Экологический проект "Насекомые труженики"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шмелёва Татьяна Сергеевна

Образовательная область «Познавательное развитие» с акцентом на экологическое воспитание детей.

Цель: формирование экологически образованной и активной личность.

Задачи:

1.    Сформировать мотивацию познавательной деятельности детей в ходе реализуемого проекта.

2.    Обобщить и расширить знания детей о различных насекомых, их отличиях от других видов живых организмов, об их роли в экосистеме.3.    Воспитывать экологическое сознание, желание охранять природу и заботиться о своей планете.

4.    Развивать творчество, самостоятельность, навыки общения и взаимодействия со сверстниками.

Актуальность

Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. В нашей стране данный вопрос стал особенно актуальным в 2017 году – объявленным годом Экологии в России. 

К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.

В соответствии с новыми Федеральными Государственными Общеобразовательными Стандартами, организация воспитательно-образовательного процесса происходит не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС вносит существенные изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей. В соответствии с ФГОС, разработаны направления на создание оптимальных условий развития детей, реализации права ребенка на доступное и качественное образование. Особая роль отводится игровой форме организации работы с детьми дошкольного возраста, т. к. ведущим видом деятельности для них является игра.

Поэтому для полноценного восприятия окружающей детей природы в нашем дошкольном учреждении разработаны и успешно реализуются экологические проекты, которые способствуют позитивному отношению ребенка к природе, развивают наблюдательность; оказывать содействие обогащению чувственного опыта; развивают чувство прекрасного от общения с объектами природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности

  1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

Педагог предлагает детям прочитать историю о девочке Марусе, которая приезжает на дачу к своей подруге. Девочки вместе изучают насекомых, фотографируют бабочек. Радуются и играют на природе. Но однажды они находят птичку, погибшую из-за применения химикатов для уничтожения насекомых. Девочки устраивают «День насекомых» - карнавал, на котором все дети наряжаются в самодельные костюмы насекомых. Они рассказывают о насекомых, объясняют, что насекомые и птицы погибают от ядов, которыми опрыскивают поля и огороды. Взрослые тоже не хотели, чтобы на свете не осталось красивых бабочек и птиц. Значит дети не зря старались!

Педагог предлагает подумать детям, какую роль в природе играют пчёлы, муравьи, паучки, какую они приносят пользу. Дети предлагают свои ответы. А что вы хоте ли бы узнать о насекомых? Если мы познакомимся поближе с насекомыми, мы многое о них узнаем и найдёт ответы на интересующие нас вопросы о насекомых. А как мы можем это сделать? Дети предлагают свои варианты поиска информации. Воспитатель обобщает: мы узнаем о жизни насекомых, если заглянем в их мир: научимся наблюдать за ними, рассмотрим картинки, посмотрим фильмы, почитаем книги, проведём маленькие опыты, почитаем интересные рассказы о насекомых и выучим стихи. Вот тогда мы точно подружимся с насекомыми и сможем ответить на вопрос, для чего насекомые нужны в природе.

  1. Практическая деятельность по реализации проекта
  1. Познавательно-исследовательская.

Обобщение знаний детей о насекомых. Наблюдение за насекомыми на прогулке, чтение книг, рассматривание иллюстраций, карточек с насекомыми, моделей насекомых. Закрепление знаний о признаках насекомых при решении ребусов и загадок по теме. Дети по своему выбору собирают сведения о насекомых и затем совместно с родителями и воспитателями создают плакат-поделку о насекомых тружениках. Педагог совместно с детьми проводит небольшие опыты и эксперименты в ходе которых выявляет особенности строения и поведения насекомых. Дети совместно с родителями проводят похожие опыты на природе (в парке, на даче)

  1. Коммуникативная деятельность.

Проводятся беседы и игровые словесные викторины о насекомых. Театрализованная игра «Муха-цокотуха». Дети совместно с воспитателем и дома с родителями составляют описательные рассказы или сказки о насекомых, отгадывают загадки. С помощью моделей дети составляют творческие описательные рассказы о насекомых тружениках.

  1. Чтение (восприятие, обсуждение) литературы.

Художественная литература

Чтение и заучивание стихотворений. С.Я. Маршак «Зелёная страница», А.Л. Барто «Сверчок», «Фонарик», К. Бальмонт «Комарики-макарики», Л. Модзалевский «Мотылёк»,                              Э. Мошковская «Кузнечик», О. Маслова «Пчёлка», Саша Чёрный «Про пчёл», С. Махотин «Жук», Ю. Энтин «Божья коровка»,           В.Д. Берестов «Жуки».

