Научная статья. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
статья
В статье выявляются особенности детского художественного творчества, дается определение детской изобразительной деятельности, характеризуются нетрадиционные техники рисования как современное средство развития творческих способностей старших дошкольников, описывается педагогический опыт их применения на занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. полностью | Кассем Светлана Евгеньевна |
Название статьи | Опыт развития творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования |
Ученая степень, ученое звание | Студентка магистратуры по направлению «Культурологическое образование» ИФКиМК |
Место работы, должность | МБДОУ «Детский сад «Подснежник», пгт. Рефтинский, Свердловская область, Воспитатель 1-й квалификационной категории |
Почтовый адрес, контактный телефон, | 624285, Свердловская область, г. Асбест, п. Рефтинский, ул. Юбилейная, д.15, кв. 103. Тел: 8-961-778-98-87. kassem.svetlana@mail.ru |
Предполагаемая рубрика | Образование: сегодня, завтра |
Классификационный код тематической рубрики: ГСНТИ и код ВАК | 14.23.07. Теория дошкольного образования и обучения 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) |
Кассем С.Е.
Екатеринбург
ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Аннотация: В статье выявляются особенности детского художественного творчества, дается определение детской изобразительной деятельности, характеризуются нетрадиционные техники рисования как современное средство развития творческих способностей старших дошкольников, описывается педагогический опыт их применения на занятиях.
Ключевые слова: творческие способности, старший дошкольный возраст, детское художественное творчество, изобразительная деятельность, нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей.
В настоящее время вопросы поиска эффективных путей и средств развития творческих способностей дошкольников становятся особенно актуальными. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, одной из задач которого является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка…» [14, с. 4].
Под творческими способностями мы понимаем такие качества личности, с помощью которых человек создает абсолютно новые продукты в сфере интересующей его деятельности, обладает умением выходить за рамки требуемого и предлагает оригинальные идеи в решении задач.
По мнению большинства исследователей, творческие способности поддаются развитию; наиболее эффективно воздействие на формирование творческих способностей происходит в дошкольном возрасте. Н.А. Варкки и Р.Р. Калинина считают, что дошкольный возраст – период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [1, с. 5].
Особую роль в развитии творческих способностей ребенка играет старший дошкольный возраст (5-7 лет): в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Психологической особенностью данного возраста является развитие психических процессов: внимания, мышления, восприятия, воображения, воли, памяти и речи. К концу дошкольного возраста развивается произвольное внимание, зрительная и слуховая память, наглядно-образное и логическое мышление, появляются предпосылки абстрактного мышления, связная речь, творческое воображение, эмоции, способности.
Педагогической особенностью старшего дошкольного возраста является развитие личностных качеств детей, усвоение ими основ знаний о нормах морали и системы ценностей. К концу дошкольного возраста дети обладают высоким уровнем личностного развития, усваивают привычки поведения и формы позитивного общения с людьми. Ведущим видом их деятельности на этом возрастном этапе является сюжетно-ролевая игра, которая направлена на познание и освоение окружающей действительности, ориентацию ребенка в системе социальных и межличностных отношений. Игра способствует реализации потребности детей в общении, развитию у них воображения как психической основы творчества.
Изучая творческую деятельность дошкольников, отечественные ученые (О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, и др.) отмечают, что она имеет интеллектуальный характер, включает в себя интенсивную работу мышления, эмоции, волю. Во время занятий творчеством дети испытывают разнообразные чувства, получают новые знания и навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности.
Т.С. Комарова подчеркивает, что в связи с отсутствием определенного опыта и ограниченности знаний, умений и навыков, дети не могут создать что-то совершенно новое, однако значение детского творчества заключается в том, что ребенок в процессе творческой деятельности и ее результате получает разностороннее развитие, которое имеет для его жизнедеятельности огромное значение. Занимаясь творчеством, дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать что-то новое для себя. Ценность детского творчества заключается в том, что дети получают возможность для своего развития и роста [8, с. 6].
Проблемой изучения художественного творчества и развития творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности занимались такие отечественные ученые и педагоги, как: Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Л.А. Парамонова и многие другие.
Детское художественное творчество, по мнению В.Б. Косминской, «представляет собой сложный процесс познания и отражения окружающей действительности», то есть «дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности – играх, рисовании, лепке» [13, с.61].
Как отмечает Л.А. Парамонова, в процессе познания окружающих предметов и явлений ребенок делает много «открытий» и иногда создает оригинальный творческий продукт. Новизна открытий и продуктов творчества субъективна, ребенок делает это для себя, что является первой важной особенностью его творческой деятельности. Другой особенностью детского художественного творчества она называет эмоциональный отклик, стремление детей экспериментировать с материалами, искать, находить, пробовать и комбинировать разные средства выразительности при создании образа в рисунке и сюжетной или декоративной композиции [11, с. 18].
Т.В. Комарова характеризует художественное творчество детей дошкольного возраста как «создание ребенком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта; дополнение к уже известным, ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; создание разных вариантов изображения, проявление инициативы во всем». [8, с. 13].
Т.С. Комарова формулирует следующие условия формирования художественно-творческих способностей дошкольников, их полноценного эстетического и интеллектуального развития:
- приоритетное внимание необходимо уделять рисованию, лепке, аппликации, конструированию, театральной и музыкальной деятельности, так как это не только способствует всестороннему развитию личности детей, но и позволяет создавать атмосферу эмоционального благополучия и наполняет жизнь детей интересным содержанием;
- содержательная составляющая образования должна быть интересна детям, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов искусства, использовать разнообразные методы и приемы работы с детьми;
- в групповых помещениях необходимо создавать художественно-эстетическую развивающую среду (рекомендуется украшать помещение вместе с детьми и использовать их рисунки, лепку, аппликации).
- необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям [8, с. 15].
Мы полагаем, что к этим условиям правомерно добавить демонстрацию на занятиях изобразительной деятельностью ярких, красочных произведений искусства, вызывающих радость, чувство удивления и восторга и использование выразительных возможностей поэзии, музыки, песенного творчества с целью более глубокого воздействия на эстетическую сферу личности.
Вариативность работы с детьми на занятиях, красивые и разнообразные материалы, неповторяющиеся задания привлекают внимание детей, активизируют их творческое воображение и желание самовыражения.
Е.А. Дубровская и С.А. Козлова отмечают, что становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно-образного воплощения замыслов, передачи предметов и явлений, происходит в процессе изобразительной деятельности [4, с. 17].
Е.И. Васильева, В. Б. Косминская под изобразительной деятельностью понимают «художественную деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластичной форме» [13, с. 3].
Т.В. Королева определяет изобразительную деятельность как «особое образное познание ребенком окружающего мира» [9, с. 5].
Т.Г. Казакова характеризует изобразительную деятельность как «специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями. Занятия изобразительной деятельностью направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие творчества определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения» [7, с. 12].
Изобразительная деятельность ребенка помогает ему в познании окружающего мира, отношений между людьми, понимании разных видов искусства, позволяет проявить инициативу и самостоятельность, передать свои знания и впечатления об окружающей действительности. Этому способствует наглядно-образный характер мышления дошкольника. Мы определяем изобразительную деятельность как продуктивный вид детской художественно-творческой деятельности, образное воплощение впечатлений ребенка от многообразных явлений природы и общества, а также выражение отношения к ним.
Изодеятельность, и, прежде всего, рисование, является важнейшим фактором становления ребенка как целостной личности, ее умственного, физического, нравственного, эстетического развития. На занятиях изодеятельностью педагогу необходимо уметь создавать эстетическую развивающую предметно-пространственную среду, применять современные методы, формы и средства обучения, использовать потенциал различных видов искусств, с целью сделать данные занятия еще более интересными для старших дошкольников.
Возможность непринужденного и свободного выражения себя в художественном творчестве подразумевает, что ребенок владеет простейшими умениями и навыками рисования традиционными изобразительными способами и средствами.
К традиционным средствам изобразительной деятельности относятся цвет, форма и композиция. С их помощью дошкольники на занятиях учатся передавать в создаваемых ими образах характерные черты явлений социального и природного мира.
Н.А. Ветлугина обращает внимание на то, что у старших дошкольников формирование образности в рисунке начинается с использования колорита, сочетания оттенков цветов, придающих изображению настроение. Далее дети усваивают способы выражения образа путем использования формы, позы, очертания фигур, жестов, передачи действия и характера персонажей, а затем находят композиционные решения и используют ритм для передачи уже целостной картины [2, с. 45].
Г.Н. Давыдова отмечает, что «со временем дошкольники уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое» [3, с. 3].
Наряду с традиционными средствами создания художественного образа – композиция, колорит, линия, – дети узнают о выразительных свойствах пятна, точки, фактурности окраски, фантастического силуэта и используют их в создании своих оригинальных образов. Применение на занятиях нетрадиционных для рисования материалов: бумаги, коктейльных трубочек, парафиновой свечи и др. обогащает знания старших дошкольников о предметах окружающего мира и многообразии их свойств.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности правомерно определить как инновационное средство этой деятельности. Занятия с их применением не только способствуют развитию творческих способностей ребенка, но и снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Опираясь на исследование Р.Г. Казаковой [6, с. 5-31], охарактеризуем наиболее часто встречающиеся в практике дошкольных педагогов нетрадиционные способы и техники изобразительной деятельности:
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование пальчиками, ладошкой;
- оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, смятой бумагой, печатками из картофеля, печатками из ластика;
- восковые мелки + акварель, свеча + акварель;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная, пейзажная;
- граттаж (черно-белый), цветной граттаж;
- кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой;
- набрызг;
- тиснение;
- тычкование.
Для эффективной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста мы разработали комплекс занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования, который может применяться и на занятиях непосредственной образовательной деятельностью, и в формате кружковой работы. Комплекс занятий разработан на основе трудов Г.Н. Давыдовой, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой и др.
Цель комплекса занятий включает в себя: развитие воображения, восприятия, познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Комплекс направлен на решение следующих задач:
- знакомить с различными видами нетрадиционных техник рисования;
- учить детей использовать разнообразные художественные, природные, бросовые материалы;
- развивать ассоциативное мышление;
- развивать способность видеть и выделять качества предметов: форму, величину, цвет, положение в пространстве;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать в детях уверенность в своих творческих возможностях;
- побуждать детей к поиску нестандартных решений;
- вызывать положительный эмоциональный отклик.
Комплекс по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста включает в себя 34 занятия, которые представлены в таблице, расположенной ниже. Продолжительность занятий изобразительной деятельностью с применением техник нетрадиционного рисования достигает 30 - 35 минут. Занятия могут проводиться в групповой и подгрупповой форме 1 раз в неделю. Перед каждым занятием необходимо проводить предварительную работу, в ходе которой дети будут знакомиться с теоретическим материалом по теме, просматривать учебные презентации и видеофильмы, изучать виды нетрадиционных техник рисования и технологию их выполнения. Виды нетрадиционных техник рисования мы отбирали в соответствии с целью, задачами, темой и содержанием каждого занятия.
Таблица 1
Комплекс занятий по развитию творческих способностей
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | |
1 | «Бабочка» | Монотипия предметная | Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа половину изображаемого предмета (бабочки), затем (пока не высохла краска) складывать лист пополам для получения отпечатка. | |
2 | «Огни большого города» | Печать по трафарету | Познакомить с новым методом - печатью по трафарету поролоновым тампоном, развивать чувство ритма. Создать коллективную работу. | |
3 | «Осенние листья» | Отпечатки листьев | Познакомить с техникой печатания листьев, развивать восприятие цвета, учить смешивать краски прямо на листьях и делать их отпечатки на бумаге. | |
4 | «Золотая осень» | Кляксография с трубочкой | Познакомить детей с новым приемом рисования: выливаем краску на лист и раздуваем из трубочки так, чтобы ее конец не касался бумаги; дорисовываются детали осеннего пейзажа. | |
5 | «Ежик» | Рисование вилкой | Научить пользоваться новой техникой, выполнять рисунок без предварительной прорисовки при помощи вилки, дополнять деталями. | |
