Консультация для педагогов «Агрессивные дети. Как помочь агрессивным детям?»
консультация

Кашаева Юлия Юрьевна

В консультации дается определение понятию "Агрессия" и видам агрессии. Рассказывается о том, какой он "Агрессивный ребенок"? Причины агрессивного поведения. Направления работы с агрессивными детьми. В консультации рассказывается о кривой гнева и об эффективных путях взаимодействия с ребенком в момент гнева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Агрессивные дети.  Как помочь агрессивным детям?»

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорить о детской агрессии. Для начала я хочу показать вам мультфильм «Не хороший мальчик».

Гизела Эберлейн в своей книги «Страхи здоровых детей» пишет о том, что «за агрессивностью – стоит отчаяние ребенка, который ищет понимания и любви. Чем больше его ругают, тем больше проявляются взрывы агрессивности». «Выздоровление – через обретение чувства доверия и защищенности, что дает ребенку чувство свободы и ощущение, что его оставят в покое».

Для того, что бы помочь агрессивным детям, нужно иметь определенные знания. Для начала, я хочу дать определения основным понятиям.

Агрессия (произошло от латинского слова «agressio» - «нападение», «приступ») причинение вреда или ущерба другому живому существу.

Агрессия несет в себе разрушительное воздействие на развитие личности ребенка, отражает его внутренний дискомфорт.

Агрессия – это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Некоторые ученые (Д. Ричардсон, Р. Бэрон) предлагают развести понятие «Агрессия» и «Агрессивность». Они обращают внимание на то, что «агрессия» - это намеренные действия, направленные на причинение вреда другому живому существу, а «агрессивность» - это готовность к совершению этих агрессивных действий.

Виды Агрессии:

        Физическая – использование физической силы против другого лица.

        Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

        Раздражение – вспыльчивость, грубость.

        Негативизм – оппозиционная манера поведения.

        Вербальная агрессия – угрозы, крики, ругань.

        Направленная агрессия – сплетни, злобные шутки.

        Не направленная  - крики в толпе, топанье ногами.

На самом дели агрессия заложена в человеке и животных природой. И в норме проявление агрессии не считается патологией. Как правило, агрессия, агрессивные действия проявляются в периоды возрастных кризисов. Так в период кризиса 3 лет дети становятся более агрессивными, чем были до кризиса. Потом кризис 7 лет, подростковый и т.д. Но это свидетельствует о нормальном росте, развитие ребенка, подростка и вообще человека. Но если агрессия становиться причиной переживаний, она может перерасти в нарушение.

 По их форме выделяют 3 направленности поведения человека:

•        Движение к людям

•        Движение от людей

•        Движение против людей

Любому здоровому человеку свойственны все эти три тенденции. Бывают дни, когда мы хотим творить добро вокруг себя. Бывают ситуации, когда даже самый общительный человек хочет побыть один. А иногда бывает у каждого из нас потребность ответить, сказать более агрессивно на замечание, высказывание, действие других людей. И это нормально для любого человека. Но если одна из этих направленностей доминирует, то это свидетельствует уже о невротической личности.

Как вы думаете, какая тенденция характерна для агрессивных детей? Безусловно, это тенденция «движения против людей». И тут нужно подумать, почему некоторые дети подвержены этой тенденции, а некоторые нет? И откуда берутся агрессивные дети? Ведь агрессия не возникает неожиданно.  Наверно ни кто из вас и не встречал такого, что бы ребенок сегодня был не агрессивный, а завтра неожиданно стал агрессивным. Многие ученые изучали этот вопрос, и существует несколько подходов к изучению феномена агрессивности.

 Выделяется 5 направлений:

        Инстинктивистская теория агрессии (Фрейд, Лоренц и др.) Фрейд связывает агрессивное поведение ребенка со стадиями сексуального развития. А Лоренц считает, так же как и Фрейд, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью. Он только может направить его в нужные русла.

        Фрустрационная теория (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.). Они считают, что агрессия связана с реакцией на фрустрацию, когда кто-то подавляет ребенку какую-нибудь яркую потребность и ребенок отвечает агрессивным поведением. А эффект катарсиса помогает человеку снизить агрессивность.

        Теория социального научения (А. Бандура). Чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем вероятнее, что это приведет к формированию агрессивности, как черты личности. И если давать возможности проявления наивысшей точки агрессивности, то это укрепит в ребенке агрессивные тенденции. Теория социального научения признается в нашей стране. Надо иметь введу, что большую роль в воспитание ребенка и в формирование его агрессивности, в соответствие с этой теорией, играет семья, родители. Прежде всего, это все ребенок берет в семье.

        Когнитивные модели агрессивного поведения (А. Берковец и др.). Представители этой теории считают, что агрессивное поведение можно контролировать.

        Теория переноса возбуждения (Д. Зильманн и др.). Считают, что агрессия импульсивная и плохо поддается контролю рассудка.

Причины агрессивного поведения:

        Низкий порог возбудимости нервной системы.

        Стремление добиться цели, быть лидером, привлечь внимание к себе.

        Страх и/или комплекс неполноценности.

        Некоторые соматические заболевания.

        Коммуникативная некомпетентность.

        Фрустрация важных потребностей ребенка.

        Провокация, подстрекательство.

        Одобрение агрессивного поведения социумом.

        Просмотр боевиков, сцен насилия.

        Воспитание в семье.

        Голод, жажда, жара, духота, мигающий или слишком яркий свет, теснота.

Очень много причин я назвала, да и еще можно найти причины, но все же считается, что семейное воспитание является главным фактором формирования агрессивного поведения и агрессивности, как черты личности ребенка. В учебниках психологии часто приводиться пример семьи Гитлера, где отец был очень жестокий, а мать холодная и в результате все знают что получилось. Достаточно очень агрессивный человек. По статистики в семьях, откуда выходят правонарушители, жестокость имеет место в 40 – 45 % случаев.

Вообще агрессия и жестокость как ранняя форма проявление агрессии может быть следствием не сформированности нравственности, которые должны идти из семьи. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели, а так же как форма психической и физической разрядки, замещение, удовлетворения потребности в самоутверждение. У агрессивных детей существует существенное расхождение между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Дети остро переживают не дооцененности и не признанность. Все это приводит к тому, что у них формируются определенные особенности.

Сейчас я включила слайд, где приведены характерные особенности поведения ребенка и агрессивного, и с гиперактивностью. Посмотрите и скажите, какие на ваш взгляд особенности поведения относятся к агрессивным детям? Конечно, все агрессивные дети разные, но есть определенный набор особенностей, который свойствен большинству. И если мы знаем эти особенности, то нам легче наладить взаимоотношение с детьми.

Портрет агрессивного ребенка

        Теряет контроль над собой.

        Винит других в своих ошибках.

        Завистлив и мстителен.

        Ожидает от окружающих негативных действий.

        Конфликтуют со сверстниками.

        Ощущают отверженность.

        Низкий уровень эмпатии.

        Мускульное напряжение.

А как вы думаете, где самое большое напряжение мускульное? Челюсти, руки.

И еще такая особенность – это предвзятая атрибуция враждебности.

        Мир кажется враждебным, любые неожиданности воспринимаются как угроза безопасности.

        Другим людям приписываются враждебные намерения

        Ощущается недооценность со стороны окружающих

Например, дети в детском саду играют в песочнице, и один ребенок вдруг бьет другого лопаткой по голове. На вопрос воспитателя «зачем ты это сделал?», ребенок отвечает «а он хотел меня стукнуть машинкой». На самом дели ни кто не хотел его стукнуть машинкой, но ребенок живет в ожидание чего-то страшного, того что может ему помешать жить. Что же делать? Конечно, нужно помогать детям. Агрессивным детям, как и всем остальным детям на свете, хотя они не всегда нам симпатичны, не смотря на то, что мы на них злимся достаточно часто, им точно так же нужна наша помощь. Какая помощь? Конечно, направленная помощь, помощь, которая соответствует их психологическим потребностям.

Направления работы с агрессивными детьми

        Обучение детей приемлемым способам выражения гнева.

        Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

        Обучение приемам саморегуляции.

        Формирование таких личных качеств, как доверие, эмпатия и др.

Для того, что бы мы могли обучить детей приемлемым способам выражения гнева, нужно иметь представление о том, что такое гнев, как он устроен. Я хочу вас познакомить с кривой гнева.

1 фаза – это фаза запуска гнева. Провокаторами гнева могут быть самыми разными. Например, ребенку не справедливо сделали замечание или, например, стукнулся и почувствовал боль. И на этой фазе тяжело предугадать, разозлиться ребенок или нет. Если у него низкий порог возбудимости, то значит самое не значительное событие, может привести к запуску гнева. На этой фазе можно ребенка еще отвлечь. Перевести внимание. Очень важно научить справляться с плохими эмоциями.

2 фаза – фаза обострения. Это фаза, когда тело себя физиологически готовит к предстоящему сражению. Повышается уровень адреналина, учащается дыхание и т.д. Но все же еще на этой стадии мы можем еще тоже предотвратить вспышку. Но если мы не успеем на этой стадии, то придется ждать когда закончиться 3 фаза.

