Консультация для родителей - "Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией в психофизическом развитии"
консультация

Рожкова Ольга Викторовна

«Рука – это вышедший наружу мозг человека».  И.  Кант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией в психофизическом развитии».

 «Рука – это вышедший наружу мозг человека».

И.  Кант

Движение пальцев и кистей рук для ребенка имеют особое развивающее воздействие. У новорожденных кисти рук всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает; однако эти манипуляции ребенок совершает на  рефлекторном уровне, т.к. его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Восточными медиками доказано, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, а мизинца – на сердце.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, следует помогать ему координировать и ловко ими манипулировать. Следует обращать внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаш, правильно умываться. Например, если ребенок в четыре года не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

 

  • Движения,  сочетаемые с речью

 

Наиболее эффективней будет работа, если весь материал давать в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движений. Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

  1. Самомассаж подушек пальцев.

Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку – разминание только одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

  1. Самомассаж фаланг пальцев.

На каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца (на одну строку получается один палец). Порядок движений – от ногтевой фаланги и основанию пальца.

Вырос у нас чесночок,            (указательный)

Перец, томат, кабачок,            (средний) 

Тыква, капуста, картошка,      (безымянный)

Лук и немножко горошка.       (мизинец)

Овощи мы собирали,                (мизинец)

Ими друзей угощали,               (безымянный)

Квасили, ели, солили,               (средний) 

С дачи домой увозили.             (указательный)

Прощай же на год,                    (большой левый)

Наш друг – огород!                   (большой правый)

3.    «Щелчки».

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку один палец.

Поднял ушки бурундук.                      (мизинец)

Он в лесу услышал стук:                     (безымянный)

- Это что за громкий стук,                   (средний)

Тук да тук, тук да тук?                         (указательный)

- А пойдем, - сказал барсук, -              (большой)

Сам увидишь этот трюк:                      (большой)

Это дятел сел на сук                             (указательный)

И без крыльев и без рук                       (средний)

Ищет он, где спрятан жук, -                (безымянный)

Вот и слышен перестук!                      (мизинец)

4.   «Эспандеры».

Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

 

5.   Соединение одноименных пальцев. На каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев:

На базар ходили мы                     (мизинцы)

Много груш там и хурмы,           (безымянные)

Есть лимоны, апельсины,           (средние)

Дыни, сливы, мандарины.           (указательные)

Но купили мы арбуз -                  (большие)

Это самый лучший груз! 

(все пальцы сжать в кулак, а   большие подняты вверх)

  • Кинезиологические  упражнения

Кинезиология -  наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

1)  «Кулак – ладонь».

 Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, не следить за тем, чтобы сжатия-разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак,

Все быстрее делай так.

2)   «Оладушки».

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая –ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускоряются.

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3)   «Ухо - нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 

4)  «Лягушки».    (кулак – ладонь - ребро)

Три положения руки на столе или на коленях последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками одновременно):

Лягушка    (кулак)  хочет    (ребро)    в пруд   (ладонь),

Лягушке   (кулак)   скучно  (ребро)    тут     (ладонь)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей на тему: «Игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук».

Консультация для родителей на тему:«Игры для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук»....

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....

Консультация для родителей «Су-Джок-терапия» с массажным мячиком и колечком для развития мелкой моторики у детей»

laquo;Су-Джок-терапия» с массажным мячиком и колечком для развития мелкой моторики у детей»                          ...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...