Главные вкладки

    Конспект семинара - практикума «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ»
    план-конспект занятия

    Формирование первичной установки на выбор конструктивных в межличностном общении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskaya_etika_obshcheniya.docx23.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

    «Детский сад №212 «Солнышко» общеразвивающего вида

    Конспект

    семинара - практикума

    «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ.

    ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ»

                                                                          Подготовил:

                                                                                       педагог-психолог

                                                                              И.П. Ишимова

    Барнаул 2016

    Цели:

    - Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;

    - Сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии;

     - выработать примерные рекомендации, которые можно было бы применять в профессиональной деятельности в общении с участниками образовательного процесса.

    1. Вводная часть.

    Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать Вас в нашем красивом зале.

            Прежде чем мы начнем, предлагаю вам поприветствовать друг друга, но сделать это не обычным способом.

    Упражнение: «Поздороваться разными частями тела»

    Психолог: существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

    Рефлексия. - Что Вы чувствовали во время выполнения упражнения?

                             – Что было трудным и почему?

    Упражнение: «Здравствуйте»

    Участникам раздаются карточки с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, ярость, уныние, спокойствие, счастье, энтузиазм и т.п.). Никому не показывая и не называя эмоцию из карточки участник должен сказать слово «здравствуйте» передавая эту эмоцию.

           Наше занятие посвящено интересной проблеме - проблеме педагогической этики в общении. Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.    

           Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

          «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

          «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

          Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

          «Но почему?!», -  воскликнул Крез.

          «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

             Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает, как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

    Теоретический модуль «Педагогическая этика в общении»

    Педагогическая этика — это свод правил, которые позволяют:

    - регулироватьотношения между педагогами и их воспитанниками,

     а также другими членами общественности образовательного учреждения;

    - защищающие их человеческую ценность и достоинство;

    - поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

    - создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

    На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

           Игра «Составь портрет» (Наиболее значимые качества воспитателя).

    (Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д..)

            1 Слайд

    Первые шаги на пути к успеху ребёнок совершает ещё в детском саду. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. 

    2 Слайд

    Уважаемые коллеги, мы с вами составили портрет воспитателя с наиболее важными для него качествами. Посмотрите внимательно на слайд, в портрете общих качеств, который вы составили можно выделить: Профессиональные качества и компетенции воспитателя: четкое видение современных задач дошкольного образования; ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; педагогическая этика и культура общения; проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка; умение создавать и постоянно обогащать культурно- информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение работать с педагогическими технологиями. умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению новых подходов и технологий; способность к самообразованию. 

    3 Слайд

    Личностные качества и установки (личностный компонент) Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников. Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями. Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями. Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.. 

    4 Слайд

    Знания (содержательный компонент) о семье об особенностях семейного воспитания о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания о методах изучения семьи о современных формах организации общения о методах активизации родителей. 

    5 Слайд

    Умения и навыки (деятельностный компонент) Умение преодолевать психологические барьеры общения Владение методами изучения семьи Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье Умение ориентироваться в информации Умение конструировать программу деятельности с родителями Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения. 

    6 Слайд

    ОБЩЕНИЕ между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы. 

    7 Слайд

    Взаимодействие с родителями.

     У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными; чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, совместное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход и появляется ощущение, что любые трудности разрешимы. А для этого от воспитателя требуется грамотное объяснение родителям всех тонкостей воспитательного процесса. 


    Упражнение «Яблоко и червячок»: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. 

    8 Слайд

    Пять возможных способов поведения в процессе общения по Кеннету Томасу

    1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

    2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

    3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

     4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

     5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

    При таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; При ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха; и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше. В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели. 

    9 Слайд

    Педагогическое общение Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении. Первый -достижение результата. Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно. 

    10 Слайд

    Упражнение на изменение интонации в общении

    Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

    Произнести фразы:

    Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

    Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре

    Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности. По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями. 

    11Слайд

    Упражнение «Искусство общения»

    Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

    Инструкция: Перед Вами тезисы. Необходимо выбрать, прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники.

    Тезисы.

    Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

    Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

    Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

    Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

    Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

    В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

    Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

    Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

    По завершении делается общий вывод. 

    Упражнение «Свои правила»

    Психолог: Уважаемые педагоги, мы хорошо поработали, узнали, что такое педагогическая этика. Я предлагаю разделиться на две команды, немного подумать и составить такие правила педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с родителями. А я буду все правила записывать по ходу работы на плакате.

    Обсуждение: - Что Вы чувствовали, выполняя упражнение? - Что вызвало наибольшие затруднения? – Считаете ли Вы, что правила в общении лишний фактор?

    12 Слайд

    Примерный кодекс общения:

    Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

    Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

    Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке это лучший способ расположить родителей к себе.

    Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

    В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно. 

    13 Слайд

    ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО! 

        14 Слайд

    Спасибо за внимание!

    Рефлексия «Что уносите с собой?» - что было интересного, полезного сегодня для вас.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для педагогов: " Общение воспитателя с родителями воспитанников"

    Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, ...

    семинар-практикум для педагогов "Общение воспитателей с родителями воспитанников"

    Целью данного семинара-практикума является повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

    Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

    Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями.Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его...

    Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

    Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

    Конспект Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

    Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

    Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"

    Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения....