Опыт работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Суворина Светлана Николаевна

Опыт работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_opyt_raboty_suvorinoy_svetlany.docx75.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  образовательное учреждение  Мечётская средняя общеобразовательная школа структурное подразделение детский сад «Ромашка» общеразвивающего вида

Опыт работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Подготовила: Суворина С. Н.

воспитатель 1 кв.категории

                                                Мечётка 2017

Содержание

1.Актуальность патриотического воспитания

2.Анализ методической литературы по патриотическому воспитанию

3.Проведение работ по патриотическому воспитанию с дошкольниками :

  • принципы решения задач;
  • содержание работы с воспитанниками

4.Результаты работы

5.Технологии работы

6.Источники

7.Приложения

  1. Актуальность патриотического воспитания

Дошкольное образование стало уровнем общего образования 1 сентября 2013 года, когда вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», а с 1 января 2014 года был установлен ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. Основной общеобразовательной программой дошкольного образования является программа «Детство» (под ред. Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайловой З.А. и др.) , в которой одна из главных задач воспитания личности ребенка – это знакомство с малой Родиной, приобщение воспитанников к культурному наследию страны. Ценны слова Д.С. Лихачева о том, что «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Приобщение воспитанников к социальным и культурным нормам народа, семейным, общественным и государственным традициям – это главная цель области образования «Социально-коммуникативное развитие». И как раз в этом ключе патриотическое воспитание дошкольников является одним из основных направлений данной области, так как именно с детства формируется отношение человека к стране и государству.  Ребенок уже в дошкольном возрасте испытывает потребность знаний о родном местечке, о стране, особенностях того или иного места. Патриотическое воспитание является очень актуальным в наше время, так как работа с семьями детей дошкольного возраста по данной теме недостаточно разработана. Я считаю, что вопрос патриотического воспитания ребенка очень важен, ведь нужно воспитывать в детях гуманное отношение к миру, любовь к природе, к семье, к родному краю, селу, Родине в целом.

  1. Анализ методической литературы по патриотическому воспитанию

Социально-педагогичекские проблемы нравственности, культуры и гражданственности изучались такими видными учеными как Амонашвили Ш.А., Ананьев В.Г., Аронов А.А., Ахаян П.К., Божович Л.И., Виноградова А.М., Ковалев А.В. и др. Роль семьи в формировании настоящего патриота своей страны выявлена в трудах Гачева Г.Д., Гаманина О.С., Ильина И.Я., Лихачева Б.Т., Макаренко А.С., Островской Л.Ф. и др.

Как мы уже выяснили выше, воспитание в детях патриотического чувства – одна из главных задач дошкольного образования. Но нельзя не отметить то, что это весьма сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Патриотическое воспитание является целенаправленным процессом педагогического воздействия на детей с целью обогащения знаний о Родине. Прививанием патриотических чувств, формированием нравственного поведения, развития чувства потребности деятельности  для пользы общества.

Для воспитания патриотических чувств наиболее благоприятен период дошкольного возраста из-за психологических особенностей ребенка. Дошкольник в этом возрасте доверяет взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления,  пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности. Согласно теории К.Маркса и Ф.Энгельса, патриотизм носит классовый характер. Воспитание патриотизма отождествлялось с воспитанием отношения к государственному строю. В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Жуковской, Виноградовой, Козловой. В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей , в конкретных видах деятельности  нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

  • — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
  • — формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • — воспитание уважения к труду;
  • — развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • — формирование элементарных знаний о правах человека;
  • — расширение представлений о городах России;
  • — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на НОД, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

3.Проведение работ по патриотическому воспитанию с дошкольниками

 Цель: заложить в каждом дошкольнике основы духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 Задачи:  

  • Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
  • Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость и  желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.
  • Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
  • Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Принципы решения задач:

  1. учет возрастных особенностей детей при отборе содержания материала;
  2. системность - вести продуманную, целенаправленную работу;
  3. научность (энциклопедичность);
  4. доступность (поэтапное усложнение предъявляемого материала);
  5. интеграция знаний (установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведений о человеческой деятельности) обеспечивает отбор создания знаний для понимания детьми целостной картины мира;
  6. принципы активности и пассивной самостоятельности, его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка;
  7. принцип познавательной выразительности, достичь его можно эмоциональностью;
  8. единство содержания и методов;
  9. динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени;
  10. уважение личности каждого ребенка, учет индивидуальных особенностей;
  11. комплексность.

Содержание работы с воспитанниками

Формы работы с дошкольниками

Формы работы с родителями

Цели

Литература, использованные пособия

Дата проведения

1.

1. Беседа: "Где я живу".

2. Экскурсия по улице, на которой расположен детский сад.

Изготовление карты «Дорога из дома до детского сада».

Подборка фото с изображением любимых уголков села.

Викторина: "Люби и знай свой родной край".

Семейный конкурс:

"Природа и фантазия".

Воспитание у детей чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, улице, селу.

Фотоальбом "Улицы нашего села".

Сентябрь

2.

1.Занятие: "Достопримечательности нашего села".

2. Прогулки по улицам села с заранее заданной целью

Конкурс рисунков: "Моя родная Мечётка".

Экскурсии  по селу. Семейное чтение

Оформление альбома "Улицы нашего села".

Знакомить детей с достопримечательностями нашего села, его древними традициями.

Презентация "Улицы нашего села".

Октябрь

3.

