Программа кружка "Детская STEAM-лаборатория" средняя группа
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Капелькина Ольга Николаевна

Годовая программа по кружковой работе в ДОУ. За основу взята авторская программа Е.А.Беляк "Детская универсальная  STEAM-лаборатория"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.odt31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Детская STEAM-лаборатория «Эврика»

Средняя группа

Руководитель кружка Капелькина О.Н.

1.        Пояснительная записка

       Дошкольная образовательная авторская  программа  Е.А.Беляк (Далее - Программа)  разработана по направлению Babyskills. При разработке использовался передовой мировой опыт ведущих научно-технических корпораций в ранней подготовке и профориентации детей. Программа опирается на исследования раннего развития мозга, проведенные за последние десятилетия в области нейробиологии и поведенческих исследований,утверждающие, что инвестиции в раннее развитие — основа для процветающего и устойчивого общества. Опираясь на понятие «возрастные периоды развития» в психологии, учеными выделен период в жизни ребенка между кризисами в 3 и 7 лет в качестве самого благоприятного времени для обучения, когда он максимально восприимчив ко всему новому. Все, что ребенок получит от воспитателя и родителя в это время, отразится на его взрослой жизни.

Программа состоит из более чем 100 занятий по пяти направлениям:

- основы чтения(интегрированная программа): распознавание слов и букв алфавита с целью развития фотогрфической памяти, навыков кодирования и шифрования и облегчения дальнейшего изучения азбуки.;

  • основы программирования: изучение пошагового программирования через сюжетно-ролевые игры с роботом, проектную деятельность;
  • основы математики и теории вероятности: изучение базовых понятий геометрии, алгебры, знакомство с комбинаторикой и понятиями теории вероятности через игры с роботом и творческо-исследовательские проекты;
  • основы картографии и астрономии: изучение понятий и базовых принципов картографии, знакомство с астрономией через сюжетно-ролевые игры и проекты;
  • основы криптографии: изучение базовых понятий кодирования и шифрованиячерез игры и проекты.

 Программа построена по принципу «от простого к сложному» с рекомбинацией видов деятельности.

 

2.        Цели и задачи реализации программы

Цели программы :

-        формирование навыков восприятия информации дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов;

-        введение дошкольника в основы программирования и робототехники;

-        введение дошкольника в основы математики и теории вероятности ;

-        развитие пространственного мышления, изучение основ картографии и базовой астрономии;

-        формирование базовых понятий и навыков в криптографии;

             Программа направлена на реализацию задач :

1)        формировать бозовые основы личности в изменившейся диспозиции «ребенок-взрослый», когда ребенок является более осведомленным и лучше адаптированным к жизни в цифровом обществе

  1. учить жить в постоянно меняющихся условиях: овладевать появляющимися вновь профессиями, справляться с социальными вызовами, использовать технологии, которые предстоит изобрести.

3)        воспитывать следующее поколение успешных экспертов в области науки, технологий, инженерии, математики, языка и анализа, специалистов по кибербезопасности, картографии и астрономии.

 

  1. Планируемые результаты освоения программы

Социально-коммуникативное развитие:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Познавательное развитие:

  • Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности
  • Формирование первичных представлений: о себе, других людях; объектах окружающего мира;о свойствах и отношениях объектов;о планете Земля как общем доме людей и др.

Речевое развитие:

  • Владение речью как средством общеня и культуры
  • Обогащение активного словарного запаса
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
  • Развитие речевого творчества
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  • Реализация самостоятельной деятельности детей, формирование элементарных представлений о видах искусства

4. Порядок реализации программы.

Программа 1.

«Основы чтения».

Занятия ежедневно по 7 мин

(4 этапа: 1 мин, 1мин, 2мин, 3 мин.)

 Программа 2.

«Основы программирования».

Занятий 2-3 раза в неделю по 25 мин.

 Программа 3.

«Основы математики и теории

вероятности».

Занятий 2-3 раза в неделю по 25 мин.

 Программа 4.

«Основы картографии и

астрономии».

Занятий 1-2 раза в неделю по 25 мин.

 Программа 5.

«Основы криптографии».

Занятий 2 раза в неделю по 25 мин.

5. Описание программы:

1 Программа. Основы Чтения.  (Интегрирована в последовательно реализуемые программы 2,3,4,5).

Цель: формирование навыков восприятия информации дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов. Задачи: развитие фотографической памяти, через демонстрацию дошкольникам написанных красным цветом на отдельных карточках слов: МАМА, ПАПА, РОБОТ и др.; развитие логического мышления по принципу нарастающей трудности: демонстрируемые слова подразделяются на различные категории (техника, животные, овощи, фрукты и т. д.); формирование взаимосвязи между зрительным образом и словом; формирование навыков идентификации букв алфавита; подготовка к изучению букваря.

