«Открываем окружающий мир малышам!»
план-конспект занятия (младшая группа)

Новикова Юлия Николаевна

Экологические проблемы – глобальные проблемы человечества. Поэтому  в современном обществе актуальна потребность защиты природных ресурсов. Дети не осознают важность правильного отношения к объектам живой природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир, полюбить его, помогать и заботиться обо всех его обитателях. На сегодняшний момент экологическое воспитание является важнейшим средством овладения элементарными знаниями об окружающей действительности, предпосылкой  правильного отношения  ребёнка к природе и ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryvaem_okruzhayushchiy_mir_malysham.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Открываем окружающий мир  малышам!»

(формирование элементарных экологических представлений

у детей раннего возраста)

Новикова Ю.Н.,  Бичагова Е.И. – воспитатели МБДОУ ЦРР – д/с  №5  ЗАТО г. Радужный                                                     Владимирской области.

Экологические проблемы – глобальные проблемы человечества. Поэтому  в современном обществе актуальна потребность защиты природных ресурсов. Дети не осознают важность правильного отношения к объектам живой природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир, полюбить его, помогать и заботиться обо всех его обитателях. На сегодняшний момент экологическое воспитание является важнейшим средством овладения элементарными знаниями об окружающей действительности, предпосылкой  правильного отношения  ребёнка к природе и ко всему живому.

Проблема экологического воспитания стала актуальна и для нас, педагогов, работающих в группах детей раннего возраста. Учитывая, что ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире, мы уже с самого раннего детства  развиваем  элементарные экологические представления. Ведь именно приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой, начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.

Мы поставили перед собой  цель:  развивать у детей  познание объектов окружающего мира с помощью чувственного восприятия.

Определили следующие задачи:

1. Помочь детям накопить багаж ярких, живых и эмоциональных впечатлений  через знакомство с окружающим миром.

2. Воспитывать элементарные экологические понятия,  бережное отношение к природе.

3. Вовлекать детей в эмоциональное взаимодействие со взрослыми и сверстниками при ознакомлении  с объектами природы.

Для реализации цели и задач мы разработали перспективный план работы, который направлен на гармонизацию развития ребенка в окружающем мире, пониманию смысла экологии на доступном малышу уровне, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

Перспективный план

по экологическому воспитанию  детей раннего возраста.

Месяц

Тема НОД

Игры и упражнения

Задачи

Сентябрь

«В лес - лесочек мы пойдем и грибочек там найдем».

(Приложение №1)

Словесная игра « Что у ёжика на спинке»

Подвижная игра «Идём в лес», «Деревья»

Настольная игра «Грибок»

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дидактическая игра «Парные картинки»

Воспитывать элементарные экологические понятия, обогащать речь детей словами (листья, листопад, грибок)

Октябрь

«Кто в лесу живёт, и орешки там грызёт»

Пальчиковая игра «Шишки падают на землю»

Подвижная игра «Поймай хвостик»

Дидактическая игра                      «Фасоль-горох»

Настольная игра

«Фрукты и ягоды»

Формировать элементарные представления об обитателях леса, их внешнем виде, повадках.

Ноябрь

«Котенька – коток, серенький бочок»

Пальчиковая игра «Кисонька – мурысонька»

Настольная игра «Домашние животные»

Дидактическая игра « Чьи детки»

Подвижная игра «Котик-коток»

Обогащать представления о домашних животных, их внешнем виде.

Декабрь

«Снег - снежок летит, порхает, одеялом землю укрывает»

Подвижная игра «Мы шагаем по сугробам»

Дыхательное упражнение «Сдуваем снежинки»

Пальчиковая игра «Волшебный снег»

Настольная игра «Собери картинку»

Развивать любознательность, в доступной форме понимать явления природы.

Месяц

Тема НОД

Игры и упражнения

Задачи

Январь

«Заинька, зайка – зайка зазнайка»

Подвижная игра « Зайка беленький сидит»

Пальчиковая игра «Зайчики»

Дидактическая игра «Дикие животные»

Настольная игра «Животные»

Эмоционально обогащать детей впечатлениями от сказочных персонажей, обогащать представление о зайке, его повадках.

Февраль

« Рыбка золотая, хвостиком виляет» (Приложение №2)

Игры с водой

Пальчиковая игра « Покажи своей ладошкой, как резвятся рыбки крошки»

Настольная игра «Рыбалка»

Дидактическая игра « Вот какие рыбки»

Развивать мыслительные процессы, внимание, наблюдательность. Формировать представление о внешнем виде рыбки, о некоторых ее повадках

                       Март

«Мы посадим лук -лучок, будет крепкий корешок»

Загадки о луке

Настольная игра « Какого цвета овощи»

Дидактическая игра «Что в мешочке»

Пальчиковая гимнастика «Вырос наш зелёный лук»

Обогащать представления о луке, привлекать к наблюдению за ростом зелёных перьев»

Апрель

«Солнечные ладошки» (Приложение №3)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Обучающая игра «Солнце и зонтик»

Подвижная игра « Солнце и дождик»

Настольная игра «Прищепки – лучики солнца»

Дидактическая  игра « Лучики»

Формировать элементарные представления детей о солнце; воспитывать внимательное и бережное отношение к явлениям природы;

Май

«Птичка песенки поёт,  и с собой играть зовёт»

Словесная игра «Села птица на окошко»

Подвижная игра «Птички поют»

Пальчиковая игра «Птицы»

Настольная игра «Вот какие птички»

Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к птицам.

Приложение № 1.

«В лес - лесочек мы пойдем, и грибочек там найдем!»

(Игра с элементами театрализации в первой  младшей группе).

Новикова Ю.Н.,  Бичагова Е.И. – воспитатели МБДОУ ЦРР – д/с  №5  ЗАТО г. Радужный                                                     Владимирской области.

Программное содержание:

- воспитывать элементарные экологические понятия, бережное отношение к природе;

- развивать сенсомоторные навыки;

- вовлекать в эмоциональное взаимодействие со взрослыми и сверстниками через театрализованную прогулку в лес;

- обогащать речь детей словами: листья, листопад, желтые, красивые.

          Предварительный этап: 

- словесная игра « Что у ежика на спинке»            

-  подвижная игра «Идем в лес», «Деревья»

- настольная игра «Грибок»

- пальчиковая гимнастика «Дождик»

- дидактическая игра «Парные картинки»

Материл и оборудование: иллюстрация (картина) к стихотворению                              О. Высотской «Грибок», корзиночки (по одной на каждого ребенка), грибочки из дерева или пластика разной величины, цвета.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы деятельности

Содержание

Время проведения

Процесс вовлечения в деятельность

Сюрпризный момент:

Под полотном на мольберте красивая картина с ярким, осенним пейзажем. Воспитатель привлекает внимание детей к мольберту.

Воспитатель: Ребята, что же там под платочком? Посмотрим?

Дети: Да!

1 мин

Целеполагание

Воспитатель снимает полотно.

Посмотрите, какая картина красивая! На ней изображена осень и девочка, которая нашла гриб. Девочка аккуратно взяла грибок, не наступила на него. Девочка молодец?

Дети: да!

Воспитатель: А вы хотите собрать грибочки?

1 мин

Процесс планирование

Воспитатель читает стихотворение                      О. Высотской «Грибок»:

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем,

В шапочке нарядной,

Светло – шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок,

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

1 мин

Процесс осуществления действия

Воспитатель рздает детям корзиночки и предлагает им поиграть «Пойдемте в лес за грибами!» Разыгрывается сценка прогулки в лес. Дети идут по «мостику», «перешагивают через канавку», «прислушиваются к звукам леса» (листочки шумят, птички поют и т.д). Затем воспитатель предлагает детям поискать грибочки. Воспитатель эмоционально обыгрывает поиск грибочков.

Воспитатель: Ой, вот Саша нашел грибочек желтый, маленький! А Катя  красный, большой! Собирает вокруг себя детей  и просит показать, какие грибочки они нашли. Грибочки выкладываются на большое блюдо.

Воспитатель: Вот как много грибов мы набрали.

Дети: Да много.

Воспитатель предлагает разложить грибочки по цвету, а потом по величине. Помогает детям  сравнивать их и полюбоваться красотой  даров леса. Еще раз подчеркивает бережное отношение к природе.

5 мин

Рефлексия

 Физкультминутка « Деревья»

(Дети повторяют движения по ходу стихотворения)

Ручки подняли и плавно помашем

Ветер качает листву.

Вниз опустили, кисти стряхнули,

Сбросив на землю листву.

2 мин

Приложение №2.

«Рыбка - золотая, хвостиком виляет».

( НОД в первой  младшей группе).

Новикова Ю.Н.,  Бичагова Е.И. – воспитатели МБДОУ ЦРР – д/с  №5  ЗАТО г. Радужный                                                     Владимирской области.