Экскурсия в краеведческий музей "Встреча с прошлым".

"История старых вещей".

(рассказывание детям о семейных реликвиях).

Знакомство с бытом русского народа, обогащение словарного запаса, знаний детей о жизни своих предков.

Н.А.Алёшина "Ознакомление дошкольников с социальной действительностью".

Ноябрь

4.

Занятие:

"Было ли село славно  мастерами".

встреча с народным умельцем Сергачёвым С.П.

Экскурсия по улицам села.

Развивать интерес к русским традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры.

Приобщать детей к прекрасному.

Маршак «Почта», «Откуда стол пришел»

Алексин А. «Первый день»

Декабрь

5.

Занятие на тему: "Природа нашего края".

Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы".

Развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны.

Коллекции полезных ископаемых, гербарии.

Пушкин А.С,Фет А.,Тютчев Ф.,Н.Некрасов,М.Пришвин,В.Бианки

Январь

6.

Занятие: "Животный мир родного края".

Экскурсия с рассказом к реке Битюг

Семейное чтение рассказов о животных нашего края.

Познакомить с животными, птицами, рыбами, обитающими в наших лесах, показать их разнообразие.

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Иллюстрации, альбом "Животные нашего края", видеофильмы, слайды,  аудиозаписи голосов птиц.

Февраль

7.

1. Беседа: "Моя семья".

Составление семейного древа (родословная семьи). Герб семьи.

Рассказы детей о своих мамах.

Изготовление подарков для мам.

Воспитание любви и уважения к членам своей семьи, к самым близким людям.

Н.А. Алёшина "Ознакомление дошкольников с социальной действительностью".

Март

8.

"Литературное наследие".

 Экскурсия в  библиотеку

Семейное чтение произведений писателей - земляков.

Познакомить детей с жизнью и творчеством поэта - земляка  Коротких И.С.

Воспитание любви к поэзии.

Выставка произведений  поэта.

Апрель

9.

1.  «Ветераны ВОВ".

Экскурсия к памятнику.

Изготовление праздничных открыток.

Итоговое занятие:

"Мечётка - моя малая Родина".

Круглый стол.

Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы).

Конкурс семейных рисунков:

"Мы за мир".

Открытое занятие по данной теме.

Подвести детей к пониманию того, что русские победили потому, что любили свою страну.

Систематизация знаний о родном селе.

Иллюстрации, альбомы, слайды, фото и т.д.)

Выставка материала о родном  селе.

Май

Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о родном крае является одним из условий духовно-нравственного становления личности.

Кроме того, краеведческий материал расширяет кругозор детей, развивает интеллект, становится основой, фундаментом понимания детьми других, более далеких краев и областей. Необходимо развить у детей познавательный интерес к родному краю, желание узнать как можно больше о своей «маленькой Родине».

Любовь к малой Родине связана у ребенка с тем местом, где он родился и живет.

«Маленькая Родина ребенка - это все, что его окружает: это семья, и природа, и памятные места, и известные люди.

Прежде, чем приступить к работе по ознакомлению детей с родным краем, родным поселком, я поставила цель:

  1. воспитать в ребенке человеческие качества, начиная с элементарного чувства привязанности, привязанности к дому, любимому уголку, своей улице;
  2. воспитать чувство ответственности, готовность любую работу выполнять хорошо.

Мною выделено несколько направлений в предстоящей работе:

-Я и моя семья;

-История создания села;

-Быт наших предков, фольклор;

-Улицы села, достопримечательности, замечательные люди;

-Труд взрослых;

-Природа родного края (растения, животные, р.Битюг).

В данной работе я использовала следующие методы:

1.        Целевые прогулки и экскурсии;

2.        Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей села, изменения в облике села и др.;

3.        Рассказ, объяснение воспитателя об истории нашего края;

4.        Беседа с детьми о семье, местах ближнего окружения;

5.        Использование картин, фотографий, иллюстраций, семейных альбомов (их рассматривание и обсуждение);

6.        Разучивание с детьми песен, стихотворений, поговорок, пословиц, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7.        Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;

8.        Привлечение детей к общественно-полезному труду, (труд в д/с, совместный труд с родителями по благоустройству территории ближайшего окружения);

9.        Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

10.Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, своё село.

Провела следующую подготовительную работу по данной теме:

1. Знакомство с программой О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», технологиями: Г.В.Груба, И.К.Пемелева «Ребенок познает мир», Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

2.        Изучение краеведческой литературы о  с. Мечётка (библиотека, материалы краеведческого музея).

3.        Привлечение родителей к оборудованию краеведческого музея в детском саду, к шитью русского народного костюма для куклы.

4.        Сбор и систематизирование русских народных пословиц, поговорок, отражающих лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

5.        Изготовление творческих развивающих игр: «Разбитая картина», (собери вид села), «Бабушкин сундучок», «Карта моего поселка», «Экспедиция», «Чистая река».

«Я и моя семья»

Приступая к работе по этому направлению я поставила перед собой следующие задачи:

1.        Обогащать знания детей о семье.

2.        Вызывать интерес детей к своей родословной.

3.        Стремиться совместно с родителями к тому, чтобы забота обо всех членах семьи, чуткое к ним отношение стали у детей естественным проявлением и привычкой.

Продолжила работу, начатую в средней группе: воспитание любви к маме и другим членам семьи.

Для этого провела занятия: «Я и моя семья», «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Моя родословная».