Чтение рассказов: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Сибилл фон Олферс, Эльза Бесков «Детки-бабочки», «Детки матушки Земли», Л. Толстой «О муравьях», М. Пришвин «Пень-муравейник», Ю. Дмитриев «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает», Жильбер Делаэ Марсель Марлье «Маруся на каникулах», Изабель Макой Квентин Гребан «Пчёлка Мелли», Гребан «Сюзетта ищет маму», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Г.  Сутеев «Кораблик», «Под грибом» Эрик Карл «Голодная гусеница».

Знакомство с энциклопедиями

  1. Насекомые полная энциклопедия, издательство Эксмо, 2008г.
  2. Занимательные энциклопедии для детей с интерактивными элементами «Зачем? Отчего? Почему?»
  • Наш сад
  • В лесу
  • Божья коровка
  1. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», странички о насекомых: «Мотылёк, принеси нам ветерок!»
  2. Первые книги малыша «На лугу и в поле», издательство Улыбка.
  3. Морис Пледжер, Чудо-наклейки «Всё о животных», издательство Мозаика-синтез.
  4. Интерактивная энциклопедия в вопросах и ответах «Что такое? Кто такой?», издательство Махаон.
  5. Лучшая энциклопедия в картинках для детей «В деревне».
  6. Энциклопедия дошкольника. Раздел Насекомые.



Предварительный просмотр:

Беседа о муравьях

Детям показывают картинки и предлагают рассказ о муравьях.

Муравьи - удивительные насекомые. Они живут огромными семьями в одном общем доме, который сами и строят. Муравей может поднять груз, приблизительно в 100 раз тяжелее от собственного веса. Это, как если бы ты мог поднять папину машину и перенести ее в другое место.
У них четко распределены между собой обязанности. Каждый муравей каждый день ходит на работу. У них нет выходных и праздников. Обычно самые молодые рабочие бывают няньками, то есть ухаживают за маленькими муравьями, яичками и мамой муравьёв. Немного повзрослев, они становятся строителями, а затем добытчиками пищи. Самые старые муравьи, которые уже не способны к добыванию пищи, становятся хранителями продовольственных запасов, сторожами или наблюдателями. Их дом - это целый замок с многочисленными коридорами и комнатами. Он называется - муравейник.

Муравейник оживает утром, с восходом солнца и закрывается вечером, когда солнышко ложится спать. В центре муравейника живет КОРОЛЕВА. За ней все остальные муравьи ухаживают. Приносят еду, обустраивают комнату. А королева откладывает яйца, из которых потом опять появляются муравьи. Так что можно сказать, что все муравьи друг другу братья и сестры.
Вторым этапом покажите малышу второй слайд и попросите его расставить картинки в правильном порядке. Если он уже умеет говорить, то пусть попробует сам рассказать, почему он именно так их расположил.

Детям предлагают рассказать о том, как живут такие замечательные насекомые: муравьи, используя картинки с циклом жизни муравья.

В дополнение к слайдам можно почитать сказку В. Бианки "Как муравьишка домой добирался".

Источник http://azbuka-uma.by/i_zhizn_myraviev

E:\ТанЯ\Насекомые\фото\DSC_3047.JPGE:\ТанЯ\Насекомые\фото\DSC_3051.JPG

     

E:\ТанЯ\Насекомые\DSC_3064.jpgE:\ТанЯ\Насекомые\DSC_3065.jpg

   

Картинки по запросу беседа о муравьях с детьми 3 летE:\ТанЯ\Насекомые\фото\DSC_2968.JPGКартинки по запросу беседа о муравьях с детьми 3 лет



Предварительный просмотр:

Беседа о пчёлахКартинки по запросу беседа о пчёлах с детьми 3 лет

  Пчелка прилетает в гости к детям.

-Ребята, посмотрите к нам в детский сад прилетела пчёлка, давайте с ней поздороваемся. - Здравствуй пчелка.

- Ребята скажите мне, а что полезного делают пчелы? - Они делают мед.

-  Ребята, а мед полезный?  - Да он полезный, если простудишься мёд поможет.

- Какой мёд на вкус? – Сладкий.

