Долгосрочный творческий проект Мир камня
проект (старшая группа)

Довбенко Марина Леонидовна

Цель проекта:Создание условий для развития позновательных и исследовательских способностей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgasrochnyy_tvorcheskiy_proekt_mir_kamnya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Октябрьский детский сад №7»

Долгосрочный творческий проект

«Загадочный мир камня»

Разработала: воспитатель Довбенко М.Л.

Вид проекта: групповой, информационно-познавательно-исследовательский. Форма презентации: оформление мини-музея камня, экскурсия в музей (проводят дети подготовительной группы)

Продолжительность проекта: долгосрочный.

 Сроки и место проведения проекта: сентябрь 2018 –апрель 2019г., МДОУ «Октябрьский детский сад №7»

Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Актуальность проекта. Еще в дошкольном детстве ребенок должен научиться ориентироваться в природе, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения живой и неживой природы, экосистемы региона, страны в целом. А давайте мы внимательно посмотрим под ноги, поднимем и рассмотрим одно из загадок природы – камень.

     Мало кто задумывался о том, что земля состоит только из двух компонентов, камня и воды.  С древних времен известна связь человека с природой и с камнем. Камни и минералы- это удивительные дары природы .Люди с большим уважением относились к загадочным и таинственным силам камней.  Знакомство детей с полезными ископаемыми Ульяновской области, добываемыми в карьерах города Новоульяновска , просто камнями, найденными на берегу нашей реки Волги, способствует расширению кругозора детей, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомству с профессиями людей.  

    Приобщение детей к экспериментальной, исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса к природным богатствам.  Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников, для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента, итог- создание мини-музея «Загадочный мир камня».

Задачи проекта:                                                                                                                                                

     Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира;

      Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.

    Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.  

    Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.

    Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.  

     Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам.

     Сформировать у дошкольников представления о музее.

     Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

Направления деятельности мини-музея:

Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-

музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе.

Экспозиционное. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то

или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Экскурсионное. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

В процессе создания мини-музея всю работу разделила на этапы:

1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяли название мини-музея, разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения.

2. Практический. Сбор и расположение экспонатов на полках мини – музея. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Я учу, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. А любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание - осмысливание -закрепление - применение.

3. Третий этап, когда мини – музей уже будет готов.

Содержание третьего этапа

Раздел программы

Вид деятельности

Игровая деятельность

Дидактические игры:

игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук: «Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь», «Мозаика из камней», «Каменный лабиринт»,  «Выложи камешки по шаблону»                                                                    сюжетно – ролевые игры «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», «Мы- шахтеры»), игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод»)                                             Настольно-печатные игры:  

«Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные         ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить  названия природных и      искусственных   камней).                                                                                                                                                                                                                                                      Сюжетно-ролевые игры:  «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В  ювелирной  мастерской», « Мы- шахтеры».                                         Строительные игры:

«Добыча полезных ископаемых».                                            Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы-  скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень».  

Познавательное развитие

цикл тематических занятий по темам: «Знакомство с камешками, углем и мелом», «В мире камня», «Как происходит извержение вулкана?», "Жемчуг ««Камни и свойство камней», «Удивительное в камне», «Эти загадочные камни!», «Путешествие в мир камней», «Волшебница соль», «Чудо соль», «Знакомство с горными породами», «Янтарь - солнечный камень». 

беседы («Подземная кладовая», «Драгоценные камни», «Нужен ли камень человеку?» «Что мы знаем о камнях» и.д.), Беседы о профессиях «Геолог», «Профессия-ювелир» и.д.

Мини-викторины «Знатоки Урала».

Исследовательская деятельность

Опыты с камнями:  

Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), Есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень», «Что внутри горы?» Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?.  

Речевое развитие

Чтение- Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»   и.др.

Заучивание детских стихотворений о камнях, авторы-В.Кулаев, Е.Шендрик, А.Орлова, С.Островский.

     Знакомство с творчеством и биографией П. П Бажова.

     Составление детьми творческих рассказов «Хорошо – плохо»-свойства камня, «Если б я стал камнем».  «Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня.

Продуктивная деятельность

Занятия по художественно-эстетическому развитию, рисование: «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу), рисование камешком на песке, рисование сюжета на камне, рисование песком, солью, мелками на асфальте, простыми карандашами.  

     Конструирование: сооружение построек и поделок из камней: «Дворец из камня», «Каменные замки», «Домик Наф-Нафа».  

     Изготовление макетов: «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни, рожденные морем», «Драгоценные камни», «Аммониты», «Симбирциты».

 

Работа с родителями

Консультации:

«Патриотическое воспитание дошкольников на основе творчества П.П. Бажова», «В музей вместе с ребенком», «Мини-музей в детском саду», рекомендация для родителей 
«Расскажите детям о полезных ископаемых»

Выставка совместных работ родителей и детей из камня: «Каменные шедевры».

Работа с педагогом

консультации: «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями», «Мини музей в ДОУ».

Оформление в группе мини-музея «Загадочный мир камней» (активная помощь родителей)

Показ – презентации о проделанной поэтапной работе, подведение результатов.

Ожидаемый результат: У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия, Южный Урал.      

  Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Воплощают идеи в творческой деятельности.

 

Использование результатов: Результатом этого проекта стало приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, новых знаний, что позволило сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный творческий проект «Как рождается книга» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Паспорт проектаВид проекта: долгосрочный, образовательный, групповой.Участники: дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, педагоги, родители.Срок реализации: 1- год.Место проведения: ЛГ М...

Долгосрочный творческий проект : " Мальчики, девочки- модники и модницы"

Для создания условий для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста....

Долгосрочный творческий проект «Муха-цокотуха»

Музыкальный спектакль по одноименной сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» помогает успешного развивать знания, умения и навыки по музыкально-театральному мастерству и,производит работу над выр...

Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"

Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...

Детско-родительский творческий проект "Коллекция камней"

Детско-родительский творческий проект "Коллекция камней"...

Презентация детско-родительского творческого проекта "Коллекция камней"

Презентация детско-родительского творческого проекта "Коллекция камней"...

Творческий проект "Драгоценные камни слова"

Проект направлен на ценность и своебразие Художественного слова литературных произведенийю...