Беседы: «Наша дружная семья», «Бабушка  рядышком с дедушкой», «Мои братья и сестры», « Мои домашние дела». Впервые познакомила детей с родословным древом.

Чтобы помочь детям осознать родственные связи между поколениями я использовала упрощенную схему своего генеалогического древа. Пользуясь фотографиями, я рассказала детям о своей семье.

Дети принесли из дома фотографии своих родных, упрощенные генеалогические схемы. Рассказы детей о своих семьях с опорой на схему генеалогического древа оживили занятия, вызвали доброе отношение к своим родным. Большой   интерес  вызвало  у детей  рассматривание  семейных альбомов, которые они выполнили с помощью родителей. Они рассказывали о своих родных с увлечением, называли членов семьи, которые служили в армии, воевали. Я объяснила детям, что история их семьи неразрывно связана с историей нашей страны. В беседах с детьми уделила внимание тому, что взрослые члены семьи работают, устают и поэтому им надо помогать: помыть посуду, подмести пол, полить комнатные растения, вытереть пыль. Дети должны заботиться о взрослых также, как взрослые заботятся о них.Особое внимание следует уделить заботе о бабушках и дедушках. Дети рассказали в группе, как они помогают дома, какую работу выполняют.

Закрепить знания детей о своей семье, воспитывать доброе отношение к членам своей семьи, помогли такие игры: «Кто есть кто?» (папа, мама, бабушка, дедушка, сестры, братья), «Какие у меня родители?» (ласковые, добрые, умные, веселые, заботливые).

В группе создала условия для развития сюжетно-ролевой игры «Семья». Особенно любят эту игру: Даша С, Таня М., Лена М., Настя Т. Беседуя с детьми о членах их семьи, узнавала, где работают их родные, кем. Предложила родителям, подробнее познакомить детей со своей работой, вызвать интерес детей к разным профессиям.

Провела занятие «Мамина работа»,, использовала д/и «Угадай, где и кем я работаю», «Кому что нужно.» В группе организовала хозяйственно-бытовой труд:

•        Стирка кукольного белья,

•        Дежурство по столовой,

•        Приготовление печенья,

•        Уход за комнатными растениями.

        Вместе с детьми мастерила подарки для пап и дедушек к Дню защитника Отечества, для мам и бабушек - к 8 Марта. Рисовали картинки «Моя семья», «Портрет мамы».

        Родители участвовали в детских утренниках и развлечениях: «8 Марта», «Папа, мама, я - спортивная семья».

        Нравственные уроки милосердия, заботы о старших, уважение к ним дети

        получают из художественной литературы.

        Я прочитала детям такие художественные произведения:

•        Блапшина Е. «Посидим в тишине».

•        Драгужский В. «Сестра моя, Ксения».

•        Аким Я. «Кто кому кто?»

•        Майков А. «Мать и дети».

•        Осеева В. «Сыновья», «Печенье»

•        Ненецкая сказка «Кукушка».

•        Артюхова Н. «Точка»

Объяснила детям смысл таких пословиц, как: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает», «Лучше нет дружка, чем родная матушка», «При солнышке тепло, при матери добро», и др. Использовала проблемные ситуации «Как ты поступишь?»

«У друга болит голова, - как ты о нем позаботишься?» «Увели малыш плачет, как его можно успокоить?»

 «Если тебя угостили, а друга нет?»

«Если вы с мамой сели в автобус, а место свободное одно. Твои действия?»

Провела с детьми занятие «Мужчины и женщины в семье», на котором закрепила у детей представление о том, что такое семья, о некоторых   родственных   отношениях,   об   обязанностях   членов   семьи.

Познакомила с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в семье и обществе.

 В беседах воспитывала у мальчиков уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь, знакомила с ситуациями, в которых они могут проявить себя как настоящие мужчины. У девочек воспитывала заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку, беседовала о том, как они помогают дома маме по хозяйству, обращала внимание на внешний вид девочек, поощряла стремление к опрятности.

У детей старшего возраста возникает интерес к окружающей действительности, стремление проникнуть в суть окружающих явлений. Ребенок 6-7 лет может не только оценивать себя, как личность, осознавать свою  роль   в   семье   и   среди   сверстников,   но  и   начинает  понимать принадлежность к месту, где родился и живет.

После проведения работы о семье перешла к направлению «История», включающему «Историю села Мечётка», «Быт наших предков - фольклор».

Быт наших предков, фольклор

Работая с этим разделом, я рассказала детям, что в старину убранство дома было совсем не таким, как сейчас. Во всех избах стоял большой стол, а вдоль стен - широкие лавки, на которых люди сидели и даже спали, т.к. кроватей тогда не было. К потолку на большое железное кольцо подвешивали люльку для младенцев, выдолбленную из целого куска дерева или сплетенную из ивовых прутьев. Большое место в доме занимала русская печь, сложенная из кирпичей, кирпичи лепили из глины вручную с помощью лаптя. Глины в наших краях было много. Из глины также лепили посуду с помощью гончарного круга: чашки, кринки, плошки, горшки, кувшины. Много нужных и полезных вещей было в доме - прялки, ткацкие станки, жаровые утюги, самовары, коромысла, рукомойники и мн.др.

Одежда наших предков тоже отличалась от современной. Раньше женщины носили кофты-рубахи, сарафаны, голову украшали кокошником; мужчины носили рубашки-косоворотки.

