Студия "Круг идей"
материал

Родиительское собрание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект                                                           

    Моя семья – мое богатство

                         Подготовила: воспитатель         Денисова М.А.

     

Участники проекта. Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Срок реализации проекта. Краткосрочный, с 8.10.-18.10.

Пояснительная записка:

Реализуя данный проект можно расширить нравственные категории детей, сформировать представления о социальной роли каждого члена семьи. Решению нравственных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, уроки вежливости, этикета, чтение литературы, оформление семейного альбома, выставки рисунков, вечера досугов и развлечений.

Цель проекта. 

- воспитание любви  и уважительного отношения к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

Аннотация к проекту. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта « Моя семья – мое богатство» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Мы плохо знаем свои родословные корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Тема " Моя семья – мое богатство" поможет активизировать исследовательскую, творческую работу по составлению своих родословных, поможет сплотить коллектив детей и их родителей.

Описание проекта. В проекте представлена планируемая совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях, знакомятся со значениями своих имен , имен своих родственников, с историей происхождения имен.

Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья – мое богатство». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Основные задачи проекта. 

1. Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье;

2. Формировать представления о родственных отношениях.

3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.

4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.

5. Воспитывать интерес к своей родословной.

6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи». 

7. Уточнить знания детей о то ,что у каждого человека есть имя, об истории происхождения имени, фамилии;

8. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты проекта. 

За время реализации проекта «Моя семья – мое богатство» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Этапы реализации проекта .

I этап – подготовительный

  • Опрос детей по проблеме
  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
  • Выставка работ по теме: «Что означает мое имя?»
  • Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
  • Выставка «Генеалогическое древо семьи»
  • Выставка рисунков и фотографий «Моя семья»
  • Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап- заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Родительское собрание
  • Презентация проекта «Моя семья»

Механизм реализации проекта или план реализации проекта. 

Блок 1. «Тайна моего имени» 
• беседа на тему «Для чего человеку дано имя»
• игра «Эхо»
• игра «Ласковое имя»
• игра «Объясни имя»
• конкурс «Кто знает больше имен»
• раскрашивание своего имени 
• интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
• запишите в альбом «Я и моя семья» все красивые и ласковые варианты имени ребенка 
Блок 2.«Автопортрет» 
• стих «Еще одно эхо»
• игра «Радио»
• игра «Ветер дует на»
• рисунок «Мой портрет» 
• совместный просмотр семейных фотографий: на кого похож ваш ребенок.

 Блок 3. «Мой внутренний мир» 
•  беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
•  игра «Радио»
•  игра «Мне нравится»
•  упражнение «Ладошки» 
•  составление рассказа с ребенком «Когда я был маленький»
•  в альбоме «Я и моя семья» напишите лучшие качества вашего ребенка 
Блок 4.«Моя семья» 
• беседа «Моя семья»
• рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья
• пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
• рисунок «Моя семья» 
• совместный просмотр семейных фотографий
• составление рассказа «Познакомьтесь с моей семьёй» 
Блок 5. «Расскажу вам о моей семье» 
• чтение произведений: Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».
• игра «Мы очень любим»
• беседа «Семейная фотография»
• игра «Родители и дети» 
• мини – проект «Генеалогическое древо моей семьи» 
Блок 6. «Семейные традиции» 
• беседа «Традиции моей семьи»
• рисование «Особый день моей семьи» , «Традиции моей семьи» 
          Результаты, полученные в ходе реализации проекта. 

Дети: проявляют чувства любви к членам семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье, имеют представление о родословной как истории семьи.

Родители: повышена педагогическая культура  родителей, установлено с детьми доверительных и партнёрских отношений опытом совместной деятельности.

Изучая материал по вопросам патриотического воспитания дошкольников, мы сами были очень заинтересованы этой темой. Информацию черпали из педагогической и специальной литературы, журналов, сети Интернет.  Материал оказался для нас занимательным, мы сами узнавали много нового, наверное, поэтому нам удалось заинтересовать детей и родителей этой проблемой. Анализируя результаты проходящей работы, можно делать выводы о том, что интерес родителей к тому, как проводят время их дети в детском саду значительно возрос. Некоторые родители с азартом включились в сбор материала, оказывали активную помощь в реализации проекта. Еще более отрадным явилось то, что дети сами подключают родителей к поиску, активизируют их, заставляют искать и приносить в группу необходимый материал, участвуют сами в поиске.

Вывод

Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми  проводим в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений. Таким образом, такая углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам народной культуры имеет положительные результаты:

· у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;

·обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;

· у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;

· у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

·  у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;

· воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе, к своей семье.

В ходе реализации проекта «Моя семья- мое богатство» дети лучше знают свои корни, имеют представление, что такое «род», «родословная», «семья», «предки». В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «мои родственники», «уютный дом», «родной дом»,  кем они были, стали понятны для детей и их родителей.

