Программа м перспективное планирование кружка "Оркестр"
рабочая программа

Подолячина Людмила Дмитриевна

В программе представлены цель, задачи, формы организации, методы и приемы для работы с детьми при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Отображен мониторинг и перспективное планирование занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_-_orkestr.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Извлечение  из рабочей  программы

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 25 «Медвежонок»

комбинированного вида

города Искитима Новосибирской области

по образовательной области «Музыка»

раздел: кружок «Оркестр»

                           

                                                                               

                                               

                                                   Выполнила:

                                                   Подолячина Людмила   Дмитриевна –

                               музыкальный руководитель                  

                                                   высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Осуществляя музыкальное воспитание детей в детском саду, можно заметить, что музыкальные способности детей проявляются у каждого по разному.

У большей части детей три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются в соответствии с возрастными особенностями детей. Это свидетельствует о развитии у них музыкальности (комплекс способностей, развиваемых в музыкальной деятельности на основе врожденных задатков). Наиболее сложно развиваются музыкально- слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно интонируя её, или подбирать её по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к 5 годам. Но отсутствие раннего проявления этих способностей не является показателем слабости или отсутствия этих способностей. Здесь большое значение имеет то музыкальное окружение ребенка, тот вид музыкальной деятельности, к которому у него проявляется склонность на основе природных задатков.

Формирование и развитие этих задатков музыкальных способностей и происходит через организацию дополнительных занятий по музыке, в частности в кружке «Оркестр».

Занятие кружка проводится со старшими дошкольниками 1 раз в неделю во второй половине дня.

ЦЕЛЬ организации работы кружка «Оркестр»:

Учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков, формировать специальные
музыкальные способности, приобретать специфические умения и навыки,  способствовать общему развитию музыкальности.

ЗАЛА ЧИ

1.   ОБУЧАЮЩИЕ:

-познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов;

-способствовать овладению детьми элементарной игрой на музыкальных инструментах (шумовых, ударных, духовых);

-обогащать музыкальные впечатления, формировать музыкальный вкус,  музыкальную память и музыкальность в целом;

2.    РАЗВИВАЮЩИЕ:

-способствовать развитию ладового чувства, мелодического, звуковысотного, тембрового, темпового слуха, чувства ритма;

-развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;

-развивать речевое интонирование, обогащать словарь;

-создавать условия, развивающую среду для проявления творческой активности детей в. исполнительской деятельности.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-формировать        эстетическое        восприятие окружающего мира;

-приобщать    детей    к    мировой    и    национальной культуре;

- развивать желание и умение взаимодействовать в коллективе, сотрудничать друг с другом, тем самым преодолевая застенчивость, скованность;

 -развивать эмоциональную сферу ребенка.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

1. Развитие устойчивого интереса у детей к игре на детских музыкальных инструментах.

2. Положительно-эмоциональное и  осознанное отношение к музыкальным произведениям.

3. Вовлечение ребенка в творческую деятельность.

4. Формирование   представлений   о   разнообразии ДМИ и способов игры на них.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С ПЕДАГОГАМИ:

-совместное планирование и подготовка музыкальных занятий, концертов и праздников;

-предварительная музыкальная подготовка воспитателей;

-совместный подбор музыкального репертуара;

-создание музыкальных уголков в группах для самостоятельной деятельности детей.

С РОДИТЕЛЯМИ:

-консультации для родителей;

-сообщения на родительских собраниях;

-участие родителей в подготовке и проведении развлечений, праздников, досугов;

-изготовление        атрибутов, сюрпризов;

-посещение родителями занятий;

-индивидуальные беседы.

С ДЕТЬМИ:

-обучение игре на ДМИ  в рамках музыкальных занятий;

-диагностика и отбор детей в кружок «Оркестр», учитывая индивидуальные способности и желание детей.

-развитие музыкальных способностей и обучение игре на ДМИ в кружке «Оркестр»;

-подготовка и проведение концертов, участие в утренниках и развлечениях;

-совместная деятельность при изготовлении нетрадиционных ДМИ;

-организация развивающей среды для самостоятельной музыкальной деятельности в группах.

                                                     ФОРМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОТЫ  КРУЖКА  «ОРКЕСТР»

1.подгрупповая (музыкально- познавательные занятия);

2. индивидуальная  (обучение приемам  звукоизвлечения  на  различных  ДМИ, разучивание музыкальных произведений).

                                             МЕТОДЫ  И  ПРИЕМЫ.

