Контрольная работа "Роль взрослого в формировании общения дошкольников."
материал

Хамитова Екатерина Евгеньевна

Контрольная работа для студентов педагогических учебных заведений "Роль взрослого в формировании общения дошкольников."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_obshcheniya_detey.docx91.68 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Министерство образования и молодежной политики

  2.  Камчатского края

КГПОБУ «Камчатский педагогический колледж»

по дисциплине: МДК.02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста.

Вариант 2: Роль взрослого в формировании общения дошкольников.

Студентки группы

Д-516 «Б» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование заочной формы обучения

 

Хамитовой Екатерины Евгеньевны

Дата сдачи _____________

Проверил преподаватель:

_______________ Гончаренко Марина Анатольевна

(подпись)

Оценка:____________________

_______________

Дата__________

г. Петропавловск-Камчатский, 2018г.


Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3

  1. Общая характеристика общения………………………….…………………...…4

1.1. Общение как особый вид деятельности…………………………………….5

1.2.  Функции общения……………………………………………………...……7

1.3. Средства общения……………………………………………………...…….8

1.4. Общение и речь…………………………………………………………….…9

1.5. Эмоции и чувства как регуляторы общения…………………...…….……11

  1. Роль взрослого в формировании навыков общения дошкольников……………………………………………………..………….….13

2.1. Стили общения взрослых с детьми. Влияние стиля общения на развитие психики и личности дошкольника……………………………………...………13

2.2. Особенности общения дошкольников с родителями…………….….……14

2.3. Роль родителей в формировании культуры речи и навыков общения дошкольников……………………………………………………………………16

2.4. Особенности общения дошкольников с воспитателем…………….……..16

  1. Функции педагога в формировании навыков общения дошкольников, его организации в детском коллективе………………….………………………….18
  1. Практическая часть. Диагностика развития навыков общения……..………..19

Список литературы………………………………………………………………22

                        Введение

Формирование навыков общения у дошкольников начинается в семье. Первые навыки коммуникации дети получают при контакте со своей семьей. Коммуникативные способности подразумевают не только эрудицию, умение грамотно строить свою речь. Общение дошкольника со взрослыми вырабатывает привычку уважать старших. Несмотря на пользу общения дошкольников со взрослыми, полностью заменять им контакты с ровесниками не стоит. Формирование коммуникативных умений у детей проходит в обществе лиц одного возраста. Дошкольник со сверстниками должен проводить не меньше времени, чем с родителями. Взрослые не смогут понять всех особенностей общения детей, несмотря на то, что и сами когда-то были в том же возрасте. Внутренний мир старшего дошкольника отличается разнообразием и богатством. К 6-7 годам ребенок знает много сказок. Диагностика общения детей в этом возрасте показывает, что мальчики и девочки стремятся проигрывать сюжеты знакомых им мультфильмов. Ограничение контактов с ровесниками станет ограничением развития коммуникативных навыков у дошкольников.

Для развития коммуникативных умений у дошкольников необходимы несколько форм контактов со сверстниками. Человеку без педагогического образования может показаться, что вся деятельность ребенка в этом возрасте сводится к игре. Отчасти это правда, поскольку игра в дошкольном возрасте — это ведущий вид деятельности. Однако для каждого возраста характерны свои особенности коммуникации.


  1. Общая характеристика общения.

Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное, или косвенное, общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а так же коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

  1. 1. Общение как особый вид деятельности.

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности личности общества в целом. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека невозможен без общения. «Любая человеческая деятельность невозможна без общения». Не случайно в современной психологии сложилось такое направление, как психология общения – раздел общей психологии, предметом которой является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества.

Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы:

1) исследования В.М.Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения у Бехтерева еще не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции;

2) до 70-х годов в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Понятие общение использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского общение занимает центральное место — как фактор психического развития человека, условие его саморегуляции. Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С.Л.Рубинштейна. Роль общения, как средства приобщения личности к общественным знаниям, и усвоения общественного опыта, как условия развития мышления, подчеркивал А.Н.Леонтьев. В трудах Б.Г.Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека. В этот период, который можно охарактеризовать как период теоретического анализа роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались неразработанными вопросы, касающиеся психологической структуры общения, специфики ее процессуальных характеристик. Общение, по сути, не было включено в психологический эксперимент;

3) в 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик, в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа – теоретическом, эмпирическом, прикладном.

Важным в социальной психологии является вопрос о функциях общения в жизни индивида. Функции эти многообразны, и в литературе описаны различные их классификации.

  1. 2. Функции общения.

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социальной жизни человека.

Информационная – состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании ее, ее принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления этой функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством любых знаковых систем.

Регуляционная – направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Кооперация-координация сил участников является необходимым элементом совместной деятельности. (Регуляционно-коммуникативная функция — это контроль поведения в широком смысле, который люди осуществляют по отношению друг к другу. Благодаря общению индивид получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей, воздействовать на мотив, цель, принятие решения, на выполнение отдельных действий и их контроль, то есть на все «составляющие» деятельности своего партнера)

Аффективная– состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленно или произвольно. (Аффективно-коммуникативная функция предполагает изменение состояний человека под влиянием общения. Характер общения определяет уровень эмоциональной напряженности людей, включая и эмоциональную разрядку. В процессе общения могут изменяться как модальность, так и интенсивность эмоций и чувств, происходит сближение, поляризация, взаимное усиление или ослабление аффективных состояний.

  1. 3. Средства общения.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке. Это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

  1. 4. Общение и речь.

Речь выступает как средство выражения, передает чувства и отношения (выразительная сторона речи). Т.е. речь выражает отношение говорящего к тому, о чем он говорит и к тем, к кому он обращается. Это генетически первичная функция речи. Речь выражает больше, чем обозначает благодаря выразительным средствам – интонации, модуляциям голоса, ритму, паузам, жестам, мимике и т.п.

Речь выступает также как средство воздействия на других людей, на их поведение, мысли и чувства (побудительная сторона речи). Это также одна из первичных функций речи. Животные также с помощью звуков могут воздействовать на поведение других животных. Но делают они это неосознанно, нецеленаправленно (крик вырывается). Воздействие происходит в силу условно-рефлекторной связи сигнала (крика) с определенной ситуацией (опасности) и способа реагирования (бегства). Человек же воздействует на другого человека осознанно, через значения слов.

Виды речи: внутренняя и внешняя. Внешняя делится на устную и письменную, в свою очередь устная речь делится на монологическую и диалогическую.

Внутренняя речь – речь беззвучная. Это речь про себя и для себя. Это речь сокращенная (со значительными пропусками). Это речь предикативная – проговаривается то, что утверждается, и опускается как само собой разумеющееся то, о чем идет речь. Внутренняя речь, к примеру, типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях. Внутренняя речь – форма существования мысли. Внутренняя речь происходит от речи внешней в процессе интериоризации.

Письменная речь – речь с помощью письменных знаков. Буквы письменной речи обозначают звуки устной речи (при альфабетическом письме). Письменная речь чаще используется как речь деловая, научная, предназначена не для непосредственно присутствующего собеседника (а для отсутствующего или безличного). Направлена преимущественно на передачу отвлеченного содержания. Требует развернутого построения мысли, логически связного, систематического изложения.

В письменной речи ограничено использование выразительных средств, присущих устной речи (интонации, жесты, мимика). Отсутствует непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника. Пишущий должен самостоятельно строить свою речь так, чтобы она была понятной для читателя. Письменной речи свойственна сложная композиционно-структурная организация. Типичные для нее синтаксические конструкции и стили. Письменная речь – речь контекстная.

Устная речь функционирует как разговорная речь в ситуации беседы. Устная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. В устной речи понимание возможно с полуслова в силу общности ситуации общения. По этой причине в устной речи многое не договаривается. Устная речь – речь ситуативная. Устная речь богата выразительными средствами. Для устной речи не обязательно планирование – слушатель сам помогает регулировать речь. В случае если говорящий обнаруживает непонимание слушателя, он тут же перестраивает свою речь – поясняет одно, подробнее останавливается на другом.

Устная речь должна быть диалогической или монологической.

Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников (разговорная). Развернута не полностью. Такая речь будет малопонятной внешнему наблюдателю, не включенному в ситуацию общения. Многое в такой речи не проговаривается, подразумевается, т.к. заранее известно говорящим.

Монологическая речь - достаточно длительная речь. Не перебивается репликами слушателœей, требует предварительного планирования. Подготовки. Обычно это лекция, доклад, выступление. Монологическая речь близка письменной по своей композиционной сложности, завершенности мыслей, логике и последовательности. Но при этом монологическая речь располагает всœеми выразительными средствами устной речи.

Развитие письменной и монологической речи требует специального обучения (в школе).

  1. 5. Эмоции и чувства как регуляторы общения.

