Проект «Адаптация детей к новым к условиям ДОУ»
проект

Куртямова Марина Иосифовна

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya_detey_k_novym_usloviyam_dou.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» __________________________________________________________________

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

Проект

«Адаптация детей  к новым  к условиям ДОУ»

с.Овгорт

«От пятилетнего ребенка

 до меня только шаг.

От новорожденного до меня

 страшное расстояние».

Лев Толстой.

Участники проекта:

Педагог-психолог

Воспитатели   группы раннего возраста

Музыкальный руководитель

Медицинский работник

Группа: Дети   группы раннего возраста и их родители.

Сроки реализации: Сентябрь – декабрь 2019г.

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

 

Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего  возраста в период адаптации к детскому саду;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

 

Актуальность проекта

Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.   Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированности, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в группу у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего  возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

- повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года)

- организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;

- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

 

Этапы проекта:

Организационный этап:

Цель: сбор психодиагностической информации

-подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

-разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

-пополнение предметно-развивающей среды группы раннего  возраста;

-разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта;

-разработка анкет для родителей;

-составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

Цель: практическая реализация содержания проекта.

Задачи: 

снятие эмоционального и мышечного напряжения;

снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Мероприятия:

1.Проведение коррекционно-развивающих занятий «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» по Роньжиной А.С.

2.Выступление на родительском собрании « Адаптационный период  у детей к новым условиям» 

3.Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по взаимодействию с ребенком в период адаптации. 

Содержание второго этапа:

Проект включает в себя 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, длительностью 10-20 минут,  с детьми раннего возраста. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.

Задачи: проанализировать степень реализации целей и задач проекта, обобщить опыт по реализации проекта.

Мероприятия:

-Проведение повторной диагностики (Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению (А.С. Роньжина)).

-Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта.

-Проведение анкетирования среди родителей (Анкета для родителей «Как прошла адаптация вашего ребенка к ДОУ?) 

 

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

 

Формы работы с педагогами:

1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

 

План проекта

 

Период

Содержание

Ответственные

Сентябрь

- Заключение договора с родителями;

- Экскурсия родителей: знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Организационное родительское собрание;

- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

- Анкета для родителей (социальная);

- Индивидуальный журнал ребенка;

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

- Занятие «Божья коровка»

- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);

- Развивающая среда для детей раннего     возраста (перечень);

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик»

Заведующая

 Воспитатели

 

 

воспитатели

воспитатели

воспитатели

педагог-психолог,  

педагог-психолог

 

педагог-психолог

 

воспитатели

 

 

 

педагог-психолог

 педагог-психолог

воспитатели

Октябрь

- Консультация «Растим малыша здоровым»;

- Мини-лекция «Детская истерика»;

- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;

- Нетрадиционное рисование по подгруппам «Божья коровка»;

- Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»;

- Занятие «Листопад»

 - Занятие «Мячики»

- Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики»

Развлечение «Осень к нам пришла»

педагог-психолог

муз. Руководитель

воспитатели

педагог-психолог

педагог-психолог

 

педагог-психолог

 

 

 

педагог-психолог

 воспитатели

Ноябрь

- Консультация «Где моя большая ложка?»;

- Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи);

 Родительское собрание «Я здоровье берегу и я всем  помогу»

- Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»;

- Совместное занятие с родителями

«Цветы на клумбе»;

- Занятие «Мыльные пузыри»

- Занятие «Непослушные мышата»

1. Приветствие.

2. Игра «Наоборот»

3. Потешки «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это- папа – мышь…»

6. Релаксация «Мышки отдыхают»;

- Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка»

Педагог-психолог

Педагог-психолог

 

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели

Декабрь

- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»

 - «Цветочная поляна»

 - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»

- Занятие «Зайка»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

3. Потешки «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешки «Еле-еле, завертелись карусели»

- Занятие «Новый год»

1. Приветствие Деда Мороза.

2. Рифмовка «В нашей группе»

3. Стихотворение «Ель»

4. Игра «Заморозь»

5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»

6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»;

- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»

- Диагностика адаптации к ДОУ.

