Сообщение на педагогическом совете
материал (младшая группа)

Шубина Ирина Вячеславовна

Обобщение опыта на тему: "Развитие речи посредством современных образовательных технологий во второй группе раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_razvitiyu_rechi_dlya_attestatsii.docx40.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад№7 « Мечта» с. Троицкое

Обобщение опыта на тему «Развитие речи средствам современных образовательных технологий» во второй группе раннего возраста

                                                                                    Подготовила и провела

                                                                                             Шубина Ирина Вячеславовна

06.02.2020 г

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей, начиная с раннего детства  Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру

. К.И. Чуковский писал: «Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый вред.»

В своей работе по развитию речи я поставила перед собой следующие задачи:

1. обогащение активного словаря

2 овладение речью , как средством общения и культуры

3 развитие связной, грамматически правильной диалогической речи

4 знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

5 -развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха.

6-создавать благоприятный эмоциональный фон общения.

Для решения данных задач лучше всех подходят следующие методы работы:

Наглядные методы:

-Наблюдение за живыми объектами

-Наблюдения в природе

-Рассматривание игрушек, предметов и картин.

- Изобразительная наглядность.

Практические методы:

Дидактические игры;

Дидактические упражнения;

Хороводные игры;

Игры – сюрпризы;

 Игры с правилами.

Словесные методы:

Чтение потешек, стихов сказок с использованием наглядности;

           Чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений          с использованием наглядности.

Очень хорошо подходят следующие виды работы по развитию речи  с детьми во второй группе раннего возраста как- ниткография, аквагимнастика, куклотерапия, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, театрализованная деятельность, мнемотаблицы, дыхательная гимнастика , подвижные игры с речевым сопровождением, художественная литература , логоритмика

  Одна из современных работ с детьми ,  применяемая в моей практике –  пальчиковые игры.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Одновременно малыш учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль  за выполняемыми  движениями. Пальчиковую  игры  я использую как на занятиях  так и режимных моментах. Дети с удовольствием выполняют задания .Очень хорошую тренировку движений дают русские народные игры- потешки Технология пальчиковой гимнастики удачно сочеталась с народным фольклором.  С этой целью я подобрала целую серию  пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики.  С детьми выучила  следующие пальчиковые игры: Петушок, петушок, Совушка , Водичка- водичка, Тише,  тише не шумите, Дождик, дождик.

Обучение правильному звукопроизношению тесно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов,

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Проводя эту работу  использую разнообразный  материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц

- мозайка (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, , шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- резиновые игрушки разной плотности;

- прищепки

Следующий вид работы с детьми –это  дыхательная  гимнастика

 Мы все знаем , что правильное речевое дыхание необходимо для развития речи маленького ребёнка, поскольку дыхательная система является энергетической базой для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Такие игры уместно использовать так же на занятиях и  в индивидуальной работе .Так как у меня дети раннего возраста, а для них игра основной вид деятельности, поэтому всё провожу в игровой форме. Ведь для них игра на первом месте Так как дети маленькие , а дыхательные упражнения быстро утомляют детей, стараюсь проводить их с перерывами  Очень детям нравится такие игры как « Остужаем чай», « Прокати шарик», « Сдуй пёрышко», « Подуй на снежок», «Ты плыви кораблик»

Очень нравится детям заниматься аква- гимнастикой.

Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой

Температура воды должна быть 37 градусов.

. На дно миски выкладывала  любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д. предлагала  детям собрать только камушки, либо игрушки, погулять пальчиками по камушкам. Мной были проведены такие игры как « Собери  камушки,   пуговицы», « Дождик», « Волны»,   Включая   воображение, пальчики  превращаются   в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

Следующий вид  работы не менее интересный  - ниткография

Организация детей для работы в данном направлении может быть как фронтальной, так и групповой или индивидуальной. Но так как дети в моей группе маленькие , то здесь приемлема работа индивидуальная. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на  бумаге. Сначала брала несложные темы: дорожки для машины, волны  После прочтения стихов А. Барто выкладывали  мяч для Тани, кораблик и т.д. Очень нравится детям игра « Цветные ниточки», где используем нить и  гуашь .

