Главные вкладки

    Имитационная игра в рамках мобильного центра «Фабрика» как вариативная форма работы по развитию допрофессиональных способностей детей дошкольного возраста»
    статья

    Усачёва Наталья Анатольевна

    выступление на семинаре для воспитателей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_dlya_pedagogov.docx32.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Имитационная игра в рамках  мобильного центра «Фабрика» как вариативная форма работы по развитию допрофессиональных способностей детей дошкольного возраста»

    Первый этап становления профессионального самоопределения начинается в дошкольном возрасте и заключается в развитии конкретно-наглядных представлений ребенка о мире профессий. Именно на этом этапе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания личности. Поэтому большое значение имеет создание условий для получения детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них положительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности.

     Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.  

    В современной педагогической науке проблема ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых изучали  многие  ученые:  В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт, А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов, Г.И. Щукина.  При организации допрофессионального самоопределения воспитанников возникает ряд противоречий, требующих поиска инновационных форм и методов работы:  

    - с одной стороны отмечается потребность общества, социума и производственной сферы в специалистах с развитым профессиональным отношением, мышлением, с другой стороны используются программы подготовки преимущественно обучающихся старших классов общеобразовательной школы;

    - в современной педагогической практике сложилось противоречие между потребностью в системе допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ её проектирования и средств реализации;  

    - с одной стороны работники нацелены на реализацию образовательных задач в процессе социального партнерства с семьями обучающихся, с другой стороны используются, как правило, формально организованные формы взаимодействия.  

    Данные противоречия определяют необходимость поиска вариативных форм дошкольного образования, обеспечивающих создание условий для допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста работы, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с разновозрастными сообществами и соответствующих возрасту видах деятельности.

    Практика развития допрофессиональных способностей обучающихся МБДОУ «Детский сад № 33» (далее – ДОО) разработана в целях создания условий для допрофессионального самоопределения обучающихся посредством включения детей дошкольного возраста в имитационные игры и активное общение со взрослыми и сверстниками в мобильном центре «Фабрика».

    Задачи:

    1. Утвердить состав рабочей группы, работающей над проектированием методической, технологической и диагностической основ образовательной деятельности ДОО по реализации практики ранней профориентации.

    2. Внедрение системы развития педагогического персонала через использование современных образовательных технологий, повышающих качество дошкольного образования, ориентированных на формирование ключевых компетенций детей дошкольного возраста, использование новых форм и методов работы, обеспечивающих создание условий для допрофессионального самоопределения детей дошкольного возраста, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с разновозрастными сообществами и соответствующих возрасту видах деятельности.  

    3. Простраивание партнерских отношений с родителями (законными представителями), социальными партнерами по отношению к деятельности ДОО в вопросах организации допрофессионального самоопределения обучающихся.

    4. Популяризация деятельности ДОО среди кустового сообщества через проведение социально ориентированных акций и мероприятий.

    5. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

    6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников по вопросам организации допрофессионального самоопределения обучающихся.  

    Мобильный центр предполагает создание максимально приближенной к жизни модели «Фабрики». Фабрики создается как в помещениях детского сада, так и на его прилегающей территории. В разных помещениях располагается та или иная мастерские (фабрики), в которых детей знакомят с основами различных профессий.

    На базе ДОО мобильные центры могут использоваться других групп по разным направлениям профориентационной работы с учетом индивидуальных и гендерных особенностей, способностей детей дошкольного возраста. Организация развивающей предметно-пространственной среды является непременным компонентом-элементом для осуществления образовательного процесса в рамках практики развития допрофессиональных способностей обучающихся. Развивающая предметно-пространственная среда как образовательное пространство, способна обеспечить социально-культурное становление ребенка дошкольного возраста, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития.

    Новизна практики в развивающей среде достигается за счет проведения имитационных игр по различным профессиям  в рамках игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальная деятельности, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда, а также для организации двигательной активности игры в разных  «Фабриках».

