Экологический проект "Мир насекомых"
проект (средняя группа)

Крючкова Наталья Владимировна

Экологический проект в средней группе на тему "Мир насекомых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_nasekomyh.docx537.82 КБ
Файл mir_nasekomyh.pptx778.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа №2107» ДО «На Орловском»

Проект

«Мир насекомых»

https://c.wallhere.com/photos/70/e5/butterflies_grass_flowers_flying_sitting-1076031.jpg!d

Подготовили  воспитатели:

Крючкова Наталья Владимировна

Маркина Елена Николаевна

Селезнева Мария Владимировна

Москва, 2019

Содержание:

Введение ……………………………………………3

Этапы работы…………………….…………… 5

Реализация проекта ………………………..6

Заключение…………………………………………9

Приложение…………….………………………. 12

Введение

   У детей правильное отношение к природе строится на уровне чувств, эмоций и знании некоторых особенностей жизни,  живых существ.  Знания, во время общения ребенка с природой, помогают ему понимать  поведение насекомых, правильно их оценивать и адекватно реагировать. Бывает, что дети мучают животных, ломают ветви деревьев, разоряют птичьи гнезда. Объяснить это можно тем, что вовремя не поддержали  интерес детей к окружающей их среде, к природе,  не приобщили к  жизни растений и животных и не воспитали бережное отношение ко всему живому. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их вопросы, связанные с окружающим миром природы, а потому это должны сделать  взрослые.

Актуальность

   В наше время, актуальность экологического воспитания детей особенно высока, и начать его можно со знакомства с объектами, которые ребенок видит ежедневно: деревья, кустарники, птицы, насекомые. Экологическое образование  дошкольников будет более фундаментальным, если использовать практическую, исследовательскую деятельность. Таким образом, ребенок учится планировать, наблюдать, рассуждать, делать выводы.

   Во время прогулки на участке детского сада дети увидели муравья. Реакция ребят была разной. Некоторые  дети обрадовались и принялись наблюдать, куда он держит путь, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили раздавить его. Во время  беседы выяснилось, что знания детей  о насекомых очень незначительны. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проектной деятельности позволит сформировать представления о жизни насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность, заполнить некоторые пробелы в экологическом воспитании.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Вид проекта:  исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: 1месяц.

Возраст детей: 4-5лет.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель:

Развить интерес дошкольников средней группы в изучении особенностей мира насекомых и сформировать основу для дальнейшего экологического образования.

Общеобразовательные задачи:

- Расширение  знаний детей о насекомых, их жизни и характерных особенностях.

- Формирование познавательного интереса к насекомым.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.

Развивающие задачи:

- Развивать эмоциональный отклик, доброжелательность.

- Развивать речь детей, словарный запас.

- Развивать умение делать выводы.

- Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы.

- Развивать коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат:

- Дети научатся различать  насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика и др.

- Проявят внимание к насекомым и заинтересуются их жизнью.

- Узнают  о пользе или вреде, которую насекомые приносят растениям и людям.

- Ребята будут бережно относиться к природе, будут проявлять чуткость по отношению к насекомым.

- Будут называть характерные признаки, свойственные разным насекомым.

- Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и оперировать  этим в своих  действиях, по отношению к ним.

- У детей появится стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

- В  экологический  проект  будут вовлечены родители. Просвещение родителей в сфере экологического воспитания окажет большое влияние на экологическое образование детей детского сада.

Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

  • Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.
  • Вовлечь детей в решение проблемы.
  • Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
  • Наметить план для достижения цели, поддерживая интерес детей и их родителей.
  • Обсудить с  родителями проведение и содержание возможных совместных мероприятий проекта.
  • Собрать информацию, материал для реализации проекта.
  • Дать домашние задания детям и их родителям.

II этап – основной:

  • Проведение  мероприятий, намеченных ранее.
  • Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.
  • Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.
  •  Презентация по теме: «Мир Насекомых».
  • Чтение художественной литературы, стихов, пословиц и загадок по данной теме.
  • Непосредственно-образовательная деятельность.

