Консультация для родителей «развитие мелкой моторики рук»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Потапова Татьяна Александровна

Предлагаемая консультация для родителей содержит несколько простых советов по развитию мелкой моторики рук у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей»

В последнее время наблюдается рост детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью отдельных детей к письму при поступлении в школу, с проблемами речевого развития. В чем же причина такого положения?

Выявляется следующая закономерность: если у ребенка есть нарушения речи, то существуют и проблемы с моторикой. Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что в головном мозге человека есть зоны, отвечающие за речевые навыки, а также за мышление, внимания, зрительную и двигательную память. Отсюда следует, что стимулируя мелкую моторику руки, мы активизируем тем самым соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом!

Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Уважаемые родители, уделяя  должное внимание различным заданиям, упражнениям, играм на развитие мелкой моторики руки и на развитие координации движений рук вашего ребенка, вы решаете сразу несколько важных задач по развитию своего ребенка:

1. Косвенным образом влияете на общее интеллектуальное развитие ребенка.

2. Помогаете овладеть навыками самообслуживания.

3. Совершенствуете навыки изодеятельности.

4. Готовите ребенка к овладению навыками письма.

Очень важно как можно раньше выявить и устранить нарушения мелкой моторики, чтобы в школе ребенок не испытывал трудностей ни в обучении, ни в общении. Чем раньше эта работа будет осуществляться с детьми, тем эффективнее будут результаты.

Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то, полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. 

Предлагаем Вам игры и упражнения для развития мелкой моторики:

1. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Например, игра «Чудесный мешочек» ребенок старается на ощупь поочередно правой и левой рукой, определить, что лежит в мешочке (коробочке, банке)?

2. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Например, игры с грецким орехом: ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».

Всевозможные пальчиковые игры со стихами.

3. Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, «узоров-путаниц» и др.).

4. Нанизывание на  леску, ленту, нить - бусин, пуговиц, даже макаронин.

5. Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки»: ребенок сжимает резиновую игрушку – она издает звуки, использование мягкого эспандера для рук.

6. Работа с бумагой: складывание, вырезание, создание оригами, выполнение аппликации и др.

7. Лепка из пластилина, глины, соленого теста.  

8. Игры с мозаикой. Забавы с бусинками, пуговицами (выкладывание дорожек,  фигур, предметов, цифр, букв).

9. Игры с сюрпризными моментами: закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание /открывание замков, расстегивание пуговиц, молний, крючков, кнопок, шнуровать ботинки.

10. Рисование (индивидуальный, совместный рисунок):

закрашивание и раскрашивание (при этом штрихи должны плотно прилегать друг к другу и не выходить за границы рисунка, а сам рисунок должен содержать множество мелких деталей);

штриховка фигур, обведение по контуру;

рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками;

рисование с помощью трафаретов;

рисование пальчиками на подносе по крупе.

11. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички или счетные палочки подушечками пальцев обеих рук большим и указательным, большим  и средним, и  т.д., либо выкладывает из них различные узоры).

12. Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья и т.п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.

13. Пальчиковый театр и игры с мелкими предметами (пальчиковые игрушки бибабо, киндер-игрушками, пальчиковый театр теней).

14. Игры  с конструкторами разного вида.

15. Задания и упражнения на развитие графической моторики на бумаге:

«Фигурные линии» (ребенка просят провести с использованием карандаша (фломастера) фигурную дорожку, соединив линию штриховки или провести линию посередине фигурной дорожки, если она двойная);

Рисование по точкам, по контурам, по клеткам, по фигурным линейкам и т.д.

Работа в тетрадях, в занимательных прописях для дошкольников.

Выполнение графических упражнений, диктантов («поставь точку, от нее вверх проведи линию на две клетки, теперь влево на одну и т.д.»)

Уважаемые родители!

Выбирайте игры и задания, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку, не допускайте его переутомления.

В ходе игры старайтесь больше разговаривать с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки; сочиняйте сказки и истории.

Старайтесь попробовать в течение определенного времени как можно больше различных игр на развитие мелкой моторики, но помните, что нельзя заниматься всем и сразу.

Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!

Помните: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новым видом деятельности, новой информацией, нужно превратить обучение в игру; не забывайте поддерживать и хвалить ребенка за каждый успех!

Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно, как в совместной деятельности взрослого (родителей) с ребенком, так и ребенком самостоятельно.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия, которые предлагают изготовители игр и игрушек, если играть «надоело» – предложите ему «настоящие» дела.

Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1.        Снимать кожуру с овощей, сваренных в мундире. Чистить мандарины, вареные яйца.

2.        Помогать собирать рассыпанные по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).

3.        Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

4.        Помогать родителям, отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

5.        Помогать перебирать крупу.

6.        Рвать, мять бумагу и набивать ею обувь для хранения.

7.        Вытирать пыль, ничего не упуская.

8.        Включать и выключать свет.

9.        Искать край скотча. Отклеивать наклейки.

10.        Перелистывать страницы книги.

11.        Затачивать карандаши точилкой.

12.        Переливать жидкость из одной емкости в другую.

13.        Сортировать пуговицы или другие предметы по размеру.

14.        Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки (деньги в копилку).

Моторику развивают и другие простые и привычные занятия –расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

На прогулке стройте из песка или камешков. Крупный песок и камни развивают ладошки.

Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.

Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм, размеров и изготовленных из различных материалов.

Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....