ГОРОДА ЯМАЛА
материал

МБДОУ "ДС "Сказка" город Муравленко

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Мой край родной-Ямал»

ЗАДАЧИ.

Образовательная.

Дать детям определённый уровень знаний о Ямале. Знакомить детей с картой Ямала, столицей округа. Дать детям представление о городах, входящих в состав ЯНАО. Знакомить детей с государственной символикой округа (герб, флаг). Расширить знания детей об основных профессиях в округе (газовики, нефтяники, о коренных народах Севера

Развивающая.

Развивать любознательность и речь. Совершенствовать умение играть в командные игры.

Воспитательные.

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей; учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней;

Предварительная работа. Рассказы воспитателя о жизни и труде ненцев. Чтение ненецких сказок, заучивание стихотворений. Разучивание подвижных игр народов Севера. Рассматривание физической карты России, уточнение местонахождения ненецкого полуострова, Ямал

Наглядный материал и пособия: Атрибуты к подвижным играм: маска волка, маска совы, шапочки олених, оленят, мышей, бубен.

1. Национальные ненецкие костюмы.

2. Музыкальное сопровождение: песни ненецких авторов (спокойного и живого характера)

3. Географическая карта России.

Ход занятия.

Дети заходят в зал под ненецкую народную музыку и садятся полукругом.

Воспитатель. Ребята, я хочу Вас пригласить в интересное путешествие по нашему северному краю на оленьих упряжках. Ребята,а вы знаете что такое оленья упряжка?

Дети. Оленья упряжка – легкие санки. Которые везут олени.

Воспитатель. Правильно их еще называют «Нарты» Ну,что готовы отправиться в путешествие?

Дети. Да

Воспитатель. О нашем чудесном крае сложено много стихов и песен, написано рассказов, а также народом сочинены сказки. Послушайте стихотворение о нашем Ямале.

На Крайнем севере, ребята,

Сиянием небеса объяты.

Страна снегов, и льдов страна,

Она чудес и тайн полна.

Охотник белый, косолапый,

Свой черный нос прикрывши лапой,

За нерпой спящею следит.

Песец куда-то семенит,

Держа в зубах свою добычу…

Кого-то чайки в небе кличут,

Волков полярных жуткий вой…

Совы полярной клюв кривой…

Вот в воду с края толстой льдины

Ныряют шустрые пингвины.

Здесь воздух свеж, чиста вода!

Не съездить ли и вам сюда?

Воспитатель: Слово «Ямал» означает: «Я» — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли.так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ»

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере Западно-Сибирской равнины. Велик Ямал: на юге раскинулась обширная тайга, а на Севере – полярная тундра.давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережье рек, тайгу. И живут они большими семьями в стойбище.

А вы знаете, что означает слово «стойбище»? Может кто – то из вас объяснит значение этого слова

Дети: затруднились (варианты ответов)

Ребята, коренные жители в основном проживают в тундре в чумах, по несколько семей – это и называют стойбище. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осетра, муксуна – ханты. Лесные ненцы – охотники, рыбаки, оленеводы. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ, живущий одной жизнью с природой. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушистые звери, много грибов, ягод.

Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, длится около 8 месяцев. Лето тёплое и короткое.

Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.

Физминутка

Ямал наш край,

Ямал- наш дом,

Ямал – наша малая родина.

Ребёнок: Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому, что здесь наш дом

Мы на Севере живём.

Воспитатель: Ребята, как называется столица нашего округа?

Дети: Столица нашего округа город Салехард.

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько в округе городов?

Дети: В округе восемь городов.

Воспитатель: Назовите эти города.

Дети: Ноябрьск, Салехард, Муравленко, Губкинский, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Лабытнанги.

Воспитатель: А мы с вами в каком городе живем?

Дети: Новый Уренгой.

Воспитатель: Молодцы! Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала: флаге и гербе. Посмотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации.

Красный цвет – цвет мужества, силы.

Белый цвет – цвет чистоты, мудрости.

Сине- голубой цвет – цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизни коренных народов Севера медведя. В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных четырех лучах того же металла, из которых левый короче остальных; щит увенчан традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым же пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита серебряные полярные медведи с червлеными пастями и с черными носами и когтями, стоящие на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.

Воспитатель:– Какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: – Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.

Воспитатель: Ребята,как вы думаете, любят играть дети коренных жителей?

Дети: Да

Я вам предлагаю поиграть игру:

«Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки.

(Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.)

Воспитатель: А еще на ЯМАЛе на огромных просторах тянется тайга. Тайга – это очень большой хвойный лес. Сосны, кедры, ели, изредка встречается берёза. Царство колючей хвои. Тропы в лесу выбиты звериными лапами, изредка встречаются следы человека. Ребята скажите мне пожалуйста какие ягоды растут у нас на Ямале?

Игра «Сбор ягод». На полу рассыпаны ягоды (шарики) разного цвета. Одна команда собирает красные (брусника, другая –желтые (морошка, третья –черные (черника). Берем по одной ягоде в руку и кладем в корзину своего командира.

Воспитатель: Ребята давайте проверим насколько вы, дети, внимательны, наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам предстоит разгадать загадки на тему «Живая природа».

1. По ночам она летает,

Вкусных мышек промышляет.

Днем на кочке сидит,

С закрытыми глазами спит. (сова)

2. По мхам он ходит и траве,

Носит лес на голове.

Рогами защищается,

От врагов спасается. (олень)

3. Ночью очень чутко спит,

Оленье стадо сторожит,

Волков отгоняет,

И на охоте помогает. (собака)

4. Кто в жестокую пургу,

Роет норку в снегу,

В снежок зарывается,

От холода спасается? (куропатка)

5. Ушки на макушке,

Хвостик как пушок,

Очень симпатичный

Маленький зверек. (белка)

6. Какой петух

Порою глух?

Сел на елку на сучок

Бороды торчит клочок,

Как летун он плоховат,

А порою – глуховат. (глухарь)

Игра «Меткий охотник» - сбить мячом кеглю - для команд

Воспитатель: Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, о своей малой Родине.

Начинаем викторину. Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли)

2. Столица Ямала? (г. Салехард)

3. В каком округе мы живем? (Ямало-ненецком)

4. Что изображено на гербе, флаге Ямала?

5. Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы)

6. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой)

7. Чем богат наш край? (пушниной, газом и т. д.)

Кто не бывал в тундре Ямала,

Я приглашаю вас сюда.

Сейчас она не снежная пустыня-

Полюбите наш край наверняка.

Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит нас неласковая вьюга,

В любой зайдете чум – вас ждут всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд:

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

Интернет- ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-podgotovitelnoi-grupe-moi-krai-rodnoi-jamap.html



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мы на Севере живём» для детей старшей группы

Задачи:

Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре;

Закрепить знания детей о природе Ямальской земли, о растениях, животных; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте

Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты), их образе жизни; Расширить представление детей о значении и роли оленей для человека;

Развивать связную речь детей, любознательность;

Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него Предварительная работа: Чтение рассказов ,сказок о Севере, проведение национальных игр, заучивание стихотворений; знакомство с основными промыслами(охота, рыболовство, оленеводство; Знакомство с орнаментами народов Севера

Демонстрационный материал: картинки с изображением животных Севера:, песня «Мы поедем мы помчимся… »; проектор, ноутбук, экран, презентация «Мой край родной»

Здравствуйте ребята ! Сегодня к нам на занятие прилетел Карлсон, и он оказывается, ничего не знает о Крайнем Севере. Давайте мы с вами расскажем и покажем, где мы с вами живём.

Воспитатель: Скажите как называется наш округ ?

Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Воспитатель: Столица нашего округа?

Дети:Город Салехард.

Воспитатель: На какой реке стоит наш город?

Дети: На реке Обь

Воспитатель: Как называется наш город?

Дети: Салехард

Воспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове?

Дети: Надым.

Дети: Новый Уренгой.

Дети: Муравлено.

Дети: Лабытнанги.

Дети: Губкинский

Воспитатель: Как переводится с ненецкого языка слово «Ямал»?

Дети: Край земли .

Воспитатель: Правильно ребята, скажите, какие коренные жители живут на Ямале?

Дети: Ханты, ненцы, сель купы.

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас ребята мы с вами отправимся на экскурсию в тундру к жителям Севера. И расскажем Карлсону все , что мы знаем о Севере.