    Работа с обучающимися в ходе имитационной игры, ориентировочная продолжительность которого в пределах 30минут, строится с учетом их возрастных индивидуальных особенностей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Реализация имитационной игры осуществляется в три этапа. На подготовительном этапе разрабатывается сценарий имитационной игры, подготавливаются необходимые материалы и оборудование: карта «Фабрики» с указанием названий мастерских, путеводитель с темой игры и заданиями для команды участников. В рамках основного этапа имитационной игры обучающиеся (8-10 человек) в сопровождении взрослого (координатора) посещают мастерские. Каждая мастерская, которую представляет координатор, имеет название в соответствии со своим профилем, и содержит игровое задание.

    Краткая характеристика создаваемых мастерских:  

    1. «Техно». Дети могут в процессе отведенного времени освоить азы той или иной профессии посредством ИКТ-технологий и ТРИЗ-технологий.  

    2. «Ферма», включает в себя сельский дворикогород  для знакомства с разнообразием овощных и садовых культур, российским бытом, постижения ценностей и традиций российского народа и развития навыков трудовой деятельности в области сельского хозяйства (агроном, зоотехник, ветеринар, доярка, комбайнёр и др.).  

    3. «Экспериментия» способствует развитию у детей познавательной активности и исследовательских умений у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

    5. «Стройград».  В данной мастерской дети знакомятся со специальностями в области строительства и коммунального хозяйства (архитектор, каменщик, строитель, машинист крана, инженер, машинист экскаватора и др.). В лаборатории у участников игры есть возможность посетить мастерские «LEGO-мир», «Юный архитектор» и др., способствующие развитию воображения и первоначальных конструкторских умений, интерес к моделированию, стимулировать детское научно-техническое творчество посредством образовательных конструкторов.  

    6. «Чистый город». Программа по развитию переработки отходов. Основная цель программы - воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и ответственного отношения к окружающей среде. В лаборатории дети ознакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и уменьшения количества бытовых отходов.  

    7. «Энергия». Программа призвана привлечь внимание к проблемам использования и экономии энергоресурсов. Основные элементы программы - создание и развитие мотивации для сбережения ресурсов детьми и вовлечение их в полезную деятельность. Программа откроет детям, как можно экономить энергоресурсы в быту, какие альтернативные источники энергии существуют и т.д.  

    8. «Продторг». Включает в себя возможности для освоения следующих профессий: продавец, косметолог, стилист, маркетолог, кассир и др. профессии сферы услуг).  

    9.  «Камнеград». Включает в себя прохождение маршрута по следующим мастерским «Шахта», «Юный геолог», «Обогатительная фабрика», что позволяет ознакомить детей с особенностями деятельности рабочих горных предприятий по добыче и переработке твердых полезных ископаемых.

    10. «Новый  взгляд» дети могут реализовать себя в таких профессиях как журналист, видеооператор, фотограф, автор книг и т.п.).

    Результаты работы в рамках реализации практики:

    - обеспечение построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

    - формирование позитивного отношения к рабочим профессиям, способствующим повышению  социального статуса человека труда;

    - обеспечение преемственности программ по допрофессиональному самоопределению обучающихся;

    - содействие единству целей, задач и содержания семейного и общественного воспитания;  

    - обеспечение позитивной социализации и индивидуализации, развития личности, инициативы и творческих способностей детей, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе формирования до профессионального самоопределения.  

    Таким образом, проведение подобных имитационных игр позволит обучающимся приоткрыть дверь в мир самых разных профессий и положит начало продуктивному взаимодействию участников образовательных отношений ДОО с социальными партнерами и иными организациями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы «Вариативные формы работы в развитии творческих способностей детей»

    Здравствуйте! Я представляю вашему вниманию свой не большой, но интересный опыт развития творческих способностей  детей  средствами пластилинографии.   Вариативная часть ООП нашего...

    Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

    Опираясь на исследования Г.С. Альтшуллера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Т.В. Кудрявцева, можно выделить следующий компонентный состав творческих способностей дошкольников:творческое мышление;творч...

    Мастер – класс для воспитателей «Использование различных хлопков по разным частям тела в работе по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

    АвторскиАвторский материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений; для выполнения заданий музыкальный инструмент не требуется (его можно заменить любым аудио носителем), что ...

    Проект «Система работы по развитию  творческих способностей детей дошкольного возраста посредством тестопластики»

    ull;Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте.•Дошкольный возраст &md...