Дополнительная образовательная программа "Тайны фиолетового леса"
материал

Кондратюк Ольга Сергеевна

Данная программа опирается на технологию «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и Воскобовича В. В., содержанием которой, является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Технология «Развивающих игр В. В Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка - дошкольника. Путешествуя по «Фиолетовому лесу», ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомиться с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания. Сказочные приключения служат стимулом для развития познавательной активности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №3

ммуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

 «Верхнекетский детский сад»

 Верхнекетского района Томской области

Утверждаю:

Директор МАДОУ

«Верхнекетский детский сад»

______________М.Л.Берёзкина

Приказ №221 от 30.09.2019 г.

Дополнительная образовательная программа

«Тайны фиолетового леса»

(срок реализации программы 1 год)

Составила:

Кондратюк О.С., педагог – психолог

Белый Яр,

2019г.

Содержание

        Стр.

I. Пояснительная записка        3

1.1. Актуальность        3

1.2. Цель и задачи программы        4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы         5

1.4. Планируемые результаты освоения Программы         5

1.5. Учебно – тематический план        5

1.6. Материально – техническое обеспечение программы        6

II. Перспективный план        8

Список литературы        21

        

I. Пояснительная записка 

1.1. Актуальность. Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из проблем современности.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задач, моделировать будущий процесс. Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.

Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. Данная программа опирается на технологию «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и Воскобовича В. В., содержанием которой, является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Технология «Развивающих игр В. В Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности ребёнка - дошкольника. Путешествуя по «Фиолетовому лесу», ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомиться с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания. Сказочные приключения служат стимулом для развития познавательной активности.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.

Задачи:

Развивающие:

-   развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности; -развитие воображения, креативности мышления(умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

-   гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

Образовательные:

- формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений; - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально - творческому развитию детей в игре - формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

  • самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы  представляют собой систему ведущих  ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу программы:

- дети осваивают счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;

- умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

- умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;

- у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

- хорошо развита мелкая моторика рук.

1.5. Учебно-тематический план

Программа рассчитана на воспитанников 4-5 лет. Занятия проводятся фронтально (в группе 6 детей), 1 раз в неделю, во второй половине дня, в кабинете педагога - психолога. Длительность занятий - 20 минут. Количество занятий в год – 32.

Расписание

Наименование услуги

День недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Дополнительная общеобразовательная программа - «Тайны фиолетового леса» (1 год обучения 4-5 лет)

15.30-15.50

1.6. Материально-техническое обеспечение программы

Материально -  техническое  обеспечение  Программы  соответствует  требованиям  СанПиН,  ФГОС ДО.

п/п

Наименование

количество

1

Развивающая среда «Фиолетовый лес» ковер 2,5мх2м

со съёмными элементами (деревья, животные, птицы, листья)

1шт.

2

Игровой комплект «Коврограф Ларчик».

1шт

3

Геоконт «Великан»

1шт.

4

Геоконт «Малыш»

1шт.

Игры

1

Чудо – цветик»

2

Чудо – крестики -1»

6 шт.

3

«Шнур – малыш»

6 шт.

4

«Шнур – затейник»

6 шт.

5

«Фонарики» (эталоны формы)

6 шт.

6

«Квадрат Воскобовича»

6 шт.

7

Кораблик «Брызг - брызг»

6 шт.

8

«Игровизор»

1шт.

9

«Волшебная восьмерка»

6 шт.

10

«Лепестки» (эталоны цвета)

6 шт.

Персонажи

1

Девочка «Долька»

1шт.

2

«Ворон «Метр»

1шт.

3

«Лопушок»

1шт.

4

«Мальчик Гео»

1шт.

5

«Гусь Капитан»

1шт.

6

«Матросы лягушата»

3шт.

7

«Паук Юк»

1шт.

8

«Незримка Всюсь»

1шт.

9

«Гусеница Фифа»

1шт.

10

«Пчелка «Жужа»

1шт.

11

«Золотой плод»

1шт.

12

Медвежонок «Мишик»

1шт.

13

Сказочные образы «Гномы»

10шт.

14

Слоненок Лип-лип

1шт.

15

Филлимон Котерфильд

1шт.

16

Китенок Тимоша

1шт.

17

Краб Крабыч

1шт.

Методическая литература

1

Игровая технология интелектуально-творческого

развития детей 3 – 7 лет Харько Т.Г., Воскобович В.В.

1шт.

2

«Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми

дошкольного и младшего школьного возраста»

1шт.