Скажите, на чём мы с вами можем отправиться в тундру?

Дети: На оленях.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что в тундре много снега и машины не смогут проехать по глубокому снегу, а основным транспортом передвижения ненцев являются олени .

Воспитатель: Кто сможет Карлсону рассказать о Северном олене

Дети: Северный олень это могучее, красивое животное…..

Воспитатель: Георгий нам рассказал о северном олене, скажите, а как называют маму олененка?

Дети: Важенка.

Воспитатель: Кто расскажет про важенку?.

Дети: У важенки, как и у оленя, есть рога, белая или серая густая теплая шерсть, крепкие сильные ноги на ногах копыта. Копытами важенка разгребает снег, находя корм для себя и своего олененка. Олени помогают своим хозяевам выжить в тундре.

Помогают перевозить груз, дрова, возят охотников на охоту. Олень очень трудолюбивое животное и очень красивое.

Игра «Хлопни раз, хлопни два»

Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост». Молодцы ребята!

Воспитатель: А вот и могучий красавец Севера олень (показ презентации «Мой край

родной» И так поехали.

Музыкальное сопровождение Песня «Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним» в исполнении группы «Самоцветы»

Воспитатель: А пока мы с вами едем, давайте вспомним, какие ягоды растут на

Севере, и какую пользу они приносят.

Дети: В тундре растет морошка, брусника, голубика, клюква, черника.

Воспитатель: Во всех этих ягодах много витаминов .Черника улучшает зрение, клюква её еще называют «северным лимоном» используют при различных простудных, воспалительных, инфекционных заболеваниях, для снижения температуры, морошку используют для поднятия иммунитета, бруснику и голубику используют при заболеваниях желудка, почек, печени . ( просмотр презентации).

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались возле жилища ненцев.

Как называется их жилище?

Дети: Чум.

Воспитатель: А какую форму имеет чум?

Дети: Чум имеет форму конуса и покрыт шкурой оленя .

Воспитатель: Чум ставят, обычно женщины – ненки. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ненцы выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега.

Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают железную печку – тюмю. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ненцы плетут из веток ивы.

В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу.( просмотр презентации)

Воспитатель: А вот и хозяйка чума девочка Хо мани. Давайте поздороваемся.

Ребята Хо мани хочет рассказать вам о ненецких играх, в которые они играют с детьми:

Игра «Каюр и собака». На противоположных концах зала кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берут за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому

Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура.

Подвижная игра «Ловля оленей».

Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель, снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки

Поймать оленя в круг

Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться из круга

Подвижная игра «Хейро» в переводе с ненецкого языка хейро это солнце.

Правила игры: Дети идут по кругу приставным шагом. Руками делают

равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”, хейродолжен их коснутся. До кого дотронулся тот выходит из игры.

Игра «Важенка и оленята»

На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины –

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду.

На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи).

Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

(показ презентации, игры «Каюр и собака», «Важенка и оленята»,

«Ловля оленей» , «Хейро» и предлагает поиграть в ненецкие игры

Воспитатель: Ребята Хо мани предлагает поиграть в ненецкую игру «Важенка и оленята».

Воспитатель: Ребята мы с вами поиграли, а в остальные игры мы с вами поиграем на прогулке. Нам надо дальше продолжить нашу экскурсию и познакомить Карлсона с жизнью народов Севера.

Скажите, чем занимаются коренные жители Севера?

Дети: Коренные жители Севера занимаются охотой, рыболовством, оленеводством.

Воспитатель: Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом.

Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название. (показ)

Попробуйте эти названия угадать.

1.Черная птица меня не боится,

Моргнет удивленно и каркнет … (ворона)

2.Наступил мой каблучок

На березовый … (сучок)

3.Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней,

Пышный хвост её краса

Это хитрая …(лиса)

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки.

Воспитатель: Ребята, а какую одежду и обувь они носят?

Дети: Они носят малицу, ягушку, кисы, шьют их из шкуры оленей.

Воспитатель: Ребята народности Севера очень гостеприимный народ . Они встречают дорогих гостей и обязательно угощают .Хо мани хочет вас угостить полезной и вкусной ягодой брусникой.

Ребята давайте попрощаемся с Хо мани .Скажем ей спасибо , сядем на своих быстрых оленей и опять окажемся в детском саду. Закрываем глаза (под музыку).

Вот мы с вами и в садике Карлсон благодарит вас за то, что вы так много нового рассказали ему о Севере. Он прощается с вами ему надо дальше лететь и узнать, что же интересного есть в других странах.



Предварительный просмотр:

Мой родной Ямал

Цель: воспитание любви к родному краю и уважение к традициям и обычаям своего народа.

Задача: развитие познавательных интересов, речи, раскрытие творческих способностей дошкольников.

Оформление: выставка книг о Ямале, рисунков, карта ЯНАО, картинки о жизни и быте коренных народов Ямала., запись песни «На холодном Ямале».

Ход мероприятий: 

Звучат позывные инзеледа-инзеледа, слово «диктору» на ненецком языке, на ханты языке, на коми-зырянском языке – поздравления с Днем рождения округа (запись)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Перевод на русском языке: Сегодня у нашего округа День рождения, 10 декабря образовался Ямало- Ненецкий автономный округ. Поздравляю вас всех с Днем рождения округа, желаю  здоровья, уважать и слушаться старших. С Праздником! 

ВОСПИТАТЕЛЬ

Стихотворение Л.Лапцуя:

-Где б я ни бодрствовал,

Где бы ни спал,

Я вижу тебя

Мой далекий Ямал.

Я вижу тебя

Наяву и во сне,

Дыхание твое

Пламенеет во мне.

Строкою и песней

К тебе я спешу,

Я имя твое

В своем сердце ношу.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята , что же  означает слово «Ямал»?

Ямал – это название полуострова. Ямал переводится с ненецкого на русский – край земли. В настоящее время по имени полуострова Ямал стали называть весь округ. Ямал – суровый сибирский край, на побережье Ледовитого океана. Ямал- это одно из мест на земле, где люди сохранили традиционный кочевой обряд жизни, где северный олень- и пища, и транспорт, и дом, и одежда, где гостеприимство – закон выживания в бескрайней тундре, а подарок – знак искреннего уважения. Ямал- это регион известный во всем мире. Богатейшие запасы газа в Надымском районе – это центр газодобывающей промышленности: в Пуровском районе- более ста месторождений газа, в Ямальском районе - крупнейшие месторождения: Бованенково, Харасавэй, в Тазовском районе –большая разведка еще впереди.

Стихотворение «Приезжай»:

-Ты не видел тундры? Приезжай!

Если встретит холодом она,

Если вьюга зарычит, страшна,

Словно моря Карского волна, -

Не пугайся, словно горностай,

Не кидайся в снежные бугры

Неумелым лыжником с горы.

Ясным взором посмотри вокруг,

Полной грудью свежести вдохни,

Бодростью наполнится твой дух,

В тундре – век двадцатый, наши дни.

Сядешь в нарты, что летят стрелой,

Или в сизокрылый самолет, -

В тундре, под полярною звездой,

Где живет мой маленький народ.

Жар гостеприимства сохраняя,

Обогрет ты будешь без огня!

ВОСПИТАТЕЛЬ:

-Ямал: холодный, но приветливый.. Зима холодная, зимой настоящая белая пустыня, лето – теплее, но короткое. На Ямале мы можем видеть самое красивое зрелище – северное сияние, летом –северный день, зимой –полярную ночь. Как не любить такой край?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте поиграем. Проведем маленькое состязание. Разделимся на 2 команды. Будем играть в игры народов Севера ( первые три игры).

Первая игра  называется она «Тунумиу»

Игроки садятся спиной друг к другу, вытянув ноги. Здесь проведены две линии на расстоянии одного метра от носков каждого игрока. По сигналу каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Их спины должны касаться друг друга на протяжении всего состязания.

Вторая игра «Кто кого перетянет»  - в этой игре простое и доступное содержание, в ней можно помериться друг с другом силами.

На площадке проводится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила игры простые: начинать перетягивать палку только по сигналу, во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

Третья игра игра «Сбор ягод».
На полу рассыпаны шарики (ягоды), стоят две корзины.
Задание: Чья команда быстрее соберет шарики (ягоды). Одна команда собирает красные (брусника), другая − желтые (морошка).

Четвертая игра «Сложи пазл» (герб и флаг Ямала)

Награждение. Ребята, вы молодцы. Победила дружба! (Вручение всем медалей.)

ВОСПИТАТЕЛЬ:Ребята, широко на Ямале отмечается праздник, посвященный медведю. В этот день про медведя рассказывают сказки, сказания, легенды. Люди устраивают в честь медведя, небесного зверя, обрядовый праздник, ведь медведь не только земной зверь, но и небесное существо.

Ненецкая сказка

Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом. Он сказал:

- Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?

Бурый ответил:

- Когда она у тебя была, земля-то? Твоё место в море! Твоя земля - льдина!

Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба. Боролись до полудня- никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал:

- Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увёртливее. Поэтому никто из нас верха не возьмёт. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья.

Белый медведь сказал:

- Верно, мы братья. И делить нам нечего. Земли наши неоглядны.

Лесной медведь сказал:

- Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Морской медведь сказал:

- А мне нечего делать в твоих лесах. Да я туда никогда и не заходил! Давай жить каждый на своём месте и не мешать друг другу.

Лесной медведь пошёл назад, в лес. Морской медведь остался на берегу моря.

С тех пор хозяин леса живёт в лесу, хозяин моря живёт в море. И никто друг другу не мешает.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ямал –это люди добрые, отзывчивые, гостеприимные, трудолюбивые, талантливые, искренние, любящий свой край. Более 100 национальностей проживают на территории округа. Издавна проживают на этой территории: ненцы, ханты, коми, селькупы. Ямал – наша с вами Родина, наш общий дом. Столицей Ямала является город Салехард. Ямал –земля, которая нам с вами хранить, беречь и украшать, для этого вы должны быть здоровыми, умными, грамотными, любить своих близких: маму, папу, бабушку, дедушку, любить свою Родину, свой родной уголок, который называется –Ямал.

Судьба твоя светла Ямал,

И пусть живут в веках

Седая Обь, седой Урал,

И добрый Салехард!

 

Песня «На холодном Ямале» (ЗАПИСЬ)

-По  всей стране звенят капели

И наступают холода,

Ну а здесь - пурга и стужа,

Только это не беда!

И со всей страны огромной

Люди разные сюда

Приезжают на полгода-

Остаются навсегда!

На Полярном Урале

Если вы не бывали,

Приезжайте скорей.

Вы не бойтесь метели,

Вас в морозы согреют

Очень теплые души

Северных людей.

Список использованной литературы:

Иванова С.Н. Мой родной Ямал // Совушка. 2017. N1(7). https://kssovushka.ru/zhurnal/7/



Предварительный просмотр:

Конспект НОД (занятия) по ознакомлению с окружающим миром

для детей средней  группы  «Город Ноябрьск»

Программное содержание:

-дать представление о родном городе, как части огромной страны России;

- дать представления о возникновении и развитии города, его достопримечательностях; учреждениях, обеспечивающих жителям досуг и комфорт.

-воспитывать чувство привязанности и восхищения к родному городу.

Оборудование: фотографии деревянного дома,  достопримечательностей города, парка культуры и отдыха; клей, бумага формат А-4, геометрические фигуры, клеенка.

Ход организованной деятельности

Воспитатель:

Расскажу я вам, друзья,

Про красивый славный город!

Здесь живет моя семья,

Этот город всем нам дорог!

Любим  мы по улицам

Весело гулять,

Разноцветною листвой

Друг друга в парке осыпать!

Как прекрасен город наш,

Осенью и летом,

В зелень убраный весной!

Чистый, светлый и уютный!

Радует он глаз,

И зимой морозной, вьюжной!

- Ребята, вы догадались о чём мы сегодня с вами будем беседовать?

(Выставляет картину с изображением города).

- А как вы догадались, что на этой картине город? (В городе много высоких домов, больших улиц, ездит транспорт, много людей и магазинов) (если дети затрудняются, то выставить рядом картину с изображением деревни, сравнить)

Рассматривают обе картины одновременно, сравнивают

А в каком городе живём мы с вами? Как он называется? Почему он так назван?

