Практикум «Учимся сотрудничать с родителями»
консультация

Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель – родитель», требует усилий от педагогического коллектива.

Если мы хотим добиться наибольших успехов в воспитании детей, необходимо активное систематическое сотрудничество с родителями. Как мы выяснили из предыдущих встреч, что для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, следовательно, мы будем продолжать учиться как  вести равноправный диалог с семьями дошкольников, становясь партнерами, собеседниками, связанными отношениями взаимной поддержки   и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_uchimsya_sotrudnichat_s_roditelyami.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Учимся сотрудничать с родителями»

10.12.2019

В душе педагога должно быть место для родителей воспитанника, он должен понимать, что это те родители, которые нужны ребенку, что они самые лучшие, других нет: Ребенок получил от них жизнь – этот драгоценный дар. Наша задача – помочь малышу взять от общения с родителями все, что можно. Если педагог это осознает, тогда огромный труд общения с семьями начинает ему даваться гораздо легче, а дети чувствуют себя в детском саду в большей эмоциональной безопасности, так как сами педагоги не пугают ребенка опытом личного неприятия его родителей.

Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель – родитель», требует усилий от педагогического коллектива.

Если мы хотим добиться наибольших успехов в воспитании детей, необходимо активное систематическое сотрудничество с родителями. Как мы выяснили из предыдущих встреч, что для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, следовательно, мы будем продолжать учиться как  вести равноправный диалог с семьями дошкольников, становясь партнерами, собеседниками, связанными отношениями взаимной поддержки   и взаимопомощи.

Я хочу видеть вас  сегодня активными и искренними.

Задача практикума:

  • нахождение путей реализации потребностей родителей
  • развитие умения устанавливать контакт с родителями
  • овладение навыками диалогического общения

Проведем упражнение - разминку (для всех):

  • Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
  • Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
  • Если вы считаете, что взрослые обучаются так же,  как дети, кивните головой.
  • Если вы верите в то, что взрослые успешнее всего обучаются, делая что-то, встаньте.
  • Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.
  • Если вы зеваете от скуки, слушая двухчасовые лекции, прикройте рот рукой.
  • Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь.
  • В такой теплой атмосфере мы продолжим наше занятие практикума «Учимся сотрудничать с родителями».

Первое  задание подведёт к необходимости  вспомнить техники диалогического общения:

  • техника «Активного (рефлексивного) слушания», когда другому как бы «возвращается» то, что он вам поведал и, что вы поняли о том, что случилось с другим человеком, при этом обозначив его чувства
  • техника «Я – сообщение», когда каждая фраза произносится от первого лица («я», «мне», «меня»), когда человек говорит о своих собственных ощущениях, переживаниях, а не о другом человеке и его поведении

Упражнение «Я – сообщение» или «ТЫ – сообщение»

Цель этого упражнения научиться ориентироваться в способах диалогического общения, используя технику «Я - сообщение» и «Ты – сообщение» («активного слушания»).

Сейчас  вы напишите по одному высказыванию каждой из техник диалогического общения. (3мин.)

Свои точки зрения постарайтесь обосновать.

Проанализировав анкетирование и проведя интервьюирование с некоторыми родителями, хочется вам предложить следующее задание.

 «Какая тематика встреч актуальна для родителей»

По высказываниям родителей в процессе беседы с целью выяснения затруднений в семейном воспитании сформулируйте актуальные, с точки зрения необходимой родителям педагогической помощи, темы встреч. Также выберите форму проведения, основные методы общения, определите категории семей, приглашаемых на встречу,  и решите, кто может быть ответственен за проведение встречи.

Высказывания родителей

  • И в кого он только пошел? Вредничает, ничего его не интересует. Что с ним делать?
  • Скоро в школу. Главное, чтобы хорошо читал и считал. Остальное не важно. Разве не так?
  • Речь развивать. А я с такой речью прожила и ничего. И он проживет.
  • Ребенок маленький в доме появился, совсем некогда со старшим заниматься…
  • Пора бы стать ему самостоятельней, ничего сам не делает.
  • Все ему покупаем. Игрушек много, ни в чем не отказываем, но он их только ломает, а потом  капризничает.
  • У ребенка много игрушек, но его привлекают вещи для взрослых
  • Моя дочь часто болеет. Чуть засквозит, она начинает кашлять, все время с насморком. Такая она у нас слабенькая от природы.

