Формирование правил безопасного поведения дошкольников через познавательную активность н
календарно-тематическое планирование

Прокофьева Сария Расхатовна

для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тема61.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 32»Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Формирование правил безопасного поведения дошкольников через познавательную активность на 2020-2024 учебный год

Составитель: ____________

Прокофьева Сария Расхатовна

воспитатель группы № 5

2020

Формирование правил безопасного поведения дошкольников через познавательную активность на 2020-2024 учебный год

Прокофьевой Сарии Расхатовны

                   Цель: Экспериментально проверить роль театрализованной деятельности в развитии безопасного образа жизни дошкольников  

         Задачи:

        1. Изучить методическую литературу  по выбранной теме самообразования.

        2. Разработать и экспериментально апробировать программу формирования безопасного образа жизни дошкольников в процессе театрализации сказок.

3. Участие в семинарах, конференциях,  мероприятиях, викторинах, городских методических объединениях.
Актуальность выбранной темы.

Становится ясно, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей. Безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Раньше безопасность жизнедеятельности в ДОУ включала в себя такие аспекты как: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современная жизнь показала необходимость внесения изменений в подходе к этой проблеме, и в  нее вошли и такие понятия, как терроризм и экологическая катастрофа.

Мы прекрасно понимаем что, самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и не сформированны навыки безопасного обращения с предметами. Большинство дошкольников не знают как себя вести в той или иной ситуации. В свое время, родители уделяют мало времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес.

Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку. Если у ребенка есть любимая сказка, которую он просит почитать повторно, то это означает, что сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Театрализация сказок помогает выявить, что именно привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

Актуальность данной проблемы определяется реальными потребностями системы дошкольного образования и раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и недостаточной практической реализации педагогических методик, направленных на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ.

        Ожидаемые результаты:

1. Овладение детьми знаниями, умениями и навыками безопасного образа жизни.

2. Заинтересованность   дошкольников по вопросам безопасного образа жизни.

3. Активное участие родителей в процессе реализации разработанной программы по формированию безопасного образа жизни дошкольников.

2020

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

1

Составление плана работы по теме самообразования:

- Выбор темы;

- Постановка цели и задач;

- Составление плана

- Оформление папки по самообразованию.

Июль-сентябрь

2

-Изучение методической литературы по выбранной теме;

- Изучение инновационного педагогического опыта через печатные издания;

- Анализ  и обобщение теоретических и практических данных;

- создание картотеки игровых средств для формирования ОБЖ у детей дошкольного возраста в ДОУ и дома;

- подготовка информационного материала для родителей.

В течении года

3.

Поиск материалов в интернете

В течение года

4.

Основной

Декабрь-апрель

-  Апробация игровых методик в ходе НОД и режимных моментов;

- Расширение  предметно-развивающей  среды группы:

- проведение встреч в рамках ознакомления с трудом взрослых с представителями пожарной инспекции и ГИБДД.

- Посещение НОД педагогов ДОУ;

- Посещение семинаров, методических объединений;

Сентябрь - май

5.

Презентации, проекты, по теме самообразования

6.

Мониторинг  достижения детьми планируемых результатов;

- Обобщение опыта работы по теме самообразования;

- Анализ результатов работы

- Итоговое анкетирование родителей

Апрель - Май


2021

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

1

  • Прогулка «Путешествие по улице»
  • Подвижная игра «Огонь»
  • Чтение: С. Михалков «Дядя Степа»
  • Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» - русская народная сказка
  • Консультация «Чем занять
  • своего ребёнка дома»
  • Анкетирование «Витамины и
  • здоровый организм»

Сентябрь

2

  • Прогулка «Правила для пешеходов»
  • Беседа «Не собирай незнакомые грибы»
  • Настольная игра «Каждый грибок в свой кузовок»
  • Беседа «Правила поведения при
  • сезонных изменениях погоды»
  • Чтение сказки: «Сказка «Три медведя», Л. Толстой»
  • Анкетирование и
  • интервьюирование родителей по
  • теме: «Безопасность
  • дошкольника на улице»

Октябрь

3.