6 | «Дикие животные» | Силуэтное рисование | Познакомить детей с одним из видов графики «силуэтом», научить детей плоскостному, однотонному изображению предметов и фигур. | |
7 | «Дерево» | Оттиск пробками + рисование ладошкой | Учить детей использовать смешанную технику для получения изображения: ствол дерева рисовать ладошкой, листья способом оттиска пробкой от бутылки. | |
8 | «Кленовый лист» | Рисование песком | Знакомить с новой техникой рисования: простым карандашом нанести изображение кленового листа на бумагу, затем закрасить клеем и насыпать песок, стряхнуть излишки песка. | |
9 | «Грибы» | Набрызг | Знакомить с новым способом рисования «набрызг». На лист бумаги разместить трафареты грибов и при помощи зубной щетки брызгать краску, затем убрать трафареты и рассмотреть получившееся изображение. | |
10 | «Волшебное окно» | Монотипия предметная | Познакомить с искусством витража, учить отражать отличительные особенности витражного рисунка. Закрепить умение рисовать способом предметной монотипии. | |
11 | «Снежинка» | Набрызг | Закрепить умение рисовать в технике «набрызг», продолжать учить детей рисовать при помощи зубной щетки. | |
12 | «Звездное небо» | Свеча + акварель | Знакомить с новой техникой рисования, учить создавать изображение звездного неба, используя свечу и акварель. | |
13 | «Замок Снежной Королевы» | Граттаж | Познакомить детей с новой техникой рисования «граттаж», учить детей готовить бумагу для граттажа: натирать лист свечой и покрывать сверху однотонной краской, затем используя острый инструмент (перо, спицы, шпажки) процарапывать рисунок. | |
14 | «Веселые Снеговики» | Смешанная техника | Учить детей передаче несложного сюжета – изображению места действия и персонажа, учить соединять в работе разнообразный художественный материал. | |
15 | «Елочные игрушки» | Кляксография | Познакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывания сверху бумаги, дорисовывать недостающие детали таким образом, чтобы получились елочные игрушки. | |
16 | «Зима» | Свеча + акварель + силуэтное рисование | Закрепить умение рисовать в данных техниках. Учить создавать зимний пейзаж, используя свечу и акварель, белую или черную краску. | |
17 | «Елочка» | Печать по трафарету | Закрепить умение печатать по трафарету: на лист бумаги положить трафарет елочки и наносить краску поролоновым тампоном. | |
18 | «Морозные узоры на окне» | Свеча + акварель | Учить детей рисовать морозный узор при помощи свечи, затем закрашивать изображение акварелью синего цвета. | |
19 | «Фрукты» | Рисование по мокрой бумаге | Знакомить детей с новым способом рисования по мокрой бумаге: намочить бумагу губкой и наносить изображение фруктов (яблоко, груша) красками. | |
20 | «Танк» | Силуэтное рисование | Продолжать знакомить детей с одним из видов графики «силуэтом» и учить плоскостному, однотонному изображению предметов и фигур. | |
21 | «Волшебная страна» | Граттаж цветной | Продолжать знакомить детей с техникой рисования «граттаж», учить детей готовить бумагу для цветного граттажа: натирать лист цветными восковыми мелками и покрывать сверху однотонной краской, затем используя острый инструмент (перо, спицы, шпажки) процарапывать рисунок. | |
22 | «Сказочный узор» | Штампы из кубиков и ниток | Знакомить детей с новым способом рисования штампами из кубиков и ниток: на кубики наматываются нитки, получившимися штампами составляется узор на бумаге. | |
23 | «Ракета» | Рисование песком | Продолжать знакомить с техникой рисования песком: простым карандашом нанести изображение ракеты на бумагу, затем закрасить клеем и насыпать песок, стряхнуть излишки песка. | |
24 | «Улитки в аквариуме» | Оттиск кулачками | Знакомить детей с новым способом рисования кулачками: сжать ладонь в кулак и обмакнуть его в краску, затем сделать отпечатки на заготовке аквариума, дорисовать недостающие детали таким образом, чтобы получились изображения улиток. | |
25 | «Кораблик» | Свеча + акварель + печать по трафарету | Продолжать учить детей рисовать в смешанной технике: на листе бумаги свечой нарисовать волны и закрасить акварелью синего цвета, на получившихся волнах сделать отпечаток корабля по трафарету. | |
26 | «Веточка мимозы» | Печатание по трафарету + ватные палочки | Закрепить умение рисовать в смешанной технике: стебель и листья мимозы рисуются способом печатания по трафарету, а сам цветок ватными палочками. | |
27 | «Ранняя весна» | Монотипия пейзажная | Научить новому способу рисования: складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получить его отражение в озере. Половину листа протирать влажной губкой. | |
28 | «Букет цветов в вазе» | Оттиск поролоном | Научить пользоваться новой техникой рисования. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. | |