Следующий ваш шаг – это подготовка к предстоящей встрече. Что нужно сделать? (определить этапы встречи, их последовательность, придерживаться  логики развития темы и пр.)

Вам будет необходимо определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей. Каждый из играющих,  получает карточку.  На которой написан какой-либо из организационных фрагментов подготовки или проведения встречи с родителями.  Посовещавшись, вы должны построиться  в логическую цепочку, комментируя свой выбор. Остальные могут возразить или дополнить высказываемые предположения.

Описание организационных моментов:

  1. Составляется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителя на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях воспитанников.
  2. Определяются ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч (воспитатели групп, логопед, музыкальный руководитель, медицинский работник и другие сотрудники).
  3. С родителями согласуются удобные для  них дни проведения встреч.
  4. Продумываются структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий встречи с использованием методов активизации родителей.
  5. Обеспечивается  заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
  6. Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи (устный опрос, анкетирование и др.)

Овладения методикой фронтальных встреч с родителями, развитие умения определять педагогическую потребность семьи и  в соответствии с этим, точно формулировать тему встреч для родительской аудитории – одна из важных сторон в  налаживании сотрудничества с родителям. Также  происходит узнавание своих воспитанников, возможность посмотреть на них глазами их родителей, помочь в решении возникших проблем или предотвратить их.

Очень важна своевременность и форма оповещения родителей о проведении предстоящей встречи. Рекомендуется вывешивать объявление примерно за 2-5 дней с кратким планом встречи, чтобы подготовить родителей к восприятию материала. Название должно быть «агитирующим», проблемным. («Нужна ли игра ребенку?» «Можно ли обойтись без наказания?»  «Как воспитать у ребенка любознательность?»  и др.) Родитель, увидев такое объявление, задумается, попытается соотнести проблему с собственным опытом. Здесь же в объявлении, можно предложить родителям выполнить небольшие задания, связанные с темой предстоящей встречи. (Например, понаблюдать за  ребенком, выявить, сформированы ли у него те или иные навыки, задать ему определенные вопросы и записать ответы).

Предлагаю вам проявить свое мастерство и творчество и составить объявление по одной из составленных тем встречи с родителями.

 Заслушаем объявления. Предлагаю высказаться об услышанном. Может, будут какие-то дополнения или предложения.

После этого рекомендуется продумать методы активизации родителей. Что вы понимаете под этим? (Формирование интереса к обсуждаемому вопросу, ассоциации с собственным опытом, желание активно участвовать в обсуждении предлагаемой темы.).

Важно переключать внимание родителей. Каким образом это делаете вы? (используется шутка, юмор, примеры из собственного опыта, вопросы, противоположные точки зрения, задания игрового характера, просмотр видеоматериалов, фотоматериалов, занятий или их фрагментов, совместные задания с детьми).

 

Какие формы встреч популярны у вас, педагогов? (выставляю на мольберт)

У родителей? (выставляю на мольберт)

Популярностью у родителей пользуются такие формы общения как:

  • Семинары-практикумы
  • Психологические и деловые игры
  • Родительские лектории
  • «круглый стол»
  • Диспуты
  • Общие родительские собрания

Популярностью у педагогов пользуются такие формы общения, как:  (вывешиваю на мольберт)

  • Что испытывали вы на нашей с вами встрече?
  • Что понравилось?
  • Какой опыт получили?      
  • Мне хочется, услышать  от вас достаточно искренние ответы.

Итак, выявление и постановка проблемы для обсуждения на основе реальных потребностей родителей; подбор необходимой литературы; определение темы предстоящей встречи; подготовка объявления; составление плана встречи и выступления; выбор методов активизации родителей и соответствующих форм общения является важной ступенью в сотрудничестве с родителями.

И под занавес нашей встречи, я предлагаю в помощь несколько памяток:

Памятка воспитателям «Словарь языка принятия».