НАГЛЯДНЫЕ:

- показ иллюстраций, игрушек;

- знакомство с видами ДМИ (шумовые ,  ударные, духовые);

- изготовление нетрадиционных ДМИ.

СЛОВЕСНЫЕ:

               - беседы;

               - использование художественного слова;

               - знакомство с понятиями;

               - составление и обыгрывание музыкальных сказок об  ДМИ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ:

                - использование музыкально-дидактических игр и упражнений для развития ритма,         динамики, темпа, тембра, высоты звука;

                - «звучащие жесты» ( хлопки - пальцами, плоской ладонью, горстью ладони;

 шлепки по плечам, бедрам, коленям; притопы- носком, пяткой, всей стопой.)

                 - «речевое интонирование» (ритмизация имен, попевок, песенок, текста);

                        -  ритмические упражнения с предметами (кубики, мячи, палочки и др.);

                 -  показ правильной посадки при игре на ДМИ;

                        -  показ приемов звукоизвлечения при игре на ДМИ;

                 - обучение различным приемам игры на ДМИ («глиссандо», «стаккато»);

                 - индивидуальное разучивание партитуры;

                 - игра в ансамбле по 2 и более детей;

                         - игра в оркестре  (вовремя начинать и заканчивать игру, умение слушать звучание ансамбля, игру товарища  и фортепианное сопровождение, ощущать единую ритмическую пульсацию, играть согласованно, добиваясь слитности звучания при изменении темпа, динамики.)

Мониторинг  развития музыкальных способностей детей в кружке       «Оркестр»

Обследование проводится с использованием следующих методов:

  -  наблюдение,

  - исполнительская деятельность,

  -  игры-задания на определение уровней развития музыкальных способностей,

  -  музыкально-дидактичесие игры.

Критерии:

1. Музыкальные способности:

  • мелодический слух
  • ладовый слух
  • ритмический слух
  • динамический слух
  • темповые изменения
  • тембровый слух

2.  Исполнительские навыки:

  • владение приемами звукоизвлечения на ДМИ
  • передача ритмической пульсации
  • развитие чувства ансамбля
  • импровизированное музицирование

                устойчивый интерес к данному виду деятельности

       

Уровни   развития:

Высокий: 

Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, активность и точность в выполнении заданий, не нуждается в помощи взрослых, эмоционален и общителен.

Средний: 

Ребенок  проявляет желание и интерес  к деятельности, испытывает некоторые затруднения  в выполнении заданий, при повторном объяснении справляется самостоятельно.

Низкий:

 Ребенок  проявляет интерес к деятельности, но  внимание не устойчиво, с предложенными заданиями   справляется  с помощью взрослого.

  Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу.

                                                                    Перспективно-тематическое планирование кружка «Оркестр»

Тема

Содержание

Время проведения

Коли-

чество единиц

Предполагаемый результат

Формирование кружка              «Оркестр»

- Отбор детей старшего и подготовительного возраста в кружок «Оркестр»;

- Знакомство детей друг с другом;

- диагностика музыкальных способностей и исполнительских навыков (проективные методики по К.Тарасовой, А. Зиминой)

2-3 неделя сентября

2

Создание детского коллектива кружка «Оркестр», определение уровня развития музыкальных способностей детей, формирование дружеских взаимоотношений между детьми

«Что такое оркестр?»

- Беседы с просмотром иллюстраций и видеоматериала об оркестрах                      (народном, симфоническом);

- Знакомство с видами детских музыкальных инструментов (ударные, шумовые, струнные)

4 неделя сентября

1

Формирование:

- представлений о разнообразии ДМИ и способов игры на них,

  - интереса к данной  музыкальной деятельности,  создание развивающей среды для данной музыкальной деятельности

«Магазин музыкальных инструментов»

-«Музыкальная мастерская»: изготовление с детьми нетрадиционных музыкальных инструментов

1-2 неделя октября

2

Развитие желания принимать участие в изготовлении нетрадиционных музыкальных инструментов, экспериментировать со звуком

«Играем в оркестр»

- Музыкальная сказка «В гости к ДМИ»;

-Игра импровизация «Замри и отомри»;

-Музыкальный образец «Музыкальное приветствие»

-Ритмическая игра «Бусинки»;

-Творческая работа в группах «Посудный и гороховый оркестр»

3-4 неделя октября

2

Поддержание интереса к деятельности, создание комфортных условий для деятельности, формирование дружеских взаимоотношений между детьми

«Звуки окружающие нас»

