Консультация для воспитателей
консультация

Создание в группе среды для формирования экологических представлений с элементами научных знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей 26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Создание в группе среды для формирования экологических представлений с

элементами научных знаний»

«Охранять природу – значит, охранять Родину»

М. Пришвин.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Составной частью этого пространства в дошкольном образовательном учреждении является эколого-развивающая предметная среда. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создание зоны природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно обитают в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Главная задача развивающей экологической среды - создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. К элементам эколого-развивающей среды могут относиться как традиционные, так и нетрадиционные объекты. Каждое ДОУ по своему усмотрению и в зависимости от разных условий и возможностей, имеет свою экологическую среду, и использует ее в работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду.

Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание. Озеленение участка детского сада - это сад, огород и цветник, которые традиционны для дошкольного учреждения, но эти объекты интересны многообразием выращиваемых культур, как место для проведения экспериментальной работы, для проведения наблюдений за ростом и развитием растений, для проведения трудовых мероприятий. Особое значение озелененная территория дошкольного образовательного учреждения имеет в условиях городской среды, где дети максимально изолированы от естественной природы. Во многих ДОУ имеется такой объект эколого-развивающей среды, ставший также традиционным, как Зимний сад. Вариативность этого объекта проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям и т.д. Поэтому, Зимний сад имеет большое значение при ознакомлении детей с экзотическими растениями, произрастающими в других климатических поясах.

        Экологическая комната - новый элемент развивающей экологической среды. Экологическая комната предназначена для проведения занятий экологического содержания. В экологической комнате могут быть сосредоточены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе, способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном содействии человека на природное окружение в целях сохранения и приумножения природного достояния. Еще одним элементом природной среды является экологическая лаборатория.

        Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического образования обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края. Она оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности. К новым объектам природной среды на территории ДОУ, которые приобрели популярность, относятся: альпийская горка, мини-ферма, экологическая тропинка. Сегодня дошкольники многих детских садов уверенно путешествуют по экологическим тропам - наблюдают за природой и исследуют ее.

Учебная экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное - появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. К сожалению, в нашем детском саду нет эколога, экологической комнаты и лаборатории, поэтому при организации экологической деятельности с детьми, мы используем, в основном, традиционные объекты среды. Это, прежде всего, уголок природы и озеленение на территории детского сада. При подборе растений мы руководствуемся следующими требованиями:

  • безопасность для жизни и здоровья (недопустимы ядовитые и колючие растения);
  • растения должны быть интересны для наблюдения;
  • растения должны быть разнообразны по видам;
  • желательно, чтобы растения в уголке природы были неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;

• подбирать такие растения, чтобы дети смогли наблюдать за их цветением в разное время года.

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве. В процессе наблюдений за обитателями уголка природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. Важен эстетический вид уголка природы. Уголок природы, как один из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностно-практического отношения к миру природы. Научно-познавательная функция уголка природы направлена на формирование у детей системы знаний, представлений о многообразии мира комнатных растений, о специфических морфофункциональных особенностях растений различных климатических зон и географических областей. А также на развитие у детей мыслительных процессов и операций, таких как: анализ, сравнение, обобщение, а также таких психических процессов и качеств, как внимание, память, воображение, наблюдательность. Эмоционально-нравственная функция позволяет созданию у детей положительных эмоций, способствует воспитанию бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Деятельностно-практическая функция направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями. Комнатные растения - дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования.

Кроме этого, мы вносим в группу ветки деревьев для организации наблюдений и ухода в течение определенного периода времени. Например, весной мы наблюдали за ветками тополя, посаженными в банку с водой, а затем рисовали их с натуры. По мере набухания почек, а затем появления первых листочков дети замечали изменения и отображали в рисунках свои наблюдения. Также, периодически в уголке природы находятся временные объекты - лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать за «огородом» на окне. Кроме наблюдательности, у них формируется чувство ответственности за начатое дело. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и наша задача - помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, мы стараемся создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества. Для этого составили план работы в уголке живой природы на сезон. Дети дежурят, наблюдают, выполняют поручения по уходу за растениями, следят за календарем природы и погоды, который находится рядом с уголком природы. Во время ежедневных наблюдений ребята замечают и рассказывают, что изменилось (например, появились новые листья, бутоны, цветы). Ежедневно отмечают состояние природы, выставляют соответствующую картинку в календаре. Мы стараемся поощрять детей, отмечаем наиболее наблюдательных, старательных и активных. Кроме названных объектов, в уголке природы находятся также: альбомы, книги, энциклопедии, содержащие материал природоведческого характера; дидактические игры природоведческого содержания; различные природные материалы и поделки из них, сделанные совместно с родителями. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда - все это вызывает у детей особый интерес.

Материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т.д.) и опытнической деятельности хранятся в закрытой полке и свободном доступе для детей. При их подборе мы учитывали, что материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Содержание уголка природы изменяется в зависимости от поставленных целей и задач, а также в зависимости от сезона.

На участке нашей группы есть цветник. Растения для цветника подбираем таким образом, чтобы они цвели с ранней весны и до поздней осени. Для этой цели используем многолетники: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, люпины. А также однолетники: календулу, бархатцы, левкои и др. На территории ДОУ предусмотрен огород, где растёт клубника, морковь, лук, огурцы и помидоры, с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с некоторыми овощными культурами и их значением. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа. В качестве объектов выбраны: лиственница, береза, тополь, микроландшафт луга, а также участок, где произрастает мох, клумба с цветами, муравейник. Экологическая тропа создана на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. Имеется карта- схема экологической тропы. Карта-схема - обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе. Проводим экскурсии четыре раза в год: в октябре, декабре, марте и мае. Во время экскурсий по экологической тропе мы закрепляем и расширяем знания детей о сезонных изменениях в природе (в зависимости от времени проведения экскурсии), учим устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Систематизируем знания детей о природных явлениях, о живых и неживых объектах; формируем гуманное отношение к объектам живой природы, учим определять маршрут по карте-схеме, организовываем игры. В процессе экскурсий мы также обращаем внимание детей на красоту природного окружения.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды необходимо использовать различные методы и формы работы с детьми, такие как: дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.

К формам работы по экологическому воспитанию и образованию можно также отнести просмотр видеофильмов, телепередач о природе; викторины на тему природы, оформление тематических выставок.

Регулярно, на прогулке и в уголке природы мы проводим наблюдения за природой. Для уточнения и пополнения знаний воспитанников используем стихотворения, загадки. Впечатления, полученные при наблюдении, мы закрепляем в дидактических играх природоведческого характера, на занятиях по изобразительной деятельности. В ходе совместных наблюдений дети обобщают и систематизируют знания о явлениях неживой природы, о растениях, птицах, животных. Наблюдение - основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Для этой цели мы используем циклические наблюдения. Еще одной важной формой совместной деятельности воспитателя и детей являются интегрированные занятия. На занятиях комплексного, обобщающего и познавательного типа у детей формируются обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе. Природоохранные акции в ДОУ проводятся в старших группах совместно с родителями воспитанников. В них также принимают участие сотрудники детского сада. Это акции: «Покормим птиц!», «Елочка - колкая иголочка». В процессе воспитания у детей любви к природе важно включать различные тематические праздники и развлечения, в ходе которых ребята учатся быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде. Это такие праздники как: «В гостях у Осени», «Встречи на поляне», «День Земли» и другие. Проведение таких праздников способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывает бережное отношение к природе. Во время таких мероприятий обычно проводятся соревнования, игры, конкурсы, устраиваются выставки детских рисунков, фотоматериалов, что также способствует эмоционально-положительному отношению детей к природному окружению.

Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о событиях и делах, наблюдения, посредством своего практического участия. В организации дежурств мы руководствуемся рекомендациями С. Николаевой: «Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение года можно условно разделить на три периода: начальный (осенние месяцы), средний (декабрь — март) и завершающий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совместная деятельность воспитателя с дежурными, происходит постепенный рост самостоятельности детей». В старшем дошкольном возрасте дети начинают испытывать потребность в самостоятельной деятельности, поэтому правильно организованный труд позволяет детям осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Для этого необходимо интересно организовывать процесс с помощью привлекательного оборудования, использования проблемного обучения, игровых и образовательных ситуаций. В нашем дошкольном учреждении мы стараемся, чтобы дети получали положительные эмоции в процессе трудовой деятельности, осознавали значимость результатов своего труда. Девизом нашей работы стала китайская пословица «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...