Реализация потребности в общении или, напротив, неудовлетворенность общением вызывают соответствующие эмоции и чувства.

Эмоции - особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции человека - продукт общественно-исторического развития. Они являются субъективной формой выражения потребностей, поэтому предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха и т.д. Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение. Эмоции имеют и специальную функцию - выступают средством общения.

Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства. Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к другим людям, общению с ними, к явлениям действительности. Чувства порождаются объективной действительностью, но при этом они субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение.

Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентации, выработанных обществом. Такие чувства возникают при наличии у человека не только представлений о долге, но и потребности соответствовать нравственным требованиям общества, когда нравственные ценности стали сущностью самой личности. Развитое чувство долга творит совесть - нравственную ответственность за свое поведение перед другими людьми, обществом.

Эстетические чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения эстетических ценностей, выработанных человечеством на протяжении всей истории и представленных многообразием национального и художественного творчества.

Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания о явлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решением проблемных, познавательных и жизненных ситуаций и задач. Человеческое познание сопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересом к возникающей проблеме, сомнением в достоверности предположения или полученного ответа, уверенностью в точности вывода и, наконец, радостью и уверенностью в результате изысканий.

Практические чувства испытывает человек, включенный в ту или иную практическую деятельность. Успех вызывает переживания радости от проявленных сноровки и усилий. Неуспех - противоположные чувства, но в то же время порождает желание человека реализовать себя в деятельности.

  1. Роль взрослого в формировании общения дошкольников.

Для развития полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить только взрослый.

Какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Здесь возможны два пути:

• организация совместной предметной деятельности детей;

• формирование их субъектного взаимодействия.

  1. 1. Стили общения взрослых с детьми. Влияние стиля общения на развитие психики и личности дошкольника.

Существуют следующие стили общения взрослых с детьми:

Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы, принуждение, находит оправдание в необходимости подчинить ребенка дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. Эти черты личности могут проявляться уже у старших дошкольников.

Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека. В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми.

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими.

Анализ стилей воспитания будет неполным, если не указать еще один стиль, который вовсе не направлен на воспитание. Речь идет об отчужденных отношениях в семье. Отчужденный стиль отношений подразумевает глубокое безразличие взрослых к личности ребенка. Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает неуверенность в себе, отчужденное отношение к людям или агрессивность.  

2.2. Особенности общения дошкольников с родителями.

М.И. Лисина выделяет в первые 7 лет жизни ребенка 4 формы его общения с окружающими: ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно- познавательную и внеситуативно- личностную.

Формы общения

Место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка

Содержание потребности в общении

Ведущий мотив общения

Основные средства общения

Значение формы общения в общем развитии психики

Ситуативно-личностная

Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей

Потребность в доброжелательном внимании взрослого

Личностный: взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности. Неиндивидуализированный источник активной ласки и внимания, не связанный с действиями ребенка

Экспресивно-мимические операции

Неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием

Ситуативно-деловая

Общение развертывается в ходе совместной с взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает

Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве

Деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности

Предметно-действенные операции

Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью и первый этап развития активной речи

Внеситуативно-познавательная

Общение развертывается на фоне совместной с взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире

Речевые операции

Первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления

Внеситуативно-личностная

Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг

Речевые операции

Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества; переход к дискурсивному мышлению, создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению


  1. Роль родителей в формировании культуры речи и навыков общения дошкольников

Речевое поведение человека — сложное явление; оно связано с особенностями воспитания; с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается, со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а также и национальной общности.

Воспитание культуры речи — проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.

Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. В этой связи возникают следующие задачи воспитания:

— формировать у ребенка культуру речи;

— учить его четко и ясно произносить слова;

— правильно и понятно для окружающих излагать мысль;

— вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;

— не перебивать говорящих;

— внимательно выслушивать указания старших;

— говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;

— не вульгаризировать речь словами-сорняками;

— спокойно и скромно держать себя во время разговора.

  1. Особенности общения дошкольника с воспитателем.

Воспитателю важно уметь наладить педагогическое целесообразное общение с воспитанниками, учитывать их возрастные особенности. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста общение связано не только с уходом за ними и опекой. Оно принимает ситуативно-познавательный характер. Через познание мира ребенок познает себя. Часто обращается к взрослому, ищет защиты и подтверждения правильности усвоения норм поведения. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию. В общении наряду с индивидуальными указаниями можно использовать и общие.

