Анализ развивающей предметно-пространственной среды.
статья

Лариса Анатольевна Носкова

Система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_razvivayushchey_predmetno.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ развивающей предметно-пространственной среды

в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО

МБДОУ № 9 г. Боготол

Воспитатель: Носкова Л.А.

   Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

    РППС рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

   Выделяются следующие функции предметно-пространственной среды: информационная, стимулирующая, развивающая.

  • Информационная функция означает, что каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
  • Стимулирующая функция выражается в том, что РППС должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
  • Развивающая функция предполагает сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

   Опираясь на требования ФГОС ДО постепенно обновляла развивающую предметно-пространственную среду. В нашей группе предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Она построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников.

Физкультурно – оздоровительный центр «Здоровье».

   Основное назначение центра здоровья – формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью и совершенствование двигательных навыков и умений.

Данный центр содержит в себе: набор «Непоседы» (лестница для лазания, канат, кольца, турник  для подтягивания), сухой бассейн, оборудование для ходьбы, бега, равновесия, для прыжков, для катания, бросания, ловли мяча. Атрибуты к подвижным и спортивным играм. Нетрадиционное физкультурное оборудование. Имеются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, картотеки пальчиковой, глазной и дыхательной гимнастик, профилактики плоскостопия, картотека подвижных игр, загадки о спорте, карточки и наглядные пособия по видам спорта.

 В небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки, ленты, платочки, кегли, кольцеброс, мешочки для метания, туннель, ребристая доска, массажные коврики и мячики.

Центр «Науки» (экспериментирования и природный).

   Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями. Центр играет большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них. 

   Данный центр содержит в себе: комнатные растения, на которых удобно наблюдать изменения частей растения; коробку с полифункциональным материалом; паспорта растений; инструменты по уходу за растениями (палочки для рыхления, пульверизатор, лейки); ранней весной вместе с детьми мы создаем мини -  огород на подоконнике; в центре находятся серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир»; наборы «Домашние животные», «Дикие животные»; альбом «Гербарий»; иллюстрации с изображением общих признаков растений; семена цветочных растений; также в центре есть календарь природы и погоды; дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями; природный и бросовый материал; материал для проведения элементарных опытов.

1. Календарь природы.

2. Цветы – герань, фикус, аспарагус, колеус, бальзамин, бегония, фиалка.

3. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные»

4. Мнемотаблицы, схемы, модели.

5. Карточки и плакаты: «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные»

6. Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые»

7. Фигурки животных.

 Для экспериментирования, предметное наполнение включает в себя:

1. Нитки

2. Лупа

3. Ёмкости для воды

4. Ёмкость с песком

5. Камешки плавающие и тонущие

6. Шарики воздушные

7. Формочки с крышками

8. Палочки разной длины

9. Проволока

10. Металлическая ёмкость

11. Набор форм для игр с песком и водой.

12. Коллекция «Бумага».

13. Коллекция «Ткани».

14. Перья птиц.

15. Коллекция «Стекло».

16. Коллекция «Пластмасса».

17.Трубочки.

18. Прищепки.

19. Пипетки, медицинские маски.

20. Свечи.

21. Фартуки и нарукавники.

22. Веер

23. Вертушки.

23. Пластмассовые рыбки.

24. Картотека опытов

Центр «Строительная мастерская».

   Главной целью этого центра является: развитие конструктивно - модельных действий детей. Он включает: приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства; развитие навыков конструирования по графическим схемам, моделям; развитие наглядно-образного восприятия; развитие памяти, мелкой моторики, мышления, усидчивости, творческих способностей.

   Данный центр содержит в себе: напольный и настольный строительный материал; пластмассовые конструкторы, лего, транспортные игрушки; схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолеты и др.).

Центр «Игротека».

   В этом центре ребенок реализует полученные и имеющиеся знания об окружающем мире через игру.

   Данный центр содержит в себе: атрибуты для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье», «Салон сотовой связи», «Пиццерия», «Сберегательный банк», «Модельное агентство»); предметы - заместители; дидактические игры, настольно – печатные игры. Логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур; имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, игры «Числа и цифры», «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», счётные палочки и схемы к ним.

Центр «Безопасности».