Чтобы у детей сложилось более полное представление о предметах старинного русского быта, провела ряд занятий: «Волшебная глина», «Одежда наших предков», «Дома-терема», «Знакомство с сундуком», «Прялка», «Посуда».

НОД чаще всего проводила в комнате русского быта. Оборудовать эту комнату помогли бабушки нашей группы – Бедрина Т.В., Гончарова Т.И.

В комнате русского быта находится много интересных старинных вещей. Дети могут их детально рассмотреть, потрогать.

При ознакомлении с бытом наших предков, конечно, не обойтись и без художественного слова. Народное творчество, отраженное в сказках, потешках, прибаутках, загадках, песнях воспитывает в детях гордость за свой народ, любовь к родному языку, является основанием русского народного характера, главные черты которого - порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие. Через приобщение к русскому народному творчеству, знакомство с предметами народного быта обогащается речь детей.

Знакомила детей с народным творчеством не только на занятиях: «Что летом родится - зимой пригодится», «Гуляй да присматривайся», «Хлеб - всему голова», «Октябрь капустой пахнет», «Проказы старухи - зимы», «Весна красна цветами»., но и во время проведения народных праздников: «Покров»,

«Рождество», «Крещение», «Масленица», «Сорок сороков», «Верба-вербочка», «Пасха», «Русская березка».

Рассказывала детям русские народные сказки, разучивали песенки, заклички, пословицы. Дети отгадывали загадки и сами придумывали их о предметах народного быта, о природных явлениях. Инсценировали с детьми знакомые сказки.

Играли в русские народные игры: «Заря-заряница», «Коршун», «Сова», «Тетеря», «Огородник» и др.

Провели викторину: «Знаешь ли ты русские народные сказки?»

Знакомила детей и с угощением, характерным для каждого народного праздника. Например, в Рождество пекли печенье - козули, напоминающее фигурки животных, на Масленицу главное угощение - блины, в «День птиц» - жавороночки, на праздник «Верба-вербочка» - булочки с запеченными в них «зайчиками» вербы.

Рассказала о том, какие предметы русского народного быта мы используем на праздниках. Дети любят сидеть за настоящей прялкой, «варить кашу в горшке», обуть лапти. На праздники дети наряжаются в русские народные костюмы. Фольклор помогает познать жизнь народа, его духовный мир, помогает восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Село Мечётка

Знакомила детей  с тем, какое наше село в настоящее время - с его улицами, достопримечательностями, замечательными людьми. Беседовала с детьми о том, что постепенно село разрасталось, хорошело, в настоящее время многие люди живут в благоустроенных, просторных домах. Чтобы у детей сложилось более полное представление о родном поселке, я внесла план - карту поселка в группу.

Раньше знакомила детей с планом группы, участка д/сада, экологической тропы. Дети с интересом узнали, что всё наше большое село как бы разместилось на ватманском листе. Сначала этот план был мало- понятен детям, но постепенно я помогла им разобраться. Мы нашли на карте д/сад, Дом культуры, пожарную часть и другие крупные здания. Нашли улицы, на которых живут наши воспитанники, а все наши дети знают свой домашний адрес. На карте дети пометили свои дома геометрическими фигурками, такими же, как у них на шкафчиках. Пользуясь картой, дети научились находить не только свой дом, но и дома друзей.

Неоднократно, в разное время года проводила с детьми экскурсии по селу. Знакомились с улицами села, их расположением, названием. Дети узнали, что название некоторых улиц связано с их местонахождением. Например, улица Прибитюжная находится у реки Битюг, Набережная - на берегу, Почтовая- там, где почта, Луговая - на лугу, Школьная - рядом со школой. Есть улицы, название которых связано с фамилиями людей. Некоторые из этих улиц названы в честь наших прославленных земляков.

Помочь закрепить представление детей о селе  помимо занятий и бесед помогла такая работа: чтение отрывков из стихов местных поэтов, рисование по замыслу детей на темы: « Моё село», «Моя улица», «Мой дом»,создание условий для развития игры «На улицах села», «Карта моего села», «Разбитая картина», и др., беседы с родителями на тему: «Что можно рассказать детям о родном селе», рассматривание фотографий села, альбомов «Моя семья», где есть фотографии или рисунки улиц, на которых живут мои воспитанники.

Путешествуя с детьми по селу, беседовала о том, как нужно себя вести - быть приветливыми и вежливыми, знакомила с основными правилами этикета.

Труд взрослых

Знакомясь с родным селом, дети узнавали и о труде взрослых. С этой целью мы посещали некоторые организации, имеющиеся в селе - школу, библиотеку, пожарную часть,  парикмахерскую, почту и др. Работники этих служб рассказывали о своей работе, дети с интересом слушали их, спрашивали непонятное. Предварительно я провела ряд занятий о различных профессиях людей. На занятиях и экскурсиях уточняла и систематизировала знания детей о людях разных профессий, учила группировать, объединять профессии людей по общему признаку, воспитывала уважение детей к труду и бережное отношение ко всему, что их окружает. Помогли мне в этом такие формы работы, как:

1. Чтение художественной литературы:

•        Л.Алексин «Первый день»,

•        С.Маршак «Почта»,

•        С.Маршак «Откуда стол пришел»

•        А.Барков и Р.Сурьяников «Откуда пришла книга»

•        С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и др.

2.Загадки о профессиях:

•        д/п. «Кто что делает», «Угадай, кем я работаю», «Кому что нужно», «Кто где работает».

