Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 4-7 лет Музыкально-театрального кружка" Сказочная страна".
материал по теме

Королева Екатерина Алексеевна

Программа расчитана для детей дошкольного возраста в возрасте 4-7 лет. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вся жизнь детей насыщена игрой.
Каждый ребенок хочет сыграть свою
роль. Научить ребенка играть, брать 
на себя роль и действовать, вместе с
тем помогая ему приобретать 
жизненный опыт, – все это помогает 
осуществить – ТЕАТР".

ВВЕДЕНИЕ

Театр  это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театр помогает ребенку развиваться всесторонне, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры.

 Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Театр -  один из самых  ярких, красочных, демократичных и доступных видов искусства для детей, который позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с  художественным образованием и воспитанием детей; формирование эстетического вкуса, нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

При театрализованной деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов; раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; развитие реальных мотивов:

игра и обучение не должно быть из-под палки; внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд (" У тебя получится, я уверена...").

Совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне - развитой творческой личности.

   Концепция дошкольного воспитания ориентирована на формирование базиса личностной культуры. Под культурой мы понимаем комплекс материальных и духовных ценностей, выработанных человеческим обществом, способов их создания и передачу от поколения к поколению этих ценностей. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте должен усвоить доступные ему общечеловеческие ценности. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Театрализованная деятельность-  это особый и прекрасный мир ребенка.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Любую свою выдумку, любое впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и получает огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости,  целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии.

 Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Занятия театральной деятельностью должны не только дать возможность детям изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от занятий.

  Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

- Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

- Снимать зажатость и скованность.

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

- Развивать музыкальный слух.

- Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

- Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

- Развивать интерес к сценическому искусству.

- Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

- Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

- Учить сочинять этюды по сказкам.

- Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

- Развивать чувство ритма и координацию движений.

- Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

- Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

- Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

- Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

- Развивать дикцию на основе скороговорок и стихов.

- Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

- Пополнять словарный запас.

- Учить строить диалог.

- Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

- Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

- Знакомить с создателями спектакля.

- Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

- Воспитывать культуру поведения в театре.

Цель музыкально - театрального кружка:

Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста,  средствами театрализованной деятельности через театрализованную деятельность.

Совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне-развитой личности.

Задачи

- Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, видами кукольных театров).

- Развивать элементы актерского мастерства.

- Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, интонации, выразительных движений).

 - Обеспечивать условия для взаимосвязи театрализованной и другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурный досуг, экскурсии и т.д.)

 - Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, педагогов).

- Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

- Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность

- Развивать формирование простых навыков творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности

- Совершенствовать артистические навыки детей.

- Развивать мимику и пластику тела.

- Побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

- Развивать познавательные способности у детей.

- Развивать творческое воображение.

- Развивать творческое мышление, коммуникативные навыки.

Форма и методы

- Игры- драматизации.

- Упражнения для социально- эмоционального развития.

- Коррекционно - развивающие игры.

- Упражнения по дикции.

- Задания для развития речевой интонационной выразительности.

- Игры-превращения (учимся владеть своим телом)

- Упражнения на развития детской пластики.

- Ритмические минутки (логоритмика).

- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для    свободного кукловождения.

- Упражнения на развитие выразительной мимики.

- Театральные этюды.

- Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.

- Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Виды деятельности:

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческая. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. 

Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

* Что такое театр, театральное искусство;

*Какие представления бывают в театре;

*Кто такие актеры;

*Какие превращения происходят на сцене;

 *Как вести себя в театре.

5.Работа над спектаклем.

Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни.

«Познавательное», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, музыкой, танцами, к спектаклю, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Речевое» где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности. Используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.

«Физическое» использование подвижных - сюжетных игр.

«Социально-коммуникативное»участие в спектаклях, подготовка к ним. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества.

Знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх. Использование дидактических игр.

Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- плоскостной шагающий театр

-конусный

-теневой

-би-ба-бо (перчаточный)

-фланелеграф

- масочный

-театр рукавичек

- театр игрушек

3. Ноутбук, колонки.

4. Детские костюмы для спектаклей.

5.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

6.Музыкальный центр, видеоаппаратура.

7. Медиотека (аудио- и CD диски).

8. Декорации к спектаклям.

9. Книги и иллюстрации к сказкам.

10.Методическая литература.

Предполагаемый результат

Для детей: 

Сформировать духовно – богатую личности ребёнка.

Сформировать творческий потенциал, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, социально - компетентный и развивающей личности.

Сформировать умения выражать своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре)

Сформировать нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта)

Развить у детей инициативу, сообразительность, самостоятельности.

Развить духовно-богатую личность ребенка, как активного участника театрального кружка.

Развить желания придумать, рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.

Для педагога:

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня и  профессионализма педагога.

Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы

Для родителей

Получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.

Формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них.

Развитие более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста. Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДЕТЕЙ

- Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

- Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

- Запоминают заданные позы.

- Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

- Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

- Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывают дыхание в середине фразы.

- Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

- Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

- Умеют составлять предложения с заданными словами.

- Умеют сочинять этюды по сказкам, умеют строить простейший диалог.

Новизна Программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии

  1. дыхательная гимнастика,
  2. артикуляционная гимнастика,
  3. пальчиковые игры со словами,
  4. гимнастика для глаз,
  5. физкультминутка, динамические паузы,
  6. подвижные игры.

Программа дополнительного образования  разработана с учётом программ:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева);
  • Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева  И.А.;

Так же в программе используются элементы методик:

       1.  Т.Н Образцова  «Музыкальные игры для детей» -Москва «Э - Лада», 2005.г                

       2. М.И. Чистякова «Психогимнастика». - 1998 г.

       3.Буренина А.И. «Театр всевозможного».- 2000г.

        4. Н.Ф Сорокина «Играем в кукольный театр». – Москва»Обруч»,2013г.

5. Н.Ф.Сорокина «Куклы и дети».- Москва «Обруч», 2012 г.

         6. Т.А Минина, О.П Заботина « Музыкальный театр в детском саду - Москва –     УЦ «Перспектива»,2014г.

7. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»

        8.Н.В Нищева, Л.Б Гавришева» Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры –С-Петербург, «Детство-Пресс» 2013г.

        9. М.Ю Картушина «Музыкальные сказки о зверятах» - Москва, 2013 г.

          Форма отчетности:

Спектакли в течение года в совместных праздниках и развлечений.

                                      Театральная игра

Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектакля; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи:

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений: учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры

Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства, виды театрального искусства; основы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи:

Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля.

Задачи:

Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, удивленно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Принципы организации совместных творческих игр

детей разного возраста и педагогов

Существуют различные способы организации деятельности детей в разновозрастной группе. Наиболее типичный из них - подгрупповая работа педагогов с дошкольниками, когда дети одновременно занимаются разными видами деятельности, иногда с различными специалистами (например, логопедом, психологом и др.).

Другой, более сложный способ - включение детей разного возраста в единый проект, в котором для каждого найдется интересная и посильная роль или задание. Такой объединяющей, универсальной деятельностью является театрализованная игра, которая, как упоминалось выше, позволяет реализовывать буквально любое содержание в различных формах работы с детьми (на занятиях, экскурсиях, утренниках и др.).

В предлагаемой технологии реализуется деятельностный подход, в процессе которого обеспечиваются основные этапы и логика любой деятельности:

- мотивация к игре;

- определение темы и цели игры;

- выбор игровых средств, распределение ролей;

-апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели (апробирование различных вариантов);

- достижение игровой цели;

- осознание результатов игры.

Данный деятельностный метод является одним из ключевых в концепции современного развивающего обучения (А. А. Леонтьев). Этот метод предполагает не передачу детям готовых знаний.

В объяснительно-иллюстративной форме, а создание таких условий, при которых дети с помощью педагога сами находят способ решении проблемы. О.А.Куревина и Л.Г.Петерсон в «Концепции образовании: новый взгляд» приводят по этому поводу образный пример: если в традиционном обучении и воспитатель «выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети - роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель - дирижером».

Напомним и другие дидактические принципы, которые особенно важны для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста.

1. Принцип психологической комфортности. Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

2. Принцип творчества (креативности). Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

3. Принцип целостного представления о мире. Как отмечают авторы концепции, «принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционном подходе, но гораздо глубже его. Здесь речь идет непросто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении ребенка к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. В современной трактовке это называют компетентностным подходом. А в древности еще Конфуций писал, что «суть знания в том, чтобы, имея его, использовать его.

4. Принцип вариативности. Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор - от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный принцип предполагает развитие у детей «вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи». Этот принцип развивает не только творческое, «изобретательское» мышление у детей и педагога, но и тренирует способность спокойно, философски относиться к «тупиковым ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает. Кроме того, этот

принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.

5. Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом. Как подчеркивается в указанной выше концепции, «система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой - возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами», то есть дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Этот принцип, на наш взгляд, особенно важен при организации взаимодействия с детьми разного возраста.

Перечисленные выше дидактические принципы (а также «классические», которые каждый педагог знает, как азбуку) должны использоваться не эпизодически, а постоянно и в системе (А.А.Леонтьев). Системный подход, в свою очередь, требует иного уровня осмысления и реализации этих принципов, требует предельной конкретизации, необходимой для практической адаптации новых дидактических идей.

Но как это сделать воспитателю в работе с дошкольниками? Как организовать деятельность, в которой дети разного возраста могли бы быть полноправными участниками?

Попробуем изложить данную технологию организации театрализованных игр на конкретных примерах, представленных в смысловых моделях. Стержнем каждой такой модели является игровая тема, которая становится смыслообразующей для развертывания различных вариантов театрализованной деятельности.

Вокруг игрового сюжета педагог выстраивает содержание различных видов деятельности, организует совместное творчество с детьми разного возраста (либо с разным уровнем развития), предлагая доступные задания в соответствии с возможностями каждого ребенка. Так, в сочинении сюжетов активное участие принимают, как правило, старшие дети, а малыши постепенно вовлекаются в игру, в которой им предлагаются посильные задания, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (Зайки, Кошечки, Цыплята).

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности:

Высокий уровень: 3 балла

Средний уровень: 2 балла

     Низкий уровень: 1 балл

   ПАРАМЕТРЫ.

Основы театральной культуры

3балла

- Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре

    - Называет различные виды театра, знает их различия, может   охарактеризовать театральные профессии

2балла

- Интересуется театральной деятельностью

- Использует свои знания в театрализованной деятельности

   1балл

- Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения   в театре

- Затрудняется назвать различные виды театра

 Речевая культура

3балла

- Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

- Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

- Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

2балла

- Понимает главную идею литературного произведения

- Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

- Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

- В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

1балл

- Понимает содержание произведения

- Различает главных и второстепенных героев

- Затрудняется выделить единицы сюжета

- Пересказывает произведение с помощью педагога

Эмоционально-образное развитие

3балла

- Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя

2балла

- Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности

1балл

-Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

Музыкальное развитие

3балла

- Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

2балла

- Передает в свободных пластических движениях характер музыки

1балл

- Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

Основы коллективной творческой деятельности

3балла

- Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

2балла

- Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

-1балл

- Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

                                     Режим работы кружка:

День недели

Время в режиме дня

       Среда

15.30- 15.55

.

Общее количество занятий в год – 27.

Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Годовой план работы музыкально-театрального кружка «Сказочная страна» на 2014-2015 год

Октябрь

1 НЕДЕЛЯ

1.Знакомство детей с театром кукол (БИ-БА-БО),

     специфика придания образа  кукольным героям.

     Научить  детей самим «водить» и «озвучивать» кукол.

2. Знакомство детей с музыкальной сказкой «Теремок».

2 НЕДЕЛЯ

1. Упражнения для тренировки голоса и речи, для пальцев рук

2.Беседа о характере героев сказки «Теремок»

Введение в образ, работа над пластикой характерных каждому герою.

3 НЕДЕЛЯ

1. Один из видов театральной деятельности - театр песни (сценическая постановка песен). Знакомство, введение в образ,

работа над пластикой характерных каждому герою.

2.  Разучивание отдельных номеров к музыкальной сказке «Теремок», этюды на выразительность жеста (герои сказки Теремка)

4 НЕДЕЛЯ

1. Упражнения для развития восприятия: («Угадай», «Произнеси слово»)

  Распределение ролей к музыкальной сказке «Теремок».

 2. Обыгрывание мини сценок «умение «держать» себя на сцене.

Ноябрь

1 НЕДЕЛЯ

1. Знакомство детей с театрализованными понятиями.

    Сцена, занавес, кулисы, актеры...

2.Знакомство детей с музыкальной сказкой «Теремок».

 3.Разучивание сольных номеров к сказке «Теремок»,

работа над выразительностью.

2 НЕДЕЛЯ

 1.Упражнения для тренировки голоса и речи, для пальцев рук

2.Беседа о характере героев сказки «Теремок» (ведение в образ, работа над пластикой  характерных каждому герою).

3. Этюды на выразительность жеста (русские народные потешки и

прибаутки).  

3 НЕДЕЛЯ

1.Разучивание характерных танцев к музыкальной сказке «Теремок».

2.Этюды на выразительность жеста (русские народные потешки и

   прибаутки).  

4 НЕДЕЛЯ

1.Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев рук).

2.Этюды на воспроизведение отдельных черт характера героев сказки «Теремок»

Декабрь.

1 НЕДЕЛЯ

1. Введение в образ, работа над пластикой, выразительностью.

2.Индивидуальная работа с персонажами, учить говорить выразительно.

    Речевые игры, артикуляционная гимнастика

2 НЕДЕЛЯ

1.Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

 (русские народные потешки, дразнилки, скороговорки)

2.Упражнения для развитие воображения («Слушаем звуки», «Нам грустно»). Знакомство с игрой «Золотые ворота»

3 НЕДЕЛЯ

  1. Индивидуальная работа. Игра «Золотые ворота»

  2.Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

   (русские народные потешки, дразнилки).

4.НЕДЕЛЯ

1.Индивидуальная работа с персонажами сказки

    Учим говорить выразительно, эмоционально, речевые игры.

 2.Драматизация музыкальной сказки «Теремок».

     Выступление перед зрителями.

Январь

1 НЕДЕЛЯ

1. Знакомство детей с музыкальной сказкой «Заюшкина избушка».

2.Беседа о характере каждого героя «Заюшкина избушка». Работа над    выразительностью, характерными особенностями, повадками зверей.

2 НЕДЕЛЯ

1.Знакомство детей с театром ладошек. «Жили у бабуси» (театр ладошек).

2.Работа над выразительностью, речевые и артикуляционные игры.

    Работа над пластикой тела каждого героя сказки «Заюшкина избушка».

3 НЕДЕЛЯ

1.Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

     (русские народные потешки, дразнилки).

2.Индивидуальная работа. Беседа о характере каждого героя «Заюшкина избушка». Работа над пластикой тела, выразительностью.

          4 НЕДЕЛЯ

1.Знакомство детей с театром пантомимы, музыкальные этюды.

Речевые игры, артикуляционная гимнастика

2.Разучивание характерных танцев к музыкальной сказке «Заюшкина Избушка». Индивидуальная работа с детьми по персонажам, учить говорить выразительно.

             

Февраль

          1 НЕДЕЛЯ

1. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев рук). Распределение ролей к музыкальной сказке «Заюшкина избушка».

2. Речевые игры, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью. Разучивание сольных номеров к сказке «Заюшкина избушка».

         

         2 НЕДЕЛЯ

1.Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

(русские народные потешки, дразнилки).

Разучивание сольных номеров к сказке «Заюшкина избушка».

 2.Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ).

             

3 НЕДЕЛЯ

1.Знакомство детей с драматическим театром.

 Работа над выразительностью, пластикой тела и характером каждого героя сказки «Заюшкина Избушка»

2.Упражнения для развитие воображения («Слушаем звуки», «Нам грустно»).

 

          4 НЕДЕЛЯ

1.Знакомство с пальчиковым театром. Сказка «Колобок»

2.Продолжать разучивать сольные номера к сказке «Заюшкина избушка». Этюды на воспроизведение отдельных черт характера   (русские народные потешки, дразнилки).

Март

       1 НЕДЕЛЯ

1. Знакомство детей с театром теней. Сказка «Репка»

2.  Разучивание характерных танцев к   музыкальной сказке «Заюшкина Избушка».    

 3.Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

(русские народные потешки, дразнилки).

         

         2 НЕДЕЛЯ

1.Этюды на воспроизведение отдельных черт характера

  (русские народные потешки, дразнилки).

2. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев рук).

    Упражнения для языка (произнесение звуков).

Апрель

          1 НЕДЕЛЯ

1. Знакомство детей с театром магнитным. Сказка «Три поросёнка»

2. Речевые игры, артикуляционная гимнастика, работа над    выразительностью каждого героя сказки «Заюшкина избушка».

           2 НЕДЕЛЯ

1.Знакомство детей с тканевыми куклами. Сказка «Красная шапочка»

2. Речевые игры, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью    

          3  НЕДЕЛЯ

1.Знакомство детей с настольным театром Сказка «Маша и Медведь»

  Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев рук).

2.Продолжать разучивать сольные номера к сказке «Заюшкина избушка».

   Речевые игры, артикуляционная гимнастика, работа над выразительностью    

  1. НЕДЕЛЯ

1.Продолжать разучивать сольные номера к сказке «Заюшкина избушка».

2.Премьера музыкальной сказки «Заюшкина избушка».

    Выступление перед зрителями.

Май

Повторение понравившихся моментов НОД, проведение театрализованных спектаклей с участием детей и взрослых, которые больше всего запомнились в течении года.

Репертуар для театрализованных постановок и кукольного театра.

1.Репка

2.Курочка Ряба.

3. Пых

4.Как Котофеич Зайку обидел.

5.Лиса, Заяц: И Петух.

6. Едем мы в Страну Чудес

7. Еж и Медведь.

8. Теремок.

9.Заюшкина Избушка.

        10. Маша и Медведь.

11.Красная Шапочка.

12. Три поросенка.

13.Жили у бабуси.

Работа с воспитателями

1.    Консультации    «Учимся    говорить    как    артисты»  

 (обучение воспитателей как учить текст к постановкам)

2. Участие в изготовлении декораций, билетов вместе с детьми

  - к сказкам: «Колобок», «Теремок», «Репка .

3. Еженедельник рекомендаций по исправлению и «отработке» текстов к

  постановкам.

4. Знакомство с особенностями сценической постановки музыкальных

    сказок: «Колобок» », «Теремок», «Репка».

                                 Работа с родителями.

месяц

Вид деятельности

Ноябрь

Консультация для родителей «Театр - в жизни ребенка». Анкетирование. Оформление информационного стенда.

Ноябрь-декабрь

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Январь-февраль

Консультация для родителей «Эмоциональный мир в жизни ребенка».

Совместное посещение театра кукол.

Март-апрель

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Май

Совместное проведение кукольного спектакля, совместное творчество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Каждый ребенок талантлив изначально, и театральная деятельность в детском саду дает возможность выявить и развить, то, что заложено в нем с самого рождения. Чем раньше начать работу с детьми, направленную на развитие их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

 Разыгрывание полюбившейся сказки вызывает восторг и желание участвовать в увлекательной игре, в театрализованном представлении, побуждает к творческой самостоятельной деятельности.

Гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, музыки и художественного слова положительно сказывается на становлении личности ребенка.

Ребенок дошкольного возраста  осознает свои возможности, чувствует, что может принять участие в интересной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

                                                                                           Приложение № 1

                   Игры-драматизации и руководство ими.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно -ролевыми играми в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизации заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр - драматизации являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр - драматизации дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр - драматизации необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы, игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации , в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

ИНТОНАЦИОННАЯ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

1. Произнести пословицы и скороговорки с интонацией радости, вопроса, гордости:

- «На горе Арарат растет крупный виноград».

- «Старого воробья и на мякине не обманешь».

- «У Сени и Сани в сетях сом с усами».

- «Красна птица пером, а человек — умом».

2. Прочитать (произнести) пословицы и скороговорки тихо, голосом средней силы, громко, с усилением (уменьшением) звука к концу фразы.

- «Старая пословица век не сломится».

- «Поговорка - цветочек, пословица — ягодка».

- «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

- «Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь».

- «Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп».

  1. Фонетическая импровизация.

Произнести на любой (слог «ля», «бу», «до») просьбу, приказ, возмутиться или обрадоваться.

Все эти упражнения не только способствуют развитию четкой дикции и умению правильно распределять дыхание, но и помогают отработать интонацию - самую важную, и самую сложную составляющую речи актера. Чем контрастнее по содержанию текст, тем разнообразнее его интонации.

РАБОТА НАД МИМИКОЙ И ЖЕСТОМ

Мимика и жесты говорящего - дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность человека проявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможно объяснить словами. Работа над выразительностью мимики и жестов предполагает различные игры, упражнения и этюды.

«О ЧЕМ Я ХОЧУ СКАЗАТЬ».

В игре участвуют две подгруппы. Сначала первая показывает описанные ниже ситуации, а вторая - отгадывает. Затем - наоборот.

Педагог заранее готовит этюды для демонстрации с каждой подгруппой отдельно:

1. Два мальчика, молча, улыбаясь, здороваются за руку.

2. Девочки, выходя из комнаты, печально машут рукой.

3. Мальчик грозит пальчиком девочкам, разговаривающим во время мультфильма.

4. Девочка хмурит брови и качает головой подружке, которая предлагает попрыгать на скакалке.

5. Мальчик подносит к губам палец в знак молчания.

6. Дети аплодируют и улыбаются.

«ДРАКОН».  

  Педагог    читает    стихотворение    В. Берестова    «Дракон»,    а    дети сопровождают текст соответствующими жестами и мимикой.


В дверь диетической столовой, вошел Дракон семиголовый.
Он хором «здравствуйте» сказал и, улыбаясь, заказал: Для этой головы....


РАЗРАБОТКА ТЕМБРАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА

Сначала используются так называемые «кричалки».

Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса:

 Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срыву голоса.

Дети расходятся по разным концам комнаты. Во время произнесения «кричалки» верхнее небо должно приобретать форму купола, что обеспечит хорошую звучность.

- Что везешь?

-Сено!

- Какое сено? Ведь это дрова!

- А коли видишь, чего спрашиваешь.

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Петру помогаю!

- А что Петр делает?

- Да на диване спит!

- Наташка, Наташка!

- Сладка ль твоя кашка?

- Дай хоть ложечку.

- Ишь, какая!

На следующем этапе работы подключаются игры-упражнения.

«ПРИДУМАЙ ДИАЛОГ».

Детям предлагается разделиться на пары и разыграть диалоги между: болтливой девочкой и мальчиком-тихоней, доброй и злой Бабой Ягой.

«КОЛЬЦО, КОЛЬЦО, СКАЖИ СЛОВЦО».

Все дети сидят по кругу с закрытыми глазами сложенными «лодочкой» руками. Водящий (педагог) должен положить одному из играющих в ладони кольцо. Когда водящий обойдет, всех играющих, он произносит: «Кольцо, кольцо, скажи словцо». Играющий, в руках которого кольцо, должен встать и произнести несколько слов в каком-нибудь образе: зайка, волк, лисица, мышка, лягушка, медведь.

«КТО ГОВОРИТ».

Дети распределяются на две команды: одни остаются перед ширмой, другие - за ширмой. Сначала дети одной группы произносят по фразе в каком-нибудь образе, а остальные угадывают имя говорящего. Затем - наоборот.

«ПОДБЕРИ ГОЛОС».

Детям предлагается вспомнить сказку «Аленький цветочек» и попробовать обратиться к отцу-батюшке каждой из трех дочерей со своей просьбой так, чтобы он не отказал.

«СПОЙ ПЕСЕНКУ».

Ребенку предлагается спеть хорошо знакомую песенку в образе мышки, медведя или жука. Затем следует приступить к работе над интонационной выразительностью речи. Ее начинать лучше с психологических этюдов по развитию эмоциональной сферы ребенка.

«НОВАЯ КУКЛА»

 (этюд на выражение радости).

Девочке подарили новую куклу» Она весело скачет, кружится, играет с куклой.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие речевого аппарата, активизирует подвижность губ и языка, занятия начинаются с разминки, которая может включать следующие игры упражнения.

«ХВАСТЛИВЫЕ ВЕРБЛЮДЫ».

- Дети жуют воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо.

- Распределившись на пары, хвастают вкусом свой жвачки друг перед другом.

«ПОПАДИ В ЦЕЛЬ».

Детям предлагается попасть в цель согласными: В, Ф, Б, П, Г. К, Д, Т. Прицелившись пальцем, как пистолетом, ребенок досылает звук в цель предполагаемой мишени.

УПРАЖНЕНИЕ.

Представьте, что вы играете на барабане. Воображаемые палочки отскакивают при каждом, ударном слоге. Движения согласуются с дыханием и четкостью работы артикуляционных органов. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов «Р» Била бурю. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов, Била бой.

Серьезным помощником в работе над дикцией является и скороговорка. Ее, как говорил К.С.Станиславский, «надо вырабатывать через очень медленную преувеличенно четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов, речевой аппарат налаживается на столько, что приучается выполнять ту, же работу в самом быстром темпе».

Предлагаем варианты, работы с новой скороговоркой.

1. Мысленно произнести или прочитать про себя скороговорку.

2.Активная артикуляция без участия голоса.

3. Медленное тихое проговаривание вслух.

4. Проговаривание вслух голосом обычной громкости постепенным наращиванием, темпа.

- «От топота копыт пыль по полю летит».

- «Редька редко росла на гряде».

- «Ткет ткач ткани на платки Тане».

- «Бобр добр до бобрят».

- «Арина, грибы мариновала, Марина малину перебирала».

- «Шестнадцать шли мышей», «Колобок» «Теремок», «Репка» есть несли грошей.

Произнести отчетливо с активной артикуляцией следующие поэтические образцы русского народного творчества.

Народная песенка.

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечушки то бряк! Бряк! Бряк! Золотые они - звяк! Звяк! Звяк! 

Скороговорка

Козел- мукомол

Кому муку молол,

А кому не молол.

От того, кому молол,

Получил ватрушки.

От того, кому не молол.

Получил по макушке.

                                  ЭТЮДЫ

«ФОКУС» (этюд на выражение удивления).

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его,- а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

«ЗОЛУШКА» (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку...

«ОДИН ДОМА» (этюд на выражение страха).

Мать енотиха ушла добывать еду,

крошка-енот остался один в норе.

 Вокруг темно» слышны разные шорохи.

Крошке еноту страшно:

а вдруг на него кто-нибудь нападет,

 а мама не успеет прийти на помощь?

«ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ» (этюд на выражение интереса).

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком,

и подслушивает, о чем они говорят.

«КОТ ВАСЬКА» (этюд на выражение стыда).

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику

и пошла наряжаться.

Кот Васька пробрался в кухню и съел пирог.

Хозяйка обнаружила это и стала ругать Ваську.

Ваське стало стыдно.

«В ЛЕСУ» (внимание - страх радость).

Друзья пошли прогуляться в лес.

 Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого.

Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ.)

Вроде бы слышит он какой то шорох, потрескивание веток: а вдруг это волк или медведь? (СТРАХ.) 

Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей, которые тоже его искали. Мальчик обрадовался, теперь можно возвращаться домой. (РАДОСТЬ)

ПАЛЬЧИКОВЫЙ  ТЕАТР

Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти, ниток Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребенка. Кукла должна надеваться свободно на любой палец руки кукловода. Лицо персонажа можно, вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, веревки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Играть можно вместе с ребенком, нарисовать или склеить из цветной бумаги любой персонаж из сказки, затем наклеить на тонкий картон, а с обратной стороны пришить или приклеить широкую резинку. Надевайте на палец и играйте.

                                     ТЕАТР КУКОЛ   БИ-БА-БО

Театром «ПЕТРУШКИ» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки, вроде перчатки. В Италии эти куклы раньше назывались буратгини, теперь они носят имя пупатццы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки. Петрушка долгое время путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрел, наконец, свой дом в Санкт-Петербурге. И именно тогда был организован постоянно действующий кукольный театр для детей. Эти куклы можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Самая простая кукла состоит из материи по руке кукловода. Голова может быть сделана из разных материалов: дерева, хлеба, пластилина, пластмассового шарика, но обычно из папье-маше. Также можно использовать старые куклы и резиновые игрушки, которые вы, возможно, собрались выбросить. Если взять голову резиновой куклы и к ней пришить новый костюм, то кукла оживет, и её можно будет использовать в театральных представлениях. Кукла надевается так: на указательный палец голова, а на большой и средний - ручки или лапки. Если кукла тяжела для маленького ребенка, то на помощь приходит гапит (деревянный стержень с удобной закругленной рукоядкой).

ТЕАТР НА  ФЛАНЕГРАФЕ

Для этого вида театра вам понадобится кусок фланели, обшитый мягкой фланелью - это экран. Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно вырезать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тонкий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель.

Эти картинки можно раскладывать и двигать на столе, а если к фигурке прикрепить палочку (гапит), то можно играть спектакль, используя как ширму край стола. Возможен и другой вариант: к верхней части картинки крепится нитка( картинка в этом случае рисуется с двух сторон) и двигают картинки у поверхности пола, стола...

                                             РОЛЕВОЙ ТЕАТР

Этот театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа.

Но для лучшей наглядности детям необходимы костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В детских садах в каждой группе хорошо бы иметь костюмерную, где костюмы сшиты руками родителей и детей.

Если не умеете шить, то вместе с детьми сделайте маски различных персонажей, декорации и бутофорию.

                                  ДАВАЙТЕ   ПОФАНТАЗИРУЕМ

Персонажи для кукольного театра можно сделать из любого подручного материала. Если взять старые кегли, отрезать дно, а затем обшить или обвязать их, то получится кукла для настольного театра.

 Для оформления куклы используются пуговицы, бусы, шерсть, ткань, специально надвязанные уши, носы, глаза, волосы, лапы, и хвосты...

 Этих кукол можно надеть на руку, на палочку, на нитку.

 Куклы для театра можно изготовить из природного материала: шишек, желудей, кореньев, из бытового материала: пакетов из под молока и кефира, коробок из-под обуви.

Фантазируйте вместе с детьми, это поможет вам понять вашего ребёнка, сблизится с ним, вернуться в счастливый мир детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Страна Пластилиния"

Чем больше мастерства в руке, тем ребенок умнее. Рабочая программа....

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...