Обеспечение психологической безопасности образовательной среды детского сада.
консультация

Психологическая  безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду  обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды детского сада.

Безопасность образовательной среды появилась как идея и факт защиты детей от внешней опасности в таких экстремальных ситуациях, как землетрясение, нападение террористов, война. Однако помимо физической опасности ребенок сталкивается с психологическими проблемами, с необходимостью уметь соответствующим образом реагировать, осуществлять определенные действия в условиях стресса, риска, неопределенности, принимать жизненно важные решения и т.д. И начинать его подготовку надо не тогда, когда что-то случится, а в условиях мирных и с раннего детства. Необходимы, с одной стороны, условия достаточно комфортные для развития, личности, а с другой – подготовка к ситуациям стрессовым, а может быть и экстремальным.

Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных

Т. о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическая безопасность- это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;

Риск– возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

Угроза– совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.

Психологическая  безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.

По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду  обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.

Факторами риска в образовательной среде могут быть

- недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы,

- низкая активность  педагогов,

- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.

К психологическим характеристикам образовательной среды, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасностиотносят:

- доброжелательную атмосферу,

- высокий уровень вовлеченности в дошкольную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,

- повышение родительского и общественного участия,

- поддержку воспитанников в период возрастных кризисов,

- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды детского сада,

- уважительное отношение и др.

Любое   усилие   по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды детского сада должно поддерживаться самими детьми, педагогами, администрацией и  родителями.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.

Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:

Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.

Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.

С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими со-стояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.

Психологическое здоровье - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Исследования ученых РАО, РАМН, НИИ педиатрии, других организаций и практиков давно бьют тревогу: у поколения «детей XXI века» снижен целый ряд показателей физического и психического здоровья.
— снижены витагенные возможности детского организма: энергопотенциал, мышечная сила, адаптационные возможности, устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды;
— наблюдается рост функциональных нарушений и психических расстройств;
— в психологическом портрете современного ребенка стало больше диспропорций: нарушены возрастно-нормативные темпы развития. Особенно диспропорции коснулись сфер познавательного развития, мотивации, психорегуляции деятельности и общения;
— информатизация жизни привела не только к нарушению структуры общения, глубины мышления. У современных детей и подростков серьезно нарушен режим дня, суточный цикл имеет выраженную деформацию.

В итоге за последние 10 лет:

  • пятая часть детей дошкольного возраста не готова к школе;
  • к моменту поступления в 1-й класс доля психически здоровых детей составляет всего 39%;
  • не более 10% детей в полном объеме справляются с требованиями школьных образовательных программ.

Важнейшим  условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие,  укрепление его психологического здоровья.

Доктор психологических наук И. А. Дубровина выделяет три уровня психологического здоровья дошкольников:

  • Созидательный уровень-это те дети, которые не нуждаются в психологической помощи, адаптированы к изменяющейся среде, способствуют ее безопасности и комфортности, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций. Это идеальный ребенок - редко встречается в ДОУ.
  • Адаптивный уровень-большинство благополучных детей, в целом адаптированных к обществу, к коллективу, но у них появляются отдельные признаки дезадаптации в виде повышенной тревожности, страхов, неоправданных капризов, невропатий. Эти дети нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.
  • Третий, низкий уровень-это дети неспособны к гармоничному взаимодействию, проявляют зависимость от внешних факторов, не владеют механизмом защиты, не чувствую и не управляют своими психологическими границами, не готовы к самоизменению в соответствии с окружающим миром. Проявляется в виде нарушения форм поведения, конфликтах, в кризисах дома и ДОУ. В эту же группу входят дети, которые приспособились, в ущерб собственным потребностям и интересам. Это тихие примерные дети, не приносящие проблем ни родителям, ни педагогам, и крайне редко кто-то из взрослых замечает у них стойкий эмоциональный дискомфорт.

Что может свидетельствовать о психологическом здоровье детей? Конечно же, положительное эмоциональное состояние, наличие настроения.

К критериям благоприятного состояния психики относятся:

  • положительное эмоциональное состояние, наличие хорошего  настроения, которое включает эмоциональную устойчивость (самообладание); минимизация эмоции страха, увеличение переживаний радости.;
  • зрелость чувств соответственно возрасту;

управление негативными эмоциями (страхом, гневом, завистью и т. д.), контроль реакций;

Очевидно, что ДОУ должно стать тем местом, той питательной средой, где формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное учреждение должно стать территорией безусловной психологической безопасности и комфорта.

Структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:

  • систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
  • систему организации межличностных отношений в ДОУ.

1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

  •  создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д.;
  •  организация безопасности и комфортности образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
  • реализация условий, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья индивидов;
  • профилактика угроз и насилия, препятствующих продуктивному устойчивому развитию личности;

2. Система организации межличностных отношений в ДОУ:

  • влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, его имидж, профессионализм);
  • психологический климат в коллективе «воспитатели-дети» (удовлетворение потребностей детей и воспитателей в личностно-доверительном общении,  стиль общения, традиции, атмосфера в группе);
  • создание психологически комфортной атмосферы в коллективе, обусловливающей причастность каждого субъекта к конструированию и поддержанию психологической комфортности образовательной среды.

Итак, психологически безопасной образовательной средой ДОУ можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками дошкольной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в дошкольной образовательной организации...

Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в  дошкольной образовательной организации...

Управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО

Статья раскрывает управленческие аспекты работы с педагогами в области обеспечения психологически комфортной Образовательной среды ДОО...

Консультация для педагогов раннего возраста Тема: "Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в ДОУ".

Психологическая безопасность — это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в лич...

Модель деятельности Детского сада «Солнышко» по укреплению психологической безопасности образовательной среды

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Они как субъекты среды нуждаются в защите, поскольку дети не готовы обеспечить ее самостоятельно в силу своих возрастных особенностей.Сензитивность дошк...