Программное содержание:

- воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума:

- развивать мыслительные процессы, внимание, наблюдательность;

- формировать представление о внешнем виде рыбки, о некоторых ее повадках;

- обогащать словарь детей словами: туловище, плавники, чешуя, хватает корм,  рыбка живая.

Предварительный этап:  

- игры с водой;

- пальчиковая игра «Покажи своей ладошкой, как резвятся рыбки - крошки»;

- настольная игра «Рыбалка»;

- дидактическая игра « Вот какие рыбки».                                 

Материл и оборудование: игрушка рыбка, банка с водой, живая рыбка, корм для рыбки, таз с водой.

          СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы деятельности

Содержание

Время проведения

Процесс вовлечения в деятельность

Сюрпризный момент:

Воспитатель привлекает внимание детей на красивую, яркую коробку.

Воспитатель: ребята посмотрим кто там? Дети: Да! (открываем коробку, а там рыбка). Воспитатель читает детям стихотворение о рыбке:

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Жаль, что в речке ,на воде,

Нет следов твоих нигде.

И. Токмакова.

2 мин

Целеполагание

Воспитатель: Кто это? Кто у меня в руках?

Дети: Рыбка.

Воспитатель: А что есть урыбки?

Дети: Хвостик, голова.

Воспитатель описывает рыбку побуждая к ее рассматриванию (описательный рассказ от воспитателя: это рыбка, у нее есть голова, хвост, плавники, жабры, глазки, спинка, животик и т.д.)

После окончания рассказа воспитатель побуждает детей к ответам на вопросы.

1 мин

Процесс планирование

 Воспитатель: Что это? (обвожу рукой)

Дети: Голова.

Воспитатель: А что находится на голове у рыбки? Покажи Милана глазки.

Что показывает Милана?

Дети: Глаза.

Воспитатель: А что еще есть на голове у рыбки?

Дети: Рот.

Воспитатель:  Правильно. А это что?                       (обвожу спинку и брюшко).

Дети: Спинка, животик.

Воспитатель: Спинка и животик.

Воспитатель: Спинка и живот – это туловище рыбки (обвожу рукой). Что я показываю?

Дети: Туловище.

Воспитатель: Повтори Саша, что это? Ребята, а еще у рыбки есть  плавники, хвост. Повторите, что я показываю.

Дети: Плавники, хвост.

Воспитатель: Плавники и хвост помогают рыбке  плавать. А тело у рыбки покрыто чешуйками,  вот они. Чем покрыто тело рыбки?

Дети: Чешуйками.

Воспитатель: Эта рыбка игрушечная, я ее взяла в руки. А сейчас я приглашаю вас посмотреть, как плавает живая рыбка, как виляет хвостиком.

Дети рассматривают рыбку в банке.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Рыбка.

Воспитатель: Эту рыбку называют «золотая рыбка». Как называют эту рыбку?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Что делает рыбка?

Дети: Плавает.

Воспитатель: С помощью чего плавает рыбка? Что ей помогает плавать?

Дети: Хвост и плавники.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, может плавать игрушечная рыбка? (Опускаю рыбку в тазик с водой). Плывет?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему она не плывет?

Дети: Потому что она игрушечная, не живая.

5 мин

Процесс осуществления действия

Воспитатель: Глазками рыбка смотрит, куда ей плыть, где корм. Без воды рыбка жить не может, поэтому она живет в аквариуме, в него налита вода, в воде она ныряет, плавает. Она жива и о ней надо заботиться, кормить ее. Сейчас мы ее покормим. (насыпаю корм). Что делает рыбка?

Дети: кушает.

Воспитатель: Чем она хватает корм?

Дети :Ртом.

Воспитатель: Сейчас мы с вами покормим игрушечную рыбку. Хватает она корм? Игрушечная рыбка не ест, с ней можно играть. Она будет стоять на полочке, а живая рыбка будет жить в аквариуме. Мы будем бережно к ней относиться.

Ребята кого мы с вами рассматривали?

Дети Золотую рыбку.

1 мин

Рефлексия

Игра « Веселые рыбки»

Веселые рыбки играли, плескались,

Веселые рыбки на волнах катались.

Веселые рыбки спасайтесь скорей

Зубастая щука у черных камней.

1 мин

Приложение №3.

«Солнечные ладошки».

(рисование в первой  младшей группе).