-Правильно ребята, но для того что бы получился мед, пчелы сначала собирают сладкую пыльцу и нектар с цветов. А живут пчёлы в домиках, которые называются улья. В ульях пчелы живут семьями. В одной семье имеется рабочая пчела, мама пчела – королева, папа пчела – трутень. Пчелы очень трудолюбивые. Ребята пчёлка очень хочет с вами поиграть, будем играть? –Да

Игра «Найди пчёлку» Дети отворачиваются, и воспитатель прячет пчёлку, ребёнок, который первый её отыщет- выигрывает (игра повторяется 2-3 раза)

Отгадываем загадки

1. Если пил ты чай с медком

С ней ты хорошо знаком

Много меду собрала

Работящая… (пчела)

2. Домовитая хозяйка

Пролетала над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком (пчела)

3. Не жужжу, когда сижу

Не жужжу, когда хожу

Не жужжу когда тружусь

Я жужжу когда кружусь! (пчела)

Можно предложить детям нарисовать пчелку (уточняет какие цвета они будут использовать при рисовании)

Молодцы, ребята, я думаю, что наша беседа вам очень понравилась.

Беседа о жуках

Дорогие ребята, если в тёплый летний день присесть на травке и внимательно посмотреть вокруг и прислушаться, можно увидеть разнообразную и интересную жизнь замечательных и удивительных маленьких существ. Каких?  Бабочек, жучков, комаров, мух, стрекоз, кузнечиков.

Как все эти животные называются одним словом? Насекомые.

Насекомых больше, чем всех остальных животных.

Чем похожи между собой насекомые? Например у всех насекомых жучков шесть ножек, перепончатые крылышки и два усика.

Давайте вспомним отрывок из сказки «Дюймовочка», в которой маленькая девочка встречает жука.

«Майский жук увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. Он уселся на ветке большого дерева, усадил рядом Дюймовочку и сказал ей, что она ему очень нравится, хоть и совсем не похожа на майских жуков. Потом к ним пришли в гости другие майские жуки, которые жили на том же дереве. Они с любопытством разглядывали Дюймовочку, а их дочки в недоумении разводили крылышками.

– У нее только две ножки! – говорили одни.

– У нее даже нет усиков! – говорили другие.»

А зачем ребята насекомым усики? (Они служат им органами обоняния, с помощью чего они всё нюхают (у нас это носик) и осязания, с помощью чего они всё чувствуют).

А как насекомые двигаются? Они очень подвижные: бегают, прыгают, ползают, зарываются в землю или песок. (Физкультминутка)

Как ведут себя насекомые во время опасности? Одни выбрасывают неприятные вещества (например, божья коровка жёлтую плохо пахнущую жидкость). Другие могут ужалить или укусить. Третьи хитрые жучки прячутся на листьях и коре деревьев, потому что они зелёного или коричневого цвета.

Вот какие интересные и смешные жучки живут с нами по соседству!

Давайте посмотрим картинки, вспомним и узнаем некоторые их виды.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картинки по запросу рамка с насекомыми

Уважаемые родители!

 В нашей группе начинает работать проект «Насекомые труженики».

 Насекомые – наши маленькие друзья. Пчёлы дают нам вкусный и полезный продукт – мёд. Муравьи трудятся в лесах. На свете насекомых больше, чем всех других животных вместе взятых.

Мы с ребятами решили заглянуть в загадочный мир насекомых, познакомится с ними и узнать побольше об их жизни. Мы будем наблюдать, рассматривать картинки о насекомых, читать книги, проводить маленькие опыты, разгадывать кроссворды и загадки. Просим стать активными участниками этого проекта, быть рядом с вашими детьми в путешествии по загадочному миру насекомых.

  • Предлагаем вам принять участие в выставке поделок «Насекомые труженики»
  • Придумать вместе с ребёнком историю или сказку из жизни насекомых
  • Внести свой вклад в коллекцию насекомых
  • Сходить с ребёнком в «Зооэкзотариум», рассмотреть коллекцию насекомых, понаблюдать летом за насекомыми
  • Прочитать с детьми художественную литературу:  В. Степанов «Про меня и муравья», О. Маслов «Пчёлка», Ю.Энтин «Божья коровка», Н. Сладков «Жалейкин и муравьи», Изабель Макой «Пчёлка Мелли», Л.Н. Толстой «О муравьях»,

басня И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Интересных вам открытий!



Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Как у наших у ворот» (хороводная)

Цели: Развивать умение через движение передавать черты игрового образа, выполнять движения в соответствии с содержанием текста, закреплять знание названий насекомых.

Материал. Шапочки-маски насекомых (муха, муравей, комар, стрекоза). Детские музыкальные инструменты (балалайка, дудка, гармошка).

Ход игры.

 Дети в шапочках-масках насекомых стоят, образуя круг. У одного ребенка (комара) в руках балалайка. Дети поют:

Как у наших у ворот Муха песенки поет.

(Муха мягкими шагами входит в круг. Кружится и встает в общий круг.)