III этап – заключительный:

  • Оформление выставки рисунков посвященных сохранению насекомых.
  • Конкурс поделок совместно с родителями «Букашечки».

Мероприятия для реализации проекта:

Образовательная область:

Социально-коммуникативная

1. Рассматривание иллюстраций о насекомых.

2. Наблюдения за насекомыми на прогулке (муравьями, комарами, жуками, мухами и др.).

3. НОД: «Мир насекомых» (расширить представления детей об особенностях жизни и внешнего вида насекомых, побуждать устанавливать причинно-следственные связи, активизировать память и внимание, развивать культуру речи).

4. Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)

5. Экскурсия в парк (наблюдение за насекомыми в природе)

Познавательное развитие

1. Д/игра «Сложи насекомое» (разрезные картинки, формировать понятие «насекомое», развивать внимание, учить узнавать и называть представителей)

2. Д/игра «Четвертый лишний» (закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).

3. Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).

4.  Д/ игра «Чья тень?» (развивать внимание, мышление).

5. Настольно-печатная игра «Помоги пчелкам найти путь к цветку» (развивать мышление, любознательность, мелкую моторику рук).

6. Настольно-печатная игра «Парные картинки» (расширять кругозор детей).

Речевое развитие

1. НОД: Составление рассказов о насекомых по картинке.

2. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

3. Д/ игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление существительных в родительном падеже).

4. Д/игра «Отгадай, чья тень» (божьей коровки, кузнечика, муравья) (закрепление употребления слов в родительном падеже).

5. Д/игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций) (мальчик ловит бабочку, бабочка поймала мальчика, бабочка ловит девочку, девочка поймала бабочку).

6. Д/ игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая?

 Чтение художественной литературы:

  • Л. Тарасенко «Познавательные сказки. Превращение гусеницы»
  • Л. Тарасенко «Познавательные сказки. Гномик в муравейнике»
  • А. Богдарин «Знакомые насекомые»
  • К.Чуковский «Муха-цокотуха».
  • Л. Еремина «Букашки»
  • Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
  • В. Татарников «Зажжужала тут оса».
  • В. Бианки «Приключения муравьишки».
  • П. Синявский «Штрашная иштория».
  • Т. Синичкина «Доброта в ладошках»
  • В.Нестеренко «Паучок».
  • Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
  • В. Митько «Я кузнечика ловил».
  • В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук».
  • В.Степанова «Стрекоза».
  • Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

Художественно-эстетическое развитие

1. Лепка с использованием природного материала «Стрекоза над камышами» (уточнить представления о среде обитания насекомых,  закреплять навыки работы с пластилином, развивать творческие способности, мелкую моторику, глазомер,  воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)

2. Конструирование. «Гусеница» (продолжать упражнять в умении мастерить поделки из бумаги, воспитывать усидчивость, аккуратность, развивать внимание, сообразительность).

3. Рисование  «Муравьишки». Коллективная работа (познакомить детей со сказкой «Как муравей домой спешил», развивать фантазию, интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), учить работать в команде, закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции, воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие, вызывать эмоциональный отклик).

4. Аппликация с использованием листьев «Бабочка» (расширять кругозор детей, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность).

5. Лепка. Практическая ситуация «Паук» (продолжать формировать навык лепки с использованием природного материала, используя свои знания и умения, закреплять умение передавать строение тела, его пропорции, развивать образное мышление, воображение, воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность)

6. Конструирование из бросового материала «Божья коровка». Создание коллективного панно (развивать творческие способности, логическое, конструктивное мышление, вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого из пластиковых крышек и пластилина, развивать мелкую моторику, развивать умение работать в команде).

7. Прослушивание Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».

8. Разучивание песни «Веселый жук» муз. Р. Котляревского

9. Разучивание танца «Пчелки»

Физическое развитие

1. Подвижная игра «Поймай комара» (развивать ловкость, координацию движений, внимание).

