Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)
проект (подготовительная группа)

Каюмова  Светлана  Хабибуллаевна

Тип проекта:

  •  Познавательно -творческий
  • долгосрочный

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

Интеграция образовательных областей:

В процессе работы по реализации проекта обеспечивается интеграция всех образовательных областей (в соответствии с ФГТ).

Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

•  Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, представлений об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.

•  Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической; развитие речевого творчества.

•  Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

•  Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.

 

Цель проекта: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями.

Задачи проекта:

-Познакомить  детей  с значимыми профессиями людей на  крайнем  Севере.

-Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.

-Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.

-Определить значимость профессий.

 

Форма и методы  реализации проекта.

  • Групповая и индивидуальна работа  с детьми
  • Выставка  творческих работ в группе и  ДОУ
  • Консультации  для педагогов
  • Публикация на  сайте ДОУ
  • Оформление  предметно- развивающей среды
  • Участие  во  всероссийских и  муниципальных творческих конкурсах.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii_yamala.docx596.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аист»

Проект «Мой край родной  Ямал»

( Профессии  Ямала)

https://proreligiu.club/wp-content/uploads/2018/12/xanty-mansiyskaya-eparxiya-39.jpg

Разработала педагог: Каюмова С.Х

Тип проекта:

  •  Познавательно -творческий
  • долгосрочный

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

Интеграция образовательных областей:

В процессе работы по реализации проекта обеспечивается интеграция всех образовательных областей (в соответствии с ФГТ).

Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

•  Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, представлений об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.

•  Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической; развитие речевого творчества.

•  Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

•  Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.

Цель проекта: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями.

Задачи проекта:

-Познакомить  детей  с значимыми профессиями людей на  крайнем  Севере.

-Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.

-Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.

-Определить значимость профессий.

Форма и методы  реализации проекта.

  • Групповая и индивидуальна работа  с детьми
  • Выставка  творческих работ в группе и  ДОУ
  • Консультации  для педагогов
  • Публикация на  сайте ДОУ
  • Оформление  предметно- развивающей среды
  • Участие  во  всероссийских и  муниципальных творческих конкурсах.

Пояснительная записка

“Ты вспоминаешь не страну большую,

                                                которую изъездил и узнал.

                                                          Ты вспоминаешь Родину такую,

                                                                    какой её ты в детстве увидал”

                                                                                                   К.Симонов

           И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

          В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.  

        Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности.

           Поэтому был разработан долгосрочный социально значимый  проект для детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан сроком на 1 год.

Проект  разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Закон РФ "Об образовании".

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Конституция РФ.

4. Закон "Об образовании ЯНАО"

5. Устав МДОУ.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

7.Локальные акты дошкольного учреждения.

Актуальность

              Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся  система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации   личности, который охватывает и дошкольный период.

              Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются    самые первые понятия о доброте, красоте, труде человека на крайнем севере.

                  Мы знаем, что дошкольное детство - это тот период жизни ребенка, когда закладываются основы трудовой деятельности, культуры труда личности, что определяет ее воспитанность и трудолюбие в будущем.

                 Крайней север  в душе  русского человека всегда вызывает восхищение, смешенное с желанием покорить этот сказочный и такой недоступный для людей мир. Специфика  этого  региона накладывает свой отпечаток на востребованные профессии, здесь развита в основном добывающая промышленностью.

                Нередко дети дошкольного возраста не имеют представления о  значимых профессиях людей живущих на Крайнем севере, как называется та или иная профессия, какую роль играет  труд  в жизни людей, о пользе.

               Мы решили провести работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями в виде проекта. Работа в системе, по одной теме помогла нам дать детям более глубокие знания о  значимых профессиях  людей  и закрепить их.

Проблема: недостаточная информированность детей о значимых профессий людей крайнего севера.

Описание проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме.
Составление плана работ над проектом.
Подбор наглядного и дидактического материала.

Основной

- беседы: «Край, в котором мы живём», «О чём расскажет нам олень», «Коренные жители Севера», «День работника  нефтяной промышленности»,

« День оленевода», « День работника  лесного хозяйство», « День  газовика», « Праздник народов  Севера»

-чтение сказок, легенд коренных народов Севера.

-НОД  «Легенда о Севере»;

 «Природа нашего края»;

- Круглый стол « В интересном мире Северных профессий»

- Тематические стенды, макеты (нефтяная вышка, нефтяной газопровод, речного порта ( баржа, корабли и т,д), железнодорожная станция.

- Мини  музей  (исторические работы на  крайнем Севере)

- рассматривание карты, глобуса, фотографий, иллюстраций, книг о крае, национальных костюмов народов Севера;

Игровая деятельность:

- сюжетно-ролевая игра «На нартах по снегу», «Путешествие на север», « Охотники и олени»,

  И. т,д

дидактические игры: «Путешествие по Северному краю», «Угадай-ка что за профессия» - по схемам, «Узнай по описанию орудия труда».

-разучивание игр коренных народов Севера: «Оленята», «Оленьи упряжки», «Чум», «Белый шаман», «Каюр и собаки».

-  фотовыставка «Трудовая деятельность людей крайнего Севера».

-слушание песен народов Севера;

-Тематические стенды по  теме.

- Выставка рисунков

- Создание альбома «Значимые профессии   людей  на крайнем Севера»

Работа с родителями:

- беседы и консультации по темам проекта,

- участие в конкурсе макетов, в конкурсе поделок «Мастерим из бросового материала»;

- привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.

Заключительный

Подведение итогов о проделанной работе (защита проекта), презентация «Мой край родной  Ямал»  (Значимые профессии  Ямала)»

План работы с детьми

Месяц

Тема  мероприятия

Совместная деятельность

Сентябрь

Беседа с детьми на тему «Жизнь людей на Севере». Задачи: познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей; формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.

Экскурсия «По тропинке мы пойдём».

Задачи: воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность; ознакомить детей с объектами экологической тропы; конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных; воспитывать культуру общения с природой.

Октябрь

Знакомство с профессией лесник

Проблемная ситуация «Если лесник перестанет заботиться о лесе… »

- Изготовление плаката «Этого не следует делать в лесу». Беседа «Зачем люди ходят в лес? ». Картина «лесник». Произведение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». Стихотворения Л. Зеленовской «Лесник», «Лес», пословица «Враг природы тот, кто леса не бережет», рассказ о леснике.

 карточки – задания:

- «Что мешает лесу?»

- «Спасите обитателей леса от наводнения»

Закрепить понятие «профессия». Напомнить название профессий. Уточнить представление о леснике – человеке, который заботится о лесе, о его обитателях. Воспитывать уважение к людям разных профессий. Развивать коммуникативные способности в процессе работы в группе, в парах

Ноябрь

НОД «Знакомство  с профессий рыболов»

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о профессии рыболова.

Задачи:

Познакомить детей с особенностями любительского и профессионального лова рыбы.

Дать представления о значимости труда рыболовов для общества.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»; рассматривание открыток с изображением рыб.

Оборудование: презентация «Откуда рыбка пришла», разрезные картинки, схемы-алгоритмы

Январь

Игра- викторина

«Все профессии нужны - все профессии важны»

Цель: Расширять знания детей о профессиях взрослых;

Формировать представление детей о значимости труда взрослых на крайнем севере.

Формировать представления о роли предметов в трудовой деятельности человека;

Активизировать в речи слова, понятия, обобщения, связанные с темой; закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения.

Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых.

Игра: «Угадайте, какая профессия у человека?» (воспитатель называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию)

Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.

Задачи:

- вызвать интерес к окружающему миру;

- расширять у детей представления о профессиях;

- обогатить словарный запас;

Февраль

 Знакомство с профессиями коренных жителей. Профессия оленевод. 

Задачи: познакомить с профессией оленевода, рассказать о нужности и важности этой профессии, закреплять знания об олене, их образе жизни. Воспитать интерес, активизировать словарь. Словарная работа: аркан, хорей, важенка.

П/и «Оленьи упряжки». Задачи: продолжать знакомить детей с национальными обычаями, играми народов Севера;

развивать координацию движений, глазомер, быстроту, ловкость, выносливость.

Март

Игра – квест «Путешествие в страну Трудолюбия»

Цель: реализовать игровую деятельность детей познакомить с новой информацией,

закрепить имеющиеся знания, отработать на практике знания и умения детей.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности для общества и детей;

Учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя пословицы и поговорки;

Познакомить детей с профессией гончар и роде его деятельности.

Развивающие:

Развивать зрительную память, слуховое внимание, познавательную активность;

Развивать воображение, мелкую моторику и координацию движений рук.

 «Альбом «Профессии бывают разные»

Цель: продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу; развивать творческое воображение, фантазию.

Апрель

 НОД «Капелька нефти и пузырек газа».

Программное содержание: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда.

Дидактическая игра «Что сделано из нефти?»

Цель: Расширять знания детей о пользе нефти для жизни людей. Развивать кругозор, внимательность, память.

Материалы:  Карточки с изображением предметов, сделанных из различных материалов

Правила игры: в игре участвуют от двух до четырёх детей. Выбрать карточки, на которых  изображены предметы, изготовленные из нефти.

Май

Конкурс знатоков «Путешествие в мир профессий».

( Крайнего севера)

Задачи: - закреплять знания детей о людях разных востребованных профессий крайнего севера;

- развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать навыки общения, взаимодействия, инициативности.

Изготовление книжек – малышек «Что я знаю о профессии…», «Кем я буду, когда вырасту».

Задачи: закреплять знания детей о людях разных профессии. Развивать творческую способность.

План работы  с родителями

Мероприятие

Цель

Сроки выполнения

Участие в празднике «День газовика».

Знакомство с главным праздником человека труда на севере. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

Сентябрь 2019 г.

Анкетирование родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

Выявление отношения родительской общественности к воспитанию нравственно-патриотических чувству детей.

Октябрь 2019 г.

Изготовление атрибутов для с/р игры «Родом из тундры».(профессия оленевода)

Вовлечь родителей к изготовлению атрибутов с целью развития интереса к ненецким традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к  профессии оленевода.

Декабрь 2019 г.

Мероприятия  с родителями детей  старшего дошкольного возраста на тему: «Расскажи о свей профессии» (в форме семинара практикума»

 Цель: Способствовать повышению компетентности родителей в воспитании детей посредством обмена информацией о современных профессиях в форме семинара-практикума.

Февраль 2020 г.

Проведение викторины с родителями на тему «Профессии на Ямале, важны и нужны».

Продолжать содействовать с родителями, с целью совместной работы по изучению профессии.

Март 2020 г.

Разработка детско- родительского мини проекта «Северный край, востребованные профессии».

Продолжать  знакомить  с востребованными  профессиями  северного края. Формировать познавательный интерес, воспитывать интерес,  развивать творческие способности детей.

Май 2020 г.

Для педагогов:

1. Создать информационную базу;

2. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родителей, воспитателей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов.

Для родителей:

1. Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.

2. Способствовать формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.

Литература:

1.        Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников . Методическое пособие . М.: ЦГЛ., 2005

2.        Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа, Екатеринбург, 1997

3.        Нина Ядне. Мы родом из тундры. М., 1999

4.        Т.А.Шорыгина. Беседы о русском Севере.

5.        Г.Чувашов. «Гыданский заповедник». С-Петербург, 2001

6.        Н.Журавель. Краеведение Ямало-ненецкого автономного округа. Новый Уренгой, ЗАО «Центр принт», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Свой край родной люби и знай"

Долгосрочный проект  по знакомтсву детей с родным краем рассчитанный на учебный год для детей подготовительной группы....

Проект "Мой край Алтай"

Краткосрочный проект для второй младшей группы детского сада, посвященный  75-летию Алтайского края...

ПРОЕКТ - сценарий: «КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА».120 – ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА. 2015г.

Дорогие друзья!Наша теплая, по - домашнему встреча, посвящена всенародно любимому поэту, тончайшему лирику – Сергею Александровичу Есенину.В руках у меня томик стихов.И только знакомые фотографии гово...

Познавательно-творческий проект «Сладковский край-любимый край»

В рамках реализации ООП ДОУ, ФГОС ДО, рабочей программы в нашей группе был реализован краткосрочный проект «Сладковский край-любимый край».Цели и задачи проекта.Цель проекта...

Проект "Любимый край- Алтайский край"

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Любимый край- Алтайский край", включающий в себя презентацию об Алтайском крае...

Проект "Мой детский сад" в рамаках проекта "Мой край Югра"

Актуальность выбранной темы: Детский сад является маленькой родиной для ребенка. Здесь  ребёнок проводит большую часть времени. В этом году воспитанники  нашей группы впервые пришли в дошкол...

Проект "Птицы нашего двора" (в рамках проекта " Мой край - Югра")

В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы...