Народные куклы как средство адаптации и развития речи детей
материал (младшая группа)

Панюшкина Наталия Юрьевна

Проблема адаптации является достаточно хорошо разработанной, хотя продолжает оставаться актуальной до сих пор. Интерес к данной проблеме современных исследователей связан уже не с классификацией подходов к адаптации и определением ее особенностей, а с выявлением факторов, влияющих на его эффективность или неэффективность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_kukly_2020.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №43 «Колокольчик»

Доклад

«Народные куклы как средство адаптации и развития речи детей»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Панюшкина Наталия Юрьевна

Проблема адаптации является достаточно хорошо разработанной, хотя продолжает оставаться актуальной до сих пор. Интерес к данной проблеме современных исследователей связан уже не с классификацией подходов к адаптации и определением ее особенностей, а с выявлением факторов, влияющих на его эффективность или неэффективность.

Так, результаты исследований показали, что главная трудность, которая подстерегает ребенка при поступлении в ДОО, связана не с процессом его биологической адаптации к новому режиму дня
, типу питания и т.д., а  с обязательным включением его в группу сверстников. При этом процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей и уровнем развития их речевой деятельности (об этом свидетельствуют результаты исследований А. Г. Арушановой, С. А. Мироновой и др.). учеными и практиками был сделан вывод о том, что изменения речевой активности детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение относятся к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников. В частности, доказано, что в первую неделю посещения как ясельной, так и младшей группы детского сада проявление речевой и игровой активности у детей резко снижается (в среднем на 73%). Даже при условии перехода детей во вторую младшую группу через месяц после их перехода все данные являются более низкими по сравнения с данными, полученными у этих же детей в яслях.

Первым этапом развития речи в процессе адаптации детей к условиям детского сада является использование воспитателем приема оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса: одевания, раздевания, кормления и т.д. При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Так, фразу «Пошли мыть руки» можно заменить: «Вымоем руки», «Сейчас мы пойдем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора вымыть руки» и т.д. Следующим специфическим приемом опосредующим процесс адаптации детей к ДОО является общение через игрушку (этот прием создает непринужденную обстановку в группе, крайне важную для развития вербальной и невербальной коммуникации, снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, «брошенности», вызывает повышение познавательного интереса, ведущему к более быстрому привыканию детей к условиям ДОО). Так кукла стала в моей работе с детьми раннего возраста символом адаптации, доверительности, и прочности детско-родительских и педагогических взаимоотношений.

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. Поэтому народная кукла всегда была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли: детская забава, средство воспитания, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение… все эти ее значения сплетались воедино в одну самую главную функцию – функцию общения, адаптации и социализации – вхождения ребенка в культуру.

Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, в глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили  публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Потешная копилка народной памяти – в этом была заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.

В то же время, играя с куклами, ребенок включался в мир людей: в игре он отражал свой опыт (в особенности то, что волнует), воспроизводил действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходили одновременно два процесса. С одной стороны, ребенок вкладывал в уста куклы, в ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания (т. е. она являлась как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором»); с другой – та же кукла задавала образ человека, который становился для малыша образцом для подражания (именно через куклу в душу и сознание ребенка проникали представления о человеке и связанных с ним категориях – красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом).

Традиции такого общения ребенка и куклы мы попытались возродить в нашей группе. Куклы были расставлены по группе и привлекали внимание наших детей. Дети тянулись к ним, как к чему-то необычному, трогали, рассматривали их. Увидев заинтересованность ребенка той или иной куклой, мы наблюдали за манипуляциями ребенка с куклой, осторожно начинали заговаривать с ребенком от лица куклы. Видя, что ребенок пытается куколке что-то рассказать, спрашивали ребенка о его доме, близких людях. Как могли, дети «отвечали» им как своеобразным – игровым – «хозя        йкам» группы.

Куколок мы часто использовали в режимных моментах: они встречали детей утром, смотрели, как дети едят, помогали собираться на прогулку, успокаивали во время сна. При этом куколка голосом педагога говорила какую-нибудь потешку. Например, утешая ребенка, куколка приговаривала:

Полно плакать!

Тише, тише,

А не то Полкан услышит,

Скажет: «Гав! Кто плачет тут?

Аней тут кого зовут?»

Во время умывания говорила:

Водичка, водичка,

Умой Алене личико,

Чтобы смеялся роток,

Чтоб кусался зубок,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели.

Во время еды, похваливая деток, произносила:

У нас полный дом ребят,

Все за столиком сидят,

Все за столиком сидят,

Кашу с масельцем едят,

Ложка гнется, рот смеется,

Душа радуется.

Укладывая спать, приговаривала им:

Все ложатся на бочок,

Под головку кулачок,

Ветерок над головой,

Спи, глазок, спи другой.

Если кто-то долго не может заснуть, обращалась к нему, тихо говорила:

Ходит Дрема возле дома,

Смотрит, все ли спят?

Все ли спят из ребят?

Уже и звери спят.

Уж и птички спят.

Викуля, заинька, не пора ли баиньки?

И, конечно, когда все улягутся, тихим, ласковым голосом напевала им колыбельную песенку:

Люли-люли-люленьки,

Прилетейли гуленьки.

Прилетели, сели возле колыбели.

Стали гули ворковать,

Стали Юленьку качать,

Стали баить сказки,

Мазать медом глазки… и т.д.

Но вот детки проснулись и, улыбаясь, поглаживая их по спинкам, куколка спрашивала:

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягуни-потягунюшки,

От носочков до макушечки

Мы потянемся, потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растем, растем.

Причесывая ребенка, снова разговаривала с ним, приговаривая:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд!

Отправляясь на прогулку, куколка говорила:

Если солнце за окном,

На прогулку мы идем.

Друг за другом встанем вряд

И получится отряд!

Дальше мы шли, приговаривая:

Большие ноги идут по дороге,

Топ-топ, топ-топ.

А маленькие ножки бегут по дорожке

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Такие потешки употреблялись изо дня в день – легко запоминались детьми: они сами начинали их повторять и рассказывать куколке. С куколкой наладились особые, доверительные взаимоотношения.

Учитывая эмоциональные особенности наших воспитанников, мы корригировали поведение наших детей через образ кукльного персонажа. Например, робкому и застенчивому ребенку предлагали куклу с ярким эмоциональным характером (волк, медведь, дедушка); импульсивному ребенку предлагали образ мягких, робких, заботливых героев (заяц, колобок, мышка). Такое взаимодействие учило ребенка проявлять пока несвойственные ему черты характера.

В дальнейшем мы с детьми стали инсценировать хорошо знакомые детям сказки, такие как «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». Действие сказки разворачивалось на столе, застеленном тканью, цвет которой соответствовал предполагаемому календарному времени действия сказки (белое полотно или синтепон – для зимы, зеленое – для лета и т.п.). интерьер на «столике сказки» подготавливался заранее, до начала «спектакля», и накрывался легкой тканью, которая скрывала приготовленное от преждевременного любопытства детей. Когда дети рассаживались на стульчиках, мы вместе с ними произносили присказку:

Слетелись птицы с моря,

Садились у нас на заборе

Пели птицы,

Сказывали птицы

Песни да сказки,

Были да небылицы.

Одну я переняла

Да вам привезла.

Затем убиралась ткань с декорации, и дети слушали сказку, во время рассказывания кукольные персонажи перемещались в выстроенном интерьере, в зависимости от происходящих событий.

После просмотра мы с детьми обсуждали сказку. Затем ребенок выходил к «сказочному столику» и мы вместе рассказывали сказку. В качестве поощрения персонажи сказки обязательно благодарили малыша. В свою очередь, детям очень нравилось рассказывать сказку вместе с куклами. Куклы стимулировали ребенка начать говорить, пусть и не понятно, на своем языке, но самостоятельно.

Герои таких постановок хороши тем, что после показа они могут занять место среди обычных игрушек. С их помощью потом дети могут придумывать сюжеты к своим играм – индивидуальным и коллективным – не только дома, но и в детском саду. Подобные сюжетно-ролевые игры не только способствуют навыкам адаптации и социализации, но и прекрасно развивают речь детей: они положительно влияют на формирование навыкав речевого общения , в доступной и интересной форме обогащают словарный запас детей, помогают активизировать его.

Литература

  1. Крячко А. А. русская сказка в домашнем театре. – М.: «Планета», 2004.
  2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.:ВЛАДОС, 2004.
  3. Сидоренко В.Н. Развитие речи в процессе адаптации детей к детскому саду. – М.:АРКТИ, 2013.
  4. Шайдурова Н.В. традиционная тряпичная кукла. – СПб.:Детство-Пресс, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, к...

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья...

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....

Буклет - программа районного семинара - практикума «Русская народная кукла как средство духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста»

Буклет в краткой и красочной форме содержит информацию для участников семинара-практикума. Это удобная форма ознакомления с программой работы семинара....