Комбинированное занятие по экологии. "Муравьи-труженики".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Голощапова Светлана Владимировна

 

Дата

 Апрель 2011г.

Группа

Старшая 

Вид ООД

Комбинированное

Форма ООД

Наблюдение

Тема

Муравьи-труженики

Государственный социальный заказ

Во исполнении Конституции Российской Федерации, Конвенции о Правах ребенка, закона РФ «Об образовании»  (от 10 июля 1992 г.), Национальной Доктрины Образования РФ (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751), Закона «О развитии образования в городе Москве» (от 20 июля 2001г.),  Постановления Правительства «О Городской целевой программе развития образования («Столичное образование» на 2012-2016 г.г.), Концепции дошкольного образования, ФГТ к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

Добиваться:

  • Применение различных форм, методов, средств, технологий при проведении образовательной деятельности;
  • Развитие всесторонне гармонично развитой личности;
  • Развитие словесного творчества детей дошкольного возраста;
  • Установление взаимодействия и сотрудничества в ходе ООД;
  • Развитие психических процессов;
  • Создание условий для социализации и адаптации детей в обществе.

Ключевые определения

Компетентность – это когнитивные способности и умения (которыми обладает индивидуум или которые он может приобрести в образовательном процессе) решать определенные проблемы, а также связанные с этим мотивационные, волевые и социальные готовности (диспозиции) и способности использовать решение проблем успешно и ответственно в вариативных ситуациях.

Ключевая компетенция – способность личности мобилизовать свои знания, умения, а также спосо­бы выполнения действий, необ­ходимых для адаптации и продуктив­ной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Деятельная парадигма – ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований, или теория, отражающая важные, существенные черты деятельности.

Межпредметные связи

  • Экология
  • Биология
  • Педагогика
  • Психология
  • Развитие речи
  • Русский язык

Триединые дидактические цели ООД

Образовательные:

Социализирующие (воспитательные):

Развивающие:

  • Воспитание в детях заботливое отношение к насекомым, стремление  к аккуратности и порядку, желание быть

трудолюбивыми.

  • Претворять идею гуманизации обучения и воспитания.
  • формирование у детей интереса к насекомым;
  • воспитание бережного отношения к насекомым;
  • приучение детей  к аккуратности и порядку, умению слушать воспитателя.

 

  • развитие детской пытливости, любознательности, интереса к насекомым, желания заботиться о них;
  • развитие чёткой и ясной речи, умения рассуждать, делать самостоятельные выводы.

Целеполагание

Для воспитателя:

Для дошкольников:

  • овладение системой предметных знаний, необходимых в обучении в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом СПО;
  • создание условий и обеспечение возможности успешной деятельности воспитателя и детей в образовательной области «Познание»;
  • развитие познавательного интереса у детей, творческих и познавательных способностей;
  • формирование нравственных качеств личности
  • отбор и включение в учебный материал компонентов содержания по формированию целостной картины мира, расширению кругозора;
  • осознание ребёнком себя как активного субъекта природы;
  • развитие воображения;
  • формирование эмоционально-волевой сферы;
  • формирование целостной и гармоничной личности

 

Ключевые компетенции

Воспитатель

Дошкольник

Профессиональная компетенция

Построение образовательного процесса с позиций современных дидактических концепций: коммуникативной дидактики, компетентностного подхода, теоретико-деятельного подхода и организации самостоятельной работ.

Формирование познавательной активности, овладение навыками творческой мыслительной деятельности.

Коммуникативная компетенция

Способность решать средствами языка актуальные задачи педагогического общения, организация совместной деятельности для достижения поставленной цели.

Овладение техникой общения, приемами убеждения.

 

Личностная компетенция

Способствовать формированию умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.

Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств.

Информационная компетенция

Повышение качества действий воспитателя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям речевого развития детей.

Способность воспринимать детьми информацию через компьютерные, мультимедийные технологии, и др. источники информации.

Языковая компетенция

Воспитание чувства красоты русского языка, связь языка с мышлением, культурой и общественным развитием народа.

Развитие личностной связной речи.

Расширение словарного запаса.