3 фаза – фаза кризиса. Пик гнева. Ребенок кричит, топает ногами, ругается. У всех детей это проявляется по-разному, но мы все знаем, что такое истерики. Ребенок не слышит нас. Состояние эффекта. На этой фазе абсолютно бесполезно уговаривать, читать нотации ребенку. Ребенок в этот момент не слышит. Единственное, что мы должны делать – это следить за безопасностью ребенка в этот момент. Что бы он сам себя не повредил и не повредил кого-то другого.

4 фаза – фаза спада. Она протекает то же по-разному у разных детей. Кому-то присуще дополнительные вспышки, у кого-то гнев идет на спад. Но тут нужно быть осторожно нам с вами взрослым, потому что это та фаза, на которой дополнительные упреки в сторону ребенка могут вызвать дополнительные всплески.  

5 фаза – фаза депрессии. На этой стадии нужно продолжать ту деятельность, которая была прервана гневам. Притом не нужно говорить ребенку такие фразы, как «ну что же ты?», «зачем так ведешь себя?» и т.д. Не стоит на этой фазе заострять внимание, так как может перерасти обычное состояние ребенка в депрессию, в осуждение себя.

Что бы ребенок научился справляться с гневом, лучше разговаривать с ним на фазе 1 или фазе 2. Можно предложить ребенку расслабиться, сесть в кресло, сделать несколько глубоких вдохов, но только не кричать, а спокойным голосом. Эмоцию нужно поймать за хвост до наступления гнева, вспышке.

Ребенку нужно научиться управлять эмоциями в момент вспышек гнева.

Эффективные пути взаимодействия с ребенком в момент гнева:

•        Ждать, когда ребенок успокоиться

•        Выслушать доводы ребенка, даже если взрослый с ними не согласен

•        Выразить свои собственные эмоции ясно и спокойно. Используя способ «Я - сообщения».

•        Предложить ребенку наилучшие пути выхода из сложившейся ситуации. А лучше не предлагать готовый выход из сложившейся ситуации, а предложить ребенку самому выбрать способ выхода, как бы он мог выйти из этой ситуации еще? Если ребенок не знает, как это сделать, тогда мы предлагаем ему несколько вариантов, что бы он мог выбрать из них сам.

Конструктивные способы выражения агрессии

        Легализация («Обзывалки»)

        Канализация – этот метод направления энергии ребенка в нужные русла в нужный канал

        Обучение способам конструктивного выражения гнева

4 способа выражения гнева

        Прямо заявить о своих чувствах, давая выход отрицательным эмоциям;

        Выразить гнев в косвенной форме, вымещая на человеке или предмете;

        Сдерживать гнев, загоняя его внутрь;

        Задерживать негативную эмоцию до ее наступления.

Врачи, медицинские сотрудники нашей страны исследовали данный вопрос и пришли к выводам, что имеют право на существования 3 способа выражения гнева. Все кроме 3 способа – «сдерживать гнев, загоняя его внутрь». Именно 3 способ приводит к эмоциональным выгораниям, к соматическим заболеваниям. Потому что, загоняя гнев внутрь, мы загоняем отрицательную энергию в себя.

Так же важно при работе с агрессивными детьми учить их саморегуляции.  

        Секретный знак

        Игра «Замри»

        Игра «Смена ритма»

        «Ладошки»

        Мешочек для крика

Мультфильм антиагрессия

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли. Эрих Фромм .

Список литературы:

1.        Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалки для родителей: Психокоррекция работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 136с.

2.        Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 190 с.

3.        Шапиро Е.И. Дерется, кусается, еще и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "АГРЕССИВНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Данный материал содержит теоретическое рассмотрение понятие "агрессия" (виды, причины), а также практические рекомендации по работе педагогов с агрессивными детьми....

Консультация для родителей "Если дети играют в агрессивные игры"

В данной консультации предлагаю родителям рекомендации по поддерживанию тех игр, где нет агрессии и насилия....

Консультация для родителей и педагогов "Как помочь агрессивному ребенку"

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное дест...

Консультация для педагогов "Агрессивность в дошкольном возрасте"

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.Агрессивное поведение ребенка раздражает взрослого человека.У таких детей часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не х...

Консультация для педагогов «Агрессивность. Что это такое?»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас. Сегодняшняя встреча посвящена агрессивному ребенку. Повышенная агрессивность  детей является одной из наиболее частых проблем в детск...

Консультация для педагогов "Агрессивные дети. Гиперактивные дети. Что делать?"

Все дети разные и все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, необходимо иметь представление о некоторых категориях де...