 Программа состоит из двух частей:

  • 1-я часть. Идентификация слов. Программа основана на методике Гленна Домана,

Основной метод – запоминание слов русского языка на основе развития фотографической памяти детей (104 слова на прилагающихся карточках с учетом программных требований учебно-методического пособия). Запоминание реализуется ежедневно параллельно с программами: основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии.

  • 2-я часть. Идентификация букв алфавита (авторская методика) интегрирована в программу «Основы криптографии».

 Основной метод – изучение алфавита путем идентификации (раскодирования) букв в изученных ранее словах в рамках программы «Основы криптографии».

 Взаимодействие с родителями: возможна оптимизация первой части программы на основе привлечения родителей, с чьей помощью дети повторяют дома слова, изученные в детском саду.

2 Программа. Основы программирования. 

Цели: введение дошкольника в основы программирования и робототехники.   Задачи: формирование у дошкольника базовых навыков в области программирования и робототехники; проведение ранней профориентации по профессиям: инженер, программист, ученый, строитель, дизайнер; развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий, уверенности ребенка в своих силах; развитие интересов и познавательной мотивации, выработка командной деятельности; формирование позитивно-конструктивного подхода к анализу ребенком ситуации и исправлению ошибок.

    Сюжетно-ролевая легенда программы: с далекой планеты, на которой живут «умные» мыши, прилетел робот-мышь по имени Микибот, посланный изучать Космос и искать разумные существа. Ребята знакомят гостя-робота с людьми, их жизнью через реализацию серии проектов, где дети выступают в роли «учителей» по отношению к роботу: обучают его, устраивают для него праздники, строят города и деревни, проводят экскурсии, игры, эстафеты, проходят лабиринты, разучивают танцы вместе с роботом, и т.д.

        Основные понятия и навыки: обучение пошаговому программированию без компьютеров и планшетов; осваивание базовых принципов построения алгоритмов; знакомство с ключевыми понятиями программирования: робот, программа, команда, последовательность действий, алгоритм, цикл, условия выбора; поиск альтернативных решений; построение циклов; самостоятельный выбор решения задачи и совместная реализация от постановки цели, поиска решения, до анализа и оптимизации результата; развитие синтеза творческого и инженерного мышления.

    Взаимодействие с родителями: организация праздника-соревнования между командами детей и родителей по прохождению роботами лабиринтов для рефлексии когнитивных и практических навыков.

3 Программа. Основы математики и теории вероятности.

  Цели: введение дошкольника в основы математики и теории вероятности. Задачи: знакомство дошкольника с ключевыми понятиями математики и одним из ее направлений – теорией вероятности,  формирование у дошкольника основ для многопрофильного восприятия математических подходов; развитие навыков критического анализа, целеполагания, логического и творческого мышления; проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: программист, ученый, инженер, строитель, аналитик, математик, ювелир; развитие целенаправленности и саморегуляции собственных действий дошкольника.

Сюжетно-ролевая легенда программы: Робот осваивается на нашей планете и ребята ему в этом помогают: учат распознавать различные цвета, геометрические фигуры; пишут «математические» картины и знакомят с супергероями; строят лабиринты и ищут выходы, устраивают соревнования и веселые праздники; проводят выборы и голосование; подбирают космическую базу для робота, на которой он с большей вероятностью сможет жить и работать на Марсе.

   Основные понятия и навыки: Изучение геометрических фигур, цветов (первичные / вторичные), понятий больше / меньше, быстрее / медленнее, четные / нечетные; сложение, вычитание, построение последовательностей чисел; программирование движения робота с условиями: выбор цвета, геометрической фигуры, числа большего / меньшего, ближнего / дальнего предмета; программирование с ограниченным выбором команд, проведение исследований вероятности событий.

    Взаимодействие с родителями: в целях укрепления уверенности в своих силах, развитие словарного запаса и повышения статуса дошкольников в глазах их родителей, логично провести импровизированное занятия на основе материала программы для группы родителей, где дети выступят в роли педагога.

4 Программа. Основы Картографии и астрономии. 

  Цель: развитие пространственного мышления, изучение основ картографии, базовой астрономии.

  Задачи: знакомство дошкольника с ключевыми понятиями и формирование базовых навыков в области картографии, астрономии; развитие пространственного и временного мышления, ориентации, основ концепций географической науки (ландшафт, территория); проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: картограф, инженер, астронавт, физик, химик, биолог, культуролог.