С детьми 5–6 лет. Дети этого возраста становятся более самостоятельными, уже владеют навыками общения, у них формируются устойчивые отношения к партнерам по общении., критическое отношение к поведению взрослых, осознанная мотивация и избирательность в выборе манеры общения со взрослыми.

Но эти дети еще нуждаются во взаимопонимании и признании взрослых, принимают их тип взаимоотношений. Поэтому:

- в общении со старшими дошкольниками нужно больше доверять им, надеяться на их самостоятельность и не спешить выполнять за них порученное дело;

- воспитатель должен быть требователен к детям, воспитывать у них ответственность за собственные поступки и за всю группу (не подвести группу)

- общение должно быть равноправным, строиться на справедливом отношении и оценке поступков детей.

- более широко использовать общие указания, поручения и обязанности. Дети должны понимать, что значит привести себя в порядок, подготовиться к занятию, вести себя культурно и т.д.

- стиль общения воспитателя должен быть таким, чтобы формировать у детей уверенность в своих силах, чувство долга, ответственности, чувство собственного достоинства и уважения к другим детям.

- взрослый должен быть более требователен к своему поведению и общению с окружающими. Не выяснять отношений с коллегами, не оскорблять, не проявлять агрессию на глазах у детей.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым - внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях.

  1. Функции педагога в формировании навыков общения дошкольников, его организация в детском коллективе.

Характерные черты коллектива и его воспитательную значимость, обусловленную его функциями, можно условно отнести к трем основным группам:

1. организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование дружеских и деловых взаимоотношений, взаимодействие с коллективом в группе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции);

2. воспитательная (формирование нравственности дошкольников, их отношения миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

3. стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании ребят, корректировка их поведения).

Коллектив дошкольников является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности:

- в формировании у детей нравственных качеств и ориентиров;

- в обеспечении разнообразного опыта деятельности и общения;

- в создании условий для развития организаторских умений и способностей у воспитанников;

- учит сотрудничеству.

  1. Практическая часть. Диагностика развития навыков общения.

 Методика кооперативно-соревновательного общения со сверстниками.

Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).

Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).

https://studfiles.net/html/2706/19/html_v69g6THSoa.8E0F/img-6GcAGK.jpg

Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

https://studfiles.net/html/2706/19/html_v69g6THSoa.8E0F/img-vRJs91.jpg

Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

https://studfiles.net/html/2706/19/html_v69g6THSoa.8E0F/img-V1sX2w.jpg

Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

https://studfiles.net/html/2706/19/html_v69g6THSoa.8E0F/img-Rd04pA.jpg

Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

https://studfiles.net/html/2706/19/html_v69g6THSoa.8E0F/img-dzW8my.jpg

Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

https://studfiles.net/html/2706/19/html_v69g6THSoa.8E0F/img-EGNUqa.jpg

Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.

Оценка:  3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки. 2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки. 1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.

Интерпретация:

Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.

Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.

Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.

Список литературы

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.- СПб.,2008г.
  2. Гамгузова А.С., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет. - М.,2004
  3. Ильина М.Н. Развитие ребёнка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. - М.,2004г.
  4. Кишкель Е. Н., Управленческая психология.
  5. Крайг Г., Бокум Д.. Психология развития, СПб.,2005.
  6. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. - 1989.
  7. Лисицина М. И., Проблемы онтогенеза общения, 1986.
  8. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. - СПб.,2009
  9. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.,1975.
  10. Межличностные отношения от рождения до семи лет / Под ред. Е.О.Смирновой. - М. - Воронеж, 2001г.
  11. Обухова Л.Ф., Возрастная психология, М.,2004.
  12. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.,2000г.
  13. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996 - №3.
  14. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-на-Дону.,2005г.
  15. Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. - М.,2001г.
  16. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., развитие личности и деятельности дошкольника. – М., 1965г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его професс...

Роль взрослого в формировании потребности речевого общения и развитии речевой активности ребёнка

Дети, поступившие в нашу группу, имеют  диагноз «Общее недоразвитиеречи». Эта патология охватывает все стороны речи ребёнка, а именно:отмечается бедность словаря, нарушение звукопроиз...

«РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В СТАНОВЛЕНИИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ»

Для полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не да...

Консультация для воспитателей "Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств"

Главное направление в формировании у дошкольников гуманных чувств - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова. Обучать способам выражения сочувствие, понимание. Н...

Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками

Для полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существен...

РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, погл...

Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с друг...