ТЕХНОЛОГИЯ «ВИММЕЛЬБУХ» КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа)

Елена Адамовна Пасько

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Современные правовые документы в сфере образования касаются создания особых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДОО указывает на необходимость использования специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья,  в том числе с ТНР.

 Большинство педагогов, работающих в ДОУ, знают из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Сколько труда нужно потратить, насколько разнообразным должен быть речевой материал и яркие иллюстрации, чтобы повысить внимание ребенка и интерес к логопедическим занятиям, нужно долго и упорно искать материал, который разнообразит занятия, чтобы они не надоели малышу.

У нас возникает вопрос, в какой форме мы можем представить ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его, вызвать желание сотрудничать? Наряду с традиционными методами и приемами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы - инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала технология «Виммельбух».

«Виммельбух» - это книга для рассмотрения, которая не содержит текста, который может быть использован как в работе с дошкольниками, так и для развития связной речи младших школьников.

В переводе с немецкого «wimmelbuch» – «изобилующая, мельтешащая книга». С этим художественный жанром можно впервые встретиться в работах художника Али Митгуша в 50-х годах XX века. «Виммельбух» имеет свои отличительные особенности: как правило, количество разворотов в книге небольшое – 7–10 страниц, напечатанных на плотном картоне; иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.

Целью нашей педагогической деятельности является развитие речи дошкольников с помощью книг-виммельбух

 Задачи:

* обогащение словаря;

* развитие грамматической структуры и связной речи;

* развитие внимания;

* улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги.

Используя данную технологию, педагог развивает психические процессы детей с нарушениями речи, расширяет кругозор, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи. Виммельбух также является помощником в работе над лексическими и грамматическими категориями. Поскольку  у нас в  группе есть дети с особенностями эмоционально-волевой сферы и преимущественным развитием зрительной памяти, эта технология очень актуальна. Работа с виммельбухом  объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.

Виммельбух - это универсальный инструмент для развития речи.  Эту книгу можно просматривать часами - подмечая все новые и новые детали, воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями.

Классический виммельбух довольно большой, в формате А2, но есть и более компактные версии. Работая со дошкольниками с нарушениями речи, где обучение и коррекция речи происходит по лексическим темам, мы разработали собственные версии виммельбуха, где собрали сюжетные картинки на лексические темы «Детский сад», «Времена года», «Мой город», «Транспорт», «Правила Дорожного Движения», «Семья» и другие темы.

 Мы также разработали ряд бесед на эти лексические темы, потому что только правильно построенная беседа, продуманные вопросы, способствуют активному вхождению в лексическую тему. Составив серию последовательных вопросов для каждой страницы, мы объединили решение сразу нескольких задач: автоматизация звуков; обогащение словаря; развитие грамматической структуры и связной речи; развитие внимания; улучшение ориентации в пространстве. Каждый раз, когда ребенок открывает книгу, он находит новые отношения, жизненные ситуации, подсматривает за привычками своих любимых героев, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится с новыми словами и понятиями — и все это в виде увлекательных, сиюминутных историй.

Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких, и для детей старшего дошкольного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны.

Работая над звукопроизношением или автоматизацией звуков, с детьми

старшей группе было предложено например найти  -все ррычащие слова, или в каких словах можно услышать шшипение? Найди его! С чего начинается буква" А"?

Работать с виммельбухом  можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются привычными и любимыми темами для большинства детей, поэтому в книге есть много известных слов, но стоит присмотреться повнимательнее, чтобы найти что-то новое и еще незнакомое. Именно так пополняется словарный запас.

Во время осмотра виммельбуха мы предлагаем рассказать дошкольникам о том, что они видят. В ходе рассмотрения мы задаем вопросы: «почему», «как вы думаете, что  произошло раньше» и другие. Мы спрашиваем о том, какие чувства или эмоции испытывает тот или иной персонаж. Воспитатель сочиняет начало, и детям предлагается продолжить работу при поддержке виммельбуха. Наши педагоги находят знакомые предметы с ребенком, конкретного персонажа на всех страницах книги, устраивают конкурсы «кто быстрее?». Мы сравниваем образы с пространством, в котором живет ребенок (дом, детский сад, улица, парк), и находим  похожие предметы.

Для того чтобы реализовать взаимодействие педагога-логопеда и воспитателя, мы разработали картотеку речевых пятиминуток: опираясь на изображение, дети делают пальцевую, артикуляционную, мимическую гимнастику, выполняют логоритмические упражнения, играют в игры, развивающие фонематические процессы.

Таким образом, Виммельбух развивает связную речь, учится рассказывать истории, вступать в диалог. В книгах всегда есть несколько сюжетных линий, и интересные, радостные, грустные и удивительные события происходят с персонажами на каждом шагу. Виммельбухи совершенно ненавязчиво тренируют память, внимание, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи и являются блестящей находкой для воспитателя дошкольного учреждения.

Проведенный промежуточный мониторинг динамики уровня речевого развития показал положительную динамику в развитии устной речи по всем параметрам языковой нормы: дошкольники ставят звуки; дети умеют дифференцировать звуки; последовательно называют звуки в словах, определяют положение звука в слове: начало, середина слова; фиксируют грубые нарушения грамматической структуры речи; воспитанники умеют рассказывать истории по сравнению с установлением связности и последовательности высказываний.

Таким образом, внедрение инновационного подхода в коррекционно-образовательный процесс позволяет более успешно корректировать нарушенные речевые навыки, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать устойчивую мотивацию и интерес к занятиям у детей, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»

Современная  модель образования предполагает высокие технологии развития компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундам...

Презентация проекта "Использование лего технологий как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель проекта: повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников...

Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают тр...

Игровая деятельность и игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

Доклад о роли  игровой деятельности и игровых технологии в развитии речи детей с ОВЗ...

Технология ВИММЕЛЬБУХ как инновационное средство развития речи детей дошкольного возраста

Вим-мель-бух!Это особенная игра для людей любого возраста — книги без текста. В этих картинках огромное количество деталей, их можно рассматривать бесконечно.Разные герои, предметы живут своей ж...

Буклет "Сказка по технологии ТРИЗ как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Представлен буклет "Сказка по технологии ТРИЗ как средство развития речи детей дошкольного возраста", отражающий основные моменты реализации данной технологии в моей работе...