    Сюжетно-ролевая легенда программы: робот – гость из Космоса, как во многих современных и знакомых детям фильмах, поэтому, учитывая особую важность развития пространственного мышления, а также перспективную востребованность картографии и астрономии, в программе сделан тематический акцент не только на «обучение» робота, но и на образ человека как «жителя Вселенной» с перспективой расширения границ сфер влияния и интересов человечества в мировоззрении дошкольников; строят карты садика, города, страны, планеты, солнечной системы; путешествуют по континентам и знакомятся с разными культурами людей (использован успешный опыт реализации авторской образовательной этнокультурной программы «150 культур Дона»). На занятии дети изучают планеты, решают чем они, могут быть полезны людям, строят посадочные модули на Марс, готовят летающие города для Венеры, запускают вулканы и выполняют задачи настоящих астронавтов.

   Основные понятия и навыки: определение положения предметов в пространстве, чтение детских карт, распознавание условных обозначений, масштабирование, копирование и составление карты, прокладывание маршрута; определение планет Солнечной системы, знакомство с возможным практическим освоением космоса; создание инженерных проектов; проведение исследований по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, свойств оптических иллюзий, инерции, гравитации, амортизации, превращения энергии (кинетической и потенциальной), фракталов, оптических иллюзий, вулкана.

   Взаимодействие с родителями: организация праздника «Кладов день». Родители ищут спрятанные клады по картам, сделанные дошкольниками.

 5 Программа. Основы криптографии. 

  Цель: формирование базовых понятий и навыков в криптографии.

 Задачи: формирование базовых понятий об информационной безопасности, принципах ее работы на основе математики, базовых навыков симметричного, асимметричного и двойного шифрования ; проведение ранней профориентации дошкольника по профессиям: шифровальщик, ученый, программист, аналитик; выработка командной деятельности и развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации.

     Сюжетно-ролевая легенда программы: перед нами открыт весь мир, но нужно научиться понимать его коды и важность шифрования данных. Через колесо времени дети познают тайны Цезаря и китайскую тайнопись, разгадывают шифровки (как Шерлок Холмс), узнают тайны книг и учатся понимать язык животных, расшифровывают отпечатки пальцев и шифруют свои сообщения; знакомятся с принципами работы и кодирования наших компьютеров и телефонов, и расшифровывают сообщения с Марса; запирают «сундуки» с тайной информацией и передают открытые ключи; делают кинопроекторы из смартфона и исследуют движение звука.

  Основные понятия и навыки: распознавание данных / информации, кодирования / шифрования; знакомство с симметричным / асимметричным шифрованием ; изучение принципа работы компьютера-мозга, знакомство с языком жестов и языками животных; кодирование / раскодирование объектов и передача сигналов азбукой Морзе; шифрование шифром замены, сдвига, с помощью зеркала, книги, решетки Кардано и двойное шифрование; исследование отпечатков пальцев и посланий симпатическими чернилами; исследование строения человеческого уха, движения звуковой волны, свойств ребер жесткости, распределения давления, разложения света, принципа работы кинопроектора, цепной реакции; строим собственных роботов.

    Взаимодействие с родителями: организация праздника вместе с родителями «Тайная комната» с зашифрованными учащимися посланиями (шифр замены «Пляшущие человечки» и шифрование с зеркалом) и тайнописью.

Программы учебно-методического пособия нацелены на максимальное использование уникального возрастного потенциала дошкольников  направляя его на развитие компетенций «Цифрового социума». Положительные результаты педагогического мониторинга, проведенного в дошкольных организациях показывают, что «Детская универсальная STEAMлаборатория» достаточно легко осваивается детьми, позволяет им почувствовать свою значимость и причастность к важным «взрослым темам», повышая мотивацию к обучению. Реализация учебно-методического пособия позволяет успешно начать строить диалог о цифровом мире с «Цифровым поколением» и может стать основой для перспективного формирования интеллектуальной элиты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по конструированию» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) Образовательная область «Познавательное развитие». Средняя группа

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М, Малашкина О.В. Содержание программы делится по месяцам с датами проведения занятий по конструированию в средней группе. В плане рабоч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по здоровью» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Образовательная область «Физическое развитие». Средняя группа (4-5 лет).

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит календарно-перспективное планирование воспитания культурно-гигиенических навыков и закаливание...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Целью Программы является  создание каждому ребенку в  подготовительной группе МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты (далее  -  Группа)  возможности для развития спос...