Минусы театрализованной деятельности и пути решения проблемы
консультация

По-моему, каждый ребенок (и взрослый), хотя бы однажды обязательно должен себя попробовать в роли артиста, не смотря на плохую память (мы подскажем), на дефекты в речи, не смотря на неразвитость вокальных или сценических данных . Ведь наша задача дать дошкольнику  возможность проявить себя, чтобы в будущем дать ему уверенность в себе, и сохранить желание пробовать себя в том, к чему тянется душа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Минусы театрализованной деятельности и пути решения проблемы.

Так почему же не все педагоги, несмотря на универсальность театрализованной деятельности и обязательного присутствия в группах уголка театрализации используют его в своей работе?

 Первая -  собственная незаинтересованность. Незаинтересованность самого педагога приводит к тому, что и детям он не сможет дать вариативности использования всех (или хотя бы части) средств какого-либо вида театра. Ведь не секрет, что если педагог чем-то увлекается, то в этой группе этим же увлекаются и дети.  

Какой же существует выход? в приобщении к театру самих педагогов, делаю это намеренно и сценарии стараюсь подбирать так, чтобы задействовать педагога не просто в роли ведущего (хотя сама по себе это очень сложная сценическая задача – провести праздник), но и в роли того или иного героя. Часто педагоги испытывают очень серьезные затруднения в передаче образа или эмоции героя, много зажатости и комплексов по поводу своей музыкальности или даже внешнего вида. И получается так, что героями отрабатывают те педагоги, у кого это хорошо получается. С одной стороны, такой подход конечно оправдан, но с другой стороны мой опыт работы показал, что, дав человеку даже маленькую роль мы даем ему возможность перевоплотиться и в другом образе что-то пережить. Такая возможность выйти на сцену для некоторых становится своего рода терапией. И хочу заметить – всегда с положительным результатом. Ведь даже те, кто уже уверено чувствует себя на сцене когда-то начинали первый раз, и не всегда все у них получалось.

Вторая причина непопулярности театрализованной деятельности  связана с малым опытом (или даже вовсе с его отсутствием) создания спектакля. Кто-то с легкостью и энтузиазмом берется за это дело, а кто-то ждет, когда скажут, что и как надо делать. Ничего плохого в этом нет, ведь среди вторых есть хорошие ответственные исполнители. Ведь театрализованная деятельность – это не только сценарий и герои, это еще и декорации, костюмы, свет, музыка, атрибуты и всякие мелочи. И если человек поучаствует в создании спектакля, что называется изнутри, то он неизбежно приобретет бесценный опыт и скорее всего в следующий раз возьмется за более ответственное дело.

Еще одной причиной нежелания заниматься театральной деятельностью хотелось бы назвать отсутствие творческого подхода. Есть педагоги, которым нужна четкость и организованность, им очень сложно находиться в процессе работы над спектаклем, потому что первые занятия уходят на то, что мы кричим, хрюкаем, ползаем, то есть творчески самовыражаемся через задания и этюды. Это никак не вписывается в их картину правильного поведения и организации детей. На главные роли такие педагоги выбирают только ответственных, «проверенных, удобных» детей, оставляя всегда одних и тех же «за кадром». Такая ситуация порождает разобщение в группе детей, снижению самооценки и потере интереса к совместной деятельности.

По-моему, каждый ребенок (и взрослый), хотя бы однажды обязательно должен себя попробовать в роли артиста, не смотря на плохую память (мы подскажем), на дефекты в речи, не смотря на неразвитость вокальных или сценических данных . Ведь наша задача дать дошкольнику  возможность проявить себя, чтобы в будущем дать ему уверенность в себе, и сохранить желание пробовать себя в том, к чему тянется душа.

Как я использую средства театрализованной деятельности в своей работе? Театрализованные игры начинаю вводить, начиная с младшего возраста. Взрослые здесь оказывают помощь в роли рассказчика или ведущего. Далее, в более среднем возрасте это будут уже сценки и инсценировки, где главную роль (к примеру мамы Козы) будут исполнять взрослые. Если такая работа проведена в течение 2 х лет, это очень облегчает работу в старшем возрасте. Детям под силу и мюзикл и водевиль.

Театрализованная деятельность тесно связана с музыкальной. Я стараюсь озвучивать спектакль высокохудожественными, классическими произведениями, или музыкой, написанной для детей. Главный принцип воспитания «Не навреди!» здесь очень важен!

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

 К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Классификацию режиссерских игр:

  • Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
  • Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
  • Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
  • Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
  • Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

 Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Классификация  игр-драматизаций дошкольников.

  • Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета, действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
  • Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
  • Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

 В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

 Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

 Классификация театрализованных игр:

 игры в кукольный театр:

  • настольный театр
  • театр на руке
  • напольные куклы
  • стендовый театр
  • верховые куклы
  • театр живой куклы

 игры-драматизации:

  • инсценирование потешек
  • инсценирование небольших
  • инсценирование песен, сказок
  • инсценирование небольших литературных текстов
  • творчество детей

 игры-спектакли:

  • драматический спектакль
  • музыкально-драматический спектакль
  • детская опера
  • спектакль на хореографической основе
  • спектакль ритмопластики
  • пантомима
  • мюзикл

 театрализованное действие:

  • праздники
  • развлечения
  • театрализованные шоу