Новикова Ю.Н.,  Бичагова Е.И. – воспитатели МБДОУ ЦРР – д/с  №5  ЗАТО г. Радужный                                                     Владимирской области.

Программное содержание:

- формировать элементарные представления детей о солнце.

- вызвать яркий, эмоциональный отклик на необычный способ рисования    весеннего солнышка.

- познакомить с техникой «принт» (печать).

           Подготовительный этап:

- наблюдение за солнцем на прогулке, на картинках, в книжках иллюстраций;

 - игры  с игрушками - солнышками в повседневной жизни, дидактические игры;

- разучивание:  песенки « Есть у солнышка дружок»;

- чтение стихотворения В. Шипуновой « Солнышко»;

- подвижная игра « Солнышко и дождик»;

- пальчиковая игра «Светит солнышко в окошко».

Материал и оборудование:

- иллюстрация солнышко;

- листы белой бумаги с изображением желтого круга;

- пластиковые ванночки с гуашевой краской, разведенной до консистенции жидкой сметаны;

- салфетки.

Виды деятельности: художественная, коммуникативная, игровая.

Взаимодействие с семьей: подбор потешек и стихов о солнышке.

         

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы деятельности

Содержание

Время проведения

Процесс вовлечения в деятельность

Воспитатель ,глядя в окно, таинственно, выразительно, интонационно читает стихотворение про солнышко:

Солнышко, солнышко,                              

Ты не спи за тучей!                               Солнышко, солнышко.                                Покажи нам лучик!                                            

Из-за тучки появись!                                        

Нам скорее улыбнись!                                      

По тебе мы все скучаем!                                 Поскорее к нам явись!

Ребята, хотите, чтобы солнышко было у нас в группе?

1 мин

Целеполагание

Воспитатель выкладывает лист белой бумаги с изображением желтого круга в центре листа.   - Ребята а что это; как вы думаете?                    - Ответы детей ( колобок, блин, солнышко, круг, и т.д.).                                                          

 - И правда, ребята, похоже на солнышко.

-  А что же не хватает у солнышка?                  

- Ответы детей (лучиков).          

- Правильно ребята, лучиков.                                  - А ваши ладошки могут быть лучиками? (да).

- Покажите их.

1 мин

Процесс планирование

- Поможем солнышку нарисовать лучики?                 - Ответы детей (да).                                                                - На столе у вас стоят ванночка с краской. А какого цвета дети краска?                                                                        - Ответы детей (желтого).                                                     - Рисовать будем по очереди друг за другом.                 – Можно я первая нарисую лучики солнышку?       Я тихонько опускаю ладошку в ванночку с краской. Затем вынимаю ладошку  и аккуратно примакиваю её около желтого круга, так ,чтобы у солнышка получились лучики.        

1 мин

Процесс осуществления действия

Дети располагаются за столом перед листом белой бумаги с изображением желтого круга в центре листа. Намазанной ладошкой совместно с воспитателем рисуют отпечатки – лучики солнышку.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как солнышко оживилось, лучики заблестели, заиграли.

- Ребятки, солнышко на ушко мне шепнуло, что вы сегодня молодцы. Все старались, аккуратно работали и никто никому не мешал, поэтому у вас так красиво получились солнечные лучики.   Воспитатель зачитывает                                                                             отрывок из стихотворения И. Глазкова. Солнечный веселый лучик                                      Пробивался из-за тучи                                          Выскочил такой игривый,                              Жеребенок с рыжей гривой.                                

6 мин

Рефлексия

После того как дети помогли солнышку нарисовать лучики, помыли руки. Солнышко приглашает поиграть в подвижную игру.

1 мин

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей «Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир.»

quot;Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир."Семейное чтение - это атмосфра, которую вы создаетедля своего ребенка.  А книга подобраная согласно возрасту поможет  вам вме...

Открывая книгу-открываем мир!

Формирование читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ в условиях ГКН....

Сценарий мероприятия для детей «Открывая книгу - открываю мир»

Сегодняшние дети самые счастливые.  В библиотеках каких только книг нет. Нужно лишь иметь желание читать. Чтение помогает нам лучше познать окружающий мир и себя. Потому что книга учит ...

План-конспект занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Открывая Красную книгу»

Тема: «Открывая Красную книгу»Возраст обучающихся: 6-7 летЦель: познакомить детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с нек...

«Открывая книгу – открываем мир».

Тема: «Читаем сказку Курочка Ряба»...