"Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Наураша в стране Наурандии"
методическая разработка
"Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Наураша в стране Наурандии"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.49 КБ | |
| 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги, сегодня я хотела бы рассказать вам немного о своем опыте организации работы по программе дополнительного образования.
Сегодня организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является неотъемлемым компонентом социального заказа общества, а также результатом последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
В 2017 году ДОУ приняли участие в краевом конкурсе «Кадровое обеспечение технологического лидерства», в ходе реализации проекта, на базе ДОУ было создано единое образовательное пространство по познавательно-исследовательской деятельности лаборатория «ЗНАЙКА». В ходе работы, специалистами ДОУ было принято решения в использовании лаборатории для коррекционных и развивающих занятий, а конкретно для занятий с детьми с ОВЗ.
Целью работы, которой стало развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации детского экспериментирования, средствами детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Задачи:
- расширять представления воспитанников о свойствах и качествах объектов окружающего мира, взаимозависимостях некоторых явлений (магнетизм, электричество, температура, пульс, кислотность, звук, свет);
- формировать у старших дошкольников познавательно-исследовательских умений – выдвижение и обоснование идеи, планирование этапов исследовательской деятельности, понимание и выполнение алгоритма действий, самостоятельный поиск информации, обобщение результатов эксперимента и др.;
- формировать у детей старшего дошкольного возраста практических навыков работы с цифровыми ресурсами в ходе экспериментальной деятельности (работа с материалами и программным обеспечением детской цифровой лаборатории);
- развивать исследовательские, поисковые умения воспитанников с ОВЗ (ЗПР, ТНР) с учетом особенностей развития их познавательной сферы в процессе экспериментирования с материалами детской цифровой лаборатории;
-воспитывать желание доводить начатое дело до конца и добиваться результатов в процессе практической поисковой деятельности;
- воспитывать самостоятельность при организации рабочего места в процессе собственных исследований и экспериментов в детской цифровой лаборатории и стремление применять знания, полученные в результате поисковой деятельности, в повседневной жизни.
Программа реализуется в условиях инклюзивного образования (группы комбинированной направленности) и учитывает особенности познавательного развития воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и специфику развития познавательной сферы воспитанников с особыми возможностями здоровья – детей с задержкой психического развития (ЗПР), детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Программа реализуется в старшей группе комбинированной направленности.
Самостоятельная исследовательская и экспериментальная практика формируется при реализации Программы постепенно при наличии у воспитанников опыта совместных с педагогом исследований, исследовательской деятельности со сверстниками. В связи с этим, Программа реализуется через формы образовательной деятельности, предполагающей опыт совместных и самостоятельных исследований.
Совместная деятельность детей и взрослых в рамках непосредственно организованной образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Организованная деятельность в рамках цифровой лаборатории выстраивается с группой детей или индивидуально на основе технологии проблемного обучения. В рамках цифровой лаборатории педагог выстраивает образовательную деятельность в соответствии с технологической картой, состоящей из пяти этапов:
1. Постановка проблемы: ребенок осознает противоречие, «присваивает» проблему, определяет цель исследования.
2. Актуализация знаний: ребенок под руководством взрослых структурирует свой опыт в рамках исследовательской задачи, осознает потребность в новых знаниях.
3. Выдвижение гипотез, поиск: ребенок участвует в обсуждении, размышляет, выдвигает и обосновывает идеи, принимает программу поиска, проводит поисковую деятельность с использованием материалов цифровой лаборатории.
4. Проверка решения: дети докладывают результаты эксперимента, формулируют выводы, соотносят результат с целью.
5. Введение в систему знаний: дети присваивают новые знания и умения, оформляют результаты поиска, применяют полученные знания и навыки в самостоятельной деятельности.
Алгоритм организованной образовательной деятельности в рамках цифровой лаборатории предполагает следующие способы создания проблемных ситуаций: столкновение детей с фактами и явлениями, требующими объяснения; постановка проблемных заданий на объяснение явления; побуждение детей к анализу фактов с противоречиями; выдвижение и опытная проверка гипотез; побуждение детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов явлений, действий, в результате которых появляется познавательное затруднение.
Организуя образовательную деятельность в цифровой лаборатории, педагог использует следующие методические приемы создания проблемных ситуаций: акцентирование внимания детей на противоречии между его представлениями и жизненным опытом; постановка эврестических и проблемных вопросов; рассматривание проблемы с различных ролевых позиций; создание противоречия в практической деятельности детей.
В организованной образовательной деятельности в цифровой лаборатории применяются такие методы, как проблемный вопрос, практическое задание (опыт, эксперимент, обследование), проблемная ситуация, эвристическая беседа, моделирование, игра-фантазия.
Цифровая лаборатория предполагает организацию образовательной деятельности в группах, малых группах и в индивидуальной форме. В зависимости от задач и количества воспитанников, педагог определяет режим обучающей компьютерной программы – режим последовательного выполнения заданий, свободный режим (игровые измерения), режим повторов (задания на измерения), режим работы в парах (задания на сравнительные измерения), режим обучающей информации.
Для воспитанников с ЗПР и ТНР (ОНР II, ОНР III) педагог использует средства, методы и приемы, обеспечивающие освоение программы с учетом специфики развития их познавательной сферы.