Дети получили необходимую информацию о своей семье. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями. Повысилась  компетентность родителей    в вопросах семейного воспитания. И главный результат, на который очень хотелось бы обратить внимание, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Работая с программой  «Донбасс- мой край родной» и микросферой  «Летопись народной мудрости» в ДОУ,  укрепляются детско-родительские отношения, объединяются усилия ДОУ , семьи и других социальных институтов , по вопросу духовно- нравственного и патриотического воспитания детей, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

Особенность проекта «Моя семья – мое богатство», на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Список литературы

1.Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.- 208 с.

2.Донбасс – мой край родной. Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф.. – Донецк: Истоки, 2016. – 48 с.

3.Донбасс – мой край родной: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5–7 лет / Сост. Л. Н. Котова, Н. В. Губанова, Г. Ф. Бридько и др. – Донецк : Истоки, 2017. – 208 с.

4.Власенко О.П., Дьяченко В.Ю. «Маленькие шаги в большой мир: занятия со старшими дошкольниками по окружающему миру». Волгоград: Учитель, 2008.

5.Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной». Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2 – 7 лет. Мозаика- Синтез.2008.-31с.
6. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр. Волгоград: Учитель, 2014.-247 с.
7. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.:ООО «Издательство ГНОМиД»,2007.-64с.
8.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 -420 с.:-ISBN 5-09-001646-1.
9. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru

www.maam.ru/.../integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html‎

Приложение 1.

Анкета «Семейные традиции»

Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если

предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант

ответа.

1.Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

- Дни рождения членов семьи;

- Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

- Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.

- Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др. ;

- Профессиональные праздники;

- Выпуск семейной газеты;

- Оформление фотоальбомов;

- Воскресные семейные обеды (ужины) ;

- Проведение семейных советов;

         2. Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?

- Спорт, рыбалка, домашние животные

- Шитье, шахматы, чтение

- Рукоделие, пение, музицирование

- Коллекционирование, сочинение стихов (рассказов, сказок)

        3. К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?

Какой труд объединяет Вашу семью?

- Общего труда нет, у каждого свое дело

- Работа в саду, ремонт квартиры, уход за домашними животными

- Индивидуальная трудовая деятельность

- Другое ___

4. Знаете ли Вы и Ваш ребенок генеалогическое древо вашей семьи?

- Да

- Частично, мы собираем информацию о нем

- Нет, но мы планируем его создать

- Нет.

5. Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

- Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться

- Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.

- Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь

- Другое: _____________________________________________

6. Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

- Умственное развитие, эстетическое развитие

- Культуру общения, самостоятельность

- Интерес к знаниям, желание идти в школу

- Внимание к близким

- Непослушание, нервозность

- Грубость ,усталость

- Возбуждение, нежелание ходить в дет. сад

- Другое ___

7 .Организуется ли специально в Вашей семье деятельность ребенка?

- Совместное чтение, прогулки на природе, обучаем ручным умениям

- Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и

др.)

- Играем в развивающие игры, организуем спортивные занятия

- Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

- Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами

- Другое ___

8 Ваши предложения педагогическому коллективу ДОУ

___________________________________________________.

Приложение 2.

Консультация для родителей «Как создать родословную своей семьи».

Немного истории.
Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. Термин «родословие» использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия». В педагогике наиболее часто встречается термин «родословная». Поэтому мы также будем использовать этот термин. В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки ; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни составил А.Н.Афанасьев. Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям. Ведением родословных книг занималось государство ещё в 15 веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц. Правила составления родословной. Терминология.
В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная. Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий «род» и «фамилия». Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.
Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии.
При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам. Для оформления линии восходящего родства достаточно широко используется круговая таблица.
Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков.
Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое, древо. Родословное древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках. Так же существуют следующие термины:
• родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;
• род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;
• предки – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;
• поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;
• обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в
 традиции;
• традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Как создать яркий образ родословной. Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения. Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.
О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье.
Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: «На что похожа наша семья? Какая она?». Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например на игрушку. Всё зависит от вашего творчества.

 Творите и получайте удовольствие от результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы идем в поход.

В мероприятии дети проходят по станциям.......

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОНР

В данной разработке представлены диагностические таблицы для среднего и старшего дошкольного возраста, план-программа формирования сенсомоторных и речевых  процессов у детей с ОНР. Обратить...

Идем в гости

Дидактическая игра по математическому развитию в подготовительной к школе группе....

Презентация для родителей, чьи дети идут в ясли "Мы идем в ясли"

Презентация разработана для родителей, чьи дети поступают в ясли. Цель презентации - снизить тревожность, беспокойство родителей за детей, что, в конечном итоге, благоприятно скажется на адаптации мал...

Идем в детский сад в три года

Особенности и трудности приспособляемости детей к новым условиям в детском саду...

Идем в детский сад в три года

Особенности и трудности приспособляемости детей к новым условиям в детском саду...

Положение о фестивале проектов «От идеи к идее»

Положение Фестиваля педагогических проектов «От идеи к идее» МДОУ ДС №7 «Рябинушка»...