"Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Наураша в стране Наурандии"
методическая разработка

Реутова Алёна Андреевна

"Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Наураша в стране Наурандии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.49 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

        Добрый день уважаемые коллеги, сегодня я хотела бы рассказать вам немного о своем опыте  организации работы по программе дополнительного образования.

        Сегодня организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) является неотъемлемым компонентом социального заказа общества, а также результатом последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

        В 2017 году ДОУ приняли участие в краевом конкурсе «Кадровое обеспечение технологического лидерства», в ходе реализации проекта, на базе ДОУ было создано единое образовательное пространство по познавательно-исследовательской деятельности лаборатория «ЗНАЙКА».  В ходе работы, специалистами ДОУ было принято решения в использовании лаборатории для коррекционных и развивающих занятий, а конкретно для занятий с детьми с ОВЗ.

        Целью работы, которой стало развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации детского экспериментирования, средствами детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Задачи:

-        расширять представления воспитанников о свойствах и качествах объектов окружающего мира, взаимозависимостях некоторых явлений (магнетизм, электричество, температура, пульс, кислотность, звук, свет);

-        формировать у старших дошкольников познавательно-исследовательских умений – выдвижение и обоснование идеи, планирование этапов исследовательской деятельности, понимание и выполнение алгоритма действий, самостоятельный поиск информации, обобщение результатов эксперимента и др.;

-        формировать у детей старшего дошкольного возраста практических навыков работы с цифровыми ресурсами в ходе экспериментальной деятельности (работа с материалами и программным обеспечением детской цифровой лаборатории);

-        развивать исследовательские, поисковые умения воспитанников с ОВЗ (ЗПР, ТНР) с учетом особенностей развития их познавательной сферы в процессе экспериментирования с материалами детской цифровой лаборатории;

-воспитывать желание доводить начатое дело до конца и добиваться результатов в процессе практической поисковой деятельности;

-        воспитывать самостоятельность при организации рабочего места в процессе собственных исследований и экспериментов в детской цифровой лаборатории и стремление применять знания, полученные в результате поисковой деятельности, в повседневной жизни.

        Программа реализуется в условиях инклюзивного образования (группы комбинированной направленности) и учитывает особенности познавательного развития воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и специфику развития познавательной сферы воспитанников с особыми возможностями здоровья – детей с задержкой психического развития (ЗПР), детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Программа реализуется в старшей группе комбинированной направленности.

        Самостоятельная исследовательская и экспериментальная практика формируется при реализации Программы постепенно при наличии у воспитанников опыта совместных с педагогом исследований, исследовательской деятельности со сверстниками. В связи с этим, Программа реализуется через формы образовательной  деятельности, предполагающей опыт совместных и самостоятельных исследований.

        Совместная деятельность детей и взрослых в рамках непосредственно организованной образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

        Организованная деятельность в рамках цифровой лаборатории выстраивается с группой детей или индивидуально на основе технологии проблемного обучения. В рамках цифровой лаборатории педагог выстраивает образовательную деятельность в соответствии с технологической картой, состоящей из пяти этапов:

        1.        Постановка проблемы: ребенок осознает противоречие, «присваивает» проблему, определяет цель исследования.

        2.        Актуализация знаний: ребенок под руководством взрослых структурирует свой опыт в рамках исследовательской задачи, осознает потребность в новых знаниях.

        3.        Выдвижение гипотез, поиск: ребенок участвует в обсуждении, размышляет, выдвигает и обосновывает идеи, принимает программу поиска, проводит поисковую деятельность с использованием материалов цифровой лаборатории.

        4.        Проверка решения: дети докладывают результаты эксперимента, формулируют выводы, соотносят результат с целью.

        5.        Введение в систему знаний: дети присваивают новые знания и умения, оформляют результаты поиска, применяют полученные знания и навыки в самостоятельной деятельности.

        Алгоритм организованной образовательной деятельности в рамках цифровой лаборатории предполагает следующие способы создания проблемных ситуаций: столкновение детей с фактами и явлениями, требующими объяснения; постановка проблемных заданий на объяснение явления; побуждение детей к анализу фактов с противоречиями; выдвижение и опытная проверка гипотез; побуждение детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов явлений, действий, в результате которых появляется познавательное затруднение.

        Организуя образовательную деятельность в цифровой лаборатории, педагог использует следующие методические приемы создания проблемных ситуаций: акцентирование внимания детей на противоречии между его представлениями и жизненным опытом; постановка эврестических и проблемных вопросов; рассматривание проблемы с различных ролевых позиций; создание противоречия в практической деятельности детей.

        В организованной образовательной деятельности в цифровой лаборатории применяются такие методы, как проблемный вопрос, практическое задание (опыт, эксперимент, обследование), проблемная ситуация, эвристическая беседа, моделирование, игра-фантазия.

        Цифровая лаборатория предполагает организацию образовательной деятельности в группах, малых группах и в индивидуальной форме. В зависимости от задач и количества воспитанников, педагог определяет режим обучающей компьютерной программы – режим последовательного выполнения заданий, свободный режим (игровые измерения), режим повторов (задания на измерения), режим работы в парах (задания на сравнительные измерения), режим обучающей информации.

        Для воспитанников с ЗПР и ТНР (ОНР II, ОНР III) педагог использует средства, методы и приемы, обеспечивающие освоение программы с учетом специфики развития их познавательной сферы.

        Воспитанникам с ЗПР предлагаются наглядные средства контроля за выполнением собственной исследовательской деятельности: технологические карты экспериментов, план действий с фиксацией контрольных этапов исследования, контрольные карты, алгоритм действий. Для обобщения и представления результатов исследования педагоги предлагают воспитанникам поэтапные наглядные схемы, карточки, алгоритмы презентации. Организация экспериментов в цифровой лаборатории с детьми с ЗПР проводится при условии организующей помощи взрослого с применением следующих приемов: дробная/многоступенчатая инструкция; многократное повторение (напоминание) цели, задач, этапов деятельности с опорой на наглядный план/схему; адаптация (упрощение) эксперимента (сокращение количества этапов опыта, распределение нагрузки между взрослым и воспитанником).

        Для воспитанников с ТНР важным условием при организации деятельности в цифровой лаборатории является использование педагогом наглядных средств подкрепления словесной инструкции: схемы, графические изображения цели, задач, гипотезы и этапов деятельности. В связи с тем, что дети с ТНР испытывают трудности при формировании связного высказывания, педагог применяет следующие приемы при презентации детьми результатов эксперимента: опорные, уточняющие вопросы; прием

«закончи фразу», опорные фразы/картинки/алгоритмы/пиктограммы/модели.         С целью формирования внутренней речи во время экспериментирования педагог добивается от ребенка «проговаривания» инструкций, собственных действий. В целом содержание деятельности и приемы работы для воспитанников с ТНР идентичны образовательной деятельности, организующейся для нормативно развивающихся сверстников.

        Характеристика взаимодействия коллектива с семьями воспитанников.

Программа предполагает формы сотрудничества с семьями воспитанников в области развития познавательно-исследовательской деятельности: участие родителей в обогащении групповых мини-лабораторий; участие в образовательном событии «Детская научная конференция «Наши первые открытия». Детская научная конференция проходит ежегодно в апреле и предполагает следующие формы участия родителей:

-        Осуществление поддержки и сопровождения всех этапов детского исследования, начиная от постановки проблемы, до представления результатов.

-        Участие в финальном этапе Конференции в качестве тьютора (помощника) своего ребенка.

-        Оказание помощи педагогическому коллективу в подготовке Конференции.

        В процессе подготовки ребенка к Конференции родители получают консультационную поддержку педагогов. Родителям предоставляется доступ к оборудованию цифровой лаборатории и материалов лаборатории «Наураша», если исследование ребенка, готовящего исследовательскую работу, предполагает такую необходимость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа дополнительного образования « Наураша в стране Наурандии » Алёна Андреевна Макарова педагог-психолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ужурский детский сад №2 « Родничок»

Слайд 2

Основной принцип познавательно-исследовательской деятельности: крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам . Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ : Развитие у дошкольников исследовательского типа мышления (освоение не готовых знаний, а методы освоения новых знаний)

Слайд 3

Цель развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации детского экспериментирования, средствами детской цифровой лаборатории « Наураша в стране Наурандии ».

Слайд 4

Задачи: расширять представления воспитанников о свойствах и качествах объектов окружающего мира, взаимозависимостях некоторых явлений (магнетизм, электричество, температура, пульс, кислотность, звук, свет); формировать у старших дошкольников познавательно-исследовательских умений – выдвижение и обоснование идеи, планирование этапов исследовательской деятельности, понимание и выполнение алгоритма действий, самостоятельный поиск информации, обобщение результатов эксперимента и др.; формировать у детей старшего дошкольного возраста практических навыков работы с цифровыми ресурсами в ходе экспериментальной деятельности (работа с материалами и программным обеспечением детской цифровой лаборатории);

Слайд 5

развивать исследовательские, поисковые умения воспитанников с ОВЗ (ЗПР, ТНР) с учетом особенностей развития их познавательной сферы в процессе экспериментирования с материалами детской цифровой лаборатории; воспитывать желание доводить начатое дело до конца и добиваться результатов в процессе практической поисковой деятельности; воспитывать самостоятельность при организации рабочего места в процессе собственных исследований и экспериментов в детской цифровой лаборатории и стремление применять знания, полученные в результате поисковой деятельности, в повседневной жизни.

Слайд 6

Постановка проблемы: ребенок осознает противоречие, «присваивает» проблему, определяет цель исследования. Актуализация знаний: ребенок под руководством взрослых структурирует свой опыт в рамках исследовательской задачи, осознает потребность в новых знаниях. Выдвижение гипотез, поиск: ребенок участвует в обсуждении, размышляет, выдвигает и обосновывает идеи, принимает программу поиска, проводит поисковую деятельность с использованием материалов цифровой лаборатории. Проверка решения: дети докладывают результаты эксперимента, формулируют выводы, соотносят результат с целью. Введение в систему знаний: дети присваивают новые знания и умения, оформляют результаты поиска, применяют полученные знания и навыки в самостоятельной деятельности.

Слайд 8

Цифровая лаборатория «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ» Знакомить с различными явлениями ( температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность , пульс, магнитное поле)

Слайд 9

Цифровая лаборатория « Наураша в стране Наурандии »

Слайд 10

д атчик температуры д атчик света д атчик звука д атчик магнитного поля д атчик электричества д атчик силы д атчик пульса д атчик кислотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Страна Пластилиния"

Чем больше мастерства в руке, тем ребенок умнее. Рабочая программа....

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...

Спортивно-оздоровительная программа «МАУГЛИ» (программа дополнительного образования для детей в возрасте 4-7 лет)

Программа в области физической культуры "Маугли" (далее Программа) рассчитана на срок обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет и соответствует многолетней оздоровительной подготовке в течение...