Рабочая программа для детей раннего возраста
рабочая программа (младшая группа)

Рабочая программа (далее - Программа) для группы раннего возраста  (от 2 до 3 лет) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey_2-3_let.docx193.27 КБ

Предварительный просмотр:

L:\программа Сил.jpgПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа (далее - Программа) для группы раннего возраста  (от 2 до 3 лет) № 3 «Карапузики» на 2018 – 2019 учебный год разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13») (с изменениями и дополнениями)
  • Уставом Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 171»Черничка» города Новосибирска
  • Образовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 171»Черничка» города Новосибирска.

Программа ориентирована на детей в возрасте от двух до трех лет и реализуется на государственном языке Российской Федерации.

 Актуальность разработки данной программы. В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной  деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Кроме этого, современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения  образовательного процесса на основе удовлетворения   интересов детей,  с учетом  их возможностей  и социальной ситуации  развития.

Разработанные с этой целью ФГОС поставили перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных  услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех  участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования (см. Приказ    Минобрнауки   России  «О разработке федерального государственного стандарта дошкольного образования»   от 30 января 2013 г., Решение  Совета министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам  от 28 августа 2013 года об утверждении ФГОС дошкольного образования, Приказ Минюста от 15.11.2013 г.  «Об утверждении ФГОС ДО»).

Данные ориентиры и требования  ФГОС ДО позволяют рассматривать процесс  дошкольного образования не только как средство развития и воспитания  ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей, многие из которых не отличаются  достаточным уровнем знаний в области воспитания и развития ребенка.

В образовательной ситуации в России и в регионе  сегодня существенно меняются приоритеты, на основе которых собственно проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного  возраста. Внимание обращено на те формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка.

Цель программы: планирование, организация и управление воспитательным процессом во второй группе раннего возраста .

Основные задачи программы:

•обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно прожить дошкольные годы;

• обеспечение охраны и

укрепление его здоровья (как физического, так и психического);

• всестороннее и своевременное психическое развитие;

•формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

• приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Основные принципы построения и реализации рабочей образовательной программы:

  1.     соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  2. сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  3. соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
  4. строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  5. основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  1. предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  2. предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  3. строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  4. предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

           Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) № 3 «Карапузики» – группа общеразвивающей направленности с 12-ти часовым (с 07.00 до 19.00) пребыванием воспитанников.

Списочный состав: 30 воспитанников, из них: 18 мальчиков и 12 девочек.

Детей с ограниченными возможностями здоровья, в группе раннего развития  № 3 «Карапузики», нет. Исходя из этого, раздел «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования» Программой не предусмотрен.

Дополнительных образовательных услуг в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 171»Черничка» города Новосибирска не предоставляется.

Возрастные особенности психофизического развития детей.

 Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка  и  взрослого;  совершенствуются  восприятие,  речь,  начальные  формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов  действия  с  различными  предметами.  Совершенствуются  соотносящие и орудийные действия.

Умение  выполнять  орудийные  действия  развивает  произвольность, преобразуя  натуральные  формы  активности  в  культурные  на  основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта  для  подражания,  но  и  образца,  регулирующего  собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно  развивается  активная  речь  детей.  К  трем  годам  они осваивают  основные  грамматические  структуры,  пытаются  строить сложные  и  сложноподчиненные  предложения,  в  разговоре  с  взрослым используют  практически  все  части  речи.  Активный  словарь  достигает примерно 1500–2500 слов.

К  концу  третьего  года  жизни  речь  становится  средством  общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра  носит  процессуальный  характер,  главное  в  ней  —  действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление  собственно  изобразительной  деятельности  обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо  предмет.  Типичным  является  изображение  человека  в  виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На  третьем  году  жизни  совершенствуются  зрительные  и  слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется  слуховое  восприятие,  прежде  всего  фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной  формой  мышления  является  наглядно-действенная.  Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного  мышления.  Ребенок  в  ходе  предметно-игровой  деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для  детей  этого  возраста  характерна  неосознанность  мотивов,  импульсивность  и  зависимость  чувств  и  желаний  от  ситуации.  Дети  легко заражаются  эмоциональным  состоянием  сверстников.  Однако  в  этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена  развитием  орудийных  действий  и  речи.  У  детей  появляются чувства  гордости  и  стыда,  начинают  формироваться  элементы  самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается  кризисом  трех  лет.  Ребенок  осознает  себя  как  отдельного человека,  отличного  от  взрослого.  У  него  формируется  образ  Я.  Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегративно в ходе образовательной деятельности наряду с задачами, отражающими специфику каждой деятельности, с обязательным психологическим сопровождением.