- Ноябрьск- это наша с вами Родина, часть огромной страны – России. Здесь мы родились и выросли. Мы должны любить свою Родину и гордиться ею. Название города происходит от названия месяца ноябрь, так как строительство посёлка нефтяников развернулось в ноябре.

 У нашего города очень богатая история. У него есть свой флаг.

Воспитатель:

- Мы сегодня с вами погуляем по нашему городу.

Дети, город, в котором вы родились и живёте – это ваша малая Родина.

Воспитатель:

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Руки матери твоей

Звон дождей и шум ветвей

И в кустах смородина –

Это Родина твоя.

Ребята, вы хотите ознакомиться с его достопримечательностями?

Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию по городу.Я буду экскурсоводом, а вы экскурсантами. Я буду рассказывать, а вы смотреть.

Фото деревянного дома.

Давным-давно нашего города не было, не было таких высоких домов, не было школ, детских садов и заводов. А было на этом месте небольшое поселение и были в нём вот такие деревянные дома, а вокруг лес.

 Сначала поселение было маленькое, вот такое. Но приезжали новые люди, образовывались новые семьи, они строили новые дома. Постепенно поселение разрасталось и превратилось в город Ноябрьск, вот такой (показ картины старых домов)

 - Ну, а теперь наш город стал большим и красивым, вот таким

Фото достопримечательностей

Фото парка культуры и отдыха.

- Ой, куда же мы попали, дети? Вы там были? (Рассказы детей). Какие аттракционы есть в парке? (Ответы детей).

Правильно: колесо обозрения, карусели, машины, работающие от электричества и лодка... А давайте мы прямо сейчас и здесь покатаемся на каруселях.

Подвижная игра «Карусели».

Карусели, карусели!

Мы с тобою в лодку сели

И поплыли. (Дети работают вёслами, (также дети садятся в машину, самолёт, ракету). В конце: «и наконец – прилетели».

Воспитатель:

-Вы,наверное, побывали с родителями во многих местах города. Расскажите, где вы побывали с родителями, и что интересного видели?  Какие интересные слова можете сказать о нашем городе? (Красивый, большой, чистый, молодой, зеленый, знаменитый.)

На чем можно путешествовать по городу? (автобус, машина)

Мы отправляемся в путь и едем по улицам нашего города.

Что вы видите? (едут машины!)

Какая это улица? (широкая большая, асфальтированная)

Мы прибыли к первой остановке-любимому месту всех горожан-детскому парку. Любите вы бывать в детском парке? Что есть в этом парке?

Что делают в кинотеатре?

Кто из вас был в кинотеатре?

Какие фильмы смотрели?

 Что есть в залах кинотеатра?

Как надо себя вести в кинотеатре?

Расскажите, что вы знаете об этом месте? Найдите на картине знакомое место в городе.

Ноябрьск строили, люди разных профессий. Они старались, работали хорошо, чтобы в городе удобно было жить, чтобы он был очень красивый и большой.  Если каждый житель будет делать для города что-нибудь хорошее, он станет еще краше.

Используемая литература:

Дыбина-Артомонова О.В.,  Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1997

Дыбына О.В.  Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру.- М.: ЛИНКА_ПРЕСС,2000.

Интернет – ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/19/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-konstruirovaniyu-moy-gorod

http://www.maam.ru/detskijsad/moi-gorod-chaikovskii.html

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/10/11/istoriya-goroda-noyabrska

https://www.facebook.com/noyabrsk.yamal

http://mamamozhetvse.ru/stixi-pro-gorod-dlya-detej-14-luchshix.html

http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia1235.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Ямал"

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…» образование ямала электронный журнал №5 2014 год http://yamal-obr.ru/articles/na-karte-yamala/

Цель: Воспитание у детей любви к родному краю.        Задачи развития:Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгос...

развлечение ко дню Ямала "Наш Ямал!" на примере игры "Счастливый случай"

воспитание у детей чувства патриотизма, развитие знаний о своём крае...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...

Конкурсно-интелектуально мероприятие "Тайны Ямала " Посвящено 90-летию Ямала.

Данное мероприятие направлено на празднование посвященное 90-летию ЯМАЛА,формирование представления у учащихся о жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих ЯНАО, развитие познавательного ...

Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".

  https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...