Здоровьесберегающая компетенция

Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Формирование положительных факторов, влияющих на здоровье и здоровый образ жизни.

Основные дидактические принципы

  • принцип научности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип гуманизации образования;
  • принцип диалогичности;
  • принцип успешности;
  • принцип вариативности;
  • принцип когнитивности;
  • принцип системности.

Структура ООД по развитию речи

Этап ООД

Дидактическо- методический деятельностный модуль, применяемый воспитателем

Алгоритм деятельности воспитателя

Инструментально- деятельностный ракурс обучения

Деятельность детей

Организационный момент

Организация внимания и внутренней готовности детей.

Создание положительной мотивации к совместной деятельности.

Подготовка необходимых атрибутов, подбор наглядных материалов.

Создание положительной мотивации совместной деятельности ООД.

Ключевые компетенции

Педагогическая компетенция.

Компетенция социального партнёрства.

Применяемые технологии

Традиционная технология.

Технология взаимного обучения.

Применение методов

Словесный.

Создание положительной мотивации к совместной деятельности с детьми.

Подготовка необходимых атрибутов, подбор наглядного материала.

Вопросы к детям или загадывание загадки, чтение стихотворения.

Формирование высокого уровня эмоциональной включенности и заинтересованности личности.

Организация образовательной деятельности.

Овладение системой предметных знаний, необходимых для развития речи.

Формирование компетенций

Здоровьесберегающая компетенция.

Организационная компетенция.

Средства обучения

Методические указания.

Информационные источники.

Методы

Словесные.

Приветствуют воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей на вопросы воспитателя. Чтение стихотворения о насекомых.

Отгадывание загадки о насекомых.

Литература

- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – синтез, 2010.-304с

- Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга воспитателей детского сада / О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И.Максаков, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина; Под ред. О.С.Ушаковой – М.: Изд-во «Совершенство», 1999г. – 384с.

- Трудовое воспитание. Разработки занятий. Автор-сост. Р.А.Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.

Ход ООД

Этап ООД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Приложение

Предварительная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал к занятию

- Дать детям представление о полезной деятельности муравьёв.

- Объяснить, что строительство муравейника – это большой труд.

- Учить детей доброжелательно относиться к этим существам.

- Учить детей доброжелательно относится к этим существам

- Учить проявлять заботу о сохранении этих насекомых.

- Развивать наблюдательность.

- Формировать навыки и культуру труда (работать в среднем темпе, не отвлекаясь).

- Воспитывать уважение к труду.

 

- Метла (2 – 3 шт.).

- Вёдра, грабли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный этап (активизация внимания детей)    (1-2 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая деятельность:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть:

Воспитатель просит детей одеться на прогулку.

- Сегодня вас ждёт что – то интересное на участке. Для того, чтобы быстро одеться, не забывайте помогать друг другу.

Воспитатель следит за последовательностью одевания, напоминает некоторым детям о недостатках в их внешнем виде и помогает их устранить.

На участке воспитатель загадывает загадку:

На участке возле ёлок,

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нём миллион.

О ком идёт речь? И о чём?

- Что вы знаете о муравьях?

 

Посмотрите, как они снуют туда – сюда. Быстро бегают, и добыча у них большая больше самого муравья. Сейчас весна, муравьишки проснулись голодные, и теперь они неустанно трудятся, для того, чтобы раздобыть корм. Пищу, которую раздобыл и принёс муравей в свой домик (муравейник), он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьёв. Его тоже кормят своей добычей собратья. Большая часть обитателей муравейника постоянно занята строительными работами. Они великолепные мастера! Посмотрите, купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. Строительный материал муравьи не просто складывают на кучу, а скрепляют его землёй и своей слюной. Они постоянно заняты работой. И мы должны с большим уважением относиться к их жилищу. Муравейники разорять нельзя – они верные помощники человека в защите лесов от вредителей.

А теперь давайте представим себя муравьями и соберём все ветки, отрезанные от деревьев, в кучу и сделаем свой муравейник. Разделитесь на две команды. Каждая команда собирает ветки на своём участке. У кого получится муравейник больше, тот и выиграл.

- Устали вы? 