  • Прогулка «Наблюдение за светофором»
  • Игра- беседа «Контакты с животными»
  • Чтение С. Маршак «Кошкин дом»
  • Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом»
  • Консультация «Факторы,
  • оказывающие влияние на
  • поведение человека в опасной
  • ситуации»

Ноябрь

4.

  • Беседа «Правила безопасности на льду»
  • Беседа «Не выглядывай в открытое окно»
  • Игра- беседа «Наши руки»
  • Беседа «Как вести себя зимой»
  • Сказка «Маша и медведь», русская народная сказка
  • «Опасность дома»

Декабрь

5.

  • Беседа «Что такое метель?»
  • Беседа «Не открывай дверь чужим людям»
  • Чтение: Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»
  • Памятка для родителей «Если
  • ребенок один дома»
  • «Консультация для родителей «Как вести себя в новогодние каникулы»

Январь

6.

  • Дидактическая игра «Разрезанные картинки»
  • Беседа «Поведение на воде зимой»
  • Чтение сказки :Сказка «Про дорожные знаки», К. Дедова

Февраль

7

  • Беседа «В городском транспорте»
  • Беседа «Это не игрушки, это опасно»
  • Игра- беседа «Подружись с зубной щеткой»
  • Консультация
  • «Предупреждение детского
  • травматизма при ДТП»
  • Викторина «Личная
  • безопасность»
  • Сказка «Маша и медведь», русская народная сказка
  • Сказка «Волк и семеро козлят», братья Гримм

Март

8

  • Дидактическая игра «Найди такой же знак»
  • Дидактическая игра «Электроприборы»
  • Моделирование ситуации «Один дома»
  • Отчёт о проделанной работе.
  • Обобщение опыта. Подведение
  • итогов.
  • Консультация «Использование и
  • хранение опасных предметов»,
  • Сказка «Волк и семеро козлят», братья Гримм
  • Сказка «Заюшкина избушка», русская народная сказка

Апрель

9

  • Игра- беседа «Знакомство с правилами
  • дорожного движения»
  • Беседа «Чем опасно солнце»
  • Загадывание загадок по ПДД и рисование
  • отгадок.
  • Сказка «Благородный гриб», М. Малышев
  • Консультация «Умеем ли мы
  • общаться с животными?

Май

2022

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

1

  • Беседа «Пора, не пора -не ходи со двора»
  • Игра- беседа «Съедобные и несъедобные грибы»
  • Сказка «Благородный гриб», М. Малышев
  • Досуг «Огонь - друг или враг?»
  • Дидактические игры: «Верно - неверно» Обмен опытом и информацией
  • с коллегами о работе с детьми
  • по формированию основ
  • безопасности
  • жизнедеятельности
  • дошкольников.
  • Консультация
  • Сюжетно- ролевая игра «Безопасное движение»

Сентябрь

2

  • Беседа «Дорога - для машин, тротуар - для
  • пешеходов»
  • Чтение русской народной сказки «Сестрица
  • Аленушка и братец Иванушка» Настольная игра «Сбор грибов и ягод»
  • Подвижная игра «Птенчик в беде»

Октябрь

3.

  • Беседа «О полосатой «зебре» и дорожном знаке
  • «Пешеходный переход»»
  • Чтение Сказка В. Даля «Война грибов с ягодами»
  • Конкурс рисунков на тему
  • «Красный, желтый, зеленый»
  • Консультация «Страхи у детей»

Ноябрь

4.

  • Беседа «Красный, желтый, зеленый»
  • Беседа «Умеешь ли ты обращаться
  • с животными»
  • Беседа «Осторожно, грипп!»
  • Моделирование ситуации на макете «Пожар в
  • доме» (действия при пожаре)
  • Санитарный бюллетень
  • «Осторожно, грипп!»
  • Сказка «Умный наперсток», Т.А. Шорыгина
  • Консультации и беседы индивидуальные и коллективные: «Безопасность детей – забота взрослых!».

Декабрь

5.

  • Беседа «Что такое перекресток?»
  • Рассматривание иллюстраций «Ядовитые
  • растения»
  • Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»
  • Чтение С. Маршак «Чего боится Петя»
  • Чуковский «Мойдодыр»
  • Консультация «Роль игры в
  • развитии личности
  • дошкольника. Организация и
  • руководство творческими
  • играми детей»
  • Консультация «Берегите детей!»

Январь

6.

  • Беседа «Берегись мороза»
  • Рассказывание и обсуждение сказки «Знакомство Мишки-
  • шалунишки с пешеходной
  • дорожкой», Н. Линкова Показ открытого мероприятия
  • Сказка «Кошкин дом», С. Маршак
  • Информационный стенд
  • «Службы «112», «01», «02»,
  • «03»
  • Беседа по профилактике ложных
  • вызовов.

Февраль

7

  • Дидактическая игра «Найди и расскажи»
  • Игра-беседа «Познакомимся с нашими
  • соседями»
  • Беседа «Службы «112», «01», «02», «03» всегда на
  • страже»
  • Беседа «Витамины укрепляют организм»
  • Консультация «Конфликты
  • между детьми»
  • Сказка «Осколок стекла», Т.А. Шорыгина
  • Сказка «Айболит», К. Чуковский
  • Совместное пополнение с родителями дидактических игр по ПДД, атрибутов к с/р играм

Март

8

  • Беседа «Катание на велосипеде, самокате,
  • роликах в черте города»
  • Чтение рассказов С. Маршака «Пожар», «Рассказ
  • о неизвестном герое»
  • Беседа «Опасные предметы дома»
  • Игровая ситуация «Если в доме загорелось»
  • Решение проблемных ситуаций
  • по правилам безопасного
  • поведения детей.

Апрель

9

  • Беседа «Если ты гуляешь один»
  • Обсуждение ситуаций насильственных действий
  • со стороны взрослого на улице (запоминание
  • правил поведения)
  • Сказка «Советы лесной мышки», Т.А. Шорыгина
  • Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах»
  • Отчёт о проделанной работе.
  • Обобщение опыта. Подведение
  • итогов.

Май

2023

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

1

  • Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад.
  • Беседа с детьми об истории транспорта , просмотр иллюстраций.
  • Сюжетно-ролевая игра "Автопарк".
    Дидактические игры ""Невероятное путешествие", "Водители и пешеходы".
    Чтение рассказа "Машины на нашей улице" М. Ильин, Е. Сегал.
    Рисование: "Безопасные места для перехода улицы"
  • Беседа о предупреждающих знаках.
    Чтение  сказки Н. Извековой "Как веселые человечки учили дорожную азбуку"
    Подвижная игра "Стоп" 

Сентябрь

2

  • Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.
  • Конструирование из цветной бумаги и картона  модели  светофора.
  • Постройка из конструктора « Улица с перекрестком» и обыграть это.
  • Сказка про электрический ток
  • Сказка «День рождения Васи», Т.А. Шорыгина
  • Беседа с детьми «Перекресток - что это?Что и кто помогает регулировать перекресток?»
    Дидактические игры "Ловкий пешеход", "Слушайся регулировщика".
    Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
    Игры с макетом улицы. "Расставь правильно знаки"

октябрь

3.

  • Беседа с детьми о запрещающих знаках
  • Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина
  • Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"
  • Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено", "Опасность", "Поворот. Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля. 
    Беседа " Поведение детей на дорогах и улицах"
    -Чтение: С. Волков "Про правила движения"
    Сюжетно-ролевые игры "Гараж",
  • "Разворот запрещен", "Остановка запрещена", "Въезд запрещен"
  • Дидактические игры "Светофор", "Назови запрещающие знаки", "Собери дорожный знак"(разрезные картинки)
  • Рисование запрещающих знаков
  • Чтение рассказа "Улица, где все спешат" И. Серякова
  • Выставка детских рисунков «Мы переходим улицу»

Ноябрь

4.

  • Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться  на дороге.
  • Рисование дорожных знаков по желанию.
  • Беседа о предписывающих знаках 
    Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков
    -Дидактические игры "Найди и расскажи", "Собери знак", "Что означает", "Найди дорожный знак" , «Хорошо и плохо»
    Беседа "Правила перехода улиц и дорог"
    Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков
    -Консультация для родителей «Новогодние фейверки. Правила безопасности.»

Декабрь

5.

  • -Беседа «Световые сигналы автомобиля
  • -Беседа «Зачем нужен регулировщик?»
  • -Беседа о информационно-указательных знаках
     -Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков
  • Сказка про электрический ток
     -Дидактические игры "Узнай дорожный знак", "Я иду через дорогу", "Умелый пешеход"
  • -Информация для родителей  «Осторожно, скользкая дорога! »
  • Ч-тение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».
    - Рассматривание рисунков дороги с несколькими полосами движения

Январь

6.

  • -Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу? »
  • -Беседа о том, где можно и где нельзя играть.
    -Чтение и обсуждение рассказа Дорохова -«Влиятельная палочка». 
  • Сказка «Кошкин дом», С. Маршак
    -Дидактические игры "Отвечай быстро", "Регулировщики"
    -Подвижные игры "Стоп", "Не ошибись"

Февраль

7

  • -Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
  • Сказка «Советы лесной мышки», Т.А. Шорыгина
    -Рисование специальных видов транспорта
    -Дидактические игры "Поставь правильно дорожные знаки", "Бегущий светофор"
    -Рассказ об  опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.
  • Изготовление фотоальбома совместно с родителями  «Дорожные знаки»

Март

8

  • Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»
  • Беседа «Я и мой велосипед».
  • 3.Загадывание  загадок по правилам дорожного движения.
  • 4.Рисование различных видов пешеходных переходов.
  • 5.Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.
    -Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков

Апрель

9

  • -Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».
  • -Консультация для родителей:  «Виды дорожных знаков»
    -Дидактическая игра "Поставь правильно знак"
    - Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"
    -Загадывание загадок о правилах дорожного движения

Май

2024

№ п/п

Форма работы

Сроки реализации

1

2024 – 2025 гг – Представление результатов и их применение на практике.

В течение года

Список используемой литературы

  1. Белая  Как обеспечить  дошкольников: Конспекты  по основам  детей дошкольного  Кн. Для  дет.  – 3-е  / К.  Белая, В.  Зимонина, Л.  Кондрыкинская, Л.  Куцакова, С.  Мерзлякова, В.  Сахарова – М. : Просвещение,  – 94 с.
  2.   Е.И.  Сказкотерапия    метод  развития    и  коррекции   социально неблагополучных  / Е.И.Бесчастная.-  школьников. –  - №9.  с.50-54
  3. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 412с.
  4. Вдовиченко, А. А. Ребенок на улице./ – СПб «Детство –  2010.- 212с.
  5. Волосова, Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста / Е. Волосова. – М.: Гардарики, 2009.-116с.
  6. Гарнышева, Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, игры/ Т.П.  - СПб.: «Детство – Пресс», 2010.-110с.
  7. Гнездилов, В.А. Авторская сказкотерапия. Дым  камина /  – СПб.:  2003. –  с.
  8. Гнусарева,  Ф. Сказкотерапия  средство формирования  поведения у  / Е.  Гнусарева //  воспитание. –  −  3. – С. 45-51.
  9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.  сказкотерапия /  – СПб.:  2011. –  с.
  10. Зинкевич-Евстигнеева,   Т.Д.   Формы   и   методы   работы   со   сказками   /   Т.Д.Зинкевич-  – СПб.:  2010. –  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правил безопасного поведения дошкольников через театрализованную деятельность

       Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеят...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

План  самообразования по теме:  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной...

План работы по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность"

План работы  по теме:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....