3.Рассматривание картинок, иллюстраций, изображающих людей разных профессий, рассматривание предметов, необходимых людям той или иной профессии.

4.Беседы с детьми о том, где и кем работают их родители, о том, кем они хотели бы стать, когда вырастут.

Важным аспектом работы по ознакомлению детей с родным краем является расширение знаний детей об окружающей природе, формирование бережного   к   ней   отношения.   Уход   за   растениями   и   животными, благоустройство мест ближайшего окружения. Я выделила следующее направление – «Природа родного края», включающее в себя  подтемы:

  • Растения;
  • Животные;
  • Река Битюг.

Наше село расположено в живописном месте. Недалеко от д/сада есть лесистые овраги, луга, озеро, река Битюг ,лесополосы. Таким образом, чтобы познакомить детей с природой родного края, не надо далеко ходить, она совсем рядом.

Начала знакомство с растениями, насекомыми, птицами на участке д/сада еще с младших групп. На участке д/сада растет много деревьев, кустарников, трав - представителей окружающей природы. Есть и разнообразные насекомые, которых привлекают многочисленные цветущие растения.

Птицы у нас - частые гости круглый год. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц, а они радуют нас своим присутствием, веселым щебетом. В старшей группе постепенно расширялись знания детей о природе родного края, дети подробнее узнали о сообществах растений и животных, о взаимосвязях в природе, познакомились с редкими и исчезающими видами, учились любить, «жалеть» природу, видеть негативное воздействие человека на нее.

Я   использовала   следующие   методы   и   формы   работы   по ознакомлению с природой родного края:

  • Природоведческие НОД:

«Что растет в лесу?», «Какие звери в лесу живут?», «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Поможем природе», «Березы тоже плачут», «Дед Мазай и зайцы», «Лес и его значение в жизни человека», «Человек -часть природы» и т.д.

  • Беседы на темы:

«Жалеть надо уметь», «Кто такие друзья природы», «Как бы поступил ты?» и др. Беседы используются для уточнения, углубления и систематизации знаний детей о природе.

Наблюдение - основной метод экологического воспитания. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях, во всем се многообразии. Можно проследить взаимосвязи, т.к. они доступны, зримы. Решаются задачи умственного и эстетического воспитания. Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое по отдельным признакам: по цвету - зрелый или незрелый плод, по упавшему семени -какому дереву принадлежит, по следу - какое животное прошло. Это тоже важно для умственного воспитания детей.

Если четко ставить познавательную цель наблюдений, заставляющую ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос, то постепенно будут расширяться и углубляться представления детей о природе.

Экскурсии в овраг (в разное время года), на луг, реку, поле, обобщающие экскурсии. Экскурсии - это своего рода НОД под открытым небом, они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Дети одновременно знакомятся с растениями и животными и с условиями их обитания, формируется представление о взаимосвязях в природе, развивается наблюдательность. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии также содействуют укреплению здоровья детей.

•        Экспериментальная работа (опыты) - с воздухом, водой, почвой, камнями, с такими природными явлениями, как: магнетизм, электричество, притяжение, звук и др.Поисково-опытническая деятельность помогает понять скрытые связи в природе, взаимозависимости, способствует развитию мышления, пробуждает интерес к окружающей природе.

•        Моделирование - создание моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «растения», «живое», «неживое». Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

 Использование иллюстративно - наглядного материала, дидактические картины о природе средней полосы России, репродукции с художественных картин, фотографии местных фотографов. Этот материал помогает закрепить и уточнить представление детей, с его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, дает представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы).

  • Природоведческие игры. д/и: «Найди ошибку»; «От зимы до лета»; «Кто чем питается»; «От какого растения плод»; «С какого дерева листок». Подвижные игры: «Медведь и пчелы»; «Зайцы и волк»; «Птички и кошка»; «Котята и щенята»; «Хитрая лиса»; «Пастух и стадо» и т.д.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры. Дети самостоятельно организуют и проводят строительные игры с природным материалом - песком, снегом, глиной, камешками, шишками и т.д. В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.

•        Ведение календаря природы с целью вызвать у детей интерес к сезонным явлениям природы.

•        Природоведческая художественная литература - использовала литературу, рекомендованную программой д/сада: произведения Л.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова, К.Ушинского, JI.Толстого, М.Пришвина, И.Соколова - Микитова, В.Бианки, Н.Сладкова, Н.Павловой и др. Познакомила детей с авторами , не вошедшими в программу: Ю.Дмитриевым, Г.Снегиревым и др.

Высокохудожественная литература о природе помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.

Имеются тематические альбомы о природе, модели растений и животных, лесные сообщества и другой дидактический материал.

 На участке д/сада дети сгребали мусор, собирали опавшие листья, укрывали ими осенью цветочные клумбы, зимой укрывали деревья и кустарники снегом, заботились о зимующих птицах.

Весной мы с детьми выращивали цветочную и огородную рассаду, высаживали ее в грунт и в течение теплого времени года заботились о наших питомцах - поливали, рыхлили, пропалывали сорняки.

Весной тщательно осматривали деревья и кустарники, подвязывали сломавшиеся веточки, замазывали ранки на деревьях глиной, пластилином.

Весной и осенью сажали деревья, кустарники, многолетние травянистые растения.

Детям нравится такая работа, они гордятся тем, что их труд радует окружающих, приносит пользу.

Дети помогают родителям в благоустройстве участка возле своего дома, увлеченно рассказывают об этом в д/саду.

К сожалению, не все жители нашего поселка бережно относятся к окружающей природе - овраги захламлены, некоторые деревья повреждены, да и на самом поселке встречаются свалки. Все это видят дети, они выражают сочувствие природе по поводу такого варварского отношения человека к ней. Знакомя детей с природой родного края, нельзя не вспомнить о реке Битюг.

Река Битюг

Наша река Битюг – одна из крупных рек Центрального черноземья, ширина ее от 10 до50 м., глубина от 2 до 15 м. Река очень красивая, с живописными берегами, местами тихая и спокойная, местами с бурлящей водой.

В начале года знания детей о реке были невелики. Чтобы подробнее познакомить детей с рекой, рассмотрели карту Бобровского района. Обратила внимание на то, что река начинается с маленького ручейка, потом становится все полноводнее, дети заметили, что река извилистая, делает много поворотов. Проследили с детьми путь р.Битюг по карте, показала, что она впадает в могучую реку Дон. Рассказала детям легенду о происхождении названия р.Битюг. Дети внимательно слушали легенду. Проводя экскурсии на реку в разное время года, обращала внимание детей на то, какие изменения происходят на реке. Любовались с детьми ивняком - красноталом, растущим по берегам реки. Рассказала о том, какие рыбы водятся в реке. К сожалению, река тоже страдает от деятельности человека. В реке находятся бревна-топляки, проволока, стекла, палки и прочий мусор. На берегах также много мусора. Дети понимают, насколько это вредит самой реке и ее обитателям. Беседую с детьми о том, как правильно отдыхать на реке с пользой для человека и безопасностью для природы. Чтобы дети могли более подробно узнать, что угрожает реке, какие можно предложить варианты ее охраны, сделала д/и «Экспедиция», «Чистая река». Надеюсь, что работа по ознакомлению детей с родным краем поможет им полюбить свою «маленькую» Родину, узнавать больше о прошлом и настоящем края, стремиться принести пользу там, где родился и живешь. Наш край - частица большой страны России, детям будет легче осознать это, ведь первую ступеньку - знакомство с родным краем, они уже проделали.

Результаты работы

Для выявления уровня знаний с детьми была проведена диагностика, в начале года и в конце года после проделанной работы:

Уровни

Начало года %

Конец года %

Высокий

15

30

средний

50

60

низкий

35

10

Из таблицы видно, что увеличился процент высокого и  среднего уровня, уменьшился - низкого уровня.

Этому способствовало:

  • продуманное систематическое планирование работы;
  • обогащение предметно-развивающей среды;
  • беседы с детьми;
  • использование разнообразных форм организации детской деятельности.

Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

ФИ ребёнка

Родное село, символика

История народной культуры, традиции

Историко-географический и природный компоненты

Личностный компонент

Название села

Дом. адрес, адрес д.сада

Достопримечательности

Герб

Предметы быта, дом

Русские нар.предметы

Народные умельцы

Народные игрушки

Природные богатства

Любим.уголок природы

Животные

Растения

Отношение к природе

Забота о близких

Управление чувствами

Умение анализа ошибок

Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:

Высокий:

  • Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.
  • Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного села.
  • Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
  • Проявляет интерес к стране, в которой живёт.
  • Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.
  • Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.

Средний:

  • Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи.
  • Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, села.
  • Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях села.
  • Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе.
  • Осуществляет элементарный самоконтроль.

Низкий:

  • Знает своё имя, фамилию.
  • Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители.
  • Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре.
  • Проявляет неустойчивый интерес к истории своего села, его достопримечательностям.
  • Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих.

Технологии работы

Наш детский сад «Ромашка» работает по программе «Детство». ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММA ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  / под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой  -2015. Она позволяет наиболее полно  реализовать задачи и содержание направления «Социально-личностного» развития.

Система работы направлена на освоение детьми национальной культуры. С этой целью дошкольников знакомят с жизнью, бытом русского народа, его характером, нравственными ценностями и традициями. Так же используем дополнительную литературу, парциальную программу М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данная программа является учебно-методическим пособием, в ней есть годовой план по всем возрастам, группам, предлагается конспекты занятий, приложения, где описаны традиции русской народной культуры, собраны сказки, былины, предания, музыкальные произведения, словарь старинных слов. Эту программу можно использовать как дополнение к любой программе.

Заключение

Работая в детском саду, и проводя с детьми НОД  по гражданскому воспитанию, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Необходимо с детства заложить в молодом поколении фундамент гражданственности, необходимо учить молодое поколение относиться друг к другу и к своей стране, селу, краю с любовью и уважением. Гордиться тем, что мы живём в такой огромной и богатой стране. Учить понимать и осознавать всю важность этого, должен уметь воспитатель. Сегодня гражданское воспитание более актуально, чем раньше. Эффективность патриотического воспитания заключается в формировании нравственных чувств. Как известно в детском возрасте закладывается базис понятий и отношений к ним, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Как известно – игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать игру и патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России.

Сейчас профессиональными психологами, педагогами, ведутся работы по изучению эффективности гражданского воспитания. Составляются планы, методики, программы по патриотическому воспитанию, как дошкольников, так и детей школьного возраста, которые находят своё отражение в трудах а так же учебных пособиях.

  О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Источники

1.Герасимова З.,Козачек Н. «Родной свой край люби и знай»// дошкольное воспитание №12 2001г.

2.Козлова С.А. «Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с окружающим миром.» М,1989г.

3.Козлова С.А.Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание.2001г.№9

4.Комратова Н.Г,Грибова Л.А. «О гражданском воспитании дошкольников»//Дошкольное воспитание 2005г.№10

5. .Комратова Н.Г. «Моя малая родина»// управление дошкольным образовательным учреждением № 1 2005г.

6. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» // Управление дошкольным образовательным учреждением №1 2005г.

7.Нравственное воспитание в детском саду /под редакцией Н.Г.Нечаевой,Т.А.Марковой М,1984г.

8.Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня //Дошкольное воспитание 1995г. №8,10

9.Поштарева Т. «Патриотическое воспитание»// дошкольное воспитание №7 2010г.

Приложения.

Конспект образовательной деятельности в средней группе

«Загадки русской избы»

Цели:

  • Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность;
  • Создание образа оберега для своего дома.

Задачи:

1.Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

2.Закрепление знаний детей о русской избе,  о предметах русского быта, о народном творчестве.

3.Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.

4.Знакомство детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.

Материалы:

Кусочки ткани, нитки, заготовки – трафареты веника для создания  оберега, фасоль, монетки, лавровый лист, зерно.

Оборудование:

Группа оборудована в стиле русской избы: деревянный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар,  иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа,  деревянная посуда, образцы  оберегов.

Инструменты:

Ножницы, нитки, палочки.

Предварительная работа:

1.Проживание тем в группе - « Мы - россияне», «Святки»,  «Народное творчество».

2.Просмотр презентаций:  «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы»,  «Обереги».

3.Изготовление макета для режиссерской игры – русская  изба, предметы быта в ней (из соленого теста).

4.Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование.  

ХОД   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте.

 Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы? (Ответы детей - чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома).

Тогда,  давайте отправимся в путешествие  в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:  

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катится – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу (спальня оформлена под русский быт).

В горнице  детей встречает  русская барышня – красавица.

Здравствуйте, хозяева!

Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали?

Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома.

Хозяйка: Научить-то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте. Много лет назад,  люди жили в домах, которые назывались……(избами).

Раньше не было многоэтажных домов, и  у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.

1.Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).

В избу вели деревянные ступеньки.

Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.

 2.Что же было в каждой избе?

Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

3.Какие же были в избе полы?

Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.

Воспитатель: Наверху находились  деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

4.Что же значит название Красный угол?

Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Вот так жили люди раньше!

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним  о предметах быта русской избы. И  помогут  нам в этом загадки:

Стоит толстячок,        

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

/Самовар/

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

/Печь/.

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

/Печь/

Черный конь

Скачет в огонь.

(Кочерга.)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(Ухват.)

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – продырявит

(Утюг)

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.

(Лапоть.)

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая.

(Свеча.)

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

(Керосиновая лампа.)

На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам «соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а  что такое оберег? (Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.

Это были обереги  в виде  мешочков,  веничков, куколок - берегинь, защитный щит -  божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов).

Игра «Назови слово по схеме».

Хозяйка:  А сейчас я покажу вам схему, а вы будете называть мне слова, которые есть в моей избе. Показ схемы

Обозначающей предмет - отвечает на вопрос Кто? Что?

Дети называют слова: Ухват, печь, горшок и т.д.

А сейчас показывает новую схему, которая обозначает признак предмета:

Дети подбирают слова к слову ухват - деревянный, железный, нужный.

Хозяйка: А теперь, подберите слова к этой схеме, которая обозначает что?

Дети: Действие предмета – называют слова: печь, ставить, готовить и т.д.

Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную игру.

Физкультминутка «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).

Хозяйка: А сейчас еще одно задание для вас: У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта, расписанные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и,  какой росписью  он расписан.

                               Игра «Назови роспись».

Хозяйка: Так как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искусница научит вас делать куклы – обереги.

Дети переходят в другую комнату: группа превратилась в мастерскую: на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона.

Марьяна – искусница (мама ребенка из нашей группы). Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской.

Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.

Марьяна – искусница: Краткая информация о кукле день-ночь:

Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта  кукла оберег жилища.

Ее делали под Новый год  Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе  светлой стороной, а вечером – темной.  Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами,  чтобы день был удачный в делах, благополучным.  Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.

Марьяна – искусница: перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи?? (ответы детей).

Практическая работа в мастерской

Дети по образцу Марьяны – искусницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети,  рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь.

Самостоятельная работа

( Форма работы совместно – индивидуальная)

Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.

По окончании занятия  детские работы размещаются на коллективной выставке.  Идёт совместный анализ работ.

- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?

Дети:  научились делать куклу оберег день-ночь.

Информационная  справка:

Краткая информация о кукле день-ночь:

Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта  кукла оберег жилища.

Ее делали под Новый год  Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе  светлой стороной, а вечером – темной.  Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами,  чтобы день был удачный в делах, благополучным.  Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ

ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ -  символ достатка, сытости и физической силы.

ПШЕНО – от сглаза.

ЧЕСНОК – от  нечистой силы.

ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи.

РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость.

СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца.

ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ - слава и успех.

ГРЕЧКА - ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК

КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи.

ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости.

ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха.

МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние.

КОСА – бесконечность.

ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни.

МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома.

МЕТЛА ВВЕРХ – к  деньгам.

ПУГОВИЦЫ – к обновам.