Воспитанникам с ЗПР предлагаются наглядные средства контроля за выполнением собственной исследовательской деятельности: технологические карты экспериментов, план действий с фиксацией контрольных этапов исследования, контрольные карты, алгоритм действий. Для обобщения и представления результатов исследования педагоги предлагают воспитанникам поэтапные наглядные схемы, карточки, алгоритмы презентации. Организация экспериментов в цифровой лаборатории с детьми с ЗПР проводится при условии организующей помощи взрослого с применением следующих приемов: дробная/многоступенчатая инструкция; многократное повторение (напоминание) цели, задач, этапов деятельности с опорой на наглядный план/схему; адаптация (упрощение) эксперимента (сокращение количества этапов опыта, распределение нагрузки между взрослым и воспитанником).
Для воспитанников с ТНР важным условием при организации деятельности в цифровой лаборатории является использование педагогом наглядных средств подкрепления словесной инструкции: схемы, графические изображения цели, задач, гипотезы и этапов деятельности. В связи с тем, что дети с ТНР испытывают трудности при формировании связного высказывания, педагог применяет следующие приемы при презентации детьми результатов эксперимента: опорные, уточняющие вопросы; прием
«закончи фразу», опорные фразы/картинки/алгоритмы/пиктограммы/модели. С целью формирования внутренней речи во время экспериментирования педагог добивается от ребенка «проговаривания» инструкций, собственных действий. В целом содержание деятельности и приемы работы для воспитанников с ТНР идентичны образовательной деятельности, организующейся для нормативно развивающихся сверстников.
Характеристика взаимодействия коллектива с семьями воспитанников.
Программа предполагает формы сотрудничества с семьями воспитанников в области развития познавательно-исследовательской деятельности: участие родителей в обогащении групповых мини-лабораторий; участие в образовательном событии «Детская научная конференция «Наши первые открытия». Детская научная конференция проходит ежегодно в апреле и предполагает следующие формы участия родителей:
- Осуществление поддержки и сопровождения всех этапов детского исследования, начиная от постановки проблемы, до представления результатов.
- Участие в финальном этапе Конференции в качестве тьютора (помощника) своего ребенка.
- Оказание помощи педагогическому коллективу в подготовке Конференции.
В процессе подготовки ребенка к Конференции родители получают консультационную поддержку педагогов. Родителям предоставляется доступ к оборудованию цифровой лаборатории и материалов лаборатории «Наураша», если исследование ребенка, готовящего исследовательскую работу, предполагает такую необходимость.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной принцип познавательно-исследовательской деятельности: крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам . Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ : Развитие у дошкольников исследовательского типа мышления (освоение не готовых знаний, а методы освоения новых знаний)
Цель развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации детского экспериментирования, средствами детской цифровой лаборатории « Наураша в стране Наурандии ».
Задачи: расширять представления воспитанников о свойствах и качествах объектов окружающего мира, взаимозависимостях некоторых явлений (магнетизм, электричество, температура, пульс, кислотность, звук, свет); формировать у старших дошкольников познавательно-исследовательских умений – выдвижение и обоснование идеи, планирование этапов исследовательской деятельности, понимание и выполнение алгоритма действий, самостоятельный поиск информации, обобщение результатов эксперимента и др.; формировать у детей старшего дошкольного возраста практических навыков работы с цифровыми ресурсами в ходе экспериментальной деятельности (работа с материалами и программным обеспечением детской цифровой лаборатории);
развивать исследовательские, поисковые умения воспитанников с ОВЗ (ЗПР, ТНР) с учетом особенностей развития их познавательной сферы в процессе экспериментирования с материалами детской цифровой лаборатории; воспитывать желание доводить начатое дело до конца и добиваться результатов в процессе практической поисковой деятельности; воспитывать самостоятельность при организации рабочего места в процессе собственных исследований и экспериментов в детской цифровой лаборатории и стремление применять знания, полученные в результате поисковой деятельности, в повседневной жизни.
Постановка проблемы: ребенок осознает противоречие, «присваивает» проблему, определяет цель исследования. Актуализация знаний: ребенок под руководством взрослых структурирует свой опыт в рамках исследовательской задачи, осознает потребность в новых знаниях. Выдвижение гипотез, поиск: ребенок участвует в обсуждении, размышляет, выдвигает и обосновывает идеи, принимает программу поиска, проводит поисковую деятельность с использованием материалов цифровой лаборатории. Проверка решения: дети докладывают результаты эксперимента, формулируют выводы, соотносят результат с целью. Введение в систему знаний: дети присваивают новые знания и умения, оформляют результаты поиска, применяют полученные знания и навыки в самостоятельной деятельности.
Цифровая лаборатория «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ» Знакомить с различными явлениями ( температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность , пульс, магнитное поле)
Цифровая лаборатория « Наураша в стране Наурандии »
д атчик температуры д атчик света д атчик звука д атчик магнитного поля д атчик электричества д атчик силы д атчик пульса д атчик кислотности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 4-7 лет Музыкально-театрального кружка" Сказочная страна".
Программа расчитана для детей дошкольного возраста в возрасте 4-7 лет....

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Страна Пластилиния"
Чем больше мастерства в руке, тем ребенок умнее. Рабочая программа....

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Страна Пластилиния"
Рабочая программа...

Итоговое занятие по программе дополнительного образования "Говорушки" на тему: "Путешествие в страну слов"
В помощь воспитателям старшей группы предлагаю конспект занятия по речевому развитию на тему: "Путешествие в страну слов". Целью данного занятия является обогащение словарного запаса, активи...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей раннего возраста «Страна Малышандия»
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание построек из различного строительного матер...