С помощью ниткографии у детей развивается не только мелкая моторика, ребенок называет изображаемые объекты, может рассказать, что он изобразил, т.е. развивается словарь, грамматика, связная речь

Артикуляционная гимнастика

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для детей  в игровой форме, для чего использую стихи и картинкиАртикуляционная гимнастика для детей  в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их  выполнения  Я использовала такой игровой приём « Перебежки». . 3-4 картинки развешивала  в разных концах группы,  вместе с детьми переходили от одной картинке к другой, чтобы поговорить о ней. (Где уточка? Как она кричит? Дети -  «Кря-кря». Где петушок? Как кричит петушок? « Ку-ка-ре ку». При этом читали потешки « Наши уточки с утра»,

« Петушок, петушок»

Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые воспитатель преподносил  в разных видах деятельности

Ребенок воспринимает куклу как реального друга, как равного партнера для общения. Кукла, по мнению ребенка, все понимает.

Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать., вот поэтому использую такой метод , как

«Постоянный разговор с ребенком» С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание,  подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, прогулка, ). Такую же работу  провожу во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек.. О чем  разговариваю с детьми ? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес  

Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в возрасте 2-3 лет. В процессе театрализованной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. В своей группе я использую разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр би-ба-бо, пальчиковый театр и уголок ряженья.  Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток. В своей работе я  выделила  два направления:

1) Использую  театрализованные  игры  в играх – занятиях по развитию речи. Игры – занятия  я с детьми  рассматриваю  не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.

2) Использую  театрализованные игры  в повседневной жизни.

В группе имеется «Театрализованный уголок», где представлены сказки, в соответствии с программой.

Имеется  ширма,  куклы (би – ба - бо), маски «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.

  • Плоскостной театр: «Колобок», «Теремок».
  • Настольный (деревянный театр) «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок».
  • Пальчиковый театр, театр перчаток.
  • Театр на фланелеграфе «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Три медведя».

Подвижные игры с речевым сопровождением  воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в текстеразвитие темпа и ритма речи. Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. Игры с речевым сопровождением были следующие: « Воробышки и автомобиль», « Огуречик», « Самолёты», « Курочка – рябушечка», « Птичка» « Карусели»

Мнемотаблицы

К. Д. Ушинский говорил «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Чем больше развит ребенок, тем чаще он будет отдавать предпочтение не рассказам, а сказкам. Ведь в сказках действуют обобщенные образы, а степень развития малыша определяется, как известно, способностью к обобщению, к мышлению крупными формами. Кроме того сказка является для ребенка источником познания окружающей действительности.

Детям раннего возраста вполне доступен совместный пересказ знакомых сказок.

Этапы работы с мнемотаблицей при пересказе.

1. Чтение текста.

2. Рассматривание таблицы и того, что на ней изображено.

3. Преобразование абстрактных символов в образы.

4. Пересказ с опорой на таблицу педагогом.

5. Совместный пересказ.

На начальном этапе использую мнемодорожки. На первом занятии по обучению пересказу достаточно, чтобы ребенок только показывал символы, соответствующие персонажу, о котором в данный момент рассказывает взрослый. Обозначил его словом или фразой. По мере накопления информации применяю таблицы, изображающие действия персонажей.  .В раннем возрасте дети еще не владеют привычным для нас способом «чтения» последовательности изображений: слева - направо, сверху - вниз. Поэтому целесообразно открывать картинки по одной. Использовала мнемотаблицы использовала при рассказывания сказки « Курочка Ряба» Детям раннего возраста вполне доступен совместный пересказ знакомых сказок.

Художественная литература

Для работы с детьми по данному вопросу использую художественную литературу ,Потому что трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого .  С детьми ежедневно читаем книги не только по программе, но и книги новинки, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно- тематическое планирование. В группе работает «Книжная больница». Дети с удовольствие отбирают книги для ремонта В своей группе  я использую произведения разных жанров Русский фольклор

Песенки, потешки . «Наши уточки с утра...»; «Пошёл котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;  Сказки . «Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова. Фольклор народов мира   ;  «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского.  «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; Поэзия - А.Барто «игрушки» ;С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке Проза - В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»; Произведения поэтов и писателей разных стран Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;

Сюжетные игры

Все виды сюжетно –ролевой игры способствуют развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет  передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно- ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять  на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольника. Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задать их, развивать умение рассказывать. В нашей группе  в предметно – развивающую среду входят следующие виды сюжетно- ролевые игры « Супермаркет», « Больница» , « Семья», « Зоопарк», « Гараж»  

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии. Именно поэтому с ними рекомендуется проводить занятия по логоритмике.

Что такое логоритмика?

Это - коктейль из движений, речи и музыки.

Целью логоритмики является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика полезна не только детям с нарушениями функции речи, но и деткам, которые только-только начинают говорить, то есть детям ясельного возраста. На таких занятиях они приобретают первый опыт общения со сверстниками и взрослыми

. Приведу  примеры упражнений. «Наши ручки». Воспитатель поет песенку, малыш вслед за  ним начинает тереть одну ладонь о другую, словно стараясь их вымыть. Потом руки поднимают вверх, пальцы разводят в стороны и совершают вращательные движения кистями. Далее – руки опускают, вновь вращают кистями. И, наконец, убирают руки за спину

 «Паровозик». Малыши 2-3 лет могут выполнять это упражнение при помощи  воспитателя , которые будут «руководить» движениями согнутых в локтях рук, имитирующих движение колес паровоза. Чтобы ребенку было интереснее, можно включить в занятие игрушечный поезд. Обязательно поется песенка и повторяются слова «чух-чух-чух».

 Игра  с кубиками. Песенка очень проста: «Кукла с кубиком идет, красный кубик нам несет. Уронила кубик, ой (воспитатель роняет кубик). Принеси теперь другой». Задача ребенка – бросить кубик в тот момент, когда звучат соответствующие слова песенки.

«Лошадка». Для этого упражнения необходимо подготовить деревянные ложки, которыми малыши будут стучать друг о друга, имитируя цокот копыт лошади. Воспитатель , придерживая руки ребенка, помогают ему при необходимости.

Мои воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют. Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Я стараюсь сделать все, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

                                           Литература

Бердянская М.Э. Критерии развития детей раннего возраста / М.Э.Бердянская, О.Е.Громова // Управление дошкольным учреждением. – 2003. – № 3.

Павлова, Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления / Л.Н.Павлова. – М., Мозаика-Синтез, 2000.

Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей 2 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Новотворцева. – Ярославль. «Академия развития», 1997.

Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С.Швайко. – М. «Просвещение», 1983.

Галанов А. С. « Игры , которые лечат»

Фомичёва М. Ф. « Воспитание у детей правильного произношения»

Тепляева О» Пальчиковые игры для развития речи и интелекта  ребёнка»

Титова Т. Елецкая О, Матвеева М.В.» Речевое  и предречевое развитие детей раннего возраста

 Издательство Инфо М2020

.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете на тему « Различия в двигательной активности детей»

Описание поведения детей, и методики работы с детьми имеющими разную двигательную активность....

Сообщение на педагогическом совете

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней или физических дефектов) В...

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников ....

Сообщение к педагогическому совету на тему: «Влияние подвижных игр, физических упражнений и развлечений на двигательную активность детей»

Этап - это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошк...

Сообщение на педагогическом совете "Люби и знай свой город"

Показать возможности реализации проекта "Люби и знай свой город"с целью расширения представления детей о рдном городе Саратове, воспитании патриотических чувств....

Сообщение на педагогическом совете "Здоровье - дело престижное"

Давайте представим такую ситуацию. Воспитатель, постоянно держащийся за поясницу, чихающий и кашляющий, а рядом бодрые жизнерадостные дети. Наверное, хуже не придумаешь. А ведь такая картина - весьма ...