются в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», служат основой для дальнейшего школьного обучения. Деятельность педагогов направлена, прежде всего, на подготовку ребенка к решению постепенно усложняющихся задач. Для дошкольного детства характерны, прежде всего, игра, фантазирование, творчество, общение, экспериментирование, а не учебная деятельность. И замечательно, что сегодня часть задач по подготовке к школьному обучению взяли на себя школы, организую курсы подготовки первоклассников. Вторая идея стандарта – социализация, индивидуализация развития личности ребенка. Сегодня в нашей стране нет другой такой организации, кроме детского сада, которая бы занималась вопросами социализации ребенка в таком объеме. В то же время, социализация одна из самых важных проблем современного общества. Социализация – приобщение к социальным нормам, традициям, усвоение правил, умение общаться (собственно сам процесс коммуникации), эмоциональные проявления. С рождения ребенка окружают множество взрослых (мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети…), а вот общения с другими детьми ему не хватает. Психологи отмечают, что приходя в детский сад, ребенок свободно общается со взрослыми, но совершенно не умеет взаимодействовать с другими детьми, договариваться, играть вместе. Ушли в прошлое совместные игры во дворах, когда дети всех возрастов играли вместе, совместные прогулки, походы в гости друг к другу, что создавало естественную среду для социализации. Естественный процесс социализации нарушен, остался только организованный процесс. Поэтому сегодня дошкольное образование получает основную цель, миссию социализировать ребенка. Он может к семи годам не уметь читать, для этого у него впереди и школа, и как показывает практика, уже к концу первой четверти эта задача успешно решается, но если ребенок не научился общаться, делится впечатлениями, вступать в совместное дело, это, прямо сказать, разрушенная судьба. И это не просто громкое высказывание, так как человек по сути своей существо социальное, и социализация ведущий процесс, от которого зависит его будущее. Поэтому программа Детство» уделяет этому процессу особое внимание. Социализация важна и для понимания ребенком самого себя. Но открыть, познать себя он может только через призму других детей. Это закон психологического восприятия. К тому же ребенок уже в дошкольном возрасте осваивает большое количество социальных ролей: мальчик - девочка, сын – дочь, пассажир, покупатель, зритель др. И помочь ему в этом процессе главная задача педагогов и родителей. Третья идея стандарта - развитие ребенка как субъекта деятельности и поведения. Программа «Детство» всегда стояла на позиции, что ребенок – это субъект, а не объект, на которого направлено воздействие. Ребенок наделен субъектными качествами и свойствами, такими как активность, самостоятельность, инициативность, интерес. Познавая, преобразуя окружающий мир, ребенок является активным субъектом этого процесса, то есть является активным субъектом деятельности. В процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи…» Быльцева И.А., методист МБДОУ « Новоаганского ДСКВ «Лесная сказка »

Слайд 14

О ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» Девиз программы «Детство»: «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти слова включают в себя то, что пронизывает все ее разделы , и придает ей единую целостность.