- Ребята, скажите, чем муравьиные кучи отличаются от ваших муравейников?

 

Послушайте стихотворение С.Маршака «Бор»:

…Зайдёшь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет сушь,

В чаще муравейники не спят –

Шевелятся, зыблются, кишат…

- Что делают муравьишки?

Вот и мы, как муравьишки, тоже поработали на своём участке. Распределитесь по договорённости, кто, что будет делать, возьмите инвентарь и уберите участок.

 

 

 - Какие вы молодцы! Вас тоже можно назвать детками – тружениками. Все добросовестно выполняли свою работу.

Участок наш стал очень чистым, и Роману Николаевичу вы помогли. Он очень будет доволен.

А сейчас можете поиграть.

Дети играют в свободные игры.

По окончании прогулки собирают инвентарь и уносят в группу, где складывают его в трудовой уголок.

- Дети идут в раздевалку.

 

 

 

 

 

 

 

- Дети одеваются и выходят с воспитателем на участок.

 

 

 

 

- Муравьи и муравейник.

- Целыми днями они  добывают корм.

 

- Дети слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети наблюдают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети собирают ветки.

 

 

- Нет.

 

- Наши муравейники больше, чем у муравьёв. 

 

 

 

 

 

 

- Работают.

 

 

 

-Дети берут грабли и вёдра.

 

 

 

 

 

 

 

 

(5 -10 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(3 – 5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5 – 10 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подметают, убирают ветки, мусор, бумагу, пользуясь инвентарём.

             

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie_za_muravyami.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Информационный дидактико-технологический и методический модуль

организованной образовательной деятельности

Дата

 Май 2012г.

Группа

Старшая  

Вид ООД

Комбинированное

Форма ООД

Наблюдение

Тема

Муравьи-труженики

Государственный социальный заказ

Во исполнении Конституции Российской Федерации, Конвенции о Правах ребенка, закона РФ «Об образовании»  (от 10 июля 1992 г.), Национальной Доктрины Образования РФ (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751), Закона «О развитии образования в городе Москве» (от 20 июля 2001г.),  Постановления Правительства «О Городской целевой программе развития образования («Столичное образование» на 2012-2016 г.г.), Концепции дошкольного образования, ФГТ к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

Добиваться:

  • Применение различных форм, методов, средств, технологий при проведении образовательной деятельности;
  • Развитие всесторонне гармонично развитой личности;
  • Развитие словесного творчества детей дошкольного возраста;
  • Установление взаимодействия и сотрудничества в ходе ООД;
  • Развитие психических процессов;
  • Создание условий для социализации и адаптации детей в обществе.

Ключевые определения

Компетентность – это когнитивные способности и умения (которыми обладает индивидуум или которые он может приобрести в образовательном процессе) решать определенные проблемы, а также связанные с этим мотивационные, волевые и социальные готовности (диспозиции) и способности использовать решение проблем успешно и ответственно в вариативных ситуациях.

Ключевая компетенция – способность личности мобилизовать свои знания, умения, а также способы выполнения действий, необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

Деятельная парадигма – ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований, или теория, отражающая важные, существенные черты деятельности.

Межпредметные связи

  • Экология
  • Биология
  • Педагогика
  • Психология
  • Развитие речи
  • Русский язык

Триединые дидактические цели ООД

Образовательные:

Социализирующие (воспитательные):

Развивающие:

  • Воспитание в детях заботливое отношение к насекомым, стремление  к аккуратности и порядку, желание быть

трудолюбивыми.

  • Претворять идею гуманизации обучения и воспитания.

  • формирование у детей интереса к насекомым;
  • воспитание бережного отношения к насекомым;
  • приучение детей  к аккуратности и порядку, умению слушать воспитателя.

  • развитие детской пытливости, любознательности, интереса к насекомым, желания заботиться о них;
  • развитие чёткой и ясной речи, умения рассуждать, делать самостоятельные выводы.