-Творческий рассказ педагога «Откуда берется звук?»;

- Альбом «Картотека звуков»;

-Двигательная импровизация «Кто как идет?»;

-Ритмическое упражнение «Дождь идет»;

-Игра на ДМИ «Звук и тишина»;

- Творческое музицирование     р. н. сказки «Теремок»

1-2 неделя ноября

2

Экспериментирование со звуком, развитие ритмического, динамического слуха, проявление творческой активности в исполнительской деятельности

«Метр и ритм - сердце музыки»

- Беседа о понятиях;

-Альбом «Картинки – ритмы»;

-Дидактические игры «Прохлопай ритм», «Ритмическое эхо»;

-Ритмизация имен, попевок, ритмическая игра «Я тебя зову»;

-Графические карточки «Озвучим голосом»;

-Речевая темброво-ритмическая игра «Волшебные барабаны»

3-4- неделя ноября

2

Развитие речевого интонирования, чувства ритма, формирование устойчивого интереса к игре на ДМИ

«Шумовые инструменты»

- Музыкальная сказка «Два колокольчика»;

- речевая модель «Палочки-стукалочки»;

- Моделирование ритма «Звучащие жесты»;

- двигательно-импровизационная игра «Человек-леденец»

- Творческий танец «Волшебные снежинки»;

-Игра на ДМИ «Музыкальная карусель»

1-2 неделя декабря

2

Овладение детьми способов звукоизвлечения на шумовых инструментах, развитие  тембрового слуха, чувства ритма, развитие умения взаимодействия в коллективе при музицировании в оркестре

«Ударные инструменты»

- Игровое упражнение «Непрерывность», «Сон»;

- Индивидуальное обучение игре на ДМИ р.н. попевок «Петушок», «Василек», «Андрей-воробей», «Скок - поскок»;

-Игра по подгруппам и в ансамбле;
- Партитура пьесы «Елочка»    М. Красева, игра в оркестре

3-4 неделя декабря

2

Освоение технических приемов звукоизвлечения  на металлофоне, ксилофоне, развитие умения играть по одному и в подгруппах

«Брат Мажор и брат Минор»

-Игровая ситуация «Встречаем гостей!;

 Театрализованные сценки «Веселый карнавал», «Ничего ему не надо…»;

- Игра на развитие эмоции с использование пиктограмм «Угадай-ка», «Два утенка»  Е. Попляновой;

-Обыгрывание стихотворения «Опасные очки» В. Данько;

- Импровизация на ДМИ «Кискино горе» Г. Читрян,  «Наш котенок» Ж. Металлиди;

- Игра в оркестре «Веселые гуси»   В. Агафонникова

1-2 неделя января

2

Развитие ладового, мелодического слуха;

Развитие  умения выражать соответствующие эмоции с помощью пиктограмм, в игре на ДМИ, мимикой, пластикой; развитие навыков игры на ДМИ, умения действовать в коллективе

«Громко -  тихо»

-Беседа о понятиях, знакомство с графическим изображение понятий;

- Дидактические игры «Тихие и громкие звоночки», «Эхо», «Громко - тихо запоем»;

-Звучащие жесты «Топ-хлоп»;

-Импровизация на ДМИ «Веселые инструменты»;

-Музыкально- ритмические упражнения  «Прогулка», «Карандашная полька», «Ходит сон по лавочке»;

-Игра в оркестре: закрепление «Веселые гуси»    В. Агафонникова, разучивание «Веснянка» укр. н. песня

1-2 неделя февраля

2

Обогащение словаря специальными музыкальными  терминами, развитие динамического слуха; развитие творческой активности;  

Развитие навыков игры на ДМИ, умения действовать в коллективе

«Разноцветные приключения»

-Игровая ситуация «Разноцветный перепляс»;

-Импровизация на ДМИ «Радуга»;

- Музыкально-подвижная игра с разноцветными палочками             «Рисунки инопланетян»;

-Ритмизация «Разноцветные стихи»;

-Инсценировка песни «Пестрый колпачок» Г. Струве;

-Игра в оркестре:

закрепление «Веселые гуси» В. Агафонникова, «Веснянка» укр. н. песня;

-Подготовка к концерту «Мама - лучший друг»

3-4 неделя февраля

2

Развитие исполнительских навыков, умения взаимодействовать  в ансамблевой игре; Формирование чувства сотрудничества, взаимопомощи

«Игры с детскими музыкальными инструментами»

- Игры с ДМИ: колокольчики, бубны, треугольники, барабаны, металлофоны;

-Игра в оркестре: закрепление разученных пьес;

-Игра в ансамбле: исполнение по видам ДМИ  и весь оркестр

2-3 неделя марта

2

Развитие исполнительских навыков, освоение технических приемов звукоизвлечения на различных ДМИ;

Формирование представлений о разнообразии ДМИ;

Формирование умения игры в ансамбле.

