Консультация для педагогов "Как воспитать двигательную активность у детей"
консультация

Селезнева Лариса Анатольевна

Материал для выступления на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Как воспитать двигательную активность у детей».

Подготовила: Селезнева Л.А.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно от чего.

 движение и активность ребенка Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.          Говоря об огромном значении оптимального двигательного режима как средства полноценного развития детей, следует вспомнить, что физиологи считают движение врожденной потребностью организма. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Ученые-гигиенисты утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, потому что движение - преграда любой болезни. А древнегреческие мудрецы говорили: "Хочешь быть умным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть здоровым - бегай". Двигательный же дефицит приводит к нарушениям сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем; снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит к обменным нарушениям, избыточному отложению жира, как следствие всего - частые простуды, вялость, раздражительность. 

Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:

  • Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться.
  • Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии.
  • Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость.

С раннего детства у ребенка формируются полезные навыки, которые необходимы для продолжения его жизни. Навык приобретается, когда ребенок регулярно повторяет одни и те же движения в определенном порядке. Навыки и умения можно поделить на два вида. Первый вид движения всем телом, а второй работа руками.

  • Первая группа навыков, осуществляемая всем телом, она необходима для хорошей ходьбы, бега, плавания, висения на турнике и т. п.
  •  Вторая группа умений необходима для игр с мячом, умением завязать шнурки, взять ложку в руку и т. д. Все эти навыки и умения нужны человеку в будущем. Когда ребенок становится взрослым человеком, то он даже не думает и не замечает, что делает все движения практически автоматически.

Будет хорошо, если ребенок начнет самостоятельно подниматься по лестнице, хватаясь за перила своими руками. Замечательно когда ребенок руками перехватывает перекладины над своей головой. В этом случае происходит развитие грудной клетки, легкие насыщаются кислородом и головной мозг начинает работать лучше.

Очень полезно, когда ребенок подолгу гуляет на улице и дышит свежим воздухом. Полезно заниматься бегом и играми с ребенком на улице.

Отдельно можно выделить занятия плаванием. Плавание очень полезно для людей, если нет противопоказаний. Если ваш ребенок будет заниматься плаванием правильно и долго, то со временем он станет более устойчив к болезням, у него улучшится равновесие, увеличится объем легких, малыш станет радостнее и физически крепче.

Занятия по развитию движений помогают развить ребенку ловкость, силу, выносливость. К таким занятиям можно отнести игры для развития двигательной активности. Каждый ребенок на физиологическом уровне нуждается в физической активности. Активные игры помогут «расшевелить» малоподвижных детей и выбросить энергию активному ребенку. К таким играм можно отнести «щекоталки», «куча-мала», «ловишки» и т.п.

Чтобы развить у ребенка определенные движения нужно регулярно заниматься с ним и играть в определенные игры. Тогда малыш станет ловчее, будет хорошо ходить, бегать и т. д. К подвижным играм можно отнести «догонялки» и «повторялки движений», «игра с мячом или обручем».

                                          

 Физиологи подсчитали, что дошкольник должен совершать как минимум 12 тысяч шагов в день, чтобы поддерживать себя в необходимой форме. Таким образом, получается, что 50% времени бодрствования ребенок должен активно двигаться.                 

 Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.    Для того чтобы не возникал дефицит движения, мы используем следующие режимные моменты:

  • утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;
  • физкультурные и музыкальные занятия;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • подвижные игры различной степени активности;
  • физкультминутки и динамические паузы;
  • пальчиковые игры;
  • самостоятельная двигательная деятельность.

Летний период дает больше возможностей для развития двигательной активности ребенка во время прогулок на свежем воздухе. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.                                                        

Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений. Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

  • использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;
  • применение разных способов организации дошкольников;
  • соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
  • рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
  • создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
  • активизацию детской самостоятельности;
  • стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Систематическое проведение оздоровительных мероприятий и  рационально организованный двигательный режим в группе  позволит добиться улучшения состояния здоровья детей, повысит уровень их функциональных возможностей и моторного развития.                                                                                                                                               Таким образом, необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, будет достигнуто при  целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе, способствовать укреплению мышц, развивать координацию движений, создавать реальные возможности для овладения основными видами движений. Движения детей станут увереннее, целенаправленнее, дети станут активнее, самостоятельнее. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Организация двигательной активности у детей младшего возраста в ДОУ

Как правильно организовать двигательную активность детей с учетом возрастных особенностей....

Как воспитать двигательную активность у детей

Активность напрямую зависит от темперамента. Однако всегда можно развить и сохранить максимальную активность у ребенка вне зависимости от его характера. Для того чтобы развить у ребенка активность, эн...

Консультация для педагогов "Как воспитать двигательную активность у детей"

Консультация для педагогов «Как воспитать двигательную активность у детей». Двигательная активность, физическая культура спорт – это эффективные средства сохранения и укрепления...

Консультация для родителей "Как воспитать двигательную активность у детей"

Консультация для родителей "Как воспитать двигательную активность у детей"...

Консультация для воспитателей «Как воспитать двигательную активность у детей» - информационный стенд

Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общееразвитие....

Как воспитать двигательную активность у детей

Двигательная активность, физическая культура, спорт – это эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового о...

Консультация для родителей «Как воспитать двигательную активность у детей»

Консультация для родителей «Как воспитать двигательную активность у детей»...