Целеполагание

Для воспитателя:

Для дошкольников:

  • овладение системой предметных знаний, необходимых в обучении в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом СПО;
  • создание условий и обеспечение возможности успешной деятельности воспитателя и детей в образовательной области «Познание»;
  • развитие познавательного интереса у детей, творческих и познавательных способностей;
  • формирование нравственных качеств личности

  • отбор и включение в учебный материал компонентов содержания по формированию целостной картины мира, расширению кругозора;
  • осознание ребёнком себя как активного субъекта природы;
  • развитие воображения;
  • формирование эмоционально-волевой сферы;
  • формирование целостной и гармоничной личности

Ключевые компетенции

Воспитатель

Дошкольник

Профессиональная компетенция

Построение образовательного процесса с позиций современных дидактических концепций: коммуникативной дидактики, компетентностного подхода, теоретико-деятельного подхода и организации самостоятельной работ.

Формирование познавательной активности, овладение навыками творческой мыслительной деятельности.

Коммуникативная компетенция

Способность решать средствами языка актуальные задачи педагогического общения, организация совместной деятельности для достижения поставленной цели.

Овладение техникой общения, приемами убеждения.

Личностная компетенция

Способствовать формированию умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.

Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств.

Информационная компетенция

Повышение качества действий воспитателя, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям речевого развития детей.

Способность воспринимать детьми информацию через компьютерные, мультимедийные технологии, и др. источники информации.

Языковая компетенция

Воспитание чувства красоты русского языка, связь языка с мышлением, культурой и общественным развитием народа.

Развитие личностной связной речи.

Расширение словарного запаса.

Здоровьесберегающая компетенция

Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Формирование положительных факторов, влияющих на здоровье и здоровый образ жизни.

Основные дидактические принципы

  • принцип научности;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип гуманизации образования;
  • принцип диалогичности;
  • принцип успешности;
  • принцип вариативности;
  • принцип когнитивности;
  • принцип системности.

Структура ООД по развитию речи

Этап ООД

Дидактическо- методический деятельностный модуль, применяемый воспитателем

Алгоритм деятельности воспитателя

Инструментально- деятельностный ракурс обучения

Деятельность детей

Организационный момент

Организация внимания и внутренней готовности детей.

Создание положительной мотивации к совместной деятельности.

Подготовка необходимых атрибутов, подбор наглядных материалов.

Создание положительной мотивации совместной деятельности ООД.

Ключевые компетенции

Педагогическая компетенция.

Компетенция социального партнёрства.

Применяемые технологии

Традиционная технология.

Технология взаимного обучения.

Применение методов

Словесный.

Создание положительной мотивации к совместной деятельности с детьми.

Подготовка необходимых атрибутов, подбор наглядного материала.

Вопросы к детям или загадывание загадки, чтение стихотворения.

Формирование высокого уровня эмоциональной включенности и заинтересованности личности.

Организация образовательной деятельности.

Овладение системой предметных знаний, необходимых для развития речи.

Формирование компетенций

Здоровьесберегающая компетенция.

Организационная компетенция.

Средства обучения

Методические указания.

Информационные источники.

Методы

Словесные.

Приветствуют воспитателя.

Ответы детей на вопросы воспитателя. Чтение стихотворения о насекомых.

Отгадывание загадки о насекомых.

Литература

- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – синтез, 2010.-304с

- Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга воспитателей детского сада / О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И.Максаков, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина; Под ред. О.С.Ушаковой – М.: Изд-во «Совершенство», 1999г. – 384с.

- Трудовое воспитание. Разработки занятий. Автор-сост. Р.А.Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.

Ход ООД

Этап ООД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Приложение

Предварительная работа

Материал к занятию

- Дать детям представление о полезной деятельности муравьёв.

- Объяснить, что строительство муравейника – это большой труд.

- Учить детей доброжелательно относиться к этим существам.

- Учить детей доброжелательно относится к этим существам

- Учить проявлять заботу о сохранении этих насекомых.

- Развивать наблюдательность.

- Формировать навыки и культуру труда (работать в среднем темпе, не отвлекаясь).

- Воспитывать уважение к труду.

- Метла (2 – 3 шт.).

- Вёдра, грабли.

Организационный этап (активизация внимания детей)    (1-2 мин.)

Трудовая деятельность:

Заключительная часть:

Воспитатель просит детей одеться на прогулку.