   Безопасность – это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а правильное поведение в различных жизненных ситуациях, в том числе и неожиданных. Необходимо сформировать у дошкольников навык безопасного поведения.

   Данный центр содержит в себе: дидактические, настольные игры по ПДД, пожарной безопасности, раскраски; дорожные знаки; модели транспортных средств и макет проезжей части; литературу о правилах дорожного движения.

Центр «Туристко – краеведческий».

   Располагается в рабочей зоне и используется как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр и занятий с материалами различного вида. Работа в центре может заменить традиционное занятие.

Альбомы:  « Семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, железная дорога, “Наш край” (медицина, спорт, культура, образование), “Народы Красноярского края”, “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).

Предметы искусства народов Красноярского края, других регионов России.

Предметы одежды и быта народов Красноярского края.

Художественная литература (стихи, рассказы, произведения самих детей).

Традиции, обычаи, фольклор Красноярского края, других регионов России (описания, иллюстрации).

Флаг, гербы и другая символика городов Боготола, Красноярска, России.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

Куклы в национальных костюмах (чувашский, мордовский, русский, татарский и др.).

Альбом одежды (“всех времен и народов”).

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Боготоле”, “Моя Родина Россия”.

Тематические папки с иллюстрациями «История возникновения города Боготола», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности»

Подборка стихотворений о городе Боготоле.

Карта города. Символика города.

Тематическая папка «Мой край» (карта и символика края, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство)

Карта РФ (предназначенная для детей, столицы Родины, символика городов, главные достопримечательности)

Карта о природных зонах, о населяющих страну народах, о промышленности и сельском хозяйстве.

Тематические папки с иллюстрациями: Наши предки, Богатыри земли русской, Великая Отечественная война, Российская армия.

Фотоальбомы «Памятники воинской славы»

Глобус, карта мира для детей.

Центр «Книжный»

   В данном центре ребенок по своему желанию может самостоятельно выбрать книгу и спокойно познакомиться с ней, внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

   Данный центр содержит в себе: детскую художественную литературу; иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой; книжки-самоделки;  портреты поэтов, писателей; организуем тематические выставки.

Центр «Музыки и театра».

   Центр располагается в игровой зоне, стимулирующий творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления детей. Насыщенность этого центра способствует развитию слухового восприятия и внимания, формированию исполнительских навыков, развитию творчества детей на основе литературных произведений, стремления проявить себя в играх – драматизациях.

   В создании театра, игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) шьют воспитатели и родители.  Данный центр способствует формированию интереса к театру и  музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки, используя для этого различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, теневой, вязаный, кукольный, Би-ба-бо. Центр оснащен магнитофоном, детскими музыкальными инструментами, дисками сказок и детских песен, музыкальные дидактические игры.

Центр «Творческая мастерская».

   Цель центра направлена на формирование умения творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания обучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, на развитие ручной умелости и творчества.

   Данный центр содержит в себе: бумагу для рисования; достаточное количество цветных карандашей, фломастеров, цветных и восковых мелков, тряпочек, красок, кистей, пластилина; наличие цветной бумаги и картона, клея, салфеток, ножниц с тупым концом; альбомы – раскраски; печатки, трафареты, обводки; бросовый материал (фольга, фантики от конфет, поролон и др.). Разные виды бумаги, книжки-раскраски, трафареты, пособия для нетрадиционного рисования.

Уголок «Уединения».

   Уголок уединения в группе необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту; возможности для отдыха.

   Данный уголок содержит в себе: мягкие подушки, домашний коврик. Вывод

   Все игрушки, игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются полочки, шкафы. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

   После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:

  • Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.
  • Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей.
  • Присутствует поло ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек.
  • При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом).

Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для экономического развития детей, а также обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ развивающей предметно-пространственной среды второй младшей группы по ФГОС

Функции развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе:·        Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"

В статье произведен анализ РППС в старшей группе   согласно ФГОС. Возможно, воспитателям пригодится в работе.   ...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе

В соответствии с тематической неделей «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку со...

Анализ развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе "Непоседы"...

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе «Смородинка»

Анализразвивающейпредметно-пространственной средыв старшей группе «Смородинка»...