3

Сказочные лабиринты игры. Игровая развивающая технология В. Воскобовича.

1шт.

4

5

«Бондаренко Т. М., Развивающие игры в ДОУ.

Конспекты занятий по развивающим играм

Воскобовича»

Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - Воронеж - ИП Лакоценин Н. А., 2012-190с.

1шт.

1шт.

6

Приложение к игре «Прозрачный квадрат» (сказка)

1шт.

7

Альбом фигурок к игре «Чудо соты 1»

1шт.

8

Радужная елочка

1шт.

II. Перспективный план

Тема занятия

Задачи

Материалы

Октябрь

1

«Помощь жителям Фиолетового леса»

Познакомить детей с необычным Фиолетовым лесом, некоторыми его сказочными областями и населяющими их персонажами, вызвать у детей интерес к необычной игровой обстановке и развивающим играм, развивать умение выбирать

заданный цвет. Учить выполнять задания коллективно.

Закреплять знания об осенних явлениях в природе.

Развивать сенсорные способности мелкую моторику рук; умение располагать предметы в пространстве, Воспитывать эмоционально - положительное отношение к персонажам, желание помогать другим.

4 комплекта игры «Кораблик «Плюх - Плюх»»; два ёжика: большой и маленький; листики: большие и маленькие, персонажи: жёлтый гном Желе, красный гном Кохле, письмо, музыка с шумом ветра, моря, со звуком леса.

2

«Осень в Фиолетовом лесу»

Закрепить и обобщить знания об осени, закреплять  основные  признаки  наступления  осени (листья желтеют, краснеют, опадают),  развивать  наблюдательность,  внимание,  мышление, связную речь. Развивать интерес к познанию окружающего мира.  Воспитательная - воспитание у детей любви к природе.

«Фиолетовый  лес»,  съемные  элементы -  деревья,  набор

листьев  синего,  желтого,  красного  цвета,  ежики,  мышата,  птицы  из комплекта к нему,  клей, цветная бумага.

3

«Путешествие Мишека в осенний лес»

Создание мотивации детей к учебной деятельности средствами игровых технологий Воскобовича. Развитие процессов внимания, памяти, мышления, воображения.
Закрепить и обобщить знания об осени. Закреплять знание цифр до 5. Развивать умение ориентироваться на плоскости, конструктивные способности, умение выполнять действия, придерживаясь заданного ритма. Воспитывать самостоятельность, активность, дружелюбие.

Д/и «Умные квадраты», «квадрат Воскобовича», «Фонарики» Герои: Медвежонок Мишик, Ворон Мэтр.

4

Игровая ситуация

«Как зверята собирали грибы»

Развивать умения называть цифры от 1 до5, отсчитывать нужное количество предметов, сравнивать их по количеству, придумывать и составлять силуэт «цветок», называть его, изображать действия цирковых артистов (элементы театрализованной деятельности).

Игры «Математические корзинки10» (игровое поле от 1 до5) и «Чудо – цветик» (по количеству детей);

Пособие «Коврограф Ларчик»;

Персонажи «Забавные цифры» (Ёжик - наездник, Зайчик-укротитель, Мышка-гимнастка, Крыска - силачка,

Пёс - жонглёр); Девочка Долька.

Ноябрь

1

«В гости к веселым гномам»

познакомить с персонажами игры - гномами (Кохле, Охле, Желе. Зеле, Геле, Селе, Фи), помочь запомнить их имена;

учить детей ориентироваться на координатной плоскости игры, находить и соединять точки для получения изображения зонтика.

упражнять в количественном счете, развивать умение определять порядковый номер «лепестка»;

развивать пространственную ориентировку при расположении элементов игры «Лепестки» по словесным указаниям  и его смысловое отражение в речи (над, под, между, рядом, слева, справа);

продолжать развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений.

приобретение детьми опыта коллективной деятельности, навыков сотрудничества, умения работать в группе.

Герои: гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи. (Эталоны цвета «Лепестки» и  «Геовизор») (стр. 42 «Развивающие игры в ДОУ»)

2

Игровая ситуация «Как друзья пили чай с пирогами»

Развивать умения сравнивать простые силуэты между собой и выбирать один по заданным признакам, с помощью системного оператора (технология ТРИЗ) называть состав пирогов, где их выпекают, какие изделия из муки выпекали в прошлые времена, придумывать «пироги будущего» и составлять их силуэты из частей.

