Мастер - класс "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду "Путешествие с Буратино"
опыты и эксперименты

Безрукова Елена Николаевна

Мастер - класс "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду "Путешествие с Буратино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_opytno_-_eksperimentalnaya_deyatelnost2020_god.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

по экспериментированию

с разными материалами

Тема«Веселое путешествие Буратино».

Цель мастер-класса. Продемонстрировать воспитателям некоторые виды опытно – экспериментальной деятельности с различными материалами.

Задачи.

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер класса

     Хочу начать с китайской пословицы

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным способом, т. е. от прямой передачи знаний от педагога – воспитаннику. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту  дошкольного образования, задача педагога заключается в том, чтобы создать оптимальные условия, помогающие каждому ребенку раскрыться. Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем.

Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — вот задачи современной системы образования.

   Опытно – экспериментальная деятельность, как и игровая деятельность, считается наиважнейшим элементом дошкольного образования. Она развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует созданию дружеской атмосферы и сплоченности детского коллектива, и включает в себя интеграцию таких образовательных областей, как: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

        Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты хочу показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Веселое путешествие с Буратино»

 Всем известна история о том, как Папа Карло выстрогал из полена мальчика Буратино. Буратино получился очень любознательным и совал свой длинный нос во все, что видел. Очень скоро Буратино стало скучно в каморке папы Карло и он решил пуститься по свету в поисках приключений. Дорога предстояла дальняя и очень интересная.  Вскоре, Буратино встретил  на своем пути небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и он увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1 «Кувшинки» Приглашаю выйти ко мне 3 желающих.

Понадобится: Для этого опыта нам понадобятся бумажные цветы с длинными лепестками. Дети старшего дошкольного возраста могут вырезать их сами. Младшим дошкольникам предлагаем уже готовые цветы. Я сегодня так же предлагаю вам, уважаемые коллеги уже вырезанные цветы. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Спасибо, коллеги, за помощь в демонстрации опыта, можете присесть на свои места.

Налюбовавшись такой красотой, Буратино решил продолжить свое путешествие, но на своем пути он не увидел мостика, чтобы перебраться на другой берег. Но возле пруда Буратино нашел лист бумаги, с помощью которого он смог смастерить мост.

Опыт №2 «Мостик» для этого опыта приглашаю 1человека.

Предлагаем детям сделать два берега. Для того чтобы сделать берега берем два стакана и переворачиваем их вверх дном. Располагаем сверху лист бумаги и посередине ставим фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между стаканами. Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на стаканы и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит. Сложенная гармошкой бумага позволяет перераспределять вес равномерно, и способна выдержать нагрузку больше, чем обычный лист бумаги. Спасибо большое за помощь, присаживайтесь в зал.

Переходя мостик, Буратино увидел старую черепаху Тортиллу. Она сказала: «Здравствуй, Буратино, я хочу подарить тебе волшебный ключик!» Но, когда Тортилла передавала ключ Буратино, ключ выскользнул и упал на дно пруда. Давайте поможем озорному мальчишке  достать ключ со дна пруда, не замочив рук». 

Коллеги, а как вы думаете, что надо сделать, чтобы справиться с заданием?

Правильно:  Надо взять магнит, привязать его к нитке и опустить в воду, ключик примагнитится.

Опыт №3 «Достань ключик» приглашаю 1 человека помочь в демонстрации опыта.

Для этого опыта нам понадобится:  емкость с водой, ключ и магнит на веревочке.

Проведение:  Наливаем в емкость воду, помещаем в нее ключ, Берем магнит на веревочке, опускаем в воду. Наблюдаем, за тем, что происходит. (достают ключик)

Вывод: магнит притягивает металлические предметы даже через воду. 

Спасибо за помощь, коллега, присоединяйтесь к зрителям.

Достав ключик и перейдя пруд, Буратино продолжил свое путешествие. На пути ему  встретился огромный вулкан.

Опыт №4 «Извержение вулкана»  Приглашаю1человека для демонстрации опыта.

Понадобится: поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, лимонная кислота.

Проведение: Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из пластилина,  глины или песка следует слепить небольшой вулкан — для антуража.  У нас с вами готовый вулкан. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, смешанной с пищевым красителем, в четверти стакана теплой воды растворяем 3 столовые ложки лимонной кислоты и вливаем раствор в жерло вулкана. Наблюдаем результат.