- Сегодня вас ждёт что – то интересное на участке. Для того, чтобы быстро одеться, не забывайте помогать друг другу.

Воспитатель следит за последовательностью одевания, напоминает некоторым детям о недостатках в их внешнем виде и помогает их устранить.

На участке воспитатель загадывает загадку:

На участке возле ёлок,

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нём миллион.

О ком идёт речь? И о чём?

- Что вы знаете о муравьях?

Посмотрите, как они снуют туда – сюда. Быстро бегают, и добыча у них большая больше самого муравья. Сейчас весна, муравьишки проснулись голодные, и теперь они неустанно трудятся, для того, чтобы раздобыть корм. Пищу, которую раздобыл и принёс муравей в свой домик (муравейник), он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьёв. Его тоже кормят своей добычей собратья. Большая часть обитателей муравейника постоянно занята строительными работами. Они великолепные мастера! Посмотрите, купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. Строительный материал муравьи не просто складывают на кучу, а скрепляют его землёй и своей слюной. Они постоянно заняты работой. И мы должны с большим уважением относиться к их жилищу. Муравейники разорять нельзя – они верные помощники человека в защите лесов от вредителей.

А теперь давайте представим себя муравьями и соберём все ветки, отрезанные от деревьев, в кучу и сделаем свой муравейник. Разделитесь на две команды. Каждая команда собирает ветки на своём участке. У кого получится муравейник больше, тот и выиграл.

- Устали вы?  

- Ребята, скажите, чем муравьиные кучи отличаются от ваших муравейников?

Послушайте стихотворение С.Маршака «Бор»:

…Зайдёшь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет сушь,

В чаще муравейники не спят –

Шевелятся, зыблются, кишат…

- Что делают муравьишки?

Вот и мы, как муравьишки, тоже поработали на своём участке. Распределитесь по договорённости, кто, что будет делать, возьмите инвентарь и уберите участок.

 - Какие вы молодцы! Вас тоже можно назвать детками – тружениками. Все добросовестно выполняли свою работу.

Участок наш стал очень чистым, и Роману Николаевичу вы помогли. Он очень будет доволен.

А сейчас можете поиграть.

Дети играют в свободные игры.

По окончании прогулки собирают инвентарь и уносят в группу, где складывают его в трудовой уголок.

- Дети идут в раздевалку.

- Дети одеваются и выходят с воспитателем на участок.

- Муравьи и муравейник.

- Целыми днями они  добывают корм.

- Дети слушают.

- Дети наблюдают.

- Дети собирают ветки.

- Нет.

- Наши муравейники больше, чем у муравьёв.  

- Работают.

-Дети берут грабли и вёдра.

(5 -10 мин.)

(3 – 5 мин.)

(5 – 10 мин.)

Дети подметают, убирают ветки, мусор, бумагу, пользуясь инвентарём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированное занятие по сказке "Репка"

Занятие направлено на создание  мотивации на совместную работу, развитие мелкой моторики, развитие речи, координации движений....

Конспект комбинированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром на тему: Число 5. Порядковый счет до 5 на основе лексической темы «Домашние птицы».

Особенности формирования математических представлений  у дошкольников с ограниченными  возможностями здоровья  в процессе игровой деятельности.Конспект  комбинированного заня...

Комбинированное занятие по сказке "Маша и Медведь"(образовательная область "Коммуникация")

Занятие является комбинированным так как в нём интегрируются образовательные области : Коммуникация,Чтение художественной литературы, Социализация и Художественное творчество -лепка.  Представлен...

Конспект комбинированного занятия по лепке в 1 младшей группе.Мухомор.

Цель: учить детей лепить мухомор, используя основу.Задачи:Образовательные: Формировать интерес к работе с пластилином. Продолжать учить детей скатывать шарик и надавливать на него указательным пальцем...

Конспект комбинированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности с детьми с О. В. З. тема: "Животные жарких стран"

Задачи:Развивать у детей внимание,зрительную память.Закрепление составления описательного рассказа по схеме.Закрепление умения составлять изображение животного в технике "штрих".Развивать творческую и...