29 | «Рыбы» | Рисование ладошками | Закрепить умение рисовать ладошками и дорисовывать недостающие детали таким образом, чтобы получилось изображение рыбы. Создать коллективную работу. | |
30 | «Веточка сирени» | Рисование ватными палочками + печать листьями | Продолжать учить детей рисовать в смешанной технике: делать отпечатки листьев сирени, цветок сирени рисовать ватными палочками. | |
31 | «Гжель» | Печать по трафарету | Вызывать интерес к декоративному народному художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать гжельскую роспись способом печати по трафарету и дорисовывать недостающие детали. | |
32 | «Цветочная поляна» | Рисование вилкой | Продолжать учить пользоваться новой техникой, выполнять рисунок цветочной поляны без предварительной прорисовки при помощи вилки, дополнять деталями. | |
33 | «Лебединое озеро» | Рисование ладошками | Продолжать закреплять умение рисовать ладошками и дорисовывать недостающие детали таким образом, чтобы получилось изображение лебедя. Создать коллективную работу. | |
34 | «Одуванчик» | Кляксография трубочкой | Продолжать знакомить детей с рисованием способом кляксографии трубочкой: выливаем краску на лист и раздуваем из трубочки так, чтобы получить изображение цветов одуванчиков; дорисовываются детали травы и листьев. |
Данный комплекс занятий мы апробировали на базе МБДОУ «Детский сад «Подснежник» п. Рефтинский Свердловской области при участии детей подготовительной группы к школе в количестве 22 человек.
Дети проявляли повышенный интерес к новым техникам и средствам изобразительной деятельности, с удовольствием принимали участие на занятиях, экспериментировали с материалами и красками, радовались своим успехам и успехам товарищей.
Итоговая диагностика и анализ полученных результатов свидетельствуют о положительной динамике общего уровня развития творческих способностей группы: он вырос на 25,6 % и составляет 74,8 %. Прослеживается динамика развития творческих способностей по всем критериям. Уровень нестандартного мышления группы увеличился на 21,1 %, умение изобретать и использовать различные предметы увеличилось на 28,7. Способность предложить большое количество идей увеличилась на 34,8 %, оригинальность в выборе сюжетов увеличилась почти на 42 %.
Сравнение критериев и показателей диагностики уровня развития творческих способностей у детей подготовительной группы к школе на констатирующем и контрольном этапах позволяет сделать вывод об эффективности разработанного и апробированного нами комплекса занятий изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных техник рисования.
Библиографический список:
- Варкки Н. А., Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребенка. – М.: Речь, 2002. – 168 с.
- Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Педагогика, 1972. – 287 с.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
- Дубровская Е. А., Козлова С. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Юрайт», 2016. – 185 с.
- Дыбина О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 64 с.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – 128 с.
- Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – 256 с.
- Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: Мозайка-Синтез, 2016. – 144 с.
- Королева Т. В. Занятия по рисованию в детском саду. – М.: Владос, 2007. – 148 с.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: Цветной мир, 2014. – 208 с.
- Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз, 1999, – 240 с.
- Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Сфера, 2006, –178 с.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Просвещение, 1985. – 255 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екатеринбург.: Издательский дом «Ажур», 2014. – 24 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования
Свою работу строю на следующих принципах:От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - ...
«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»
Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования...
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник...
Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в младшей группе".
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная де...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
Отчет по самообразованию...
«Развитие творческой личности ребенка-дошкольника средствами нетрадиционных техник рисования»
Нетрадиционные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Проявляя творчество и фантазию, дошкольники изобретают свои необычные средства ...
«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционных техник декоративно-прикладного искусства»
Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционной художественной техникой, используемой в декоративно – прикладном искусстве. Раскрыть значение нетрадиционных приёмов по изобразительн...