Опыт работы «Вариативные формы работы в развитии творческих способностей детей»
опыты и эксперименты по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Грибович Татьяна Александровна

Здравствуйте! Я представляю вашему вниманию свой не большой, но интересный опыт развития творческих способностей  детей  средствами пластилинографии.

   Вариативная часть ООП нашего учреждения  строится по принципу  углубления задач в художественно –эстетическом направлении через реализацию программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки» . Решая задачу развития художественно - творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности нами  был запущен долгосрочный образовательный проект «Волшебный пластилин», который на наш взгляд  является  условием  интеграции  навыков полученных  на лепке, аппликации, рисовании и способствует развитию творчества детей.

Цели и задачи ОП представлены на слайде.

ОП реализуется по составленному плану, который предполагает  одно занятие в неделю,  во второй половине дня. Продолжительность образовательной деятельности соотвестствует требованиям СанПиН. Работа,  проводится по подгруппам(8-10 чел.). Выполнение одной творческой работы может варьироваться от одного до двух занятий в зависимости от желания детей и сложности осваиваемых приемов.

Образовательный проект охватывает три этапа(3 года) подготовительный, основной, итоговый.

Первый  этап -  это  прошлый год  (2 младшая группа). Основная задача этого года  освоение приемов:

- прием надавливания.
– прием вдавливания.
– прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
– прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

На этом этапе основная роль принадлежит педагогу:

-он предлагает тему, согласно плана

-готовит шаблоны для предстоящей работы,

-продумывает задания способствующие развитию самостоятельности и творчеству.

Особенность первого этапа заключается в том, что дети  работают по заранее заготовленному педагогом трафарету, шаблону:

-дети выкладывают по контуру (показать цветок)

- заполняют  пустоты освоенным приемом (обратить внимание на мишку, показать  трафареты).

Для развития самостоятельности,   на этом этапе, детям предлагаются следующие задания:

-как можно показать, что солнце улыбается.

Варианты действия детей:

-кто-то продолжать  удлинять лучики, выкладывая шариками;

-кто-то размазывает шарик,

-кто-то шариками делает глазки и носик солнышку и т.д

На примере елки и яйца.

Заготовки яйца и елки была сделана воспитателем. Детям предлагалось задание: -как можно украсить яйцо или нарядить елку? Здесь дети выбирали прием и дополнительный материал, блестки  и стразы, бисер для того, чтобы елка засверкала огнями , а яичко стало красивым, тем самым создаем законченный художественный образ.

Основной этап (4-5 лет) - это этот год нашей работы.

В этом году мы закрепляем, освоенные в прошлом году приемы и овладеваем новые приемы:

- размазывание пластилина по всему рисунку, как будто закрашивая его.
– использование вспомогательных предметов (косточки, перышки, бисер, стразы, крупа, природный материал - шишки, сухие листья и.т.д.)
- использование нескольких цветов пластилина (смешение цветов и вливание цвета в цвет)

Взрослый здесь наравне с детьми участвует в создании  работы:  

- предлагает тему,

- готовит варианты  картин,  дает право выбора картин,

 -предлагает (обсуждает) возможность самостоятельного выбора цвета и приема для отражения создаваемого образа.

 На этом этапе мы заполняем всю картину пластилином: это может быть определенный силуэт или же вся картина в целом. Заполнение, требует серьезной ручной умелости. Эта работа трудоемкая.

Что можно дать детям для развития самостоятельности:

-выбрать цвет пластилина;

-выбрать наиболее  подходящий прием.

Пример Снеговика. Снеговики выполнены двумя подгруппами детей. Посмотрите, какие получились снеговики разные (веселый или грустный).

Очень сложный прием, освоенный в этом году - это смешение цветов и вливание цвета в цвет (показать картину  про котика и воробья). Небо  и кот созданы примом смешения, т.е до начала работы смешали два цвета белый и синий и полученным новым цветом заполнили пространство. А чтобы небу придать ясность использование вливание цвета в цвет, дети сделали белые мазки.

Самостоятельно детям предложены задания: Оживить картину. Дети используя бисер  оживили цветок и, приделав котику коготочки, дополнили художественный образ.

Итоговый этап - это следующий год нашей работы. Нам предстоит:
– самостоятельно выбирать рисунок для работы  или создавать его самостоятельно, т.е рисовать;

 - самостоятельно решать творческие задачи (использование какого приема, цвета, необходимо   для создания выразительности образа)
– формировать личностное отношение к результатам своей деятельности, т.е оценит эффективность выбра цвета, приема и  дополнительного материала.

В перспективе мы надеемся достигнуть поставленных целей ОП «Волшебный пластилин»,  где взрослый будет партнером  в творчестве детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_shkola_no21_-_kopiya.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ ШКОЛА №21 г.о Самара Вариативные формы развития творческих способностей дошкольников в пластилинографии Воспитатель Грибович Т.А. Самара, 2016

Слайд 2

Часть, формируемая участниками образовательных отношений дошкольного отделения, строится по принципу углубления задач в художественно-эстетическом направлении на основе программы И.А.Лыковой "Цветные ладошки" . Образовательный проект «Волшебный пластилин»является условием интеграции по лученных навыков лепки, аппликации, рисовании и самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста посредством пластилинографии .

Слайд 3

« Волшебный пластилин» Цель: развитие творческих способностей и ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии . Задачи: Освоить с детьми приемы работы в технике « пластилинография » (придавливать, примазывать, разглаживать и т.д.), и закреплять умения детей работать с пластилином на плоскости; Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей, добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу бросовым материалом; Воспитывать радостное отношение к художественно-изобразительной деятельности и личностное отношение к результатам своего труда.

Слайд 4

приемы Задания для творчества – прием надавливания. – прием вдавливания. – прием размазывания пластилина подушечкой пальца. – прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. «Солнышко улыбается» «Травка и цветы» «Тучки плачут» «Снежинки танцуют» , «Листопад» «Елочка» Первый этап -подготовительный (3-4 года)

Слайд 5

Второй этап- основной 4-5 лет Приемы Задания для творчества - размазывание пластилина по всему рисунку, как будто закрашивая его. – использование вспомогательных предметов (косточки, перышки, бисер, стразы, крупа, природный материал- шишки, сухие листья и.т.д.) -использование нескольких цветов пластилина (смешение цветов и вливание цвета в цвет) «Оживи цв еток» «Тропинка для Колобка» (нарисовать следы) «Рыбки плавают» «Танк стреляет » «Оживим планету»

Слайд 6

Третий этап - итоговый 5 -7лет Приемы Задания для творчества – самостоятельно решать творческие задачи. – самостоятельно выбирать рисунок для работы. – формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Слайд 7

Творческий процесс

Слайд 8

Творческий процесс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с кадрами "Вариативные формы работы в ДОУ"

Методическая разработка по работе с кадрами...

Вариативные формы работы в ДОУ. Организация работы Консультативного пункта.

Вариативные формы работы в ДОУ. Организация работы Консультативного пункта в МБДОУ д/с №19 «Золотая рыбка» Автор: В.В. Гупаленко, заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного...

"Использование нетрадиционных форм работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя о...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...