Развитие у детей коммуникативных навыков.
статья

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния, окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Известно: игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки, поэтому мы подобрали и систематизировали игры по выбранному направлению. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_u_detey_kommunikativnykh_navykov.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей коммуникативных навыков.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния, окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Известно: игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки, поэтому мы подобрали и систематизировали игры по выбранному направлению. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных навыков.

Система, предлагаемая нами, состоит из четырех блоков: игры на развитие умения сотрудничать, игры на умение активно слушать, игры на умение перерабатывать информацию, игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно – в виде «игровых пятиминуток».

При знакомстве с правилами игры воспитатель должен продумать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры.

Помните! Ребенок имеет свои коммуникативные права:

Право на свою систему ценностей

Право на ответственность

Право на личное достоинство и уважение этого достоинства

Право на индивидуальность и своеобразие

Право на независимость от других людей

Право на свою мысль

Право на отстаивание своих прав

Итак, в добрый путь!

Учим перерабатывать информацию.

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

Через стекло.

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи « Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

Магазин игрушек.

Дети делятся на две группы - «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из низ будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Не догадавшийся уходит без покупки.

Пойми меня.

Одному ребенку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др.

Вечер загадок.

Начинать целесообразней с внешних признаков окружающих предметов, например: « Большой, круглый, полосатый». (Арбуз). Затем можно добавить функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, всё дома очищает». (Пылесос). После этого можно предложить «образные» загадки типа «Крашено коромысло через реку повисло». (Радуга)

Непонятные слова надо обязательно объяснять.

Путешествие Буратино.

Детям показывают Буратино (кукла) и говорят, что он – заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом, утром или вечером) это было. Итак, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются; расстегивают пуговицы, снимают одежду, складывают ее, потягиваются, расстилаются, спят; пляшут, поют, слушают, притоптывают, подлезают, приседают, пролезают, сгибаются, разгибаются, спрыгивают. Был Буратино в детском саду тогда, когда дети приходят, здороваются, раздеваются, переобуваются, заходят в группу, обедают, благодарят, одеваются, прощаются, уходят, купаются, загорают, ходят босиком, собирают ягоды; катаются на лыжах, на санках, лепят снежных баб.

Угадай и нарисуй.

Приходит Карлсон (кукла) с чудесным мешочком. В нем лежат разные интересные предметы, про которые он будет загадывать загадки. Дети должны отгадать их и отгадки нарисовать.

Примечание. Можно предлагать детям сразу от одной до пяти загадок на одну тему. Загадки можно брать из кн. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М. 1985

Задуманное действие.

Один играющий (водящий) входит из комнаты. Остальные договариваются, что он должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, поглядеться в зеркало). Водящему предлагают подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и изобразить задуманное действие.

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Что  на что похоже.

Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или живого существа будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действия и т.п. со сходными и известными всем предметами). Назначается водящий, который выходит из комнаты и стоит за дверью, пока дети загадывают что-либо или кого-либо. Затем он возвращается и по описаниям-сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

Я бросаю тебе мяч.

Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котенком, люблю смотреть на цветы)»

Задом наперед.

Воспитатель подбирает пары картинок: гнездо с яйцом – птица; мальчик в постели - он же с портфелем; гриб маленький – гриб большой; бабушка вяжет носки – носки связаны; мальчик грязный – мальчик моется в душе; чистый лист бумаги - на листе рисунок; игрушки разбросаны по комнате – в комнате порядок; у девочки воздушный шар – девочка без шара. Воспитатель раскладывает картинки по порядку и рассказывает первую историю. «В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и научился летать». Детям предлагают рассказать историю по этим же картинкам, но начиная со второй из пары. Возможный вариант: «Летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко».

Хорошо – плохо.

Дети делятся на две команды. Задача первой – объяснить, почему весна или любое другое время года, или какое – либо действие – это хорошо, задача второй – противоречить первой команде и объяснять, почему это плохо.

Затем команды меняются ролями.

Почему? А потому!

Сначала взрослый, затем сами дети задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?»; «Может слон жить без хобота?» и т.п. За самый доказательный и правдоподобный ответ ребенок получает фишку.

«Я не…» - «Зато я не…»

Водящий утверждает что-либо с его точки зрения неправдоподобное: «Дети учат взрослых»; «Отменили «тихий час». И т.п. Дети должны придумать такие условия, при которых это утверждение становится возможным, становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не …». Отвечающий, ловя мяч, должен ответить: «Но зато я не…». Например, «Я не забываю чистить зубы по утрам». – «Но зато я не мою руки перед едой».

Бывает – не бывает.

Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребенок берет картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает) Второй должен доказать, что так быть не может. (Крокодил не летает, у него нет крыльев) Первый доказывает, что может, но при определенных условиях, и называет их («Нет, летает: его везут в самолете»)

Договор по правилам.

Педагог предлагает детям выбрать себе любую роль. Но они должны доказать всем, что смогут ее сыграть: рассказать, что будут делать, почему, как и для чего.

Доказательство.

Перед детьми раскладывают разные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры и т.д.). Дети обдумывают, что из них можно сделать. Например, один ребенок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!» Ребенок должен рассказать, как он будет это делать и выложить придуманную им фигуру.

Учим конструировать «текст для другого».

Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично.

Художник слова.

Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?» И т.д.

Магазин.

Один ребенок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» расположены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

Опиши друга.

Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребенок был точен.

Библиотека.

Дети выбирают двух-трех библиотекарей и делятся на две-три группы (каждую группу «обслуживает» один библиотекарь). Ребенок пересказывает содержание нужной ему книги, но не показывает ее. Библиотекарь по описанию должен  догадаться, о какой книге идет речь, и выдать ее ребенку.

Знакомство.

Выбирается ребенок, который берет одну предметную картинку и, не показывая другим, несколько секунд рассматривает ее. Затем картинку убирают, и ребенок должен точно (без искажений) описать изображение, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»

Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому.

Снежная королева.

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть продолжение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей.

После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.

Угадай, кто это.

Один ребенок – рассказчик; остальные сидят на стульях по кругу. Рассказчик описывает кого-либо из детей, внешность, одежду, характер, склонности к тем или иным занятиям и т.д. дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка «отгадку» в круг, и он вместе с рассказчиком, взяв его за руки, шагает под песню, исполняемую детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Добрый старый друг!

Рассказчики и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком.

Построим город.

Один ребенок – «архитектор». Его задача – рассказать «начальнику стройки» (его выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности каждого ребенка, распределяет роли и объясняет каждому, что он должен делать. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает соответствие постройки его замыслам.

Учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

Телевизор.

Выбирают одного ребенка («ведущий телепередачи»), остальные дети делятся на две группы и уходят в другое помещение. Воспитатель дает ведущему задание – показать по телевизору (окно в ширме или стульчик со спинкой) передачу «Новости» («В мире животных», «Музыка на ТВ» и т.п.). Пока он готовится, взрослый приглашает первую группу телезрителей, рассказывает им о событиях, которые будут показаны, телезрители по описанию угадывают, что это за передача, и договариваются, как расскажут о ней второй группе детей. Их приглашают в групповую комнату. Телезрители передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей говорит, какую передачу они смотрели. Затем дети меняются ролями.

Телеграф.

Четыре ребенка – «связисты», остальные – наблюдатели, воспитатель – отправитель телеграммы, один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст, второй-третьему, третий - четвертому, четвертый - получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателями и спрашивает: верно, ли он все понял?

Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.

Диалоги.

1-й вариант. Дети объединяются в пары. Им дают задание поговорить на тему типа «Мое любимое время года». («Лучший день», «День рождения») и запомнить, о чем рассказал собеседник. В течение 5-7 минут дети общаются. Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети, поменявшись парами, рассказывают друг другу, что услышали от предыдущих собеседников.

2-й вариант. «Переговоры». Дети делятся на две команды. Тему для разговора выбирают сами. Условие: не перебивать друг друга. В течение 5-7 минут команды общаются по выбранной теме и делают вывод, о котором сообщают педагогу или ребенку – наблюдателю.

Развиваем умение сотрудничать

Учим слышать, понимать и подчиняться правилам.

Зайчики и лиса

Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».

Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту-другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».

Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали».

Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в четком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

Совушка - сова.

Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребенок – сова; остальные – лесные птичка. Сова сидит на дереве (стул, ящик), птички бегают вокруг нее, осторожно к ней приближаются.

Воспитатель.

Совушка-сова, большая голова,

На дереве сидит, головой вертит, во все стороны глядит.

Вдруг она как полетит…

При последнем слова (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется.

В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться.

Менялки.

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты…) после этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

Игра в «тарелочку»

Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает ее, называет имя какого-нибудь ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает ее и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, выбывает из игры.

Травинка.

Считалкой выбирают «наблюдателя», остальные дети – «травинки».

Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитателя.

  1. поднимите руки медленно вверх через стороны.
  2. потянитесь, как травинка тянется на встречу солнечному теплу.
  3. глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку.
  4. покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад.
  5. ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперед-назад
  6. затем ветер стихает – травинки замирают.
  7. ветер усиливается – травинки вновь сильно раскачиваются.
  8. ветер затихает – травинки тянутся, опустив руки.

«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и игра повторяется.

Учим контролировать движения и работать по инструкции.

Цепочка.

Каждый ребенок берет обруч и с его помощью «прицепляется» к соседу – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, дети стоят тихо в ожидании начала звучания музыки; под музыку стараются двигаться так, чтобы сохранить цепочку. Ведущий может подсказать детям разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, туловище. Игроки могут образовать цепочку, конус, круг.

Холодно - горячо, право - лево.

Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

Обыграй превращение.

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослыми объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

Горная тропинка.

Перед игрой детям читают басню С.Маршака «Два барана» и проводят беседу по ее содержанию.

Как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?

Какие качества погубили баранов?

Подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?

Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?

Затем начинается игра.

Воспитатель. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами, пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача – не свалиться в пропасть. Помните, что вы идете по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть.

Пропасть шириной 2м, мостик и тропинка шириной 25-30 см ограничены веревкой или очерчены мелом.

Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.

Подводятся итоги: «Какая пара прошла лучше всех? Почему?» оцениваются активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а так  же время выполнения.

Глаза.

В качестве образцов воспитатель использует изображения из геометрических фигур. Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он – «глаза» своей пары). Далее ребенок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «Вправо, влево, вверх, вниз, влево…» (команды даются с опорой на образец). Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

Замри!

С помощью считалки выбирается морской царь. Он следит за неподвижностью «морских фигур» и «волшебной палочкой» удаляет нарушителя.

Ведущий говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура – замри!»

Дети, замерев в любой позе, ждут сигнала: «Отомри!»

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Я не должен.

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями ( в системах взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок - окружающий мир), и шаблон «Я не должен» ( например, изображение знака «-»).

Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей.

Звери на болоте.

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги) выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.

Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

Связующая нить.

 Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить.

Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Поводырь.

В группе разложены и расставлены предметы-препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.), дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаз повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

Развиваем умение активно слушать.

Учим общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Пантомимические этюды.

Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребенок, который только учиться ходить, уставший человек и др.

Сказки наизнанку.

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

Азбука настроения.

Воспитатель готовит шесть карточек, передающих разные настроения нескольких персонажей (кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина): радость, горе, испуг (страх), злость (агрессия), самодовольство (гордость), недовольство.

Детям предлагают выполнить такие задания, как « Определи настроение» (по карточкам); «Выбери героя» (с определенным настроением), расскажи, что с ним произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.

Отражение чувств.

Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.

Развиваем слуховое восприятие

Телефон.

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его первому игроку (на ухо, шепотом), тот по цепочке следующему и т.д. Когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где нарушилась связь.

Цепочка слов.

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три - пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребенок справляется с заданием, он становится водящим.

Собери чемодан.

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что можно взять с собой в дорогу?» Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что называет второй путешественник, и называет свой и т.д. Условие: повторяться нельзя.

Эхо.

 Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.

Взаимное цитирование.

«Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову свое имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например Ваня – Ваня. Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовет кого-либо другого, например, Катя – Катя. Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т.д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок».

Учим задавать открытые и закрытые вопросы.

Почта.

Между участниками игры и водящим завязывается диалог.

Водящий. Динь, динь, динь!

Дети. Кто там?

Водящий. Почтальон.

Дети. Откуда?

Водящий. Из Рязани.

Дети. А что там делают?

Водящий. Танцуют (поют, смеются, плавают, летают) и т.д. (дети изображают действия, названные водящим).

«Да» и «нет» не говорите.

В игре участвуют две команды. Воспитатель предлагает одной из команд выбрать «добровольца»: он встает перед другой командой, игроки которой в течение минуты «обстреливают» его вопросами. «Доброволец» должен отвечать на них, соблюдая правило: «Да и нет, не говорите».

Если игрок произнесет одно из этих слов, это будет означать, что команда-соперница его перехитрила, и он должен вернуться на свое место. Если же игрок в течение минуты удержится и не произнесет запрещенных слов, то команда-соперница признает себя побежденной. «Доброволец» получает фишку. Затем команды меняются ролями. В конце игры подсчитывают фишки: команда, у которой их больше, победила.

Как тебя зовут?

Участники игры придумывают себе смешные прозвища (пузырек, расческа, ручка и др.), затем водящий задает вопросы. Отвечая на них, можно называть только свое прозвище. Отвечать надо быстро, не задумываясь, но ни в коем случае нельзя смеяться, даже улыбаться.

Например, водящий подходит к тому, кто называл себя метлой, и строго предупреждает: «Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!» Затем следует такой диалог.

- кто ты?

- метла.

- что ты ел сегодня утром?

- метлу.

- на чем можно ездить?

- на метле. И т.д.

Так продолжается до тех пор, пока игрок не рассмеется. Если игрок рассмеялся, он должен отдать фант и выйти из игры.

Сундучок.

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребенка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.

Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» и «Нет».

Картинная галерея.

Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им больше всего понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребенок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше».

Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребенку. Если она угадана, ребенок говорит: «Спасибо всем!  Это действительно она – картина под названием (называет)».

Азбука почемучек.

Задавайте вопросы так, чтобы их первые слова начинались с каждой буквы алфавита (по порядку). Проигрывает тот, кто первый собьется, кто забудет последовательность букв в алфавите.

Арбуз – это фрукт или овощ?

Бегемот – это кто?

Волки водятся в наших лесах?

Где зимуют ежи?

Детей кто воспитывает?

Ель на ежика похожа?

Ёрш – это птица?

Жадность в чем проявляется?

Зачем лисе хвост?

Ирис – это цветок или конфета?

Куда улетают осенью птицы?

Любишь ты животных?

Можно обижать маленьких?

Ночь – часть суток или время года?

Облака бегут или плывут?

Помогаешь родителям?

Радуешься новым игрушкам?

Собака – друг человека?

Ты часто задаешь вопросы взрослым?

Фломастерами что делают?

Хорошо ты отдохнул летом?

Цапля, где живет?

Часто ты читаешь книги с взрослыми?

Шарами что можно украсить?

Щенки, чьи дети?

Этажей сколько в твоем дома?

Юла – это игрушка?

Яблоки, какого бывают цвета?

Интервью.

Игра проводится с подгруппой детей (шесть-восемь человек). Им предлагается разделиться на две равные команды. Одна команда (эксперты) встает у окна, другая (журналисты) – у дверей.

Инструкция: «Сейчас каждый журналист найдет себе эксперта и возьмет у него интервью по такой, например, теме «Город, в котором я живу».

Пожалуйста, исполняйте свои роли так, чтобы ваше поведение, речь были как у настоящих журналистов и экспертов. На проведение интервью вам дается 5 минут.

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Пум-пум-пум.

«Сейчас мы сыграем в игру «Пум-пум-пум». Пум-пум-пум – это какой-нибудь предмет, который есть в нашей группе».

Выбирают ребенка, который должен загадать предмет. Дети задают ему вопросы, чтобы догадаться, что это за «пум-пум-пум» такой.

Вопросы могут быть, например, такими: «Почему ты загадала этот пум-пум-пум? Для чего он нужен? Этот пум-пум-пум большой или маленький?» И т.д.

Тот, кто загадал предмет, должен отвечать на вопросы полными предложениями.

Учим перефразировать сказанное (сохранив главный смысл)

Скажи другому.

Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? ( Печальный, грустный) Да, печальный, грустный – это слова, близкие по значению, слова-друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: «Один мальчик был очень грустный».

Далее даются аналогичные задания: «Девочка торопится в школу. (Какая она?) Мама посмотрела на вымытую посуду. ( Что о ней можно сказать?) Через окно видно, что идет сильный дождь. (Как об этом сказать иначе?)

О чем я сказала?

Взрослый, обращается к детям: «Послушайте, что я сейчас скажу. Бежит собака. Бежит ручеек. Бежит вода из крана. О чем я сказала?» Подводит детей к выводу: «Вы сказали, что собака, ручеек, вода из крана могут бежать».

Каждому ребенку дают по три предметные картинки. Перефразировать мысль педагога будет тот ребенок, про чьи картинки пойдет речь. Например, «Сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывет утка. Плывет человек. Плывет корабль. Летит самолет. Летит птица. Летит облако. Ножка у стула. Ножка у гриба. Ножка у мебели. Ушко у куклы. Ушко у кошки. Ушко у иголки». И т.д.

Объясни Незнайке!

Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чем я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит». И т.д.

Слушай и повторяй.

Играть могут два ребенка и более. В первой игре роль ведущего воспитатель берет на себя. Когда дети усвоят правила игры, ведущим может стать любой желающий.

Воспитатель с помощью считалки выбирает одного ребенка для передачи информации детям. Ребенок внимательно слушает, вникая в содержание сказанного. Затем ему предлагают передать детям суть сказанного ему, но другими словами.

Например, «Я прочитаю интересный рассказ про путешественника - муравьишку. – «Воспитатель (имя, отчество) прочитает нам рассказ о путешествиях муравья».

Усложнить игру можно, используя стихи, сказки, рассказы, небольшие по содержанию и объему.

Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.

Зеркало движений.

Один ребенок – «зеркало», все остальные ненадолго зарывают глаза или отворачиваются. Воспитатель молча показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у более половины детей правильные действия не получаются, выбирают новое «зеркало».

Тайный смысл.

Взрослый называет несколько пословиц и просит выбрать одну из них, которая подходит к сюжетной картинке (подбираются заранее).

Примеры пословиц. У страха глаза велики. Трусливому зайке и пенек – волк. Одна пчела много меда не носит. Как аукнется, так и откликнется.

Идет следствие.

С помощью считалки выбирают двух детей (детективов), все остальные – свидетели. Они видят, как воспитатель незаметно для детективов вешает на доске какую-нибудь сюжетную картинку, к примеру «Пожар в высотном доме». Свидетели дают показания об этом, но не прямо, а косвенно, например «Я чувствую запах дыма. Становится все жарче. Кто-то громко кричит. Слышны автомобильные сирены. Подъезжают машины красного цвета» И т.д.

Свидетели, с одной стороны, должны давать показания так, чтобы детективы не сразу поняли, что именно происходит, с другой – они не могут давать ложные показания.

Как только детектив решит, что он понял, в чем дело, он говорит «У меня есть ответ». Однако если он скажет, что это пожар, но не догадается, что это пожар в высотном доме, ответ не будет принят в качестве удовлетворительного. Каждый детектив имеет право трижды выдвигать свои версии.

Детектив имеет право «расшевелить» группу, говоря « Я хочу знать больше». По прошествии двух минут детективами становятся другие участники.

Перечень повседневных ситуаций для игры: «У автомобиля проколота шина», «Она с удовольствием читает книгу».

Поиск смысла.

Детей знакомят с баснями И.А. Крылова и предлагают пересказать их содержание, найти скрытый в них смысл, провести конкурсы на поиск смысла, инсценировать басню.

Плохое настроение.

Воспитатель объясняет, что у каждого из нас бывает плохое настроение. Мы должны научиться понимать истинную причину этого и правильно реагировать на плохое поведение человека и на его высказывание. Например. Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и со злобой сказал своему другу « Я не буду с тобой играть». Тот подумал немного и очень спокойно спросил «Тебе хочется поиграть с другими детьми?» У мальчика сразу улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся на него, а просто понял его.

Затем воспитатель предлагает выбрать ребенка, который может показать «плохое настроение». Остальные дети должны попытаться правильно реагировать, начиная с фразы «Ты имеешь ввиду, что…»

Учим использовать такой прием активного слушания, как развитие мыслей собеседника.

Я начну, а вы продолжите.

Взрослый произносит незаконченное предложение из рассказа Н.Н. Носова «На горке». Ребенок должен закончить предложение, использовав образные слова и выражения. Например. «Был ясный день, снег на солнце…(сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы … (пулей, вихрем, так что дух захватывало). Санки перевернулись, и мальчик… (шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем). Коле очень захотелось, чтобы гора получилась. Он трудился… (не покладая рук, без устали, в поте лица)

Играем со сказкой.

Воспитатель знакомит детей со сказками Дж. Родари из цикла «Сказки, у которых три конца»: «Волшебный Баран», «Большая морковка», «Хитрый Буратино». Обращает их внимание на то, что каждая из них не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с ними. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше нравится, или придумать свой конец и нарисовать к нему иллюстрации. Можно предложить детям придумать веселую, печальную или поучительную концовку.

Завершить игру можно выставкой рисунков.

Мое начало – твой конец.

Дети делятся на две команды: одна - придумывает начало истории про игрушку (собачка, мишка) по цепочке; другая - ее продолжение (также по цепочке).

И это хорошо, и это плохо.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на ручку с двумя колпачками. «Этот колпачок белый – он будет означать «хорошо», этот колпачок черный – он будет означать «плохо». Если ручка повернута белым колпачком кверху, нужно говорить «хорошо», если черным – «плохо».

Выбирается тема, в которой дети способны выделить «хорошее» и «плохое» (время года, животные, бытовые приборы и т.д.).

Например. Тема «Лес». Ручка повернута белым колпачком вверх (« Лес – то хорошо, потому что он очищает воздух»). Передаем ручку Ане, поворачивая ее черным колпачком вверх. Аня должна объяснить, почему лес – это плохо. Например, «Лес – это плохо, потому что в нем можно заблудиться». И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей коммуникативных навыков

Система, предлагаемая нами, состоит из четырех блоков: игры на развитие умения сотрудничать, игры на умение активно слушать, игры на умение перерабатывать информацию, игры на умение конструировать «те...

«Развитие речи и коммуникативных навыков детей со сложным дефектом, через общение с детьми с ЗПР других групп разного возраста»

Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоцио...

Развитие сотрудничества и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Развитие сотрудничества и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр, которые направлены на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оцениват...

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями

Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им...

Поэтапное включение детей с РАС в дошкольную среду через развитие социальных и коммуникативных навыков.

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу инклюзивного образования «особых детей», целью которого является обеспечение равных возможностей для современного качественного обр...

Консультация для воспитателей: «Игры для развития общения и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Данный материал будет полезен для воспитателей.Цель игр: формирование навыков эффективного общения....

Сообщение из опыта работы Развитие у детей коммуникативных навыков, расширение кругозора и экологических представлений об объектах природы.

        На  современном  этапе  вопросы  традиционного  взаимодействия  ее  с  человеком  выросли  в  глобальную...