«Говори новые слова правильно»
консультация

Роттер Марина Александровна

Для обозначения новых предметов и явлений, выражения новых понятий нужны новые средства языка. А чтобы их проанализировать, оценить, отобрать лучшие, отбросить неточные или даже неверные, нужно разработать  специальные правила, основанные на опыте создания новых названий в каждом отдельном языке и на общих закономерностях, действующих в этом языке. Этими проблемами занимается научная дисциплина – неология(от греческого слова  neos- «новый»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neologizmy.doc431.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МБДОУ  д/с-к/в  №7 Роттер Марина Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Консультация по теме:

«Говори новые слова правильно»

Из опыта работы

учителя–логопеда

М.А. Роттер                        

                                   

В каждом языке ежедневно возникают новые слова, выражения, а существующие ранее, меняют своё значение.

Для обозначения новых предметов и явлений, выражения новых понятий нужны новые средства языка. А чтобы их проанализировать, оценить, отобрать лучшие, отбросить неточные или даже неверные, нужно разработать  специальные правила, основанные на опыте создания новых названий в каждом отдельном языке и на общих закономерностях, действующих в этом языке. Этими проблемами занимается научная дисциплина – неология(от греческого слова  neos- «новый»).

Неология изучает те сферы языка, в которых образуется больше всего новых слов и выражений – неологизмов.

Неологизмы (от греческого слова  neos – «новый» и logos –«слово») – это новые слова (названия объектов, возникающих в процессе развития науки, культуры, техники, производства, быта), новизна которых ощущается говорящими. Неологизмы бывают языковые, лексические, семантические, авторские и индивидуально-стилистические. Это новые слова, закрепляющиеся в языке. 

Языковые неологизмы - создаются главным образом для обозначения нового предмета, понятия. Они входят в пассивный словарный запас и отмечаются в словарях русского языка. Неологизмом является слово до тех пор, пока оно сохраняет налёт свежести. Так, возникшие относительно недавно, в русском языке слова бульдозер, вертолёт, нейлон, универсам  полностью освоены и активно употребляются, а бывшие в 20-е годы неологизмы будённовец, женотдел, ликбез, нарком, нэп  успели войти в активный словарный запас, но затем стали историзмами.

Если понятие актуально, а называющее его слово хорошо связано с другими словами, то слово скоро перестаёт быть неологизмом.

Лексические неологизмы – могут быть:

 а)образованы по имеющимся в языке моделям (префиксальный способ, суффиксальный способ, способ сложения двух основ, словосочетаний): венероход, прилуниться, полуторосменка, бестер (помесь белуги со стерлядью)  

б) или заимствованы из других языков: макияж, панк, рэкет, спонсор, бобслей. 

Семантические неологизмы – новые значения известных слов: зебра «полосы на проезжей части улицы, обозначающие переход»; продлёнка «продление занятий в школе», ползунок «замок молнии», штрих «паста для исправления ошибок в тексте».

Авторские, индивидуально - стилистические неологизмы создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту. Неологизмы этого типа «прикреплены» к контексту, имеют автора. По самим целям их создания они призваны сохранять необычность, свежесть. Авторские неологизмы образованны  по продуктивным моделям, являются потенциальными словами:  «тяжёлозвонкое скаканье», «я огончарован» (Пушкин); «клоповодство», «обер - поклонник» (Салтыков - Щедрин); «молоткастый», «разулыбье», «рука миллионопалая», «двухметроворостая», «прозаседавшиеся» (Маяковский); «стихокрад» (Горький); «пьесопекарня» (Чехов).

Окказионализмы ( от латинского   occasionalis -«случайный») – авторские неологизмы, созданные по необычным моделям: хилософия (М.Горький);  спортсмедный лоб (Цветаева);  стрекозёл (Маяковский).

Авторские неологизмы могут быть семантическими: рассыпчатые от старости профессора (Маяковский); небеса разоблаченные.

Неологизмы могут возникать и как новые названия предметов, уже имеющих названия. Так,  при своём возникновении неологизмами были слова: вертолёт, дирижабль, лётчик, судостроитель,  заменившие слова: геликоптер, цеппелин, авиатор, корабел.  Современный неологизм компьютер употребляется вместо ЭВМ.

Некоторые неологизмы, например, слово космос, не только становятся более употребительными, но и расширяют свою словообразовательную систему, способствуя возникновению новых слов:  космодром, космонавт, космовидение, которые построены по аналогии с уже существовавшими наименованиями, сходными по значению или по функции.

Детские словообразовательные формы: мазелин,  рукти и т.д. нельзя в полной мере отнести к неологизмам, так как они не закрепляются в речи, и не становятся общеупотребительными.

Новые слова языка, неологизмы, понятие относительное. Закрепляясь в языке, новые слова начинают функционировать наряду со старыми. И на вопрос, какое количество времени, хотя бы приблизительно, мы можем считать их истинными неологизмами, нельзя дать точный ответ. Ведь отмирание одних и рождение других слов в языке происходит постепенно и незаметно.

Список литературы:

1.В.В. Лопатин. Рождение слова. - М.: Наука, 1993.

2.В.М. Лейчик. Люди и слова. – М.: Наука, 1982.

3.Л. Успенский. Слово о словах.-Лениздат, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ребёнок говорит грубые слова"

В данном разделе даны рекомендации родителям на тему "Ребёнок говорит грубые слова"...

Статья "Давайте говорить волшебные слова"

Вежливость ценилась во все времена, а слова благодарности всегда имели магическую силу. С их помощью можно выразить радость, положительные эмоции, свое внимание. Перед нами стоит задача научить детей ...

«Говори новые слова правильно»

Для обозначения новых предметов и явлений, выражения новых понятий нужны новые средства языка. А чтобы их проанализировать, оценить, отобрать лучшие, отбросить неточные или даже неверные, нужно разраб...

Буклет для родителей "Маска откровения родителям. Неприличные слова. Что делать если ребенок говорит бранные слова?"

Запомните!!!    Ваш ребёнок во всём подражает взрослым, и в словесных оборотах тоже. Именно в ругательствах он улавливает особое звукоподражание,  которое не может ускользнуть от е...

Консультация для родителей. «Как помочь ребенку научиться говорить новый звук правильно»

Ваш ребенок научился говорить звук правильно, логопед его хвалит. Но в обычной речи вы не слышите нового звука у своего малыша. Это говорит о том, что сейчас работа над звуком находится на этапе автом...

Консультация для родителей. "Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова. Что делать, если ребенок говорит плохие слова".

Ребенок пришел из детского сада и со смехом произносит грубое слово, во время ссоры дошкольник кричит вам: «Ненавижу!» Почему детей порой привлекают «плохие слова» и как реагир...