Вид образовательной деятельности (ОД) «Физическая культура»

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической

культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и

координации);

2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными

движениями);

3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательные задачи

способствовать дальнейшему развитию основных движений в играх, упражнениях и

самостоятельной двигательной деятельности;

— содействовать улучшению координации движений, повышению экономичности и

ритмичности их выполнения;

— приучать к согласованным совместным действиям в подвижных играх, при выполнении упражнений и двигательных заданий;

— продолжать осуществление мероприятий по охране и укреплению здоровья детей;

— обеспечивать условия для приобщения детей к выполнению гигиенических и закаливающих процедур, формировать культурно-гигиенические навыки;

— создавать атмосферу психологического комфорта и предупреждать утомление;

— обеспечить выполнение физиологически целесообразного единого для всей группы

режима дня.

Вид образовательной деятельности (ОД) «Знакомство с окружающим миром»

Образовательные задачи

— развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);

— знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.);

— продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире. Окружающий

мир включает в себя знания:

— о человеке (его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги,

лицо; на лице — глаза, нос, рот), его физических и эмоциональных состояниях (проголодался

— насытился, устал — отдохнул, заболел — вылечился, опечалился — обрадовался, заплакал

— засмеялся);

— деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет носочки, сестра делает

уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т.д.);

— предметах, действиях с ними и их назначении (предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда);

— живой природе: растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты), животный

мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка,

гусь), их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок), дикие животные

(лиса, заяц, медведь, волк, белка); птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.);

38

— неживой природе: о воде в быту (льется, теплая — холодная, в воде купаются, водой

умываются, в воде стирают); воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);

— явлениях природы: времена года (зима, лето, весна, осень) и их особенности (зимой холодно,

снег, летом — жарко, светит солнце, весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки, осенью — ветер, холодный дождь, падают желтые листья), погодные явления и отношение к ним людей

(дождь — сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, теплые сапоги, меховые шапки и т.д.).

Вид образовательной деятельности (ОД) «Конструирование»

Образовательные задачи

Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструктора типа

Лего:

— приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и

т.д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжают в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.

Конструирование из бумаги:

— показывать первые способы работы с бумагой — сминание и разрывание, помогать

увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т.д.);

— составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку пу-

тем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчики (комочки), птички);

— использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений

групповых комнат.

Вид образовательной деятельности (ОД) «Развитие речи»

Образовательные задачи

Речевое общение:

побуждать к общению на близкие ребенку темы из личного опыта, жизни близких

людей, животных;

— подводить к внеситуативному диалогу со взрослым (о том, что сейчас не находится в

поле зрения);

— побуждать активно включаться в общение всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться на вопросы и предложения взрослого, инициативно высказываться;

— поощрять интерес ребенка к делам сверстников, желание сопровождать речью свои

действия;

— вовлекать в инсценирование, подговаривание слов в сказке.

Словарь:

знакомить со свойствами и функциями предметов и игрушек в процессе действий с

ними, наблюдений за происходящим в окружающем, рассматривания картинок;

— создавать условия для понимания того, что с одним и тем же предметом можно выполнять различные действия, а одно и то же действие можно совершать с разными предметами;

— обогащать словарь названиями профессий людей (врач, шофер, воспитатель), растений, предметов и их частей (рукава и воротник у рубашки, колеса и кузов у машины), предметов питания, одежды, мебели, а также названиями игрушек, домашних животных и их детенышей;

— обогащать словарь глаголами, побуждая детей соотносить словесное обозначение

действий с собственными движениями и действиями игрушек;

— инициировать непроизвольную речь, побуждать активно использовать названия

предметов и игрушек, стремясь к их получению.

Грамматический строй речи:

знакомить с пространственными и временными отношениями в окружающем и побуждать выражать их в речи («Я высоко», «Я буду спать», «Миша упал» и пр.);

39

— в звукоподражательных играх учить ориентироваться на звуковую сторону слова (петушок: «ку-ка-ре-ку» — кукарекает, уточка: «кря-кря-кря» — крякает, мышка: «пи-пи-пи» —

пищит);

— помогать изменению слов (по числам, падежам, временам), согласованию их в предложениях разной структуры, образованию уменьшительно-ласкательных наименований, глаголов совершенного и несовершенного вида и др.

Звуковая культура речи:

учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух;

— упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме шипящих и сонорных);

— поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном

звуковом сопровождении игровых действий;

— учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», «му-му», «ку-ка-ре-ку»);

— учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в

движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты).

Вид образовательной деятельности (ОД) «Чтение художественной литературы»

Образовательные задачи

развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к

ним;

— вырабатывать умение слушать чтение вместе с группой сверстников, когда воспитатель читает или рассказывает;

— стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок,

испытывать радость от игр со звуками, словами, рифмами;

— учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с

наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем без него;

— побуждать самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций;

— активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций («Кто это?», «Где у зайки ушки?», «Что он делает?», «Где мышка?-», «А это

что?»).

Вид образовательной деятельности (ОД)

«Изобразительная деятельность»

«Лепка»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,

удовлетворение потребности детей

в самовыражении.

Задачи:

1. развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка);

2. развитие детского творчества;

3. приобщение к изобразительному искусству.__

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции  собственных  действий;  развитие  социального  и  эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности  к  совместной  деятельности  со  сверстниками,  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Основные цели и задачи:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение  норм  и  ценностей,  принятых  в  обществе,  воспитание  моральных  и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие  общения  и  взаимодействия  ребенка  с  взрослыми  и  сверстниками,  развитие  социального  и  эмоционального  интеллекта,  эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование  готовности  детей  к  совместной  деятельности,  развитие  умения  договариваться,  самостоятельно  разрешать  конфликты  со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной,  семейной,  гражданской  принадлежности;  воспитание  любви  к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование  позитивных  установок  к  различным  видам  труда  и творчества,  воспитание  положительного  отношения  к  труду,  желания трудиться.

Воспитание  ценностного  отношения  к  собственному  труду,  труду других  людей  и  его  результатам.  Формирование  умения  ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование   основ   безопасности.   Формирование   первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

СОЖЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В  ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

ЗАДАЧИ

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Формировать  у  детей  опыт  поведения  в  среде  сверстников,  воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных  взаимоотношений  со  сверстниками,  воспитывать  эмоциональную  отзывчивость  (обращать  внимание  детей  на  ребенка,  проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать). Формировать  у  каждого  ребенка  уверенность  в  том,  что  его,  как  и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Воспитывать  элементарные  навыки  вежливого  обращения:  здороваться,  прощаться,  обращаться  с  просьбой  спокойно,  употребляя  слова «спасибо»  и  «пожалуйста».  Формировать  умение  спокойно  вести  себя  в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Обращать  внимание  детей  на  то,  в  какой  чистой,  светлой  комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Воспитание  культурно-гигиенических  навыков.  Формировать  привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки  по  мере  загрязнения  и  перед  едой,  насухо  вытирать  лицо  и  руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными  предметами  (носовым  платком,  салфеткой,  полотенцем, расческой, горшком). Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание.  Учить  детей  одеваться  и  раздеваться  в  определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный  труд.  Привлекать  детей  к  выполнению  простейших  трудовых  действий:  совместно  с  взрослым  и  под  его  контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. Приучать  поддерживать  порядок  в  игровой  комнате,  по  окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Формирование   основ   безопасности.   Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность  собственной  жизнедеятельности.  Знакомить  с  предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Познавательное  развитие  предполагает  развитие  интересов  детей, любознательности  и  познавательной  мотивации;  формирование  познавательных  действий,  становление  сознания;  развитие  воображения  и  творческой  активности;  формирование  первичных  представлений  о себе,  других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего  мира  (форме,  цвете,  размере,  материале,  звучании,  ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении  и  покое,  причинах  и  следствиях  и  др.),  о  малой  родине  и  Отечестве, представлений  о  социокультурных  ценностях  нашего  народа,  об  отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели и задачи:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие  познавательных  интересов  детей,  расширение  опыта  ориентировки  в  окружающем,  сенсорное  развитие,  развитие  любознательности  и познавательной  мотивации;  формирование  познавательных  действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование  первичных  представлений  об  объектах  окружающего мира,  о  свойствах  и  отношениях  объектов  окружающего  мира  (форме, цвете,  размере,  материале,  звучании,  ритме,  темпе,  причинах  и  следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности  анализировать,  сравнивать,  выделять  характерные,  существенные признаки  предметов  и  явлений  окружающего  мира;  умения  устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим  социальным  миром,  расширение  кругозора  детей,  формирование целостной картины мира. Формирование  первичных  представлений  о  малой  родине  и  Отечестве,  представлений  о  социокультурных  ценностях  нашего  народа,  об отечественных традициях и праздниках. Формирование  элементарных  представлений  о  планете  Земля  как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование   элементарных   математических   представлений,   первичных представлений  об  основных  свойствах  и  отношениях  объектов  окружающего  мира:  форме,  цвете,  размере,  количестве,  числе,  части  и  целом,  пространстве и времени.

Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи  между  природными  явлениями.  Формирование  первичных  представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом  зависит  от  окружающей  среды.  Воспитание  умения  правильно  вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В  ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

ЗАДАЧИ

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Первичные  представления  об  объектах  окружающего  мира.  Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Учить  детей  называть  цвет,  величину  предметов,  материал,  из  которого  они  сделаны  (бумага,  дерево,  ткань,  глина);  сравнивать  знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Упражнять  в  установлении  сходства  и  различия  между  предметами,  имеющими  одинаковое  название  (одинаковые  лопатки;  красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно  включая  все  виды  восприятия.  Помогать  обследовать  предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);  разрезные  картинки  (из  2–4  частей),  складные  кубики  (4–6  шт.) и  др.);  развивать  аналитические  способности  (умение  сравнивать,  соотносить,  группировать,  устанавливать  тождество  и  различие  однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный»,  «Легкий — тяжелый»  и  т. п.);  мелкой  моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Приобщение к социокультурным ценностям. 

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать  появлению  в  словаре  детей  обобщающих  понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Формирование элементарных математических представлений. 

Количество.  Привлекать  детей  к  формированию  групп  однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

Величина.  Привлекать  внимание  детей  к  предметам  контрастных размеров  и  их  обозначению  в  речи  (большой  дом — маленький  домик, большая  матрешка — маленькая  матрешка,  большие  мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка  в  пространстве.  Продолжать  накапливать  у  детей опыт  практического  освоения  окружающего  пространства  (помещений группы и участка детского сада). Расширять  опыт  ориентировки  в  частях  собственного  тела  (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Ознакомление с миром природы. 

Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения.

Осень.  Обращать  внимание  детей  на  осенние  изменения  в  природе: похолодало,  на  деревьях  пожелтели  и  опадают  листья.  Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима.  Формировать  представления  о  зимних  природных  явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически  правильной  диалогической  и  монологической  речи;  развитие  речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического  слуха;  знакомство  с  книжной  культурой,  детской  литературой,  понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование  звуковой  аналитико-синтетической  активности  как  предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи:

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение  конструктивными  способами  и  средствами  взаимодействия  с окружающими.

Развитие  всех  компонентов  устной  речи  детей:  грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная  литература.  Воспитание  интереса  и  любви  к  чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В  ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

ЗАДАЧИ:

Развитие речи.

Развивающая  речевая  среда.  Способствовать  развитию  речи  как средства общения. Давать  детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...»,  «Предупреди  Митю...  Что  ты  сказал  Мите?  И  что  он  тебе  ответил?»).  Добиваться  того,  чтобы  к  концу  третьего  года  жизни  речь  стала полноценным средством общения детей друг с другом. Предлагать  для  самостоятельного  рассматривания  картинки,  книги, игрушки  в  качестве  наглядного  материала  для  общения  детей  друг  с другом  и  воспитателем.  Рассказывать  детям  об  этих  предметах,  а  также об  интересных  событиях  (например,  о  повадках  и  хитростях  домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в  ближайшем  окружении  развивать  понимание  речи  и  активизировать словарь. Учить  понимать  речь  взрослых  без  наглядного  сопровождения. Развивать  умение  детей  по  словесному  указанию  педагога  находить предметы  по  названию,  цвету,  размеру  («Принеси  Машеньке  вазочку для  варенья»,  «Возьми  красный  карандаш»,  «Спой  песенку  маленькому  медвежонку»);  называть  их  местоположение  («Грибок  на  верхней полочке,  высоко»,  «Стоят  рядом»);  имитировать  действия  людей  и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

  • существительными,  обозначающими  названия  игрушек,  предметов личной  гигиены  (полотенце,  зубная  щетка,  расческа,  носовой  платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
  • глаголами,  обозначающими  трудовые  действия  (стирать,  лечить, поливать),  действия,  противоположные  по  значению  (открывать  —  закрывать,  снимать  —  надевать,  брать  —  класть),  действия,  характеризующие  взаимоотношения  людей  (помочь,  пожалеть,  подарить,  обнять),  их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру  предметов  (красный,  синий,  сладкий,  кислый,  большой,  маленький, холодный, горячий);
  • наречиями  (близко,  далеко,  высоко,  быстро,  темно,  тихо,  холодно, жарко, скользко).

Способствовать  употреблению  усвоенных  слов  в  самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих  и  сонорных),  в  правильном  воспроизведении  звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать  умение  пользоваться  (по  подражанию)  высотой  и  силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и  местоимения  с  глаголами,  употреблять  глаголы  в  будущем  и  прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять  в  употреблении  некоторых  вопросительных  слов  (кто, что,  где) и  несложных  фраз,  состоящих  из  2–4  слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная  речь.  Помогать  детям  отвечать  на  простейшие  («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе  или  по  просьбе  воспитателя  рассказывать  об  изображенном  на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Художественная  литература.

Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. Продолжать  приучать  детей  слушать  народные  песенки,  сказки, авторские  произведения.  Сопровождать  чтение  показом  игрушек,  картинок,  персонажей  настольного  театра  и  других  средств  наглядности,  а также  учить  слушать  художественное  произведение  без  наглядного  сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять  детям  возможность  договаривать  слова,  фразы  при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять  попытки  прочесть  стихотворный  текст  целиком  с  помощью взрослого. Помогать  детям  старше  2  лет  6  месяцев  играть  в  хорошо  знакомую сказку. Продолжать  приобщать  детей  к  рассматриванию  рисунков  в  книгах.  Побуждать  называть  знакомые  предметы,  показывать  их  по  просьбе  воспитателя,  приучать  задавать  вопросы:  «Кто  (что)  это?»,  «Что делает?»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«Художественно-эстетическое  развитие  предполагает  развитие  предпосылок ценностно-смыслового  восприятия  и  понимания  произведений искусства  (словесного,  музыкального,  изобразительного),  мира  природы; становление  эстетического  отношения  к  окружающему  миру;  формирование  элементарных  представлений  о  видах  искусства;  восприятие  музыки, художественной  литературы,  фольклора;  стимулирование  сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Основные цели и задачи:

Формирование  интереса  к  эстетической  стороне  окружающей  действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие  эстетических  чувств  детей,  художественного  восприятия, образных  представлений,  воображения,  художественно-творческих  способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной  творческой  деятельности  (изобразительной,  конструктивно-модельной,  музыкальной  и  др.);  удовлетворение  потребности  детей  в самовыражении.

Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение  детей  к  народному  и  профессиональному  искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового  искусства;  воспитание  умения  понимать  содержание  произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная  деятельность.  Развитие  интереса  к  различным видам изобразительной деятельности;  совершенствование  умений  в  рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание  желания  и  умения  взаимодействовать  со  сверстниками при создании коллективных работ.

Конструктивно-модельная  деятельность.  Приобщение  к  конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Музыкально-художественная  деятельность.  Приобщение  к  музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление  с  элементарными  музыкальными  понятиями,  жанрами;  воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. Развитие  музыкальных  способностей:  поэтического  и  музыкального слуха,  чувства  ритма,  музыкальной  памяти;  формирование  песенного, музыкального вкуса. Воспитание  интереса  к  музыкально-художественной  деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие  детского  музыкально-художественного  творчества,  реализация  самостоятельной  творческой  деятельности  детей;  удовлетворение потребности в самовыражении.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

ЗАДАЧИ

Приобщение к искусству.

Развивать  художественное  восприятие,  воспитывать  отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы. Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить  с  народными  игрушками:  дымковской,  богородской,  матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать  внимание  детей  на  характер  игрушек  (веселая,  забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Изобразительная деятельность.

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Обращать  внимание  детей  на  то,  что  карандаш  (кисть,  фломастер) оставляет  след  на  бумаге,  если  провести  по  ней  отточенным  концом карандаша  (фломастером,  ворсом  кисти).  Учить  следить  за  движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным  линиям,  конфигурациям.  Побуждать  задумываться  над  тем,  что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать  эстетическое  восприятие  окружающих  предметов.  Учить детей  различать  цвета  карандашей,  фломастеров,  правильно  называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные,  наклонные),  пересекать  их,  уподобляя  предметам:  ленточкам, платочкам,  дорожкам,  ручейкам,  сосулькам,  заборчику  и  др.  Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться  низко  над  листом  бумаги),  свободная  рука  поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде. Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка.  Вызывать  у  детей  интерес  к  лепке.  Знакомить  с  пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Учить  раскатывать  комочек  глины  круговыми  движениями  ладоней для  изображения  предметов  круглой  формы  (шарик,  яблоко,  ягода  и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать  пальцами  углубление  в  середине  сплющенного  комочка  (миска, блюдце).  Учить  соединять  две  вылепленные  формы  в  один  предмет:  палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п. Приучать  детей  класть  глину  и  вылепленные  предметы  на  дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Конструктивно-модельная деятельность.

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Учить  пользоваться  дополнительными  сюжетными  игрушками,  соразмерными  масштабам  построек  (маленькие  машинки  для  маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать все на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить  совместно  с  взрослым  конструировать  башенки,  домики,  машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Музыкально-художественная деятельность.

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание.  Учить  детей  внимательно  слушать  спокойные  и  бодрые песни,  музыкальные  пьесы  разного  характера,  понимать,  о  чем  (о  ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность  восприятия  музыки  через  движения.  Продолжать  формировать  способность  воспринимать  и  воспроизводить  движения,  показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки  и  заканчивать  с  ее  окончанием;  передавать  образы  (птичка  летает,  зайка  прыгает,  мишка  косолапый  идет).  Совершенствовать  умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом),  выполнять  плясовые  движения  в  кругу,  врассыпную,  менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением  упражнений,  направленных  на  развитие  таких  физических  качеств,  как координация  и  гибкость;  способствующих  правильному  формированию опорно-двигательной  системы  организма,  развитию  равновесия,  координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным,  не  наносящим  ущерба  организму,  выполнением  основных  движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Основные цели и задачи:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая  культура.  Сохранение,  укрепление  и  охрана  здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение  гармоничного  физического  развития,  совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности,  выразительности  движений,  формирование  правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.  Развитие  инициативы,  самостоятельности  и  творчества  в  двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие  интереса  к  участию  в  подвижных  и  спортивных  играх  и физических  упражнениях,  активности  в  самостоятельной  двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

ЗАДАЧИ

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной  жизнедеятельности  человека:  глаза — смотреть,  уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

Физическая культура.

Формировать  умение  сохранять  устойчивое  положение  тела,  правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь  определенного  направления  передвижения  с  опорой  на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на  месте,  с  продвижением  вперед,  в  длину  с  места,  отталкиваясь  двумя ногами.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем  в  подвижные  игры  с  простым  содержанием,  несложными  движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых  совершенствуются  основные  движения  (ходьба,  бег,  бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные цели и задачи:

Создание  условий  для  развития  игровой  деятельности  детей.  Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у  детей  интереса  к  различным  видам  игр.  Всестороннее  воспитание  и гармоничное  развитие  детей  в  игре  (эмоционально-нравственное,  умственное,  физическое,  художественно-эстетическое  и  социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения  взаимодействовать,  договариваться,  самостоятельно  разрешать конфликтные ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

ЗАДАЧИ

Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить  выполнять  несколько  действий  с  одним  предметом  и  переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью  взрослого  несколько  игровых  действий,  объединенных  сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить  детей  к  пониманию  роли  в  игре.  Формировать  начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Развивать предпосылки творчества.

Подвижные  игры.  Развивать  у  детей  желание  играть  вместе  с  воспитателем  в  подвижные  игры  с  простым  содержанием.  Приучать  к  совместным  играм  небольшими  группами.  Поддерживать  игры,  в  которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Театрализованные  игры.  Пробуждать  интерес  к  театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт),  расширения  контактов  со  взрослым  (бабушка  приглашает  на деревенский двор). Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм). Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками. Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

Дидактические  игры.  Обогащать  в  играх  с  дидактическим  материалом  чувственный  опыт  детей.  Закреплять  знания  о  величине,  форме, цвете  предметов.  Учить  собирать  пирамидку  (башенку)  из  5–8  колец разной  величины;  ориентироваться  в  соотношении  плоскостных  фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять  целое  из  четырех  частей  (разрезных  картинок,  складных  кубиков);  сравнивать,  соотносить,  группировать,  устанавливать  тождество и  различие  однородных  предметов  по  одному  из  сенсорных  признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего  не  стало?»  и  т. п.);  слуховой  дифференциации  («Что  звучит?»  и  т. п.); тактильных  ощущений,  температурных  различий  («Чудесный  мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие культурно-досуговой  деятельности  дошкольников  по  интересам  позволяет  обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В данном подразделе обозначены задачи педагога и приведен перечень событий, праздников, мероприятий для каждой возрастной группы.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ)

ЗАДАЧИ

Содействовать  созданию  эмоционально-положительного  климата в  группе  и  детском  саду,  обеспечивать  детям  чувство  комфорта  и  защищенности. Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках. Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать  формированию  навыка  перевоплощения  в  образы сказочных героев. Отмечать  праздники  в  соответствии  с  возрастными  возможностями и интересами детей.

Проектирование образовательного процесса в группе

Модель организации воспитательно-образовательного процесса в группе

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьей, социальными партнерами

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

  1. ФЦКМ.
  2. Речевое развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Физическое развитие

В образовательной деятельности в режимные моменты решаются задачи формирования общей культуры детей дошкольного возраста (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности и пр., развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности. Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду, независимо от сезона, события, календаря праздничных и памятных дат. Кроме того, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса обусловливает необходимость решения в образовательной деятельности в режимные моменты образовательных задач, связанных с реализацией темы.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов осуществляется в нескольких направления:

1. Физическое развитие (комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные и малоподвижные игры на улице и в помещении);

2.Социально-личностное развитие (беседы, развитие трудовых навыков, формирование безопасного поведения);

3.Познавательно-речевое развитие (создание речевой развивающей среды);

4.художественно-эстетическое развитие (использование музыки в групповой жизни детей – прогулке, игре).

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста:

• Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно;

• Организованная воспитателем деятельность детей, направленная на решение разных задач, связанных интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.) .

Индивидуальные беседы, консультации.

Информирование: размещение информации на стендах.

Анкетирование.

Родительские собрания.

Мастер-классы.

Учебный план

Образовательные области

Образовательная нагрузка

Познавательное развитие (формирование представлений об окружающем, познавательно-исследовательская деятельность)

 1 раз в неделю

Речевое развитие

2 раза в неделю

Физическое развитие

 3 раза в неделю (2 в зале, 1 на улице)

Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)

2 раза в неделю

Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)

1 раз в неделю

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

1 раз в неделю

Социально-коммуникативное развитие

В совместной деятельности в ходе режимных моментов

Количество НОД в неделю

10

Объем недельной образовательной нагрузки

Перспективный план работы на адаптационный период

1. Режим и режимные процессы

•        На период адаптации придерживаться в группе щадящего режима (смещение сна, уменьшение количества пищи, отказ от занятий – особенно фронтальных и постепенного режима обслуживание сначала малого количества детей до 3-х человек, постепенно увеличивая это количество)

•        При проведении режимных процессов учитывать тип высшей нервной деятельности: брать сначала медлительных, а затем «быстрых» детей

•        Формировать во время проведения режимных процессов культурно-гигиенических навыки ухода за своим телом. Культуры еды, бережного отношения ук личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке

•        Включать в режим дня следующие формы физкультурно-оздоровительной работы

- утренняя гимнастика в форме произвольных упражнений, хороводной или подвижной игры

- подвижные игры на прогулке, организация самостоятельной деятельности с высокой двигательной активностью

- бодрящая гимнастика после дневного сна, тропа здоровья и подвижная игра или произвольные упражнения

- правильно организовать режим проветривания

- бытовое закаливание: умывание прохладной водой, воздушные ванны во время раздевания на сон и при пробуждении, правильное одевание детей в группе (облегченная одежда)

- пропаганда правильного образа жизни среди родителей

•        Организация дневного сна: температура в спальне 18 градусов, ребенок уставший, но не утомленный, постепенность укладывания (холериков укладывать последними), пение колыбельных и чтение стихов успокаивающих и убаюкивающих, потешек, русских народных сказок

 

2. Занятия

•        Во время адаптации отказаться от фронтальных занятий. Заниматься с детьми индивидуально, вести наблюдения, проводить первичную диагностику детей. В течение недели проводить 10 занятий, по 2 занятия в день по подгруппам продолжительностью 10-15 минут, а также 1 раз в неделю – музыкальный досуг

•        Приучать детей на занятиях слушать и следить за тем, что делает и показывает воспитатель, поражать словом и действием, выполнять его задания.

•        Воспитывать у детей положительное отношение к занятиям

•        В работе с детьми использовать все методы и приемы обучения, отдавая предпочтение наглядному методу с поэтапным словесным объяснением

 

3. Самостоятельная игровая деятельность

•        В руководстве самостоятельной игровой деятельностью детей закреплять знания, умения и навыки, полученные на занятиях

•        Следить за тем, чтобы с каждой ребенок выполнял характерные для нее целевые действия, доводил их до результата. В дальнейшем добиваться переноса усвоенных детьми действий с одной игрушки на другую

•        При играх детей создавать условия для хорошего настроения у них, воспитывать положительные формы общения друг с другом, игры «рядом», затем игры «вместе», учить согласовывать свои действия друг с другом

•        Приемы руководства самостоятельной игровой деятельностью детей

 - развернуть игровые ситуации

- обобщенные игровые действия с игрушками

- игровые действия с предметами-заменителями

- игровые действия с воображаемыми предметами

•        Формировать у детей предметные способы решения игровых задач

•        Формировать простейшее взаимодействие между детьми (обыгрывание общего предмета педагога с ребенком, наблюдение парного игрового взаимодействия со стороны, совместные игры, совместные игры)

•        Формировать сюжетное взаимодействие детей (создание обстановки, создающей условия для парного взаимодействия детей)

4. Работа с родителями

•        Особенности развития и воспитания детей 3-го года жизни (сентябрь)

•        Развитие речи дети 3-го жизни (декабрь)

Консультации и беседы:

•        Адаптация ребенка к условиям детского  сада

•        Программа воспитания и обучения детей в детском саду

•        Режим дня

•        Развитие речи

•        Развивающие игры

•        Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя»

•        Прогулка детей

Информационный блок

•        Адаптация

•        Развитие речи

•        Питание в выходные дни

•        Психологическая безопасность детей

•        Книжный уголок дома, как рассматривать книжную иллюстрацию. Беседы по картине

•        Детские тревоги, их истоки

•        Истоки изобразительной деятельности

•        Закаливание

         

Группа, так же как и МКДОУ д/с № 171 «Черничка», имеет приоритетное образовательное направление – экологическое воспитание детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Существующие программы для детского сада содержат раздел «Формирование целостной картины мира», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирования навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

        Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период позитивное отношение к природе, к «Рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам 4-5 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог».  

Данная программа имеет цель: формирование у дошкольников осознанно – правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам.

Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  1. Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  2. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе.
  3. Формировать представление о том,  что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;
  4. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
  1. Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:С.Н.Николаева«Юный эколог», Н.Е.Веракса « Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Концептуальные идеи программы:

•         В природе всё взаимосвязано;

•         Человек – часть природы;

•         Бережное отношение к окружающей природе, рациональное использование – дело каждого человека;

•         Мировоззренческие и научные пласты знаний взаимосвязаны и представлены через обращение универсальных ценностей, выделения основных понятий различных направлений экологии и др.

Варианты реализации идей:

•         через целеполагание и задачи;

•         через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);

•         через разнообразные формы занятий;

•         через методы, средства и приёмы образовательной программы;

•         через основные принципы курса:

•         через взаимосвязь с другими науками и предметами;

•         через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.

Программа клуба предусматривает поэтапное формирование экологической культуры и экологического отношения к природе:

•        Познавательное отношение к природе;

•        Бережное отношение к природе;

•        Ответственное отношение к природе.

Программа учит детей реализовывать принцип «мыслить глобально – действовать локально».

Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование групп обучающихся);
  • Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;
  • Принцип доступности (предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка);
  • Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);
  • Принцип ориентации на успех;
  • Принцип взаимоуважения;
  • Принцип индивидуально – личностной ориентации (индивидуальный подход, система поощрений);
  • Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип природосообразности (учитывается возраст обучающихся, уровень интеллектуальной подготовки, физиологических и биологических особенностей  и природных склонностей ребёнка);

  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности
  • Принцип креативности (творчества) и коллективности ;
  • Принцип научности содержания методов образовательного процесса;
  • Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Программа даёт научное обоснование и понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогает выработать способность анализировать факты и материалы, выявлять причинно – следственные связи, сформировать практические умения по анализу различных экологических ситуаций.

     В качестве ключевых компетенций для экологического образования выделены следующие:

  • ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою  определяющую программу жизнедеятельности в целом и др.);
  • общекультурные (ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию г. Тарко-Сале, Ямала, России и мира,  осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира);
  • учебно-познавательные или  специальные (формирование грамотности обучающихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности актуализировать знания и т.д.);
  • социально-гражданские (практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности);
  • информационные (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников и др.);
  • коммуникативные(умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата, направленного на содействие улучшению состояния окружающей среды);
  • личностного роста (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки,  забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры).

                Предметные компетенции:

  1. Здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни.
  2. Ценностно – смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности.
  3. Интеграции – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека.
  4. Гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды.
  5. Ответственность, долг.
  6. Самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой.
  7. Социальные взаимодействия – социальное партнёрство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем.
  8. Деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий

Направления программы:

•        Естественнонаучное;

•        Эмоционально – чувственное;

•        Эколого – этнографическое.

Естественнонаучное направление обеспечивает образование, т.е. передачу детям определённого объёма знаний об  устройстве мира, о существующих в нём многочисленных связях, о человеке как части Природы. В основу всех структурных единиц программы положены шесть ключевых понятий:

•        Среда и место обитания живых существ;

•        Условия существования живых существ в данном месте обитания;

•        Приспособление живых существ к условиям существования в их месте обитания;

•        Взаимосвязи между организмами и окружающей средой;

•        Цикличность природных процессов;

•        Биоразнообразие как основа устойчивости биосферы.

Эмоционально – чувственное направление направлено на воспитание в детях эмоционального положительного отношения к окружающему прекрасному и гармоничному миру с помощью разнообразных приёмов художественного и литературного творчества.

Эколого – этнографическое направление признано дать детям представление о нерасторжимой связи человека с его природным окружением. Учащиеся обращаются к народным традициям, которые позволяли нашим предкам поддерживать физическое и духовное здоровье путём гармонизации своих отношений с окружающим миром. Взгляд в прошлое даёт детям возможность задуматься об ответственности за сохранность окружающего мира для будущих поколений.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей. Основу составляют стадии физического и психического развития и условия, в которых протекает обучение и воспитание.

Программаадресована детям средней дошкольной группы

Срок реализации – 1 год

Формы и методы работы.

Активные методы  направлены на организацию самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Они ориентируются на личность ребенка,  на развитие его творческих способностей, выработку умения выбирать ситуацию, нацеливают на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».

Интерактивные методы -

Все эти методы обучения делятся на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные методы обучения – являются  активными по характеру действий, выполняемых ребёнком:  он самостоятельно управляет процессом усвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет её на обособленные блоки, распределяет в определённой последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме.

Групповые методы обучения – работа детей в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов и мини – проектов в наибольшей степени соответствует понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых формируется новая учебная информация.

Коллективные методы обучения направлены – на работу со всем коллективом, требуют синхронизации действий воспитанника и педагога для достижения конкретной учебной цели.

Словесные методы :Беседа – организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Рассказ – Возможно несколько видов рассказа. Это рассказ – вступление, рассказ – изложение, рассказ – заключение.

Наглядные методы обучения -  достаточно важны для обучающихся, имеющих визуальное восприятие действительности. Она ориентирует педагога на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.        

Практические методы обучения -  охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности. Во время их использования применяются приёмы: постановки задания, планирование его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы. Применяются в сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а так же анализ выполненной работы.

Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

Методы формирования познавательного интереса

Познавательные игры

Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций

Создание ситуации успеха в учении

Метод проектов

Формы и методы по взаимодействию с родителями

цель:

Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья».

задачи:

  1. Установить доверительные партнерские отношения с родителями на основе создания благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Формировать у родителей уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.
  3. Обогатить совместный эмоциональный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.
  4. Способствовать активному включению родителей в образовательный процесс группы.

Принципы сотрудничества с семьей:

  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Для реализации этого принципа надо проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребенка, акцентироваться на его положительных качествах; создать определенную «педагогическую надежду» у родителей и применить человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, чтобы вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • Единство подходов и требований к воспитанию детей, которые достигаются, если цель и задачи воспитания хорошо поняты не только воспитателем, но и родителями.
  • Доброжелательный стиль общения. Как показывает опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельно хорошо проведенное мероприятие.
  • Демонстрация того, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность общения.
  • Сотрудничество, а не наставничество.  Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своего ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Рабочая программа составлена на основе примерной программы Т.Н.Дороновой "Радуга"и ФГОС...

Рабочая программа для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Рабочая программа составлена на основе примерной программы Т.Н.Дороновой "Радуга"и ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы детей раннего возраста «Зайчики» 1-3года

Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы., Т.С.Коморовой., М.А.Васильевой...

Рабочая программа для детей раннего возраста

Рабочая программа для детей раннего возраста...

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...

Рабочая программа для детей раннего возраста

Реализуются в течение учебного года, согласно расписанию в полном объеме....

Рабочая программа для детей раннего возраста

Рабочая программа для педагогов в работе с детьми раннего возраста....