П р и п е в. Ай-люли, вот поет,

Ай-люли, вот поет.

(На припев дети хлопают в ладоши.)

Комар музыку ведет, Стрекоза плясать идет.

(Комар выходит в центр круга, имитируя игру па инструменте.)

Припев.

Стрекоза плясать пошла,

Муравья с собой взяла.

(Стрекоза входит в круг, кружится, останавливается напротив муравья.)

Муравейка, милый мой.

Попляши-ка ты со мной!

(Стрекоза идет к муравью и притоптывает, затем отходит, кружится.)

Принс в. Ай-люли, ты со мной,

Ай-люли, ты со мной.

Уж я рад бы, поплясал,

Да уж очень я устал!

(Муравей отмахивается рукой, шутливо пожимая плечами.)

Ай-люли, я устал, Ай-люли, я устал!

Дети встают в круг, берутся за руки, идут вправо. Кружатся вокруг себя.

Игра «Хорошо —- плохо» (словесная)

Цели. Развивать экологическое мышление, воспитывать интерес к жизни насекомых, бережное отношение к ним.

Материал. Карточки с изображениями насекомых.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям порассуждать: много или мало на Земле насекомых? Что бы произошло, если бы вдруг- все насекомые исчезли?

Много насекомых — это хорошо или плохо? Воспитатель предлагает рассказать о каждом насекомом — в чем его польза и в чем вред для человека?

Ребенок выбирает карточку с изображением насекомого и рассказывает.

Например, пчела: польза — пчелы много трудятся, дают людям мед, они помогают опылять растения, разносят пыльцу, за пчелами интересно наблюдать; вред — пчела может ужалить, и это опасно для человека.

Комар: польза — пища для птиц. Рыбы, лягушки также питаются комарами и их личинками. Вред — самки комаров кусают человека и зверей, питаются их кровью.

Важно в ходе игры подвести детей к выводу, что не бывает насекомых плохих или хороших, вредных или полезных. Они все нужны природе, играют в природе важную роль.

Игра «Не сорока, не ворона» (словесная)

Цели. Систематизировать знания детей о насекомых, развивать внимание и сообразительность.

Материал. Карточки с изображением насекомых.

Ход игры.

Дети делятся на две команды. Каждая команда выбирает ведущего. Воспитатель отдает ведущим равное количество карточек с изображениями насекомых. Ведущий подходит к любому игроку команды соперника и задает вопрос: «Не сорока, не ворона, а какое насекомое?»

Ответ игрока должен быть полным. Например, «Не сорока, не ворона, а бабочка-капустница». Если игрок назвал насекомое верно, команда получает очко. Ведущие команд задают вопросы по очереди. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Игра «Мухи и паук» (подвижная)

Цель. Развивать ловкость и быстроту реакции, умение действовать по сигналу.

Материал. Значки с изображением мухи для каждого ребенка.

Ход игры.

В углу групповой комнаты очерчивается «паутинка», где живет ребенок-«паук». Все дети изображают мух. По сигналу дети разбегаются, имитируя полет мух, жужжат. «Паук» находится в своей «паутинке». Ведущий произносит: «Паук!» «Мухи» замирают на месте: «Паук» выходит и проверяет, кто зашевелился. При малейшем движении «мухи» «паук» отводит ее в свою «паутинку». Игра повторяется 2—3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие в подготовительной группе "Можайск - город-труженик"

Занятие закрепляет знания детей о городе Можайске....

Консультация для родителей: "Будущий мужчина труженик, семьянин, гражданин."

Как правильно воспитывать сыновей, начиная с раннего возраста прививать мужские качества характера....

Комбинированное занятие по экологии. "Муравьи-труженики".

Дата Апрель 2011г.ГруппаСтаршая Вид ООДКомбинированноеФорма ООДНаблюдениеТемаМуравьи-труженикиГосударственный социальный заказВо исполнении Конституции Российской Федерации, Конвенции ...

Конспект занятия. Тема: "Великий труженик и волшебные реки".

Дети знакомятся с работой сердца, а так же на занятии объясняется роль вен и артерии в работе сердечно - сосудистой системы. Ребята учатся находить пульс на запястье....

сценарий тематического вечера "Вам, труженики тыла"

Этот сценарий можно использовать и в детском саду , и в школе на праздновании Дня Победы....

СЦЕНАРИЙ праздничного концерта «Слава труженикам тыла!», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

9 мая 2015 года наша страна отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы приветствуем всех гостей, сидящих в этом зале – Вас, дорогие наши, уважаемые труженики тыла. В  этом зале дл...