Главные вкладки

    Песочная терапия как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.
    методическая разработка

    Степанова Анна Викторовна

    Использовании песочной терапии как способа снятия эмоционального напряжения, возникающего у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Песочная терапия как способ снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации».

    Степанова А.В., педагог -психолог, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 присмотра и оздоровления», г. Мончегорск.

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.(слайд 2) Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребёнка, у него нарушается аппетит и другие поведенческие реакции. Исследования, посвященные социально-гигиеническим аспектам, показали, что для детей дошкольного возраста существует ряд значимых для периода адаптации параметров: заболеваемость, вес, поведение и нервно-психическое развитие, речевая активность. Все эмоциональные реакции ребёнка содержат соответствующие вегетативные компоненты: учащаются или, наоборот, становятся более редкими пульс и дыхание, краснеет или бледнеет кожа.

    Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Изменения обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка, которое основано на изменениях в окружающем мире и зависит от уровня развития ребенка.  Для адаптационного периода характерны беспокойство   различной степени выраженности, эмоциональная напряженность, или, напротив, заторможенность, трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка. Успех адаптационного процесса зависит, прежде всего, от состояния эмоциональной среды. Таким образом, наша задача состоит в том, что бы  помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.

    Одним из эффективных методов адаптации является «Песочная терапия». (слайд 3)

    Её возможности многогранны. Мне  бы хотелось остановиться на ее преимуществах, связанных с воздействием на эмоциональное состояние  у детей раннего возраста в период адаптации.

    При работе с детьми рекомендуется использовать простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей раннего возраста, как: эмоциональность, впечатлительность, способность быстро заражаться, как положительными, так и отрицательными  эмоциями от взрослых и сверстников и подражать их действиям.

    Существует большой комплекс упражнений и игр с мокрым и сухим песком. С погружением рук в песок и на его поверхности. Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что в первую очередь нужно использовать игры на поверхности сухого песка. Особый интерес для меня представляют такие игры как:

    • Упражнение «Здравствуй песок!» (слайд 4)

    Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

    Педагог-психолог просит нежно поздороваться с песком, различными способами дотронуться до песка( ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; ребенок дотрагивается до песка все ладошкой-внутренней, затем тыльной стороной; ребенок сжимает кулачок с песком, затем разжимает кулачок.

    • Упражнение «Песочный дождик»( слайд 5)

    Цель: снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности.

    Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на световой стол, на ладонь взрослого, на свою ладонь;  взрослый сыплет песок на какой-либо палец(называя его), а ребенок по возможности повторяет.

    • «Необыкновенные следы» (слайд 6)

    Цель: снятие тревожности, развитие тактильной чувствительности и воображения

    «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

    «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

    «Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

    «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

    «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название.

    • Упражнение «Отпечатки рук» (слайд 7)

    Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности.

    На ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают отпечатки кистей рук, важно задержать руку на песке, слегка надавив.

    (слайд 8 )

    Каждое занятие с использованием метода песочной терапии имеет свои структурные особенности:

    1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.

    Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах. На этапе прикосновений к поверхности сухого песка, я использую такие игры и упражнения как: «Здравствуй песок!», «Песочный дождик», «Необыкновенные следы».

    2. Непосредственно обучающая часть.

    Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

    На данном этапе я использую игры: «Песочные прятки», «Спрячь игрушки», «Веселые пальчики» и др.

    3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

    Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

    На этом этапе я использую игры: «Ручеек течет», «Дождик моросит», «Речка и ручеек», «Куличики», «Норки – холмики» и др.

    Случается, так, что в процессе работы дети заболевают, и это факт. И после того как ребенок поправится и придет в детский сад, я начинаю работу сначала.

    Работу  песочной терапией завершаю, когда у ребенка стабилизируется эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в группе, положительно относится к режимным моментам. (слайд 9)

    Песочная терапия помогает легче адаптироваться к условиям детского сада, после занятий улучшается эмоциональное самочувствие детей, совершенствуется развитие мелкой моторики рук, повышается мотивация к занятиям, развиваются  коммуникативные навыки, которые служат началом успешной адаптации в период раннего возраста. (слайд 10)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Песочная терапия как средство снятия эмоционального напряжения у дошкольников с нарушением интеллекта».

    Песочная терапия  - это  один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения,...

    Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.

         При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения.  В этот период дет...

    Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста.

    Психологическая безопасность сегодня рассматривается какодно из требований безопасности образовательного процесса. Маленькие дети нередко находят...

    Элементы песочной терапии как способ снятие эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

    Психологи отмечают, что игры с песком обладают особым обаянием, что дает возможность использовать их для обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний...

    Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

    Игрыдля детей раннего возраста на основе нервно-мышечной релаксации. Игры на релаксацию путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой. Игры с прищепками. Игры - «усып...

    Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста

    Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста Подборка игр для детей раннего возраста ...

    Рисование песком на стекле, как средство снижения психологического напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ

    Рисование песком на стекле, как средство снижения психологического напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...