Игры «Чудо - крестики 2» (по количеству детей); Пособие «Коврограф Ларчик»; «Разноцветные верёвочки»; Картинки с изображением пирогов, муки, яиц, молока, соли, сахара, дрожжей, ягод, лепёшек, печи и духовки;

Схемы «Чашка»; Персонажи Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик и пчёлка Жужа.

3

«Как друзья подарили друг другу по конфете»

Развивать умения составлять фигуру-головоломку по определенному алгоритму (пространственное положение и цвет), понимать пространственные характеристики «слева наверху» и «слева внизу», «справа наверху» и «справа внизу», самостоятельно складывать фигуру «конфета» путем перемещения частей в пространстве, придумывать и составлять

силуэт «конфета», находить отрицательные и положительные стороны в конфетах (технология ТРИЗ).

«Чудо - соты 1» и «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (по количеству детей), пособие «Коврограф Ларчик», персонажи Пчелка Жужа и Галчонок Каррчик

4

«Как в Фиолетовом лесу выпал снег»

Развивать умения находить геометрические фигуры

по признакам (форма, цвет, размер), придумывать и

конструировать из них узор, составлять фигуру из разного количества меньших частей (от одного до пяти), придумывать и конструировать контуры разных силуэтов, сортировать фигуры по форме

«Чудо-крестики 2», «Чудо-цветик»,

«Геоконт Малыш», «Прозрачный квадрат» (все - по количеству детей), пособие «Коврограф Ларчик», схема «пятидолька».

Декабрь

1

«Как гусеница Фифа нашла льдинки»

Развивать умения ориентироваться на плоскости,

понимать пространственные характеристики

«влево», «вправо», «вверх», «вниз», отсчитывать

необходимое количество клеток, называть

геометрические фигуры, составлять предметный силуэт, путем наложения пластинок на схему.

«Прозрачный квадрат» (по количеству детей), пособия «Коврограф Ларчик», «Цветные

квадраты», «Кружки и зажимы», схема предметного силуэта (по количеству детей), персонаж Гусеница Фифа.

2

«Как Малыш Гео оказался на «Чудо – островах»

Развивать умения вышивать узор, придумывать, на что он похож, называть цвета радуги, составлять целое из частей по простому алгоритму (цвета радуги), видеть в простой ситуации проблему и предлагать варианты ее решения, тренировать мелкую моторику рук и координацию действий «глаз-рука».

«Шнур-Затейник» и «Чудо-крестики 2», пособия «Коврограф Ларчик», «Цветные квадраты», персонажи Малыш Гео, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Краб Крабыч.

3

Игровая ситуация «Как Китенок Тимоша и Медвежонок Мишик подготовили елочные игрушки»

Развивать умения находить фигуры по форме, составлять целое из двух частей, понимать пространственные характеристики   «посередине», «слева», «справа», составлять силуэт «маска» по схеме, придумывать и конструировать силуэт «елочная игрушка», рассказывать о нем.

Игры «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) и «Чудо - крестики 2» (по количеству детей), «Чудо-крестики 2 «Ларчик»;

Игры по выбору детей;

Пособие «Коврограф Ларчик»;  

Персонаж                 Гусеница Фифа.

4

«Как друзья украшали новогоднюю ёлку в Цифроцирке»

Развивать умения обозначать числа цифрами, придумывать и конструировать силуэт «елочка», составлять силуэт «гантель» по образцу, решать задачи с противоречием (технология ТРИЗ),

находить геометрические фигуры по признакам (цвет, размер, форма), составлять из них ряд с учетом пространственного положения относительно

друг друга.

«Фонарики», «Математические

корзинки 10», «Чудо-крестики 2» (все - по количеству детей), пособия «Коврограф Ларчик», «Забавные цифры» (персонажи

Магнолик, Ежик Наездник, Зайка Укротитель, Мышка Гимнастка, Крыска Силачка и Пес Жонглер).

Январь

1

«Как зверята выступали

на арене Цифроцирка»

Развивать умения составлять числовой ряд от одного до пяти, обозначать числа цифрами, аргументировать свой выбор, придумывать и составлять силуэт «бабочка», конструировать силуэт «гантель» по образцу, поддерживать беседу на тему «Выступление в цирке», придумывать и показывать действия сказочных артистов

«Чудо-соты 1», пособия «Коврограф Ларчик», «Забавные цифры»

(персонажи Магнолик, Ежик Наездник, Зайка Укротитель, Мышка Гимнастка, Крыска Силачка, Пес Жонглер

2

«Как Краб Крабыч украшал «Чудо - острова»

Развивать умения придумывать и оставлять из палочек разные предметные силуэты, называть их, составлять цифру из палочек по алгоритму (цвет), определять геометрическую фигуру по признакам (количество сторон и углов) и вышивать ее контур, обводить геометрическую фигуру на листе бумаги, придумывать и дорисовывать изображение до картинки, рассказывать ее содержание.

«Волшебная восьмерка 1», «Шнур-затейник», «Чудо-соты 1», листы бумаги, фломастеры или карандаши, «Волшебная

восьмерка 3», пособие «Коврограф Ларчик», персонаж Краб Крабыч.

3

«Как Малыш Гео увидел

волшебный цветок»

Развивать умения называть геометрические фигуры,

сравнивать их по форме, конструировать квадрат из двух других геометрических фигур путем наложения пластинок друг на друга, составлять силуэт «цветок» по образцу, понимать пространственные характеристики «слева», «справа», «над».

«Чудо-соты 1» и «Прозрачный квадрат», «Чудо-соты «Ларчик»,

пособия «Коврограф Ларчик», «Кружки и зажимы», схема

«цветок», персонажи Малыш Гео и Ворон Метр.

4

«Как Малыш Гео узнал

тайну волшебного цветка»

Развивать умения определять квадрат по признакам,

конструировать фигуру «шапка - невидимка» путем

перемещения частей в пространстве, придумывать и

составлять силуэт «угощение», придумывать рассказ

«Что увидели друзья во время путешествия»,

поддерживать беседу на предложенные темы.

Игры «Квадрат Воскобовича»

(двухцветный), «Прозрачный квадрат», «Фонарики», «Чудо-соты  «Ларчик», по выбору детей, пособие «Коврограф Ларчик», персонажи Ворон Метр и Малыш Гео

Февраль

1

«Как Магнолик удивил

Крутика По»

Развивать умения «вышивать» контуры

геометрических фигур (квадрат, треугольник),

решать задачу на определение фигуры по признакам

(количество сторон и углов), анализировать

окружающую обстановку и находить предметы

заданной формы, определять фигуры по части, сочинять рассказ на тему «Зачем нужен этот предмет»

«Логоформочки 3» и «Шнур-Затейник», персонажи Магнолик (пособие «Забавные цифры») и Крутик По

2

«Как медвежонок и галчонок поссорились и помирились»

Развивать умения находить геометрические фигуры

по признакам (цвет и форма), решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера), предлагать

варианты решения проблемной ситуации,

конструировать фигуры «башмачок» и «самолет»

путем перемещения частей в пространстве

«Чудо-крестики 2» и «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (по количеству детей), «Чудо-крестики 2» «Ларчик», пособия

«Коврограф               Ларчик», «Разноцветные  веревочки», «Круговерт и стрелочка», персонажи Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Краб Крабыч.

3

«Как на Чудо - островах появилась необычная машина»

Развивать умения называть виды транспорта (наземный, воздушный, водный), составлять силуэт «легковая машина» по образцу, заменять в нем одни части на другие, придумывать хорошее и плохое в предмете (технология ТРИЗ), решать проблемную ситуацию, конструировать фигуру за счет перемещения частей в пространстве.

игры «Чудо-соты 1» и «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) (по количеству детей); пособие «Коврограф Ларчик»; персонажи Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Краб Крабыч, Китенок Тимошка и Пчелка Жужа.

4

«Как друзья помогли Девочке Дольке»

Развивать умения выкладывать ряд из фигур, руководствуясь определенной закономерностью, составлять целое из пяти частей, конструировать силуэт «цветок» из частей по образцу, придумывать название цветку и для чего он нужен.

игры «Чудо-цветик» и «Чудо-соты 1» (по количеству детей); пособие «Коврограф Ларчик», схема «цветок»; персонажи Пчелка Жужа, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Краб Крабыч, Китенок Тимошка и Девочка Долька

Март

1

«Как Кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию»

познакомить с новой игрой «Кораблик Плюх-Плюх», ее персонажами; учить самостоятельно, группировать предметы по одному признаку (цвету), определять и называть высоту предметов; учить  складывать фигуру «лодочка» за счет перемещения частей в пространстве из деталей игры «Прозрачный квадрат»

развивать пространственные представления (слева – справа, вверху – внизу); развивать умение аргументировать выбор предмета определенной формы; формировать умения анализировать, сравнивать.

воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

«Кораблик Плюх-Плюх» и «Прозрачный квадрат»

(стр. 61 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» и стр.14 «Сказки Фиолетового леса»)

2

«Как гусеница Фифа наряжалась»

учить складывать фигуру «Бантик» из кубиков игры «Сложи узор» по схеме путем перемещения  частей в пространстве;        продолжать формировать умение придумывать и конструировать головной убор (шляпа)  для сказочного персонажа по замыслу.

развивать умение ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; развивать творческое воображение, умение рассказывать о назначении предметов; воспитывать интерес к конструктивной деятельности; воспитывать наблюдательность и умение делать выводы в ходе самостоятельной и совместной практической деятельности взрослого и ребенка, учить работать в парах.

«Сложи узор» Никитина, пособие «Коврограф «Ларчик», «Эталоны цвета», «Прозрачный квадрат»)

Стр. 49 и стр. 158  «Сказки Фиолетового леса»

3

«Как Ворон Метр спас команду кораблика Плюх-Плюх»

закреплять умение сортировать флажки по цвету и пространственному положению, менять пространственное положение флажков в зависимости от задания; упражнять в нахождении предметов по высоте; развивать словесно-логическое мышление, умение видоизменять силуэт путем изменения количества деталей и их расположения;

закреплять умение самостоятельно работать с составными конструктивными схемами, составлять силуэт «жук» и «рыбка» (№18) воспитывать умение проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.

«Кораблик Плюх-Плюх», «Чудо-соты», «Колумбово яйцо»)

Стр. 109 «Сказки Фиолетового леса»

4

«Как артисты Цифроцирка получили волшебную стрелочку»

упражнять в нахождении геометрических фигур по форме; учить придумывать и составлять сюжетную картинку «Что увидели друзья?» из деталей игры «Колумбово яйцо»; развивать умение составлять силуэт «стрелочка» приемом наложения пластинок на схему, конструировать силуэт «мостик» из частей по образцу;

формирование творческого воображения, целостности восприятия, внимания; поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями игр;

развивать стремление к преодолению трудностей и уверенность в себе.

«Прозрачный квадрат»,  «Чудо-цветик», «Забавные цифры», «Колумбово яйцо»)

Стр. 85 «Сказки Фиолетового леса»

Апрель

1

«Как Лопушок и Гусеница Фифа делили фигуры»

продолжать учить решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера); учить детей сохранять направление движения руки (плавного и неотрывного)

Закреплять навык счета, соотношения цифры и количества предметов; закреплять умение выделять свойства геометрических фигур (цвет, форма, размер), сравнивать и обобщать по ним фигуры; развивать умение ориентироваться на плоскости в клетку, предлагать варианты решения проблемной ситуации, продолжать формировать навык самооценки и оценки общего результата.

наборы геометрических фигур, «Игровизор» лист № 1, пособие «Коврограф Ларчик», «Цветные квадраты»)

Стр. 118  «Сказки Фиолетового леса»

2

Игровая ситуация   «Как артисты Цифроцирка заблудились в лесу»

Развивать умения обозначать числа цифрами (1,3 и 6), считать, сравнивать предметы по количеству, ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «верх», «вниз», находить заданные фигуры среди множества других, составлять квадрат из других геометрических фигур путём наложения пластинок друг на друга, предлагать варианты решения проблемной ситуации.

Игры «Математические корзины 10» и «прозрачный квадрат» (по количеству детей);

Пособие «Коврограф Ларчик», «Разноцветные верёвочки», «Кружки и зажимы»; «Забавные цифры» (персонажи Ёжик-наездник, Мышка-гимнастка, Кот-акробат),  Ворон Метр.

3

Игровая ситуация   «Как птичка осталась на Поляне Чудесных Цветов»

Развивать умения составлять фигуру из шести меньших частей, складывать фигуру «домик» путём перемещения частей в пространстве, конструировать силуэт «птичка» по образцу, называть жилище птиц.

Игры «Квадрат Воскобович» (двухцветный) и «Чудо-цветик» (по количеству детей);

Пособие «Коврограф Ларчик»;

Схема «Птичка»; Персонажи Девочка Долька и Ворон Метр.                    

4

«Как Лопушок и Гусеница Фифа ловили бабочку» 

Развивать умения составлять силуэт «бабочка» из частей по словесному описанию, ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «вправо», «влево», «верх», «вниз», предлагать варианты решения проблемной ситуации, придумывать и конструировать предметные силуэты, рассказывать о них, выполнять физические упражнения.

Игры «Фонарики» (по количеству детей);

Игры по выбору детей;  

Пособие «Коврограф Ларчик», «Цветные квадраты»;

Персонаж   Лопушок и              Гусеница Фифа.

Т. Г. Харько, Методика познавательно - творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса»            (стр. 137)

Май

1

«Как гусеница Фифа вырастила цветы»

учить детей устанавливать последовательность событий, называть этапы процесса выращивания растений; закреплять представления о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, прямоугольник, умение конструировать их за счет перемещения частей в пространстве; учить детей обводить (зарисовывать)  полученное изображение на листе.

развивать умение решать логическую задачу на определение предмета по признакам, словесно-логическое мышление; продолжать формировать умение работать с конструктивными схемами, придумывать и конструировать силуэты «цветы»;

активизировать речевую деятельность.

воспитывать отзывчивость, поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями игр и желание оказывать им помощь.

(«Чудо-соты», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), пособие «Коврограф Ларчик», «Геовизор»)

Стр. 93 «Сказки Фиолетового леса»

2

«Как у гусеницы Фифы осыпался цветок»

закреплять умение понимать порядковый счет, пространственное положение предметов относительно друг друга и плоскости;

упражнять в умении расшифровывать (декодировать) знаково-символические обозначения, понимать отрицание «не», выборе геометрических фигур, соответствующих этим обозначениям.

развивать творческое воображение, умение придумывать названия цветку, изображение вазы на поле игры «Геоконт»; развитие мелкой моторики рук.

формировать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать своё поведение.

«Лепестки», » пособие «Логика» М.В.Кралина (знаки - символы), наборы геометрических фигур, «Геоконт»)

Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса»

3

«Как друзья помогли Девочке Дольке»

упражнять в умении устанавливать закономерность в расположении фигур и, руководствуясь ею выкладывать ряд из фигур;

учить составлять целое из 5 частей, понимать соотношение целого и части.

развивать умение конструировать по собственному замыслу силуэт «цветок» из деталей игры «Колумбово яйцо», придумывать ему название и для чего он нужен;

формировать произвольность внимания, творческое воображение, целостность восприятия.

поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями сказки, желание оказывать им помощь.

(«Чудо-цветик», «Колумбово яйцо», пособие «Коврограф Ларчик») Стр. 102 «Сказки Фиолетового леса»

4

«Как Галчонок Каррчик помогал Пчелке Жуже».  

упражнять в расположении цветных карточек по цветам радуги, умении видеть ошибку и исправлять ее;

развивать понимание пространственных отношений, умение словами обозначать положение карточки

( между, после, перед, после, впереди, за);

закреплять умение сортировать пластинки игры по нарисованным геометрическим фигурам, составлять из них квадраты путем наложения друг на друга;

закреплять навык работы с составными конструктивными схемами, составлять силуэт «китенок»; продолжать развивать зрительно-моторную координацию, умение обводить части на листе бумаги, дорисовывать изображение, рассказывать о его содержании; стимулировать проявление самостоятельности и инициативности в процессе игр.

«Прозрачный квадрат», пособие «Коврограф Ларчик», «Цветные квадраты»)

Стр. 114  «Сказки Фиолетового леса»

Список литературы

1. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных

областей в подготовительной группе детского сада. – Воронеж, 2013.

2. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных

областей в старшей группе детского сада. – Воронеж, 2013.

3. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ - Воронеж, 2009.

4. Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет Сказочные лабиринты игры Кн.2. Описание игр. - СПб., 2003.

5. Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология

интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет

Сказочные лабиринты игры. // Санкт – Петербург, 2003.

6. Кондратьева Л.А. Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб, 2014.

7. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников

«Сказки Фиолетового Леса». Старший дошкольный возраст. – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию логико -математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих сила...

Сказки фиолетового леса. (10 сказок про сказочные области Фиолетового леса)

Я интересуюсь игровой технологией "Сказочные лабиринты игры" В. Воскобовича и  написала свои сказки к каждой области фиолетового леса, которые можно использовать как в работе с детьми, ...

Программа дополнительной образовательной услуги "Сказки фиолетового леса"

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы  - интеллектуально -творческого развития д...

Программа дополнительного образования по развитию логико- математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"

Развитие логико - математических способностей у детей 4-7 лет посредством развивающих игр В.В.Воскобовича....

Программа дополнительного образования по развитию логико- математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"

Цель методики " Сказки Фиолетового Леса" - развитие познавательно - творческих способностей детей 5-7 лет в условиях организации этого процесса в игровой форме....

Дополнительная общеобразовательная программа «Сказки фиолетового леса» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная программа «Сказки фиолетового леса» для детей 4-5 лет...