Статья: Инновационные методы развития творчества детей дошкольного возраста
статья

Осина Наталья Сергеевна

Проблема творчества является одной из тех, которые возникают при использовании самых различных сфер человеческой деятельности: научной, производственно-технической, политической, хозяйственной, художественной и других, ведь во все времена создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия и изобретения, которые удовлетворяли потребности развивающейся человеческой культуры. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные методы развития творчества детей дошкольного возраста.

Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах его жизнедеятельности. Они порождают необходимость воспитания новой личности, нравственно, духовно и интеллектуально развитой.

Проблема творчества является одной из тех, которые возникают при использовании самых различных сфер человеческой деятельности: научной, производственно-технической, политической, хозяйственной, художественной и других, ведь во все времена создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия и изобретения, которые удовлетворяли потребности развивающейся человеческой культуры. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Существует несколько подходов к пониманию творчества с позиций различных наук, таких как философия, психология, педагогика. С философской точки зрения творчество рассматривается как образ жизни человека, деятельность, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение (Бердяев Н. А., Васильев Д. Ю., Гальцева Р. А., Майданов А. С., Чешев В. В., Ярошевский М. Г).

В психологии творчество рассматривают как процесс созидания нового, как способность только человеческой личности (Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец), как производное интеллекта (Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков, Н. В. Рождественская); как совершенствование личности, как саморазвитие социальных сил человека (Выготский Л. С., Андреев В. И., Ермолаева-Томина Л. Б., Богоявленская Д. Б., Лернер И. Я). То есть, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Творчество в педагогике следует рассматривать, с одной стороны, как развивающуюся деятельность человека, и именно благодаря развитию приводящую к качественно новым результатам, которых человек не мог достичь ранее по той причине, что его деятельность не была еще развита в достаточной степени. С другой же стороны, «творчество – это универсально-преобразующая, целостная культурно-историческая самодеятельность, в процессе которой осуществляется самопроизводство и саморазвитие сущностных сил человека. Если проанализировать поведение человека, всю его деятельность, то можно заметить, что в ней выделяются два основных вида. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным, сущность которого заключается в воспроизведении и повторении уже ранее выработанных приемов поведения и прежних впечатлений. Другой ― творческим или комбинирующим. Сюда относится создание новых образов, отношений, аналога которым не было в предшествующем опыте человека.

Полученные теоретические данные позволили определить, что творчество является неотъемлемым признаком человеческой деятельности, высшим уровнем ее освоения и особенной формой познания окружающей действительности.

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.

Деятельность – это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В связи с этим, деятельность приобретает для личности особую ценность, которая выражается в возможности самовыразиться, проявить свои способности и творчество. Именно поэтому, для дошкольной педагогики важным становится определение тех видов деятельности, в освоении которых дошкольник сможет проявлять творческие умения, свою нравственную и духовную воспитанность или максимально раскрыть свои индивидуальные возможности в данный возрастной период.

Таким образом, творчество – норма детского развития. Творчеством ребёнка называют такой вид деятельности, который направлен на создание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности ребёнка как общественного субъекта. Поэтому, главная ценность детского творчества заключается не в практических результатах, которые в силу возрастных особенностей ребенка не могут быть принципиально новыми, а в том, что в процессе освоения деятельности раскрываются его индивидуальные возможности. Однако, психологические исследования показали, что потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации специально организованной духовно и нравственно-окрашенной деятельности (Ананьев Б. Г., Божович Л. И., Волчанская Т. В. Гальперин П. Я., Леонтьев А. Н., Теплов Б. М., Эльконин Д. Б. и др.).

Таким образом, развивающуюся творческую деятельность ребенка можно рассматривать в качестве условия развития личности дошкольника, раскрытия его индивидуальности. Педагогическая проблема заключается в отборе доступных методов передачи содержания этой деятельности. Они должны включать такие элементы знаний, умений и отношений, освоение которых было бы невозможно без индивидуального творческого подхода самого ребенка.

Теоретический анализ показал, что ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в разных видах деятельности: познавательной (А.М. Венгер, В.А. Запорожец, Н.Н. Поддъяков); познавательно-конструктивной (Д.Б. Эльконин, В.В. Ходмовская, Ж. Пиаже), игровой (Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин); театрально-игровой (А.Н. Брызгалова, О.И. Дрозд, Е.А. Устинова), трудовой (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Р.С. Буре), художественной (А.Н. Ткаченко, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе и др.), изобразительной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Р.М. Чумичева и др.), речевой (Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова).

Таким образом, в существующей педагогической ситуации достаточно четко вырисовываются противоречия между необходимостью творческой деятельности для ребенка и невозможностью реализовать весь имеющийся у него творческий потенциал в силу отсутствия знаний и умений в соответствующей области; между имеющимися данными об эффективности развития личности ребенка-дошкольника в различных видах деятельности и отсутствием единого комплекса инновационных методов развития детского творчества.

Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. В современном образовании инновации приобретают всё более широкое распространение. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности.

Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В условиях модернизации необходимо по-новому осмыслить содержание детского творческого процесса, отыскать более эффективные пути, формы и методы развития творчества детей дошкольного возраста. Отсюда становится понятным интерес к инновационным методам развития детского творчества, которые способствует обогащению знаний и представлений  детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их применения. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе; дает возможность ребенку при решении какой-либо проблемы не концентрировать все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а стимулирует к поиску решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Со временем, люди с такими способностями становятся склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Инновационные методики и технологии — это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Соответственно, инновационные методы и технологии развития творчества детей – есть совокупность способов, реализация которых позволяет грамотно развивать творчество ребенка на основе его интересов в духовно-нравственной деятельности и его творческого потенциала.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Таким образом, перед педагогической наукой стоит проблема поиска комплекса инновационных методов, способствующих развитию творческих возможностей каждого ребенка, которые могут служить основой для выявления способностей, таланта взрослого человека на основе традиционных духовных и нравственных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Биоэнергопластика - инновационный метод развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.»

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика....

ТЕХНОЛОГИЯ «ВИММЕЛЬБУХ» КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Современные правовые документы в сфере образования касаются создания особых условий...

Методические разработки цикла мероприятий «Использование инновационных методов в экологическомобразовании детей дошкольного возраста»

формирование экологической образованности и социализации  дошкольников в условиях реализации ФГОС....

Технология ВИММЕЛЬБУХ как инновационное средство развития речи детей дошкольного возраста

Вим-мель-бух!Это особенная игра для людей любого возраста — книги без текста. В этих картинках огромное количество деталей, их можно рассматривать бесконечно.Разные герои, предметы живут своей ж...

Здоровьесберегающие технологии как инновационный метод развития речи детей раннего возраста

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому одним из ...