Язык принятия

Язык неприятия

Оценка поступка, а не личности

Негативная оценка личности

Комплимент

Критика

Ласковые слова

Слова упрека

Поддерживающие слова, выражение заинтересованности

Слова, принижающие чувство собственной значимости, самооценку

Сравнение самим собой, а не с другими

Сравнение с другими не в лучшую сторону

Слова одобрения, согласия

Команды, приказы, распоряжения

Поощрение

Подчеркивание неудачи, указание на несоответствие родительским ожиданиям

Выражение своих чувств, отражение чувств ребенка

Отказ от объяснений, обзывание, высмеивание

Позитивные телесные контакты:

прикосновение, поглаживания, объятия, улыбка, контакт глаз

Уход от контакта, отшучивание

Доброжелательная интонация

Угрожающая мимика, негативная интонация

Памятка воспитателю «Особенности общения, основанного на чувстве педагогического такта».

  • Развивайте культуру общения: в разговоре с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте сдержанность и терпимость к иным точкам зрения (толерантность). Умейте выслушать собеседника; понять его; встать на его точку зрения; признать его правоту; убедить в своей правоте.
  • Будьте демократичны в общении с родителями: не приказывайте, а советуйте, не инструктируйте, а делитесь мнением.
  • Помните, сотрудничество – это не авторитарный (ненасильный) процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров. Основа сотрудничества – взаимоуважение, взаимообогащение и взаимодополнение  участвующих сторон.
  • Помните, опора на положительные качества ребенка – основа доверия родителей к педагогу.
  • Учитывайте специфику семьи и формируйте представление родителей о детском учреждении как воспитательно-образовательном социальном институте.
  • Не забывайте, что взаимодействие семьи и детского сада невозможно без знания каждой стороной особенностей друг друга.
  • Изучайте и пропагандируйте положительный опыт конкретной семьи для использования его другими родителями.

Самоанализ проведения коллективной встречи с родителями.

  1. Какова цель встречи с точки рения ее педагогической значимости для родителей?
  2. Насколько удачным показалось построение встречи: этапы ее проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие отклик, интерес и пр.
  3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи: он был все время одинаковым или нет? Это был на ваш взгляд, диалог или монолог?
  4. С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели т вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогло вам (или помешало) с ними справиться?
  5. Наблюдали ли вы во время встречи проявление родителями рефлексии (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»)? В чем это выражалось? Приведите примеры?
  6. Охарактеризуйте эмоциональную сторону проведенной встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, развлечения, непринужденности и пр.) Какова ваша точка зрения на соотношение рационального и эмоционального компонентов общения с родительской аудиторией?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Учимся сотрудничать"

Деловая игра  предназначена для развития коммуникативных компетенций педагогов детского сада, адаптации в новом коллективе, к новым требованиями условиям работы....

Театр учит сотрудничать и общаться

Как с помощью театра можно развивать коммуникативные навыки....

Семинар-практикум «Учимся, играя!» для родителей второй младшей. «В гостях у бабушки Арины»

Семинар-практикум «Учимся, играя!» для родителей второй младшей.«В гостях у бабушки Арины»...

Семинар -практикум "Учимся общаться с родителями"

Тема нашего сегодняшнего семинара – профессия педагог или учимся общаться с родителями. Цель: подчеркнуть важность умения общаться педагога с родителями. Я не случайно подготовила этот семинар, ...

Консультация для педагогов "Учимся сотрудничать с родителями"

Главный момент в контексте       « семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, ус...

Семинар-практикум «Учимся, играя!» для родителей. «В гостях у бабушки Арины»

Цель: расширить и обобщить представления родителей о формах и методах работы с детьми в связи с введением ФГОС ДО; познакомиться и апробировать игровые упражнения и развивающие игры младших дошкольник...

Конспект для педсовета - практикума "Учимся с родителями, учимся с детьми". Тема: " Приглашаем на родительское собрание".

Конспект для педсовета - практикума    "Учимся с родителями, учимся с детьми". Тема: " Приглашаем на родительское собрание"....