2. Подвижная игра «Бабочки» (учить повторять движения, развивать ориентировка в пространстве, внимание).

3. Подвижная игра «Медведь и пчелы» (развитие физических качеств, двигательной активности, учить соблюдать правила игры).

4. Подвижная игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).

5. Подвижная игра «Жук и птичка» (развитие физических качеств, умения соотносить движения со словами игры).

6. Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание)

Взаимодействие с родителями дошкольников

1. Домашнее задание для детей и родителей - составление рассказа о насекомом (на выбор ребенка).

2. Разучивание стихов о насекомых в семейном кругу.

3. Изготовление поделок из природного материала, из бросового материала, подготовка рисунков к выставке.

4. Беседа и подготовка памятки для родителей «Первая помощь при укусах насекомых».

5. Консультации родителей по воспитанию у детей бережного отношения к природе и насекомых в частности.

По окончанию проекта у детей были выявлены следующие знания и умения:

- владеют обобщающим понятием «насекомые»;

- находят сходства и различия;

- имеют  представления о разнообразии насекомых, об их особенностях жизни и внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);

- проявляют любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность;

- стали проявлять чуткость и бережливость по отношению к «букашкам».

Приложение

Конспект занятия по окружающему миру

Тема: «Мир насекомых»

Цель: познакомить детей с разнообразием  насекомых.

Задачи:

  • расширять представления детей о внешнем виде насекомых, закреплять знания об их строении,
  • формировать начальные формы экологической культуры,
  • развивать внимание, речь, активировать память,
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование:

 ноутбук, презентация «Насекомые».

Ход занятия.

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас поближе с моими маленькими знакомыми. Хотя, я уверена, что вы их тоже знаете. Отгадайте, о ком мы сегодня будем говорить:

У кого вся спинка в точках?

Кто пасётся на листочках?

 Кого мы просим подняться в небо

 И принести оттуда хлеба? (Божья коровка)

На вид, конечно, мелковаты,

 Но всё, что можно, тащат в дом.

 Неугомонные ребята —

 Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

Кто над нами

 Вверх ногами

Ходить не страшится

И упасть не боится? (Муха)

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза

Зовут ее….(стрекоза)



-  
А вы знаете, как можно назвать одним словом муравья, божью коровку, муху, стрекозу?

- Правильно, насекомые! А каких насекомых вы еще знаете? (бабочка, пчела, оса, шмель, кузнечик, комар и др.)

- Молодцы. Сегодня мы познакомимся с этими насекомыми поближе. Посмотрите на экран. (Слайд 1) Кто это? Правильно, бабочка! Посмотрите, какая красивая бабочка! На что она похожа? Да, на цветок. У бабочки 4 крылышка, есть голова, грудь, брюшко, есть усики и 6 ножек. А где спит бабочка?

- А это кто? Правильно, пчела!

(Слайд 2) Какого цвета пчела? Туловище пчелы полосатое – с желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полете она расправляет крылья в стороны. А вы знаете, как называется домик пчел? Улей. А еще интересно, что пчела за день облетает более миллиона цветов! Это очень-очень много. Представьте себе огромную поляну с цветами, и пчелка там побывала на каждом цветке.

- А это …? (Слайд 3) Муравей. Чем он отличается от пчелы? Муравей бывает коричневого или черного цвета. Его тело тоже состоит из головы, груди и брюшка, но у  него нет крыльев, зато он умеет очень быстро ползать. Живут муравьи большими группами. А кто скажет, как  называется домик, где живет муравей? Да, муравейник. Муравьи работают дружно, муравейник они строят из веточек, травинок и хвоинок. А вы знаете, что муравьи – одни из самых сильных насекомых. Они переносят  тяжести намного больше своего веса, это если бы каждый из вас поднял слона!