 

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

воспитатели

 

 

Муз.руководитель

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

 


Приложение1

Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

№ п/п

Вопросы к матери ребенка

Параметры

Оценка в баллах

1

Какое из перечисленных настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

2

Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро за 10 минут

Медленно

3

1

3

Что Вы делаете чтобы ребенок заснул?

Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

3

1

4

Какова длительность сна ребенка?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

3

2

1

5

Какой аппетит у Вашего малыша?

Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

6

Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но предпочитает быть сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

7

Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

8

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?)

Нет

Есть (указать какие именно)

3

1

9

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке?

Проявляет всегда

Проявляет только в привычной обстановке

3

2

10

Проявляет ли активность, интерес при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

11

Инициативен ли  в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только с взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

12

Инициативен ли в отношениях с взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых

Не идет на контакт с взрослыми

3

2

1

13

Инициативен ли в отношениях с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

2

1

14

Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими?

Нет

Да

1

2

15

Как он перенес разлуку ?

Очень тяжело

Спокойно

1

3

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в ДОУ – 55-40 баллов; условно готов – 39-24 балла; не готов – 23-16 баллов

Ваш результат______________________________

Приложение № 2

 Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

           ФИО ребенка    _    подгруппа __2гр.ран.возраста_

Дата _ .__________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

+

2

Спрячь шарики

+

3

Разбери и сложи матрешку

+

4

Разбери и сложи пирамидки

+

5

Найди парные картинки

+

6

Поиграй с цветными кубиками

+

7

Сложи разрезные картинки

+

8

Построй из палочек

+

9

Достань тележку

+

10

Нарисуй

+

Общий балл

39

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка      подгруппа __2гр.ран.возраста__ __

Дата _ .__________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

+

2

Спрячь шарики

+

3

Разбери и сложи матрешку

+

4

Разбери и сложи пирамидки

+

5

Найди парные картинки

+

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

+

8

Построй из палочек

+

9

Достань тележку

+

10

Нарисуй

+

Общий балл

24

                                                                                                                          Психолог ___________

Приложение № 3

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

1.Ф.И.О.ребенка___________________________________________________________

Дата рождения________________________   Полных лет ________________________

Домашний адрес, телефон _________________________________________________

2.Мама (ФИО, возраст, образование, профессия, место работы) ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Папа (ФИО, возраст, образование, профессия, место работы)  _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) ________________________

________________________________________________________________________

5.Статус семьи (подчеркнуть) полная, неполная, многодетная, опекунство, мать-одиночка, патронатная семья…_____________________________________________

6.Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы  взаимоотношения с ними ______

_________________________________________________________________________

7.К кому из членов семьи ребенок больше привязан __________________________

_________________________________________________________________________

8.Была ли патология беременности, родов (какая) ____________________________

_________________________________________________________________________

9.Часто ли болеет ребенок, какие заболевания, травмы перенес _________________

_________________________________________________________________________

10.Какие игры и игрушки любит, кто их убирает _____________________________

_________________________________________________________________________

11. Как засыпает (нужное подчеркните): быстро, медленно, сам, с ним рядом кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его раздевают и одевают взрослые, спит один, спит с мамой  _______________

12. Что умеет делать ребенок самостоятельно ________________________________

_________________________________________________________________________

13.Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое___________________________________________________________________

14.Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший, ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке. Как вы его кормите дома: он ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

15.Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть): с детьми своего возраста, с детьми старшего возраста, с незнакомыми взрослыми, с родными.

16.Каким Вы считаете своего ребенка: спокойным, эмоциональным, очень эмоциональным; подвижным, медлительным, безразличным ко всему, непослушным _________________________________________________________________________

17.Бытовые условия жизни ребенка (общие условия, условия для игр, занятий, отдыха) ________________________________________________________________

Дата: _________________                                                     Подпись:  ______________

Спасибо!