Семейная викторина «Здесь дом - здесь Родина моя»

Цели:

  1. Уточнять и обобщать знания о родном селе;
  2. Развивать представление о родном селе, семье, семейных взаимоотношениях, традициях семьи;
  3.  Приобщать детей и их родителей к истории родного края;
  4. Воспитывать любовь к малой родине, гордость за свою семью и людей, воспевающих наше село.

Ход занятия:

Что за праздник готовится тут?

Видно, почетные гости идут!

Может, придут генералы? (нет)

Может, придут адмиралы? (нет)

Может герой, облетевший весь свет? (нет)

Гадать напрасно бросьте:

Смотрите, вот они наши гости

Почетные важные самые.

Под музыку выход семейных команд.

  1. Васильченко: мама – Валентина Борисовна

                        сын – Артём

              папа– Андрей Викторович

  1. Кремлёвых: мама – Кристина Александровна

                      дочь – Кира

                       тетя – Наталья Анатольевна.

  1. Холовых: мама – Ирина Ивановна

                          дочь– Марианна

                       бабушка– Татьяна Ивановна

Выбор жюри:

Семья – это слово родное

Сколько в нем света, добра и тепла.

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела.

Глаза материнские их согревают

Как солнца сияние они горячи

А руки отца от беды заслоняют

Заботы родных как солнца лучи.

Итак, 1 конкурс: «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ СЕМЬЮ».

  Сейчас визитную карточку своих семей предоставят мамы – как хранительницы своего государства.

Мама – герб и девиз семьи.

Дети читают стихи о семье, в которой живут.

Вывод: семья – это такое маленькое государство со своими законами, особенностями и интересами.

Нам не ведается, нам не знается

Чем бабушки в свободное время занимаются

По секрету между нами

Предоставим слово маме.

2 конкурс «БАБУШКИНЫ СЕКРЕТЫ».

Мамы делятся семейными секретами кулинарии.

Подведение итогов

Мама, папа, брат и я – все мы дружная семья,

Нам на месте не сидится,

Любим мы повеселиться,

Нам плясать и петь не лень,

Мы плясали б целый день.

Итак, 3 конкурс «МУЗЫКАЛЬНЫЙ».

Домашнее задание: Придумать музыкальный ролик на тему «Моя семья».

Есть у Салтыкова – Щедрина

Присказка к житейскому рассказу

Где моя родная сторона

Узнается издали и сразу

Сотни верст неброской красоты.

Дикие леса, хмельные травы

Ошалелый паводок Усты,

Ржание коней у переправы

Вечная, крылечная, большая

Предстает во оны времена

И добро и зло в себя вмещая.

И наш 4 конкурс «Я ЗНАЮ СВОЁ СЕЛО».

Взрослые на листочках пишут названия улиц, где расположены здания административно – культурно – бытового обслуживания (кто больше).

Дети – путешествие по селу и читают стихи о селе.

Там гуще растут туманы,

Там раньше начало дня,

Там детство мое, там мама…

Там Родина у меня.

Там радуя всю округу,

Такая река живет,

Такой течет Битюг,

Такою волной поет!

Как все – таки зима красива,

Особенно у нас в селе.

Когда сквозь кружево курсива,

Дымит февраль навеселе.

Как все – таки зима богата

Игрою света в феврале

И крыши горбятся покато

И с горки катятся ребята,

И песни слышатся в селе.

Викторина:

  1. Назови улицу, на которой живет твой друг.
  2. Назови улицу, где расположен детский сад.
  3. Назови улицу, где живет твоя бабушка.
  4. Название страны.
  5. Самый главный человек села.
  6. Назови твой домашний адрес.

Подведение итогов:  слово жюри

Профессий много разных,

И нужных и прекрасных,

Весьма разнообразных

В масштабах мировых.

Какая всех важнее,

Почетнее, нужнее,

А может быть сложнее

В отличие от иных.

Сейчас мы вам расскажем,

А может и покажем

Профессии родных.

5 конкурс «ПРОФЕССИИ РОДНЫХ».

Выходит  Маша  Бедрина  вместе со своей мамой  Оксаной Юрьевной и читает стихотворение:

Самый прекрасный на свете наряд:

Белая шапочка, белый халат,

Держат в руках своих сестры, врачи

Самые ценные в мире ключи.

Игра: «СОБЕРИ СУМКУ СКОРОЙ ПОМОЩИ».

Выходит  Кира Кремлёва вместе со своим папой  Константином Сергеевичем и читает стихотворение:

Бороться с пламенем должны,

С водой они напарники

И людям все они нужны

Так кто они? Пожарники.

Игра: «ЗАДУЙ СВЕЧУ».

 Выходит Андрей Болгов  вместе с бабушкой Еленой Петровной и читает стихотворение:

В селе ты не просто порядочный житель

У всех на виду твое имя – Учитель,

И спрос с тебя строгий, и честь высока,

И ноша твоя на миру не легка.

Игра: «ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ».

Куда б пути не увели –

Дороги не заказаны –

Мои стихи, как журавли,

К родным местам привязаны.

А что такое родина?

 ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

СТИХИ:

Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озера, реки и поля

Леса и степь и горы.

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

Поезжай на моря – океаны,

Надо всею землей пролети.

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят не смолкая заводы,

И шумят, расцветая поля.

ПОСЛОВИЦЫ:

  • Родина любимая – что мать родимая;
  • Человек без Родины – что соловей без песни;
  • Своя земля и в горсти мила;
  • Родной куст и сердцу дорог;
  • Жить – Родине служить.