(Слайд 4) Посмотрите, какое удивительное насекомое - стрекоза! У нее стройное удлиненное тело, большая голова, грудь, 4 крыла, которые смотрят в стороны. А какие интересные у нее глаза, большие, как очки! Стрекозы – хищницы, они питаются мелкими насекомыми, ловят их прямо на лету.

(Слайд 5) Кузнечик. А какое интересное насекомое – кузнечик. У него самые необычные ножки – коленки вывернуты в другую сторону – поэтому, он может прыгать очень далеко!

- А сейчас давайте с вами немного разомнемся и превратимся в бабочек:

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.    

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(дети выполняют движения, соответствующие словам физминутки)

 (Слайд 6) А теперь давайте с вами посмотрим и определим, кто лишний на картинке и почему?

(Слайд 7) А сейчас нужно определить, кто из насекомых скрывается за данными тенями, объясните, почему так думаете?

- Итак, о ком мы сегодня узнали? О каких насекомых мы с вами говорили? Что у них общего? Что вам понравилось? А что было трудным? В конце занятия, хочется вам напомнить, чтобы вы не забывали, что в природе все взаимосвязано и даже такие маленькие букашки нужны природе и к ним нужно относиться бережно.

Конспект занятия по лепке

Тема: «Стрекоза»

Цель занятия: познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни стрекозы.

Задачи:

  •  Закрепить знания детей о строении насекомого.
  • Учить детей понимать образные выражения и сравнения.
  • Пополнять лексический словарь: прожорливый, хищник.
  • Учить детей лепить стрекозу из пластилина, дополняя деталями из природного материала.
  • Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки с изображением стрекозы, пластилин, дощечки, семена клена, деревянные шпажки, заготовка пруда из пенопласта с камышами.

Ход занятия:

- Ребята, послушайте загадку. Отгадка и будет темой нашего занятия.

У реки над камышами,

Вот с та-а-акущими глазами,

Зависает вертолет.

Пассажиров не берет!

И пропеллер…И глаза…

Да ведь это - … (стрекоза)

  На доске скрыты картинки с изображением стрекоз.

- Давайте проверим ваши отгадки (картинки открываются, и дети с радостью удостоверяются, что верно отгадали загадку).

- Да, правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о стрекозе. И не только говорить, но и лепить ее.

Стрекозы - одни из самых древних насекомых. Стрекоза является хищником, причем очень быстрым и ловким. Маленьких насекомых стрекоза ловит зазубренными челюстями прямо на лету, а крупных - лапками. Чтобы полакомиться крупной добычей, ей приходится спускаться на землю и усаживаться на травинку или веточку. Охота стрекозы - интересное зрелище. Если в поле ее зрения попадает какое-нибудь насекомое, стрекоза на мгновение замирает в воздухе и бросается к ней. Добычей стрекозы чаще всего становятся вредные для человека насекомые, например мухи. 

Глаза у стрекозы  очень большие и занимают почти всю поверхность ее крупной головы. Во время охоты стрекоза видит одновременно все, что происходит спереди, сбоку и сзади нее.

Еще у стрекозы есть 4 прозрачных крыла, подвижная голова, брюшко, хвост.

Все стрекозы — хищники, они играют очень важную роль и полезны для человека и животных, стрекозы поедают насекомых-паразитов и разносчиков инфекций. Например, комаров и мух.

Однако, живет стрекоза недолго – 1,5-2 месяца.

В холода и непогоду стрекозы, как и многие насекомые, сидят вялые где-нибудь в укромных местах. Не нравится им и когда слишком жарко.

Стрекоза очень прожорливое насекомое. Питается взрослое насекомое практически весь день без перерыва и за один час может съесть не меньше 40 крупных мух.

Практическая часть.

- А сейчас мы будем лепить стрекозу из пластилина.

Стрекоза – это насекомое, и встречается очень много видов стрекоз. В их  окраске преобладают голубые, зеленые, желтые тона.

