Проект "Кукла в жизни ребенка"
проект

Ткачева Татьяна Алексеевна

Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kukla_v_zhizni_rebyonka.docx500.29 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

 Детский сад «Березка»

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=635733144-45-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=338632598-00-72&n=21

        Автор проекта:

                                                                                                                                 воспитатель

Ткачева Т.А..

        

Мамонтово

2018 год

Содержание

  1. Актуальность проекта………………………………………………….1стр
  2. Проблема………………………………………………………….........2стр
  3. Цель, задачи…………………………………………………………….3стр
  4. Формы работы………………………………………………………….4стр
  5. Этапы реализации проекта……………………………………….....5 стр
  6. Ожидаемые результаты……………………………………………...5 стр
  7. Материально-техническое и научно-методическое обеспечение проекта…………………………………………………………………. 6стр
  8. Описание проекта………………………………………………….6 стр
  9. Достигнутые результаты……………………………………..........9стр
  10. Продукт проекта……………………………………………………..8стр
  11. Фото проекта………………………………………………….........10стр
  12. Опрос детей в игровой форме (приложение №1)……..……………..11стр

Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.

                                                                                                                      Людмила Покровская.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Актуальность.

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей,вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

       Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Постановка проблемы

Современные детинесмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, ахуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав...

Анализ  игровой деятельности детей нашей группы  выявил, что по-прежнему самой популярной  игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.

Имея большой накопленный опыт по теме «Народная кукла» , мы решили  продолжить свою работу в следующем проекте «Кукла в жизни ребёнка», немного его осовременить. В своём проекте мы хотим расширить знания о современной кукле,научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности,сформировать личностные качества.

Мы включаем  кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

Цель проекта:

Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей  и педагогов   о кукле.

Задачи проекта:

С детьми:

- Развивать  игровые,познавательные, коммуникативные  способности  с учётом их индивидуальных способностей;

- Формировать знания  о образах кукол в  литературных и музыкальных произведениях;

- Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

С родителями:

- Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;

- Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.

Предметно-развивающая среда:

- обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Участники проекта:

Дети 3-4 лет ( вторая младшая группа).

Проект предусматривает активное участие родителей и детей.

Срок реализации проекта:

Краткосрочный ( один месяц -декабрь)

Этапы реализации проекта:

Первый этап –  подготовительный

 - Опрос детей в игровой форме  на тему «Моя любимая кукла.»

- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

- Определение цели и задач проекта;

- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Второй этап – основной.

          - Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;

- Разработка и реализация конспектов НОД

- Изготовление практического материала по  теме .

Третий этап – заключительный.

- Обобщение результатов проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

- Развитие устойчивого  интереса  к куклам;

 - Проявление доброты, заботы, бережного отношения к  куклам;

- Развитие речевой  активность детей в разных видах деятельности;

- Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Родители:

- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

- Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Научно-методическое обеспечение проекта:

  1. «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании»  Е.Ю. Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год.
  2. «Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой.» Абраменкова В.В. м.: Лепта, 2008год.
  3. «Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О.К., Детство, 2003 год;
  4. «Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год;
  5. «Я познаю мир», Детская энциклопедия , Н.Г. Юрина, 1998 год.
  6. Горичева В.С.  Куклы./ Художник В.Н.Куров. – Ярославль:  «Академия развития», «Академия» К. 1999 с., ил. – (Серия:«Бабушкин сундучок»);

Материально-техническое обеспечение проекта:

  1. Куклы, атрибуты для игры с куклой;
  2. Альбомы с изображением кукол;
  3. Дидактические игры ;
  4. Атрибуты для театрализованной деятельности.

Описание проекта «Кукла в жизни ребёнка»

Первый этап –  подготовительный.

  • Опрос детей в игровой форме:

Работая над проектом, мы провели опрос в игровой форме  на тему «Моя любимая кукла».

(Приложение №1). Опрос показал что у большинства детей любимой игрушкой является кукла.

  • Подобрана  методическая, научно-популярная  и художественная  литература, иллюстрированный  материал по данной теме;
  • Определены цели и задачи проекта;
  • Разработан план работы с детьми  по теме проекта(приложение №2);
  • Разработан план работы с родителями (приложение № 3);
  • Разработан план работы с воспитателями  (приложение №4)

Второй этап – основной.

           В ходе работы над проектом мы включали  кукол в жизнь детей, делали  участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

       В соответствии с планом составлены конспекты ННОД

Разработана серия игр «Одень куклу». Конечно не все детки  любят одеваться, и это далеко не секрет. В каждой игре серии «Одень куклу» есть свояпотешка, которая помогает сделать процесс одевания и раздевания более весёлым  и интересным.
В ходе реализации проекта мы играли  с детьми в:

- Дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса».

- Сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать».

Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Укрась платье куле Кати», «Кукла катя идёт на бал», «Кроватка для кукол» ( продуктивно-конструктивная деятельность), «Посуда для кукол», «Укрась фартук для куклы».

Третий этап – заключительный.

Для родителей была оформлена папка-передвижка «Кукла в жизни ребёнка»

Достигнутые результаты:

Дети:

- Развился  устойчивый   интерес  к куклам;

-Проявилась  доброта, забота, бережное  отношение  к  куклам;

- Разучили много стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Родители:

- Обогатился  родительский  опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

- Повысилась компетентность  родителей при выборе игрушки.

Продукт проекта:

- Разработана  серия игр «Одень куклу»;

- Изготовлена дидактическая кукла, с одеждой по сезонам;

По окончании  проекта  можно сделать следующий вывод :

- Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека;

- Куклы удовлетворяют и развивают в детях  инстинкт заботы о тех, кто младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт;

- Куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится темой детских игр;

- Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивает фантазию, воображение.

Дидактическая кукла

Приложение №1

Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла»

  1. «Какая у тебя любимая кукла?»
  2. «Как зовут твою любимую куклу?»
  3. «Как ты с куклой играешь?»
  4. «Какого цвета глазку у твоей куклы?»
  5. «Какие волосы  у твоей куклы?»
  6. «Расскажи , во что одета твоя кукла?»
  7. «Где спит твоя кукла?»
  8. «Любишь ли ты гулять со своей куклой?»
  9. «Берёшь  ли ты свою куклу в детский сад?»
  10. «В какие ролевые игры ты играешь с куклой (школа, больница, дочки-матери и др.)?»
  11. «Какими куклами ты больше любишь играть пластмассовыми или тряпичными? (если есть тряпичные).

  1. Сохранились ли у вас в семье куклы мамы или бабушки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...