Статья "Роль воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС"
статья

Бодина Любовь Васильевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya.docx30.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ПРАЗДНИКАХ В ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

             Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
          Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе занятия музыкальному развитию. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
          Как же проявляется заинтересованность воспитателя на занятии по музыкальному развитию? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель.       Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

            Занятие по музыкальному развитию - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

Какова же роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность занятий оказывается гораздо ниже возможной.

          Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

            Занятия по музыкальному развитию играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.

           На занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей.

 Умственное: дети получают знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей.

Нравственное: воспитывается чувство любви к матери, Родине.

Физическое: в танцах и играх формируются двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

 Эстетическое: учатся слушать, понимать и чувствовать музыку.

          Занятия по музыкальному развитию предполагают следующие виды деятельности:

  1. Слушание – основной вид музыкальной деятельности.

Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней, определять характер прослушанного произведения, научить ребенка различать танец, марш, колыбельную, познакомить со средствами выразительности: темпом, динамикой, регистром, познакомить с творчеством русских и зарубежных композиторов.

Воспитатель личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность. Следит за дисциплиной, оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

  1. Пение и песенное творчество.  Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.
  • В распевании не участвует.
  • Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию
  • Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
  • При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
  • Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста).
  • При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости движение и высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  • В группе повторяет с детьми слова песен с правильными ударениями, смягчая безударные окончания в словах.
  1. Музыкально-ритмические движения -  включают в себя танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы, упражнения.  Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. К несложным творческим заданиям относится инсценировка песен.

Во время музыкально-ритмических движений воспитатель:

  • Участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем. Велика роль воспитателя в процессе разучивания новых движений. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие рекомендации детям.
  • Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
  • Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.  
  • Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
  • Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
  • Берет одну из ролей в сюжетной игре.
  • Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего занятия.
  • В группе повторяет движения танцев.
  1. Обучение игре на детских музыкальных инструментах -   развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умению различать звучание инструментов.
  • Воспитатель должен уметь играть на всех детских музыкальных инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях.
  • Воспитатель должен правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте (ложки, бубен, маракасы, колокольчики, металлофон, треугольник и др.).

            Ведущая роль на занятиях по музыкальному развитию принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.  Но как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя.

           Воспитатель обязан присутствовать на каждом занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.

           Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

           Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и поставленных задач.

           Главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей. Подобный вид деятельности требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок – с небольшим количеством музыкальных инструментов и музыкально – дидактических игр.

           Если воспитатель не понимает воспитательных задач музыки, это может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя.  А там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к занятиям.  Воспитатель включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1.     Воспитатель сидит с безучастным видом;

2.     Воспитатель перебивает исполнение;

3.     Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

1.     От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.     От раздела занятия: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3.     От программного материала - новый или старый материал.

Итак:

  1. На занятии по музыкальному развитию, дети должны быть аккуратно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
  2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  3. На занятие готовиться в группе, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
  8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Педагогу-воспитателю необходимо:

  • Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
  • Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на занятиях.
  • Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
  • Проводить регулярные занятия по музыкальному развитию в группе с детьми в случае отсутствия музыкального руководителя.
  • Разучивать движения с отстающими детьми.
  • Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  • Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
  • Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах.
  • Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры.
  • Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
  • Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
  • Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
  • Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
  • Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
  • Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  • Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  • Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
  • Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на утреннике.

           Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но, у каждого, своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

Воспитателям необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь с закрытой пяткой и не высокий каблук, особенно воспитателям младших и средних групп, потому что они активно (по необходимости) двигаются с детьми во время праздника. Платье на празднике должно быть не очень коротким и не очень длинным, декольте платья не очень глубоким, надеемся, понятно почему.

На основных праздниках (осенний, Новый год, 8 марта, выпускной) обязательно присутствовать обоим воспитателям. На остальных досугах и праздниках по необходимости.

Ведущий руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее действие, является связующим звеном между зрителем и исполнителями, произносить текст эмоционально, внятно, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

Ведущий должен быть весел, находчив, отзывчив. Должен знать содержание утренника, знать порядок номеров наизусть, какое действие происходит, когда и какой персонаж выходит, четко знать, когда посадить детей, когда поднести оборудование. В младших группах должен быть темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое). Должен уметь своей игрой своим настроением побуждать к игре детей, подбадривать их, заряжать энергией. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель. Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка. Стараться не критиковать и не дёргать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу. Недопустимо держать в руках сценарий или нужно его оформить достойно, на открытку, на атрибут и т.д.

На утренниках бывают разные непредвиденные ситуации: дети не успели переодеться, кто-то растерялся при исполнении. Вместе с музыкальным руководителем воспитатель должен найти выход из ситуации, предупредить музыкального работника, если вдруг намечается какая-то ситуация, связанная с проведением утренника. Конечно, обязательно поддержать ребенка или персонажа, если тот растерялся, постараться подсказать ему, сглаживая заминку.

Ведущий - это самая сложная и ответственная роль, поэтому нужно быть готовым ко всему, уметь построить проведение так, чтоб не оказалось, что кто-то забыл прочитать стих, а он так готовился.  

И конечно же, самое главное в роли ведущего – это умение преподнести все так, чтоб дети получили только положительный заряд эмоций от праздника.

По окончании праздника, воспитателям нужно собрать всех детей, и организованное выйти их зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с персонажами и Дедом Морозом).

Ведь все, что мы делаем в детском саду, мы делаем для детей.

От чёткой, слаженной работы зависит успех утренника!

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении»
  3. Т. С. Бабаджан «Музыкальное воспитание детей раннего возраста»
  4. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»
  5. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина «Музыка и движение»
  6. Журнал «Справочник музыкального руководителя»
  7. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
  8. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»