 Перед вами два кусочка пластилина. Из одного кусочка будем раскатывать колбаску: с одной стороны потолще – это будет брюшко стрекозы, а с другой – потоньше – это хвостик. Другой кусочек пластилина разделим на две равные части и скатаем из них шарики – глаза, которые соединим между собой и прилепим к толстой части колбаски.

- Как вы думаете, получилась у нас стрекоза? Чего не хватает нашей стрекозе? (Крыльев).

- Правильно, крылья мы сделаем из семян клена. У стрекозы две пары крыльев, по два крыла с каждой стороны. Сколько всего крыльев у стрекозы? (Четыре).

- Теперь посадим нашу стрекозу на деревянную шпажку, и  наши стрекозы полетят на пруд, где растут камыши.

 (Дети летят как стрекозы, несут свои изделия и втыкают  их в пенопласт, декорированный под пруд с камышами).

- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. Посмотрите, какая красота у нас с вами получилась! (Дети любуются своими поделками).

Загадки про насекомых

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка)

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

(Бабочка)

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.

(Божья коровка)

У кого вся спинка в точках?

Кто пасётся на листочках?

 Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба?

(Божья коровка)

Самого не видно, а песню слышно,

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.

(Комар)

Разрешенья не спросил,

Подлетел - и укусил!

(Комар)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь.

(Комар)

Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт,

Кровь свою прольёт.

(Комар)

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

(Муравей)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион.

(Муравейник)

В лесу у пня

Суета, беготня –

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравьи)

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий …

(Муравей)

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец.

(Паук)

У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её…

( Стрекоза)

Сок цветов душистых пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут её…

(Пчела)

Домовитая хозяйка,

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

(Пчела)

Холодный взгляд в полоску брюшко,

 Но пчёлкам вовсе не подружка,

Ужасна нам её краса.

Летит коварная …(Оса).

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда сажусь.

(Жук)

Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится,

Целый день летает,

Всем надоедает.

(Муха)

Вокруг носа вьётся,

А в руки не даётся.

(Муха)

Не солнце, не огонь, а светит.

(Светлячок)

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.

(Кузнечик)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Физкультминутки

Бабочка

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, встрепенулась.

Раз – росой она умылась.

Два - изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Кузнечик

Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.

Трудолюбивая пчёлка

Пчёлка трудится весь день (рисуем руками круг)

И работать ей не лень. (покачиваем указательным пальцем)

От цветка летит к цветку (взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения руками по животу)

Хоботком нектар сосёт, (наклоны вниз)

За день много соберёт. («раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесёт нектар в тот улей. (изображаем полёт)

И назад вернётся пулей. (показываем указательный палец)

Пословицы и поговорки

 Муравей не велик, а горы копает.

 Муравью роса – ливень.

 Самую злую змею может одолеть куча муравьёв.

 На муравейнике долго не усидишь.

 Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.

 Спотыкаются не о гору, а о муравейник.

 Одна пчела много мёду не наносит.

 Пчёлка маленькая, да мёд её сладок.

 Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за медок.

 Пчела знает, где мёд брать.

 У кого пчела, тому жизнь весела.

 Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.

 Жужжала муха, дождалась паука.

Народные приметы

 Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.

 Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.

 Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.

 Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.

 Если муравьи прячутся в кучке - жди сильного ветра, дождя, грозы.

 Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.

 Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.

 Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.

 Если много комаров – готовь короб для ягод.

 Если много мошек – готовь по грибы лукошек.

 Если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы.

 Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.

 Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать.

 Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.

Ответь на вопросы

 Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)

 Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)

 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)

 Как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей)

 Когда пчёлы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами).

 Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинках)

 Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)

 Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)

 Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках)

 Чем поёт кузнечик? (Крыльями)

 Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног)

 О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)

 На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)

 Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи)

 Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчёлы, шмели, бабочки)

 Почему возле водоемов много комаров? ( Комары откладывают личинки в воду)

 Где у комара уши? (В усах)

 Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные присоски на лапках)

 Где живут тараканы? (В домах)

 Какой вред приносят вред людям мухи и тараканы? ( Разносят инфекции)

 Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются)

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний»

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

 заяц, ёж, лиса, шмель;

 трясогузка, паук, скворец, сорока;

 бабочка, стрекоза, енот, пчела;

 кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

 пчела, стрекоза, шмель, бабочка;

 таракан, муха, пчела, майский жук;

 стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

«Игра в слова»

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе и т.д.). Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестро - крылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…

«Собери цветок»

Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа №2107 ДО «На Орловском» Проект на тему «Мир насекомых» Подготовили воспитатели Крючкова Наталья Владимировна Маркина Елена Николаевна Селезнева Мария Владимировна

Слайд 2

Актуальность В наше время, актуальность экологического воспитания детей особенно высока, и начать его можно со знакомства с объектами, которые ребенок видит ежедневно: деревья, кустарники, птицы, насекомые. Экологическое образование дошкольников будет более фундаментальным, если использовать практическую, исследовательскую деятельность. Таким образом, ребенок учится планировать, наблюдать, рассуждать, делать выводы. Во время прогулки на участке детского сада дети увидели муравья. Ребята среагировали по-разному. Некоторые дети обрадовались и принялись наблюдать, куда он держит путь, кто-то из ребят испугался, но, к сожалению, нашлись и такие ребята, которые предложили муравья раздавить. Во время беседы выяснилось, что о насекомых дети знают очень немного. Таким образом, возникла проблема : «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проектной деятельности позволит сформировать представления о жизни насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность, заполнить некоторые пробелы в экологическом воспитании.

Слайд 3

Цель: Развить интерес дошкольников средней группы в изучении особенностей мира насекомых и сформировать основу для дальнейшего экологического образования. Общеобразовательные задачи: - Расширение знаний детей о насекомых, их жизни и характерных особенностях. - Формирование познавательного интереса к насекомым. Воспитательные задачи: - Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе. Развивающие задачи: - Развивать эмоциональный отклик, доброжелательность. - Развивать речь детей, словарный запас. - Развивать умение делать выводы. - Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы. - Развивать коммуникативные навыки.

Слайд 4

Этапы работы над проектом I этап – подготовительный: Поставить цель, исходя из интересов и потребностей. Вовлечь детей в решение проблемы. Определить задачи и предполагаемый результат проекта. Наметить план для достижения цели, поддерживая интерес детей и их родителей. Обсудить с родителями проведение и содержание возможных совместных мероприятий проекта. Собрать информацию, материал для реализации проекта. Дать домашние задания детям и их родителям. II этап – основной : Проведение мероприятий, намеченных ранее. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта. Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации. Презентация по теме: «Мир Насекомых». Чтение художественной литературы, стихов, пословиц и загадок по данной теме. Непосредственно-образовательная деятельность. III этап – заключительный : Оформление выставки рисунков посвященных сохранению насекомых. Конкурс поделок совместно с родителями «Букашечки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание «Насекомые синоптики», из цикла «Чудо рядом с нами».

Знакомство детей с явлениями, которые люди  наблюдают  в природе....

Экологический проект "Насекомые" в 1 младшей группе

«Не обижайте лесных насекомых! »В лесу летают мотыльки.Ползут козявки и жучки…Природа-мать им жизнь дала.У них у всех свои дела.Ты их увидишь на пути –Не обижай, а отойди!Без насекомых лес, друг мой,И...

Экологический проект «Насекомые вокруг нас»

Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребен...

Экологический проект "Насекомые труженики"

Образовательная область «Познавательное развитие» с акцентом на экологическое воспитание детей.Цель: формирование экологически образованной и активной личность.Задачи: 1.    Сформироват...

Проект по экологическому воспитанию "Насекомые"

Проект для второй младшей группы...

Экологический проект "Насекомые" 2 младшая группа

Лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные моменты, а показать их детям....

Экологический проект "Насекомые"

Проект про насекомых...