Приложение №4

 

Консультация для родителей: «Дефицит родительской любви»

Семья была и остается главным центром становления и развития ребенка.   Именно вы, родители:

- вводите малыша в мир человеческих взаимоотношений;

- учите отличать добро от зла;

- жить среди сверстников.

   Отношения в семье - это образец для детей, которые в ней воспитываются.

   Почти весь опыт жизни в обществе дошкольник приобретает в семейном кругу через подражание старшим. В этом возрасте подражания подкрепляется заостренным желанием ребенка поступать так, как мама, папа или другие члены семьи. Вы все хотите хорошо воспитать своих детей, но одного только желания мало. Для этого нужны знания!

В наше время вам, уважаемые родители, занятым профессиональной деятельностью, озабоченным материальным обеспечением семьи, не хватает времени:

- для систематического наблюдения за ребенком,

- для глубокого изучения его развития.

    Меня очень беспокоит дефицит родительской любви, что наблюдается, к сожалению, с первых лет жизни ребенка.

    Симптомы этой болезни следующие:

- ребенок часто грустит, капризничает или без причины кричит;

- намеренно делает глупости или же просто нарушает правила;

- часто болеет.

К сожалению, случается так, что:

- вы не умеете и не признаете нужным показывать ребенку свою любовь,

- не признаете значимость таких отношений,

- не хотите приобрести таких умений.                                   

Поэтому хочется обратить ваше внимание, к этим проблемам и помочь Вам:

- лучше понимать интересы, возможности, переживания, поступки ваших малышей;

- ставить в них требования, соответствующие их силам и возрасту.

Поймите:

- ребенку нужны любящие мама и папа все 24 часа в сутки.

Не комплексуйте из-за того, что малыш забирает у вас все свободное время.

Для развития ребенку нужно:

Максимально эмоциональное и позитивное, насыщенное общение с родителями!!!

Дух любви и тепла, которым полна детская комната, положительно влияет на здоровье малыша.

Но чрезмерная любовь может пагубно влиять на ребенка.

Коварная любовь - восхищение, когда:

- вы в восторге от каждого поступка ребенка,

- вы не задумываетесь над их сутью и возможными последствиями.

Чтобы в семье не вырос эгоист:

- учите ребенка замечать рядом с собой людей, у которых тоже есть свои чувства, желания, потребности, с которыми следует считаться;

- будьте мудрыми с детьми;

- будьте последовательными в момент негативных детских проявлений;

- умейте взглянуть на проблему с позиции малыша;

- стройте равноправные отношения, в которых одна правда и общее понимание добра и зла, которыми руководят взаимное, уважение и любовь;

При таких отношениях в семье невозможно применение «родительской власти», что очень часто становится непреодолимым барьером в налаживании отношений с членами семьи.

Чтобы в семье царило взаимное уважение и любовь придерживайтесь следующих рекомендаций:               

Поощряйте самостоятельность своего ребенка.

Если ваш малыш нуждается в помощи, создайте такие условия, чтобы он сам нашел пути преодоления проблемной ситуации.

Не давайте готовых ответов - ваша помощь должна ограничиваться намеками, наводящими вопросами.

Отмечайте достижения ребенка. Отдайте предпочтение похвале, а не упрекам.

Не дополняйте одобрение поступков или поведения ребенка критикой.

Не пытайтесь ставить перед ребенком завышенные требования.

Не требуйте от своего ребенка больше, чем от себя.

Помните, что для ребенка положительный пример родителей значит больше их поучения.

Создайте для ребенка уголок, где будет его стол, полочки, игрушки, книги, карандаши краски, альбомы и другие предметы, необходимые для его самостоятельной деятельности, игры.

Расскажите ребенку как можно больше положительного о самостоятельности, любознательность, а также о детском саде, школе.

Помните, после 20 мин. занятий ребенку необходим перерыв, смена деятельности.

Не проводите развивающих занятий с ребенком поздно вечером.

Помните, для продуктивной деятельности ребенку необходимо спать 10 - 12 ч. в сутки, с учетом дневного отдыха (1- 1.5год.)

Приложение №5

Диагностика уровня адаптированности ребенка

 к дошкольному учреждению

(А.С.Роньжина)

Ф.И.  РЕБЕНКА

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Реакция на изменение привычной ситуации

Полож.

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Актив.при поддержке взр.

Пассивен/ р-ция протеста

Инициативен

Принимат иниц. взр.

Уход от в/отнош. Р-ция прот

Инициативен

Вступает в контакт при поддрержке взр.

Пассивен

Принятие

Тревожность

Неприятие

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Приложение № 6

Рекомендации  для родителей   по взаимодействию с ребенком в период адаптации

Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.

Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.

Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.

Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.

В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.

Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.

В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.

Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины.

Приложение № 7

Рекомендации  для воспитателей   по взаимодействию с ребенком в период адаптации

Возьмите ребенка за руку и проведите по группе, расскажите, что где находится («Посмотри это спальня, здесь ребята отдыхают после обеда, вот твоя кроватка и т. д.)

Неплохо если в группе периодически будет звучать негромкая спокойная музыка (магические звуки природы - «Летние ночи», «Высоко в небе», «Колыбельная птиц», «Утренний восход», «Променад в лесу» и т. д.).

Если ребенок плачет - предложите попить воды. Графин с водой должен находиться в поле зрения ребенка, при необходимости, чтобы он смог попросить попить.

Разрешите ребенку принести игрушку из дома.

Лучшее лекарство от слез - смех. Покажите детям веселую сценку, кукольный театр.

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения рук. Предложите ребенку игрушки - пирамидки, мисочки, деревянные лабиринты, шнурок или палочку для нанизывания шариков, мягкие пазлы. Быстро отвлекают от слез песочные, гелиевые часы.

Если ребенок остается спать, присядьте возле него погладьте спинку, ручки, головку, брови, носик. Нежные и легкие поглаживания успокоят ребенка и он уснет.

При родителях только хвалить ребенка и не говорить, сколько он времени грустил.

В период адаптации не перевоспитывайте ребенка и не высказывайте ему своё недовольство, чем либо (в первые дни пребывания ребенка в ДОУ возможен отказ от еды, игры, одевания и раздевания).

При укладывании детей спать включите на 5-10 минут спокойную музыку или почитайте сказку.

Приложение № 8

Анкета для родителей

«Как прошла адаптация вашего ребенка к ДОУ?

1.Как прошла адаптация ребенка к ДОУ:

а) ребенок адаптировался полностью

б) ребенок иногда не хочет идти в детский сад

в) ребенок не хочет идти в детский сад

г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

2.Как протекала адаптация Вашего малыша к ДОУ?

 Ребенок шел в детский сад:

а) с плачем

б) с уговорами

в) без эмоций

г) с удовольствием

3.Что, по вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

а) действия сотрудников

б) совместные действия сотрудников и родителей

в) действия родителей

4. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения ДОУ?

а) обычным

б) отказывался от еды

в) был сильно угнетен

г) полон впечатлений

д) все эти факторы имели место

5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к ДОУ? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ожидаемый результат:

Благоприятный адаптационный период детей 1 года до – 2,6  лет.

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего   возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

В результате планомерной систематической работы дети показали высокий уровень адаптированности. У детей преобладает радостное   устойчивое – спокойное эмоциональное состояние. Они активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

 

Список литературы:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:

5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации взаимодействия с родителями на этапе адаптации детей к условиям общественного воспитания "Первые шаги"

Наш многолетний опыт работы  позволил выработать алгоритм взаимодействия с семьей на одном из самых трудных и важных этапов развития ребенка – в период его адаптации к условиям общественного восп...

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Педагогический проект "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" раскрывает условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста. Эта тема актуальна в теории и практике дошкольного об...

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"...

проект "Адаптация детей к условиям детского сада"

Приспособление детей второй младшей группы к адаптации детского сада....

Проект: Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Водичка – водичка»

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возраста. Она обладает психотерапевтическими свойст...