Объяснение: Когда сода и раствор лимонной кислоты соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

Спасибо большое за помощь, коллега.

Через этот огромный вулкан Буратино смог перелететь с помощью волшебного воздушного шарика.

Опыт № 5 «Воздушный шарик» Приглашаю выйти ко мне 1 человека.

 Понадобится:  5 чайных ложек пищевой соды, раствор лимонной кислоты, воздушный шарик, изолента, стакан, бутылка и воронка.

Проведение. 

  1. В отдельной посуде смешаем 3 столовые ложки лимонной кислоты и ½ стакана воды. Вливаем раствор в бутылку через воронку.
  2. В шарик насыпаем пищевую соду.

     3.      Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем    его изолентой.

-Посмотрите, что за волшебство происходит! Шарик сам надувается!

Объяснение: Пищевая сода и раствор лимонной кислоты  вступают в химическую реакцию, и выделяют углекислый газ, тем самым создают дав-ление, которое надувает воздушный шар. Разве не чудо!

Спасибо,  коллега за помощь, присаживайтесь на свое место.

Приземлившись на землю, Буратино продолжил свое путешествие.  

Вдруг он увидел в небе радугу!

Опыт № 6 «Радуга в молоке» Приглашаю для проведения опыта 1 человека.

Понадобится: для опыта берем молоко с большим содержанием жира, краски, моющее средство, ватную палочку.

Проведение. 

Наливаем в чашку молоко.

Добавляем  разноцветных пищевых красителей.

Потом ватной палочкой добавляем несколько капель  средства для мытья посуды. Вы увидите взрыв красок.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в    молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное  молоко.

Спасибо, коллега за помощь. Присаживайтесь на свое место.

Но все путешествия подходят к концу, вот и Буратино решил вернуться к папе Карло и рассказать ему о своем путешествии. Но он забыл дорогу домой. Давайте, поможем нашему путешественнику! Возьмем  волшебное блюдечко с наливным яблочком. Проведем яблочком по блюдечку, и Буратино сразу переместится в свой дом.

Опыт№ 7 «Катись, катись, яблочко». Приглашаю 1 человека для проведения опыта.

Понадобится: блюдечко из белой бумаги, внизу картинка, ватный диск, масло.

Проведение:  берем блюдечко из белой бумаги, внизу картинка, водим яблочком (промасленной ватой по бумаге по кругу – спирали из центра «блюдца»приговаривая: «Катись, катись, яблочко, по блюдечку с голубой каемочкой, покажи, где живет Буратино» и смотрим, как проявляется картинка.

Объяснение: когда масло пропитывает бумагу – бумага становится прозрачной и мы видим то, что было изображено на другой стороне листа.

Смотрите, Буратино вернулся к папе Карло.

   Спасибо за помощь, коллега.

Вот и нашей необычной сказке конец, а кто слушал и участвовал молодец!

Мы сегодня с вами, уважаемые коллеги, совершили вместе с непоседливым и любознательным деревянным человечком увлекательное путешествие. Если Вы надумаете совершить его со своими воспитанниками, то путешествие можно растянуть на несколько дней, от этого оно не станет менее интересным.

Вывод: эксперименты и опыты, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе опытно – экспериментальной деятельности  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился, и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие эксперименты с различными материалами, не забывая напомнить детям о технике безопасности при работе с различными материалами.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Экспериментальная деятельность как средство активации взаимодействия "Родитель - ребенок"

"Экспериментальная деятельность  как средство активации  взаимодействия  "Родитель - ребенок"...

конспект мастер - класса "Экспериментальная деятельность в детском саду"

Конспект мастер - класса "Экспериментальная деятельность в детском саду" для старшего дошкольного возраста....

Экспериментальная деятельность в детском саду как вид познавательно – исследовательской деятельности

Как  организовать экспериментальную деятельность дошкольников? Ответить на вопрос поможет презентация. К каждому слайду прилагаются комментарии....

Мастер-класс «Поисковая экспериментальная деятельность в детском саду «Экспериментируем играя».

В даном материале,  дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире через поисково-исследовательскую деятельн...

Мастер-класс «Поисковая экспериментальная деятельность в детском саду «Экспериментируем играя».

В даном материале,  дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире через поисково-исследовательскую деятельн...

Мастер - класс "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду "Обучение с увлечением"

Мастер - класс "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду "Обучение с увлечением"...

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Охи Сахалинской обл.

МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка"  г. Ох...