«Ритмическая зарядка»

- Дидактические игры «Придумай ритм», «Что делают дети?», «Прогулка», «Наше  путешествие» (закрепление понятий «долгий-короткий звук, пауза»);

-Импровизация «Позови музыкой»;

-Учим ноты «Три весельчака»- работа в тетрадях;

- Игра в оркестре  «Во саду ли, в огороде» р.н.п., обр. В. Агафонникова  (разучивание партий индивидуально, свободное  исполнение по видам инструментов

4 неделя марта

1

Развитие чувства ритма, формирование умения действовать согласованно при игре на  ДМИ самостоятельно и по подгруппам

«Солнечные дни»

-Коммуникативная игра «Парад солнечных улыбок»;

-Танцевальная игра – импровизация «Одуванчик»;

- Импровизация на ДМИ «Танец бабочек» («Вальс» В. Моцарта);

-Озвучивание сказки «Солнечный зайчик», муз. В.Мурадели;

- Ритмизация «Солнце» стихи  К.Кулиева;

-Игра в оркестре: разучивание «Птичка над моим окошком» укр. н. мелодия; повторение разученных произведений

1-2 неделя апреля

2

Развитие творческих способностей в  танцевальной импровизации, игре на ДМИ.;

 Формирование партнерских отношений в игре в оркестре.

«Волшебная музыка»

- Создание игровой ситуации «Волшебство начинается»;

-Импровизируем волшебную музыку (использование нетрадиционных музыкальных произведений);

- Ритмизация текста «Моя вообразилия» Б.Заходера;

-Ритмическое упражнение «Хохотальная зарядка»;

-Коммуникативная игра «Смешной алфавит»;

-Игра в оркестре: закрепление «Птичка над моим окошком» укр. н. мелодия;

-разучивание «Веселый сапожник» пол.н.мелодия

3-4 неделя апреля

2

Развитие музыкальных способностей: чувства ритма, динамический, звуковысотный, ладовый слух;

Формирование умения согласовывать характер музыкального произведения с выбором музыкального инструмента для импровизации.

«Вместе весело играть!»

-Ритмизация знакомых текстов индивидуально и коллективно;

-Упражнение «Звучащие жесты»;

-Двигательная импровизация «Танец мыльных пузырей»;

-Игра в оркестре: свободное исполнение разученного репертуара;

-«Готовимся к концерту» - подготовка инструментов, сводное выступление оркестра;

- Индивидуальная работа с плохо усвоившими материал

1-2 неделя мая

2

Развитие творческих, двигательных способностей, умения согласовывать текст и двигательные импровизации;

Развитие устойчивого интереса к игре на ДМИ

Итоговое занятие

-Диагностика музыкальных способностей и исполнительских навыков;

-Сводное выступление оркестра на «Фестивале Музыки», на утреннике «Выпуск в школу»

3-4 неделя мая

2

Формирование специальных навыков и умений игры на ДМИ;
Создание  положительного эмоционального настроя от участия в концерте;

Развитие чувства товарищества, взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и перспективное планирование к образовательной области "Изобразительная деятельность", раздел Рисование

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Перспективное планирование 1 мл. гр. на 2011-2012 уч. год Перспективное планирование. По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Комплексные занятия.

Перспективное  планирование 1 мл. гр.на 2011-2012 уч. годПерспективное планирование.По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой,Т. С.Комаровой. Комплексные занятия....

Региональный компонент образовательной программы ДОУ Перспективное планирование. Ознакомление детей с башкирской литературой

предлагаю вашему вниманию песрпективное планирование по региональному комполненту....

Планирование работы воспитателя ДОО ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Планирование работы воспитателя ДОО  ФГОС Перспективное планирование образовательного процесса вторая младшая группа по программе "От рождения до школы"  под редакцией Н.Е.Вераксы,...

Рабочая программа и Перспективное планирование для второй группы раннего возраста

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА В перспективном планировании в старшей группе по программе "От рождения до шк...

Приложение к программе "Здоровье". Перспективное планирование.

Перспективное планирование по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса...

Приложение к программе "Здоровье". Перспективное планирование.

Перспективное планирование по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса...