Программа кружка "Мир тепла и доброты"для средней группы
рабочая программа (средняя группа)

Формировать представление о нормах поведения детей средствами игровой и практической деятельности,привить любовь к традиция семьи, побудить к активным добрым действиям: помочь,проявить заботу,внимание,успокоить,порадовать,воспитание социально-этических качеств дошкольников на основе устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: средняя

Периодичность проведения занятий:

1 раз в неделю до 20 минут

Количество занимающихся: 12 детей

Расписание занятий на 2019-2020 учебный год:  Четверг, 15.30,

                                              Пояснительная записка

 

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

  • Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. 
  • Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура - человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
  • Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.
  • Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.

Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности, К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности. Ребенка как показатель уровня его нравственного развития. Личность каждого ребенка - забота о его моральном развитии -сегодняшним и перспективном - требует повседневного внимания со стороны педагога. Поэтому ведущая роль принадлежит педагогу. Он влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивать способность к оценке.

 Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способен решить кружок.

Опираясь на опыт своей работы с детьми дошкольного возраста по нравственному воспитанию детей, пришла к выводу, что нужно углубленно изучить эту тему и внедрить в работу с детьми. С этой целью организован кружок « Мир тепла и доброты».

Цель кружка:  приобщение детей к истокам русской народной культуры, накопление ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений.

Задачи кружка «Мира тепла и доброты»

1.   Формировать представление о нормах поведения детей средствами игровой и практической деятельности.


2.   Формировать семейные ценности у детей с участием родителей. 


3.   Привить любовь к традициям семьи.


4.   Познакомить детей с элементами православной культуры (архитектурой, иконописью, праздниками).


5.   Создать условия для духовного развития личности дошкольника (материальные, социальные).

6. Формировать особой психологической среды посредством приобщения дошкольников к народным традициям и обычаям.

7. Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а так же формировать правильной самооценки.

8. Пополнение материально-технической базы для ведения работы по развитию личности через его духовные ценности.

9. Воспитание социально-этических и эстетических качеств дошкольников на основе устного народного творчества.

10. Побуждение к активным добрым действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Для развития перечисленных норм поведения используются различные методы:

  • Словесный метод:

Чтение литературных произведений, проведение игр, загадывание загадок, рассматривание наглядного материала, проведение викторин, конкурсов

  • Наглядный метод:

 Наблюдения, проведение дидактических игр, моделирование сказок

  • Практический метод:

                         

Проведение игр различных видов (строительных, подвижных, инсценировки),

                                       Принципы деятельности кружка

               

 базируются на принципах личностно-ориентированного образования  

1. Принцип любви:

-  отношение педагогов к детям, сотрудникам и родителям;

-  детей к сверстникам, родителям и воспитателям с любовью (забота о ближнем,

    сопереживание в радости и в горе);
- воспитание чувства любви у детей к окружающему миру, себе, ближнему.

2. Принцип послушания:


- педагог на занятиях посредством игр и игровых упражнений формирует у детей  

   послушание как основу добродетелей;
- в беседах, консультациях с родителями педагог разъясняет   важность формирования

   послушания у детей дошкольного возраста и помогает им выстроить правильные

   взаимоотношения с детьми, учитывая их возрастные особенности.


3. Принцип социально-производственной направленности:


- в работе с детьми педагог учитывает характерные особенности населенного пункта, виды деятельности родителей воспитанников и знакомит детей с производством. При этом обращает внимание на пользу, которую дает данное производство для всех людей, проводит аналогию производства с христианскими принципами жизни;
- использует наработки «Музея профессий», вместе с детьми участвует в создании музея;
- своим примером, примером родителей формирует у детей уважение к труду взрослых, воспитывает трудолюбие, послушание, используя игры и упражнения.


4. Принцип культуросообразности:


- свою работу с детьми строит на основе церковного календаря;
- на занятиях кружка знакомит детей с культурой и православными традициями,  

   воспитывая благоговейное отношение к святыням;
- помогает родителям формировать и возрождать семейные христианские традиции;
- создает культурную среду в группе, способствующую душевному и духовному развитию

   личности ребенка.

5. Принцип индивидуального подхода:


- на занятиях педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, предлагает дифференцированные задания для выполнения;
- в беседе с родителями советуется о выборе педагогических методов и воздействий на ребенка.

Структура организаций занятий «Мира тепла и доброты»

  1. В каждой возрастной группе проводится одно тематическое занятие в неделю во вторую половину дня.
  1. Длительность занятий:
  • Средняя группа        - 20 мин.

3.        В каждое занятие включает в себя несколько компонентов:

а)        содержание в соответствии с тематикой;

б)        сопутствующее содержание из двух других блоков в соответствии с темой;

в)        выход с результатами практической деятельности на события жизни

Результативность программы:

  1. Развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

  1. Повышение компетентности детей в области нравственности.

  1. Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.

4.  Умение культурно общаться и оценивать свои поступки.

Планирование обучающее - познавательной деятельности в средней группе

Тема

Задачи

Содержание

ИЗО

ИГРА

Сентябрь

Сентябрь

Гуляй да

присматривай

ся

(экскурсия)

Уточнить знания детей о приметах осени через дидактическую игру, заучивание заклички. Познакомить детей с народными поговорками, приметами сентября.

Загадки.

Поговорки

Приметы

Дидактическая игра   «С какого дерева листок»

Закличка «Осенушка-осень».

Рисование «Лес, точно терем расписной» (тычок, кисть)

Р.н. игра «Чёрный петух»

«О послушании

 в

семье».

Воспитывать у детей послушание и бережность, доброту и щедрость. Воспитывать сдержанность и преодоление упрямства и своеволия.

Загадки про семью

Рисование  «Моя семья»

«Семья»

Как

помириться?» (по сказке

«Лиса и

журавль).

Развивать логическое мышление и моральное сознание детей, через установление причинно-следственных связей между свойствами характера людей и их поступками: жадность приводит к ссоре, непонимание другого – приводит к ссоре и т.п.

Загадывание загадок: про зверей

Рассказ сказки.

Игры  с детьми

Рисование по мотивам сказки «Лиса и журавль»

Р.н. игра «Лисичка сестричка».

Любимая сказка.

Познакомить детей с героями сказок.

Рассматривание иллюстраций из сказок.

Загадки.

Рисование +аппликация «Мой любимый герой»

«Узнай кто я».

Октябрь

«Долг платежом

красен» (по сказке

«Муравей

и голубка»).

Способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности как милосердие, благодарность, взаимовыручка. «Сам погибай, а друга выручай», «Долг платежом красен». Способствовать развитию в детях чувства благодарности. Воспитывать милосердие и стремление помочь другу в беде.

Рассматривание иллюстраций.

Сказка «Муравей и голубка»

Рисование «Голубь» (ладонь)

«Гуси-лебеди».

В гости

к Терёшечке.

(развлечение)

Продолжать знакомить детей с русским обрядам – капустницей. Воспитывать желание участвовать в русских народных играх, слушать сказки, отгадывать загадки.

Рассказывание сказки

Русская народная игра «Баба Яга».

Загадывание загадок

Рубка капусты.

Аппликация «Избушка»

«Баба  Яга»

Добрые дела

Рассказать детям о добрых делах. Воспитывать чувство уважения и помощи друг другу.

Рассматривание игрушек

Чтение стихов о добрых делах.

Словесная игра «Назови игрушку».

Рисование «Добро»

«Помоги другу»

«Зимние заботы».

Работы в подарок

ноябрьским

именинникам.

Знакомить детей с  правилами доброй совестливой жизни с близкими- формировать и расширять представления детей о духовно- нравственных качествах: внимание, забота, нежность, любовь, благодарность и послушание.

Изготовление подарков для именинников.

Р.н. игра «Каравай-каравай»

Лепка «Подарки»

Игра «Каравай-каравай».

Ноябрь

«В согласии жить -

никто

не одолеет»

(по сказке

«Зимовье зверей»).

Уточнить представления детей о диких и домашних животных. Способствовать пониманию таких нравственно-этических категорий и качеств как дружба и согласие. Учить понимать и использовать поговорки «Согласного стада волк не берет» и «В согласии жить - никто не одолеет».

Загадывание загадок

Поговорки «Согласного стада волк не берет» и «В согласии жить - никто не одолеет».

Роспись игрушек «Звери»

«Звери в лесу»

«Чудесная птица».

Воспитывать чувство любования птичками- созданиями Божиими. Поддерживать в детях желание радоваться миру.

Словарная игра «Назови птиц»

Рассматривание картин.

Рисование «Нарисуй птицу»

Р.н. игра «Птицы и птенчики».

«Кто зазнается, без

друзей остается»

(по сказке

«Черепаха

и заяц»)

Учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения. Расширять словарный запас детей, учить их понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, настойчивый. Подводить детей к пониманию смысла пословицы «Кто зазнается, ни с чем остается».

Рассказывание сказки.

Пословицы «Кто зазнается, ни с чем остается». 

Лепка «Черепаха»

Игра «Зайка»

Бабушкин сундук

(женский костюм).

Показать различие девичьей и женской одежды. Развивать художественный вкус, творческое воображение

 ( на примере вышивки)

Рассматривание сарафана

Рассматривание рубахи.

Головные уборы.

Примерка костюма девочкой

Рисование «Красная девица»

(русский костюм).

Игра «Золотые ворота».

Декабрь

Лапти.

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта, (материале, назначении)

Проблемная ситуация с р.н. костюмом с современной обувью, рассматривание лаптей.

Показ способа носки (онучи – лапти)

Вспомнить загадку.

Игра «Лапти».

Ручной труд – плетение «Коврик»

Из полосок без основы.

Р.н. игра «Лапти».

Бабушкин сундук

(мужской костюм)

Познакомить с русской народной одеждой мужчин. (Рубаха-косоворотка, штаны – порты, кушак-пояс).

Отразить красоту, пользу, прочность.

Рассматривание рубаха, порты, картуз.

Примерить костюм мальчику.

Русский костюм

«Добрый молодец».

«Бояре»-игра

«Аленушка»

(поделки

куколок

из бумаги

и ткани).

Развивать интерес детей к поделкам  через сказки, загадки, заклички. Учить последовательности изготовления фигурки из бумаги. Закреплять правильное название форм и деталей.

Изготовление кукол из бумаги и ткани

Аппликация «Аленушка»

Театр кукол

«Сия прялка

изрядна –

хозяюшка

обрядна»

Познакомить детей с предметами обихода – прялкой. Показать способ прядения на прялке. Закрепить желание играть в русские народные игры. Воспитывать трудолюбие и справедливость (сказка).

Наблюдение за прядением на прялке.

Рассматривание прялки и веретена.

Сказка «Золотое веретено»

Игра «Прялица».

Рисование «Укрась прялку».

«Прялица»-р. н. игра

Январь

Гончары

Познакомить детей с гончарным промыслом.  Учить детей по внешнему виду различать кринку, творожницу, носоватик. Воспитывать бережное отношение к труду гончаров.

Путешествие в город мастеров.

Дидактическая игра «Назови правильно».

Знакомство со старинной глиняной посудой: носоватик, творожник, кринка.

Игра «Горшки».

Вырезывание из бумаги «Творожница» «Кринка»

Лепка «Кружка» - ленточный способ.

«Горшки»- р. н. игра

Новогодняя ёлка

Зажечь искорку интереса к жизни народа на Руси в разные времена. Дать представление о традиции встречи  Нового года. Украшение ёлки на Новый год.

Беседа о праздновании Нового года.

Сказка «Новогодняя ёлка».

Коллективная аппликация «Ёлочка нарядная».

«Сапожок» - вырезывание по трафарету и роспись.

«Пустое место».

«На волю птичку

выпускаю

при светлом

празднике весны».

 Знакомить детей с событиями Благовещения Пресвятой Богородицы. Формировать представления о народных традициях дня Благовещения и их духовном смысле.

Рассказывание воспитателем о празднике.

Разучивание пословиц.

Вырезывание ангелов по трафарету

«Украсим ёлку».

«Два мороза»

«Татьянин день».

Познакомить с Татьяниным днём через игры, конкурсы, аттракционы. Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа.

Рассказ о Татьянином дне.

Конкурс эрудитов.

«Назови цвет» «Назови ласково».

Конкурс знатоков «Бытовые приборы – помощники».

Аттракцион «Узнай друга».

Рисование «Цветы» - Городецкая роспись.

Хоровод «Ходит Ваня».

«Доброе сердце»

Уточнить представления детей о дружбе, взаимовыручке на основе сказки, пословиц. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Чтение р.н. сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»,

Беседа по сказке – что,  значит, быть друзьями?

Вспомнить пословицы о дружбе.

Игра «Дрозд».

 

Кляксография «Мои друзья».

«Дрозд».

«Верность родной

земле».

Познакомить детей с родным краем.

 Воспитывать доброжелательное отношение к  наших бабушкам и дедушкам.

Рассматривание родословий.

Дети участвуют в подборе одежды.

Рассказ о значении родословий.

Рисование дерева

«Папа, мама и я».

Февраль

«Валентинов

день»

(групповой

праздник)

Познакомить детей с неизвестным, но очень интересным и своеобразным праздником, его традициями и обычаями. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Рассказ о празднике

 Игры: «Подари улыбку», «Собери яблоко»,

«Меткие стрелки», «Хозяюшки»,

«По камушкам»,

«Всё мы делим пополам».

Дарение «валентинок»

Ручной труд «Валентинки».

(из картона)

«Дрозд».

Сестрица

Аленушка

и братец

Иванушка».

Воспитывать в детях послушание к старшим, терпение; заботливость, внимательность к близким людям.

Чтение сказки «Аленушка и братец Иванушка»

Рассматривание картины Познакомить с картиной  В.М.Васнецова  «Аленушка».

Рисование  «Аленушка» девочки

Братец Иванушка (мальчики)

«Петушиный бой».

Март

«Чудесный

сундучок

добрых дел»

Уточнить знания детей о старинных предметах быта. Знакомство с чудесным сундучком – «сундук загадок». Воспитывать желание играть в русские народные игры «Отгадывание».

Рассматривание чудесного сундука.

Загадывание загадок: самовар, часы, пила, утюг, стол.

Р.н. игра «Отгадывание».

Аппликация «Чашка с блюдцем» (из бумаги, сложенной вдвое).

«Попрыгунчики».

«Нитки

и ткачество».

Продолжать знакомство детей с особенностями труда людей в деревне. Расширить знания и словарь по теме «Нитки. Ткачество». Обогащать опыт детей; развивать зрительные и тактильные анализаторы. Воспитывать интерес к русской истории.

Наблюдение за прядением ниток.

Рассматривание веретена, прялки.

Загадки о веретене и прялке.

«Смотай клубочек»

Дидактическая игра «Для чего нитки нужны»

Рисование «Узор на полотенце»

«Иголка, нитка, узелок».

«Кружевной

воротник»

Познакомить детей с предметами рукотворного мира (воротник, салфетки). Показать красоту и изящество рукоделий. Воспитывать желание воспроизводить кружевные образы в изодеятельности.

Выставка кружева.

Наблюдение за вязание кружева

Игра «Узнай узор и назови его».

Рисование «укрась воротник».

Портрет  «Мамочка любимая»

«Пирог», «Кружева».

«Ой, ты,

масленица».

Возродить старинный народный праздник – Масленицу. Познакомить детей со смыслом игр и забав на празднике – пробудить весну – дать силу Солнцу и Земле.

Закличка «Масленица».

Русские народные игры: «Пирог», «Крута гора», «Петушиный бой», «Горелки».

Рисование по сказке «Соломен

ная Масленица».

«Крута гора».

Апрель

«Чудесный

сундучок».

(итоговое)

Продолжить знакомство с чудесным сундучком. Закреплять знания о предметах обихода в деревне.

Загадки: зеркало, шапка, лапти.

Игра «Отгадывание».

Составляем кроссворд.

Аппликация «Сундучок»

( узор из бумаги, сложенной гармошкой)

«Отгадывание».

«Никитин день»

Познакомить детей с днём Никиты – это праздник озёр, рек, ручьёв, которые олицетворяют сказочный образ Водяного. Продолжить знакомство детей с русским фольклором: сказкой, игрой, обрядами.

Рассказывание об обрядах, связанных с этим днем (гостинец водяному)

Р. н. игра «Озеро, ручеёк».

Сказка «Никитин день».

Р.н. игра «Водяной».

Аппликация «К нам весна шагает быстрыми шагами»  (обрывание).

«Водяной»

«Благовещение»

Познакомить детей с празднованием одного из любимых народных праздников: третьей, решающей встрече весны – Благовещенье.

Рассказ о празднике.

Игра «Смех».

Загадки о птицах.

Р.н. игра «Жаворонок».

Игра «Воробушек».

Лепка, рисование

(городецкая роспись), аппликация (из геометрических фигур) на тему «Птицы»

Жаворонок –

р. н. игра

«Вербное

воскресение»

Познакомить детей с празднованием «вербного воскресения». Дать знания о лечебном значении вербы. Воспитывать желание принимать активное участие в беседе и русской народной игре.

Рассматривание веток вербы.

Рассказ о лечебной силе веток.

Р.н. игра «Займи место».

Угощение: печенье, «барашки»  (с вербными почками)

Рисование «Ветка вербы».

«Ручеёк».

Май

«Дети и

птицы зимой».

 Знакомить с народными приметами весны.  Закрепить знания детей о характерных признаках весны.  Разучить закличку о весне «Жаворонушки». Воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям, животным и птицам; доброе внимание и чувство заботы о малых пташках; сострадание по отношению к нуждающимся в помощи и стремлении помочь.

Вспомнить приметы весны (на основе наблюдений)

Познакомить с народными приметами.

Чтение сказки «Как весна зиму поборола».

Заучивание заклички «Жаворонушки».

Рисование «Птицы».

«Воробей»

«Пасха».

Познакомить детей с праздником пасхи. Рассказать об обычае на пасху – обмениваться яйцами, о значении этого действия. Воспитывать желание играть в р. н. игры.

Приметы на пасху.

Закличка «Солнышко-вёдрышко».

Р.н. игра «Верба, вербочка».

Р.н. игра «Чьё яйцо дольше прокрутится?» «Катание яйца с горки».

Роспись «Пасхального яйца»  (писанка).

Игры с яйцами.

«Солнышко-вёдрышко».

День славянской

письменности и

культуры. Наши

буквицы.

Приобщить детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа посредством введения их в книжную культуру.

Рассматривание, обследование.

Показ способа рисования букв.

Аппликация букв

«Займи место».

«Ковёр самолёт»

Показать детям, что лоскутное шитье-это художественная работа, приносящая в дом пользу и красоту, бытовое удобство и духовность настоящего искусства. Воспитывать вкус, фантазию.

Мини-выставка «Лоскутная сказка»

Показ способа изготовления.

Аппликация «Ковёр- самолёт», (из ткани)

Р.н. игра «Солнышко-вёдрышко».

Литература:

  1. Истоковедение.Том 5.Издание 5-е, дополненное-М.: «Истоки», 2011г.
  2. Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005 г., АСТ-Астрель.
  3. Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ-Принт. Москва 2001 г.
  4. Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001 г. «Сфера».
  5. Истоковедение.Том 11.-М.: «Истоки», 2009г
  6. Радынова О.П. «Баюшки-баю», Москва «Владос» 1995 г.
  7. Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», Москва «Просвещение» 1984 г.
  8. Федотов Г. «Дарите людям красоту», Москва «Просвещение» 1985 г.
  9. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Москва «Просвещение» 1972 г.
  10. Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. Художественная литература 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Добро и доброта в средней группе

Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей....

Сценарий занятия «Уроки доброты» в средней группе.

Формировать у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, развивать сообразительность, внимание, память, интерес к занятию, воспитывать уважение к старшим, умение играть дружно со сверстн...

Проект "Неделя тепла и доброты" в младшей группе

Цель проекта:Помочь сформировать представление о том, что доброта есть проявление красоты душиЗадачи:Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки;Познакомить детей со словами приветствия и ...

Отчет о проведении недели доброты а средней группе.

Цель проведения "недели доброты" – раскрыть и осмыслить представление детей о доброте как о ценном, качестве человека, углублять  представления о важности и необходимости просить ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты» в средней группе.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществаРешая задачи воспитания, необходимо опереться на разумн...

Сценарий праздника «Весна пришла – тепло и радость принесла!» (средняя группа)

Сценарий праздника «Весна пришла – тепло и радость принесла!» (средняя группа)Цели и задачи:Создавать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный  подъем;  Расширят...

Конспект НОД "Что такое доброта" для средней группы

Конспект НОД ФЭМП для средне группы...